закрыть
ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ

Данный сайт использует технологию cookie-файлов. Дальнейшее использование ресурса будет означать автоматическое согласие с нашей Политикой конфиденциальности.
Портал Воскресный день
Издательство «Белый город»
Контактная информация
(495) 641-31-00
(495) 302-54-13
Сегодня 21.09.2017
Книга дня
Шассерио Прокофьева М.
Картина дня
Мавританский танец Шассерио, Теодор
Воскресный день » Авторская колонка »

16 июня 1864 года родился талантливый русский живописец-жанрист, офортист-иллюстратор и педагог Сергей Васильевич Иванов

15.06.2017
О.Э. Браз. Портрет художника Сергея Васильевича Иванова

Художник яркого дарования, Сергей Васильевич Иванов (16.6.1864–16.8.1910) родился в Рузе Московской губернии в семье чиновника. Посещал Московское училище живописи, ваяния и зодчества (1878–1882 и 1884–1885), где среди его наставников был И.М. Прянишников, а также петербургскую Академию художеств (1882–1884). Много путешествовал по России, проходя долгие маршруты вместе с крестьянами, покидавшими родные места в поисках лучшей доли. Был членом «Товарищества передвижников» (с 1899), а также одним из основателей «Союза русских художников» (1903). Жил в Москве, а летом в деревне Свистуха неподалеку от Дмитрова.
    Неудовлетворенный (по его словам) «милыми сценками», преобладавшими в бытовом жанре передвижников, стремился к искусству остродраматическому, чутко передающему «биение человеческой души». Запечатлел сцены крестьянской жизни в нарочито тусклых, «скорбных» по колориту картинах о переселенцах. Первая картина В дороге. Смерть переселенца
(1889), которая принесла художнику известность, была написана в стиле раннего творчества передвижников, но отношение к происходящему уже другое. Смерть кормильца, одиночество осиротевшей семьи — подчеркивается пустынным пейзажем выжженной степи.
    Тема переселенцев и скорбного быта простого народа интересовала Иванова издавна. Немногим ранее, в 1886 году Иванов целое лето гостил у старшего брата 
Василия Поленова Алексея Дмитриевича в селе Воейково, точнее в деревне Свечинская. Художник договорился со старушкой-переселенкой, и та с большой радостью согласилась попозировать странному человеку, что за хорошие деньги заставил ее сидеть в приоткрытом вагоне для перевозки скота…
    Получив одобрение своего этюда со стороны завсегдатаев  дома Поленовых, Сергей Васильевич Иванов закончит свою работу над картиной «Переселенка» уже в Москве. Но часто вспоминал творческое лето в Воейково… Как и всем произведениям этого самобытного, яркого «народного»  художника, этому этюду свойственны глубокая жизненность образов: через открытую дверь средней части товарного вагона видна груженая телега, прикрытая холстом. У двери сидит женщина в белом платье, обхватив руками колени. Безысходностью и безмерной усталостью веет от фигуры старой крестьянки.
    В то время  ни один художник не отразил в своем творчестве социальные противоречия, конфликты и массовые движения России конца XIX — начала XX века столь широко, непосредственно и страстно, как Сергей Васильевич Иванов. Замечательный живописец и рисовальщик, человек обостренно чуткой совести, он был прямым продолжателем традиций критического реализма среди мастеров его поколения, искавших новые формы искусства. Немало верст и по орловской, и по сибирским губерниям  прошел Иванов, всегда создававший свои произведения по впечатлениям от увиденного.
    Он запечатлел переселенцев и в начале долгого пути, полных радужных надежд на счастье («На новые места», 1886), и настигнутых бедой, вынужденных кормиться «Христа ради». Он писал «счастливцев», нашедших место в вагоне для скота («Переселенка в вагоне», та самая картина, написана им в Свечинке в 1886), и горемык, утративших всякую надежду на лучшее и пытающихся хотя бы вернуться к прежней, скудной, но привычной жизни («Обратные переселенцы», 1888).
    Продолжая традиции, Сергей Иванов стремился к искусству остродраматическому, чутко передающему «биение человеческой души», которое нашло яркое воплощение в картинах о жизни крестьян («К помещице с просьбой», 1885) и в «арестантской» теме («Этап», 1892). Поиски художником новых композиционных и цветовых решений — неожиданные ракурсы, декоративность плоских цветовых пятен привели художника к участию в создании Союза русских художников.
    В 1900 году в творчестве Иванова становится все заметнее влияние импрессионизма. Передача световоздушной среды выделяет главные объекты композиций. Произведения художника характеризует лаконично-заостренная трактовка образов. С конца 1890-х годов художник работал преимущественно над картинами из русского прошлого. Художника влекли прежде всего острые драматические моменты, сила русских народных характеров (Поход москвитян. XVI век
, 1903), старинный уклад и обычаи народа (Семья, 1910). Злой иронией были проникнуты работы Иванова из жизни царя и бояр, обличая дремучее мещанство, сановнее чванство. В 1902 году на выставке «Союза 36» Иванов представил картину Царь. XVI век. Зимний день, по московской улице движется парадный кортеж, во главе которого торжественно шествуют гридни (стражи) в красных кафтанах. На великолепно украшенной лошади, в богатых одеждах едет царь, толстый и неуклюжий, с поднятым кверху, напыщенным лицом. Но люди, в приступе подданнического чувства уткнувшиеся в снег, не могут оценить «величия момента». Используя прием «калорированной композиции», художник максимально приблизил изображение к зрителю, как бы создав «эффект присутствия“ его внутри. Эту работу отличает яркий цветовой строй, выразительность силуэтных решений, свободная живопись. В поисках нового живописного языка, Иванов выступил новатором исторического жанра: компонуя эпизоды русского Средневековья – в духе стиля модерн. Его полотна напоминали застывшие кинокадры, захватывающие зрителя своим динамичным ритмом»  (Приезд иностранцев в Москву XVII столетия, 1901).
     Во время вооруженного восстания 1905 года в Москве художник был его свидетелем и участником — оказывал помощь раненым в уличных боях студентам прямо в здании Московского университета на Моховой улице. Сохранились его рисунки жандармов и казаков, которые во время восстания квартировали в Манеже, возле Кремля.
     Своеобразные черты нервного «протоэкспрессионизма» с особой силой проступили у него в образах первой русской революции, в том числе в знаменитом Расстреле (1905).
     В начале века Сергей Васильевич плодотворно работал и как мастер офорта и литографии, а также как иллюстратор произведений 
Н.В. ГоголяМ.Ю. Лермонтова и А.С. Пушкина. Преподавал в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (1900–1910) и Строгановском художественно-промышленном училище (с 1899).
     Умер художник  от сердечного приступа 16 августа 1910 года в деревне Свистуха Московской губернии. Ему было всего 46 лет.

Книги по теме: 



Комментарии пользователей
Оставить свой комментарий
« назад


Вход для пользователей
Вопрос в редакцию
* Отправляя данные, вы соглашаетесь с Политикой конфиденциальности
© 2012, Воскресный день
Сайт для заботливых родителей, учителей и воспитателей.
Юридическая информация

Сайт финансируется издательством «Воскресный день»

Проект издательства «Белый город»

Политика конфиденциальности

создание сайтов - Webis Group