закрыть
ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ

Данный сайт использует технологию cookie-файлов. Дальнейшее использование ресурса будет означать автоматическое согласие с нашей Политикой конфиденциальности.
Портал Воскресный день
Издательство «Белый город»
Контактная информация
(495) 641-31-00
(495) 302-54-13
Сегодня 22.11.2017
Книга дня
Русский лес Юрина Нина Георгиевна
Картина дня
Пейзаж с белой церковью Шильдер Андрей Николаевич
Воскресный день » Авторская колонка »

Выдающийся фламандский живописец, рисовальщик, глава фламандской школы живописи барокко Питер Пауль Рубенс родился 28 июня 1577 года

28.06.2017
Питер Пауль Рубенс. Автопортрет

Питер Пауль Рубенс (28.6.1577–30.5.1640) занимает исключительное место в развитии фламандской школы живописи. Живописное наследие Рубенса насчитывает около полутора тысяч произведений. Это и большие алтарные картины, исторические циклы, работы для «кабинетов» любителей. Столь же цельно, как в живописи, талант художника раскрылся в рисунке, который проявился в гравюре, скульптуре, архитектуре, в работе над картонами для шпалер, а в конце жизни превратился в самостоятельную область творчества. Обширное эпистолярное наследие Рубенса свидетельствует о блестящем гуманитарном образовании, незаурядном литературном даровании. Его письма написаны на фламандском, итальянском, французском, латинском языках. Живым, образным языком художник философски размышляет о творчестве, о своем искусстве, его волнуют и судьбы мира, он исторически трезво оценивает события, происходящие во Фландрии: ведь Рубенс, благодаря известности, образованности и личной одаренности, снискал славу и как дипломат, выполнявший миссии по поручению монархов.
   Рубенс родился 29 июня 1577 года в немецком городе Зигене, куда его родители, по решению суда над отцом, переселились в 1568 году из Антверпена. Здесь родился и старший брат художника Филипп Рубенс, ставший впоследствии известным ученым, знатоком древней литературы и языков, секретарем Антверпена. После смерти главы семейства мать с четырьмя детьми вернулась в Антверпен. Юноша начал посещать латинскую школу, где отцы-иезуиты обучали теологии, языкам, античной истории, литературе, мифологии, увлекся рисованием и начал обучение у живописцев, работавших в традиции нидерландских мастеров XVI века. Девятнадцати лет Питер Пауль завершил художественное образование у художника-романтиста Отто ван Веена и узнал о творчестве Микеланджело и Рафаэля. В 1598 году молодой живописец становится членом антверпенской Гильдии Св. Луки. Питеру Паулю было двадцать три года, когда в 1600 году он прибыл в Италию и поступил на службу к герцогу Винченцо I Гонзага, правителю Мантуи. По его поручению молодой живописец много ездит по Италии для исполнения копий с произведений итальянских мастеров, восхищается Микеланджело, Рафаэлем, Караваджо, Тицианом, Веронезе, да Винчи. Он зарисовывает памятники скульптуры античности и Возрождения, постигая идеал античной красоты, пластику человеческого тела, искусство изображения драпировок, и пишет полотно «Автопортрет с друзьями из Мантуи» (ок. 1604–1605).
   Получив письмо о плохом состоянии матери, Рубенс в конце декабря 1608 года прибыл в Антверпен, но опоздал, она скончалась 19 октября. Поддержку Паулю смог оказать лишь брат Филипп, пользовавшийся авторитетом в научных кругах. Вскоре правители Фландрии оказали Рубенсу покровительство: он был назначен первым придворным живописцем. В исполненных по заказу эрцгерцогини Изабеллы и эрцгерцога Альберта портретах (1609) Рубенс польстил обоим, но последний скорее похож на буржуа, а его супруга – на фламандскую горожанку.
    В 1609 году художник женится на дочери секретаря антверпенского суда. Автопортрет с Изабеллой Брандт (1609–1610) —  первое значительное произведение Рубенса. Данью любви и уважения к брату Филиппу, скоропостижно скончавшемуся в 1611 году, явилось полотно Четыре философа (1611–1612). Программные гуманистические идеи Рубенс выразит и в полотне Смерть Сенеки (ок. 1615).
Тема нравственного противоборства добра и зла продолжает волновать художника, разделяющего идеи неостоицизма о влиянии на душу человека веры в доброту. Эти идеи получат развитие в триптихах Воздвижение креста (1610–1611) и Снятие со креста (1612) для Собора в Антверпене и принесут художнику большую славу.
    В начале 1610-х годов Рубенс был увлечен строительством и убранством своего дома. У него теперь много заказов, и в работе ему помогают ученики, работающие в созданной им мастерской. Среди его друзей – ученые, скульпторы, художники.
Подлинно народными фламандскими представлениями о красоте и силе человеческого тела, о мощи природы наполнены сцены «вакханалий» Рубенса в полотнах «Пьяный Силен» (1618), Два Сатира (ок. 1615–1617), «Вакханалия» (1613–1615), «Вакх» (1635–1640). Стихийное природное начало доминирует и в «Охоте на львов» (ок. 1618) и «Охоте на кабана» (1618–1620).
