закрыть
ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ

Данный сайт использует технологию cookie-файлов. Дальнейшее использование ресурса будет означать автоматическое согласие с нашей Политикой конфиденциальности.
Портал Воскресный день
Издательство «Белый город»
Контактная информация
(495) 641-31-00
(495) 302-54-13
Сегодня 21.09.2017
Книга дня
Шассерио Прокофьева М.
Картина дня
Мавританский танец Шассерио, Теодор
Воскресный день » Авторская колонка »

Восьмого февраля родился знаменитый английский портретист Джордж Доу, которым по праву гордится не только европейская, но и отечественная школа изобразительного искусства

08.02.2017
В.А. Голике. Автопортрет с семьей и с Джорджем Доу

 Благодаря великим художникам, работавшим в жанре портрета, увековечившим черты современников, мы имеем возможность познакомиться с людьми ушедшей эпохи, понять их характеры, разглядеть детали костюма и прикоснуться к их неведомой внутренней жизни. Написанный с фотографической точностью, живописный портрет, благодаря психологическому проникновению в личность портретируемого, являет нам срез времени и характера, помогает понять эпохальные события и роль личности в истории.
    В отношении таланта Джорджа Доу (08.02.1781–15.10.1829) эпитет «блестящий» не будет избыточным. Замечательный английский художник (Пушкин называл его «Георг Дау») ныне почти забыт у себя на родине в Англии, да и в России кроме специалистов, мало кто помнит это имя. Еще меньше тех, кто что-нибудь знает о его жизни и творчестве. А между тем «дивный карандаш» этого художника некогда так восхищал Пушкина, а позднее и юную Марину Цветаеву.

...Толпою тесною художник поместил 
Сюда начальников народных наших сил, 
Покрытых славою чудесного похода 
И вечной памятью двенадцатого года. 
                (А. Пушкин. «Полководец»)