Два шедевра Рубенса – картины «Поклонение волхвов» (1609–1610) и «Персей и Андромеда» (1620–1621) свидетельствуют об изменении его живописной манеры на рубеже 1610–1620-х годов. К сюжету «Поклонение волхвов» художник будет обращаться часто на протяжении жизни, привнося в него то оттенок театральности, то жанризуя его (как в полотне 1624 года). Одно за другим создает Рубенс полотна на мифологические сюжеты. В картинах «Возвращение Дианы с охоты» (ок. 1615–1617), «Похищение дочерей Левкиппа» (1610-е), «Венера перед зеркалом» (ок. 1613–1615), «Битва с амазонками» (1615–1616), «Три Грации» (1638–1640) он акцентирует чувственную полнокровность и молодость.
    В написании огромных полотен Рубенсу помогали ученики, которым он поручал изображение вооружения, фигур животных, пейзажей. С исполненного им самим живописного эскиза (тщательно разработанной моделировкой черным мелом и сангиной, кистью, бистром и проработкой пером) – перенос на холст или деревянную доску делали сами ученики, а Рубенс только затем «проходился» кистью, подправляя детали, оживляя лица, игру рефлексов, смягчая контрасты. Созданная Рубенсом граверная мастерская занималась изготовлением рисунков или копий в технике гризайли — с его полотен для перевода в репродукционную гравюру на меди или в ксилографию. Иногда он сам создавал рисунки для гравюр, используя перо и технику заливки кистью бистром. Гравюра приносила доходы, так как продавалась во Франции, Голландии, Испании, и ее распространение способствовало пропаганде живописных работ художника. Много работал Рубенс и для ковроткацких мастерских. Цветовое богатство этих великолепных тканых изделий строилось на тонких сочетаниях шерстяных, шелковых, золотых и серебряных нитей. В контрактах Рубенса всегда оговаривалось, что будет исполнено «своей собственной рукой». Так, в одном из таких крупных заказов – работа для строящегося с 1614 года нового большого иезуитского храма, посвященного основателю Ордена Игнатию Лойоле,– он должен был самостоятельно исполнить роспись 36-ти плафонов и три картины для большого алтаря. Церковь была освещена в сентябре 1620 года. Для главного алтаря живописец написал два больших полотна – «Чудо Св. Игнатия Лойолы» (1619) и «Чудо Св. Франциска Ксаверия» (1619).
    В 1620 году Рубенс завершает цикл работ для Собора в Антверпене, написав алтарную картину Распятие («Удар копьем»). Диагональные композиции двух других алтарных образов – «Воздвижение креста» и «Снятие со креста» сменяются здесь фронтальным расположением Спасителя на Кресте. В алтарном образе «Мадонна с младенцем и святыми» (1628) для церкви Августинцев в Антверпене религиозный сюжет служит Рубенсу в большей степени для демонстрации великолепия окружающего мира, как и в произведениях на мифологические сюжеты. Столь же эффектна барочная композиция полотна «Поклонение волхвов» (1624). Иная грань дарования художника раскрывается в произведениях «кабинетного» формата, более скромных в трактовке религиозного сюжета. В полотнах «Притча о блудном сыне» (ок. 1618), «Изгнание Агари» (1618), «Воспитание Марии» (ок. 1635) Рубенс в традиции нидерландских мастеров приближает изображение к жанровой трактовке. Подобно Веласкесу и Рембрандту, Рубенс предвосхищает достижения мастеров XVIII столетия в их стремлении к обмирщению религиозных сюжетов.
     Рубенс не считал себя портретистом, неохотно брал заказы на портреты, но созданные им такие полотна, как «Соломенная шляпка» («Сусанна Фоурмен») (1624–1625) или Портрет камеристки инфанты Изабеллы (ок. 1625) написаны с великолепным колористическим мастерством. Одухотворенные образы создает Рубенс в «Портрете  сыновей Альберта и Николаса» (1626–1627).
В 1624 году Рубенс получил дворянский титул от испанского короля и право на собственный герб, а в 1626 году в возрасте 34-х лет умирает Изабелла Брандт. Веря в то, что дела могут излечить его горе, он становится участником дипломатических миссий Брюссельского двора, много ездит в период 1626–1629 годов, бывает  в Испании и  Англии.  К 1630 году Питера Пауль Рубенс своими делами на дипломатическом поприще завоевал расположение Инфанта и Марии Медичи, они наносят визит в его мастерскую и в роскошный дом на канале Ванпер. Карл I дарует ему рыцарское звание «Кавалера Золотой шпоры», но художник решает оставить дипломатическую деятельность и 6 декабря 1630 года женится на шестнадцатилетней юной Елене Фоурмен, дочери зажиточных антверпенских бюргеров. Окрыленный любовью к прелестной молодой жене, он воссоздает ее образ во многих своих полотнах. Свежестью, молодостью, красотой Елены Фоурмен наделен образ Венеры в полотне «Суд Париса» (1635). Обнаженные тела мифологических героинь написаны с великолепным живописным мастерством, особой чувственной грацией, которую способна передать только кисть любящего человека. Елена Фоурмен позировала и для образа «Вирсавии» (ок. 1635). Костюмированными аллегориями их большой любви смотрятся поздние полотна – «Прогулка» (1630) и «Сад любви» (1632–1634).

Одухотворен ее образ и в «Портрете Елены Фоурмен с сыном Францем»; Портрете Елены Фоурмен с детьми (ок. 1636). Не случайно он сопоставляет эти полотна с написанной им в эти же годы картиной «Святое Семейство» (1632–1634), где Марии придан лик Елены Фоурмен, а младенцу Христу – младшего сына Франца, удивительно похожего на мать.
    Многие дни проводит художник теперь на лоне природы с семьей в приобретенном им замке Стен в Элевейте. Здесь он исполнил свои поздние пейзажи – «Возвращение с полей» (1635–1638), Крестьянский танец (1637–1638), «Пейзаж с пастушком» (ок. 1637); «Пейзаж с радугой» (1635–1637), в которых эмоционально прозвучала близость к национальным традициям нидерландской живописи.  Под знаком уюта и счастья проходят последние десять лет жизни, в эти годы созданы триптих «Алтарь Св. Ильдефонса» и роспись плафонов Банкетного зала Уайтхоллла (1630–1634) для короля Англии Карла I.
    Рубенс умер в 1640 году в расцвете творческих сил, в зените славы. Им было оставлено огромное художественное наследие, воспитано много талантливых учеников, составивших «школу Рубенса». Автопортрет со шпагой дворянина (1638–1640) как бы подводит итог жизни. Талант и достоинство давали Рубенсу независимость, насколько это было возможно в его положении придворного живописца. Искалеченная подагрой рука, морщины вокруг глаз, усталый мудрый взгляд, лицо без улыбки – свидетельство долгого труда, преодолений, благодаря которым он смог достичь всего, к чему стремился как великий мастер своей эпохи, заставляющий людей многих поколений наслаждаться его произведениями.



Комментарии пользователей
Оставить свой комментарий
« назад


Вход для пользователей
Вопрос в редакцию
* Отправляя данные, вы соглашаетесь с Политикой конфиденциальности
© 2017, Воскресный день
Сайт для заботливых родителей, учителей и воспитателей.
Юридическая информация

Сайт финансируется издательством «Воскресный день»

Проект издательства «Белый город»

Политика конфиденциальности

создание сайтов - Webis Group