   Великий портретист родился в Лондоне 8 февраля 1781 года в семье художника-гравера и карикатуриста. Получив первые и главные уроки у отца, художник обучается в лондонской Академии художеств. По окончании учебы (1803) работает как мастер репродукционной гравюры*, пишет исторические, мифологические и жанровые полотна в духе сентиментального романтизма**, в частности портреты английских генералов, отличившихся в битве при Ватерлоо.
       У себя на родине Доу быстро завоевал славу модного портретиста, и знатные люди стали заказывали ему свои портреты. Присутствуя на Ахенском конгрессе глав государств Священного союза (1818), художник был представлен Александру I, который пригласил его в Россию для работы над Военной галереей Зимнего дворца.  После триумфальной победы русской армии над Наполеоном император Александр I задумал создать Военную галерею, где были бы представлены портреты русских прославленных полководцев Отечественной войны 1812 года — Кутузова, Барклая-де-Толли, Багратиона, Раевского, Тучковых, Кутайсова, Дохтурова, Ермолова, Неверовского и многих, многих других славных сынов России.
       С 1819 по 1829 годы Доу жил в Петербурге и написал немало выразительных портретных образов: генерал-лейтенанта, поэта «Пушкинской плеяды» Дениса Давыдова, адмирала А.С. Шишкова, большие портреты фельдмаршала Кутузова, генерала Барклая-де-Толли и других героев войны 1812 года. Сегодня эти картины составляют целый огромный «военный зал» в Эрмитаже, где со стен его, с сотен поясных портретов (лишь некоторые написаны в рост) на зрителя смотрят красивые мужественные лица, «полные воинственной отваги», как сказал о них Пушкин. На груди, переливаясь, словно плавясь на свету, горят высокие награды родины, муар орденских лент, золотое шитье мундиров, аксельбантов, эполет… 
     Но почему портреты русских полководцев, национальной гордости русской армии, нарисовал по заказу Александра I художник-иностранец, специально для этого приглашенный из Англии, а не русский портретист, каких в России тогда было немало? Достаточно сказать, что в расцвете сил находились П.Ф. Соколов, В.А. Тропинин, братья К.П. и А.П. БрюлловыО.А. КипренскийВ.И. МошковР.М. Волков и еще по крайней мере полдюжины первоклассных мастеров, вышедших из школы РокотоваЛевицкогоБоровиковского. Трудно представить, что у российского монарха было предубеждение против отечественных портретистов, чьи таланты высоко ценились в Европе, а сам Александр только что восторгался картинами русских художников. Лейпцигское сражение В.И. Мошкова (1815 год), на переднем плане большого полотна — Александр I и Барклай-де-Толли верхом на лошадях. Именно после этой работы Мошков становится академиком живописи. Или «Портрет Александра I» художника Р.М. Волкова. Император в рост, волосы гладко зачесаны, виски колечками, на груди Андреевская звезда и лента, орден Георгия в петлице. Портрет нравится государю (на нем он «сходнее прочих») и он «Высочайше жалует» художнику громадную сумму — семь тысяч рублей.
    И тем не менее выполнение специального императорского заказа было поручено иностранному художнику. Не странен ли такой поворот событий? Ответ на вопрос, скорее всего, надо искать в политике, которая оказалась важнее патриотизма.  Атмосфера встречи в Ахене была дружественной, в воздухе витал и ощущался дух исключительной роли Англии в окончательном крушении Наполеона.  Англичане успели многое сделать и для увековечения своей победы: на холме Сен-Жен при Ватерлоо, где располагалась ставка Веллингтона, они возвели Памятник победы, а в европейских столицах провели выставки портретов своих героев кисти Джорджа Доу. Полагая себя, Россию, свой народ главным победителем Наполеона, Александр I решил создать галерею русских полководцев 1812 года, подобную английской, и для выполнения этой работы пригласить Джорджа Доу, чтобы та же кисть, которая прославила героев Англии, прославила и русских героев, и Россию перед Европой и всем миром. Условия были предложены «королевские», и маэстро, зная о России лишь понаслышке, без колебаний принял предложение российского монарха и не мешкая отправился в путь. Выехав из Лондона в январе 1819 года, художник заехал в Германию, в Веймар, к Гёте, написал его портрет и двинулся дальше.
     Доу работал на одном дыхании, быстро и неистово. Каждые три-четыре дня появлялся очередной портрет. Современники отмечали, что художник мгновенно схватывал суть образа, и вскоре портрет становился узнаваемым — сходство было поразительным, и это всех удивляло. Ему позируют живые герои, а погибших и умерших к тому времени он пишет по сохранившимся в семьях изображениям и рассказам очевидцев. Порой Доу приходилось покидать столицу в поисках удачных изображений или описания облика героя со слов родных и близко знавших его. Так, для создания портрета Барклая-де-Толли, которого к тому времени уже не было в живых, пришлось изучить четыре имевшихся портрета кисти разных художников: Карделли (1809 год), Вендрамини (писавшего генерал-фельдмаршала дважды — в 1809 и 1812 годах) и Зенфа (портрет, созданный с натуры в 1816 году и, по свидетельству очевидцев, очень похожий на фельдмаршала, и гравюра с него). Поэтому за основу и был взят портрет кисти Карла Зенфа, художника и гравюриста, профессора Дерптского университета. (Кстати, замечательный портрет Барклая-де-Толли, исполненный Джорджем Доу, вдохновил А.С. Пушкина на создание гениального стихотворения «Полководец».)
       Вскоре, однако, Доу понял, что исполнить гигантский труд ему не по силам, и запросил помощи. Художники с именем отказались от предложения, и тогда в помощь маэстро были предложены юные даровитые художники — Гейтман, Тон, В.А. Голике (1802–1848), а вскоре и А.В. Поляков (1801–1835), искусный крепостной художник, выкупленный на два года в мастерскую Доу за 800 «крепеньких» (рублей) у костромского помещика генерала Корнилова. (Впоследствии Александр Поляков получил вольную и стал свободным художником.) За десятилетие самоотверженного труда самим художником или совместно с Голике  и Поляковым  для галереи было выполнено 333 портрета.
        В 1820 году Доу был избран почетным членом Петербургской Академии художеств, а в 1828-м получил звание первого портретного живописца русского императорского двора. Члены царской семьи, придворные и министры, родовитые дворяне и гвардейские офицеры начали заказывать Доу свои портреты. 
       Современники отмечали и его колоссальное трудолюбие, скромность и любовь к затворничеству, и скорость и ловкость, с какой его кисть улавливала характерную наружность и манеры портретируемых им особ. Поэтому-то художник и успел написать всех, кто к нему обращался, по многу часов простаивая перед мольбертом то в своей мастерской, то в богатых домах частных заказчиков. Вскоре была создана целая мастерская, где трудились приехавшие из Англии граверы – младший брат его Генри Доу  и зять Томас Райт, которые исполняли репродукционные гравюры с произведений портретиста. Спрос на эти гравюры был невероятным: их приобретали сами изображенные для подарка близким, их родные, сослуживцы, а также учреждения, которые они возглавляли, учебные заведения, где они учились. 
       Мастер состоял не только членом петербургской и лондонской Академий художеств, но также был избран в венскую, флорентийскую, парижскую, мюнхенскую, дрезденскую и стокгольмскую Академии.
       Не успев закончить портрет великого князя Константина Павловича (в рост) и несколько портретов для Военной галереи, живописец уехал поправить пошатнувшееся  здоровье в Лондон, где и умер в октябре 1829 года. После смерти Доу его зять Томас Райт, приехавший в Россию по делам наследства художника, закончил начатый Доу портрет великого князя.
      Однако самым удивительном фактом биографии Доу  российского периода остается встреча с А.С. Пушкиным, которая состоялась весной 1828 года при необычных обстоятельствах. Грандиозный труд художника близился к завершению, когда Джордж Доу получил повеление от государя императора срочно покинуть пределы Российской империи. Доу навсегда уезжал из России. И надо же было так случиться, что 9 мая 1828 года А.С. Пушкин оказался спутником Доу на пароходе, отвозившем художника в Кронштадт, где уезжавшие за границу пересаживались на морские суда, следующие в Европу. Поэт и художник говорили, вероятно, о многом. Художник с интересом рисовал Александра Сергеевича в свой большой альбом, а Пушкин писал ему стихи  «Господину Дау»:

«Зачем твой дивный карандаш 
Рисует мой арапский профиль? 
Хоть ты векам его предашь, 
Его освищет Мефистофель. 
Рисуй Олениной черты 
В жару сердечных вдохновений, 
Ведь юности и красоты 
Поклонником быть должен гений».

«Арапский профиль» поэта остался, к сожалению, в альбоме маэстро и до сих пор не обнаружен. Где он? Утерян ли окончательно или хранится в чьей-нибудь английской коллекции?
Этому эпизоду есть подтверждение у первого биографа А. С. Пушкина П. В. Анненкова: «…Мы знаем с достоверностью только то, что в мае 1828 года он был в Петербурге и провожал тогда одного из своих приятелей за границу. На самом пароходе написано было стихотворение „To Dawe Esq-r“ („Господину Дау“) и в тетрадях Пушкина помечено: „9 мая 1828 года. Море“.
 Критически настроенные знатоки жанра отмечали некоторую небрежность исполнения и излишнюю помпезность в изображении знаменитостей, однако стоит отметить, что всё, чего касалась кисть мастера: прически, мимики, выражения глаз, поворота головы и позы, тщательности военной выправки или небрежно расстегнутой пуговицы, – служило цели одухотворения человека, выявлению в нем лучших черт его личности. Тема возвышающей роли искусства, наряду с его реалистической составляющей – пожалуй, самая главная, над которой можно размышлять, глядя на галерею портретов Джорджа Доу. Живописец не был большим новатором, а тем паче ниспровергателем в портретном жанре, он был отличным профессионалом, художником европейского масштаба. Большое, нужное дело сделал художник для России. Он оставил нам, россиянам, зримое свидетельство борьбы русского народа с Наполеоном — память о славной плеяде героев 1812 года, „Военную галерею“ Зимнего дворца.

  * Репродукционная гравюра – род гравюры: воспроизведение живописи и рисунка с целью их популяризации и истолкования. 

** Термином „романтизм“ (франц. romantisme) обозначается идейное и художественное движение, возникшее в европейских странах на рубеже 18 и 19 вв. и получившее отражение в различных областях науки и искусства. В изобразительных искусствах романтизм наиболее ярко проявился в живописи и графике, менее отчётливо – в скульптуре. Романтизм характеризуют возвышенность и  духовность, сентиментализм – „снижение идеалов“ до обыденности, когда искусство играет прикладную роль (жанр портрета, миниатюры).  

 По материалам сайта http://www.nkj.ru (А. Дементьев, „Наука и жизнь“, №6 за 2002 г.) и книге „Шедевры русского портрета“

Книги, посвященные жизни и творчеству Дж. Доу: 




Комментарии пользователей
Оставить свой комментарий
« назад


Вход для пользователей
Вопрос в редакцию
* Отправляя данные, вы соглашаетесь с Политикой конфиденциальности
© 2012, Воскресный день
Сайт для заботливых родителей, учителей и воспитателей.
Юридическая информация

Сайт финансируется издательством «Воскресный день»

Проект издательства «Белый город»

Политика конфиденциальности

создание сайтов - Webis Group