закрыть
ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ

Данный сайт использует технологию cookie-файлов. Дальнейшее использование ресурса будет означать автоматическое согласие с нашей Политикой конфиденциальности.
Портал Воскресный день
Издательство «Белый город»
Контактная информация
(495) 641-31-00
(495) 302-54-13
Сегодня 21.09.2017
Книга дня
Шассерио Прокофьева М.
Картина дня
Мавританский танец Шассерио, Теодор
Воскресный день » Авторская колонка »

Французский исторический живописец-баталист и литограф, дипломат Эмиль-Жан-Орас Верне родился 30 июня 1789 года.

29.06.2017
Орас Верне. Автопортрет

Сын и ученик художника Карла Верне и внук художника Клода Жозефа Верне, Орас Верне (30.6.1789–17.1.1863)  получил прекрасное гуманитарное образование в Коллеже Четырех Наций, а также учился у своего отца. Будучи помощником живописца Жерико и благодаря ему, Верне увлекся батальными сценами и изображениями лошадей. Успех пришел к живописцу сравнительно рано: в 1812 он выставил в Салоне две картины («Конюшня» и «Взятие Глаца»), за которые получил золотую медаль.

Талант и высокие покровительства помогли ему сделать блестящую карьеру художника и дипломата: художник входил в политическую элиту страны как при Наполеоне I Бонапарте, так и во время Реставрации. Он служил при разных правительствах (в возрасте 25 лет был награжден орденом Почетного Легиона Наполеоном I). Творчество этого яркого живописца посвящено в основном изображению французских военных кампаний. Благодаря сочетанию в картинах официальной парадности, поверхностных романтических эффектов (мелодраматический пафос, восточная экзотика) и натурализма Верне приобрел неизменный успех у правящих кругов и буржуазной публики. С 1829 по 1835 год — он директор Французской академии в Риме. В 1833 году ему выпало находиться вместе с французской армией в Алжире.

В 1836 и 1842—1843 годах живописец приезжает с дипломатическими поручениями в Россию. Здесь его, особенно при дворе, буквально носят на руках. Николай I жалует ему орден Александра Невского с бриллиантами и русское потомственное дворянство. Живописцу заказывают написать портреты царской семьи — честь, которой удостаивались только самые знаменитые художники своего времени, также он удостоился чести сопровождать Николая I в его путешествии по России во время Вознесенских маневров. По спецзаказу Николая I была написана картина Инвалид, подающий прошение Наполеону (1838), за которую художник получил 25 тысяч ливров. Монарх не только сам предложил художнику сюжет «Парад в Тюильри», но и попросил включить в сюжет парада эпизод с инвалидом, подающим прошение Наполеону. Николаем I были также заказаны мастеру четыре картины на тему из событий русско-турецкой войны 1828—1829 годов, причем за каждую такую картину было уплачено по пятьдесят тысяч рублей, что составляло тогда тридцать семь тысяч на серебро. За свой громадный холст «Взятие Варшавы» Верне получил от двора двести тысяч франков, т.е. около шестидесяти тысяч рублей! Во время своего пребывания в России Верне много вращался при дворе и официально присутствовал  на разных приемах и торжествах. Высшее общество Петербурга встречало его с энтузиазмом, и пребывание в России было для Верне сплошным триумфом. Удивляться тем ценам, которые были уплачены за его картины русским двором, не приходится, так как произведения этого знаменитого художника и на европейском рынке расценивались чрезвычайно высоко.

Известный российский искусствовед XIX века Владимир Стасов дал такую оценку творчеству французского живописца: «…Орас Верне сидел в настоящем своем седле тогда лишь, когда быстро мелькающею, торопливой кистью чертил зуавов, бедуинов, кровавые и беспощадные схватки их, когда воспевал эпопею французской солдатчины в Африке и Европе или изображал ничтожнейшие события отечественной или чужой истории. Он всегда лишен был поэтической жизни; он всегда был поверхностен до крайности и легкомыслен до невозможности; и все-таки, как бы то ни было, у него нельзя отнять одной значительной заслуги: он был одним из первых – по времени и по энергии, одним из первых реалистов нашей эпохи…» Практически полное отсутствие эмоций на лицах людей – и при этом величайшая наблюдательность, холодный аналитический ум и внимание к мельчайшим деталям – не так уж трудно проследить в работах реалиста Ораса Верне.

Верне приобретает широкую известность как автор патетических батальных полотен, созданных в 1830-е и 1850-е годы по заказу Луи Филиппа и Наполеона III и хранящихся в Версале (в том числе огромных композиций — «Взятие Танжера», картины сражений: при Фридланде, Йене, Ваграме и Фонтенуа и др.). Баталист любил писать яростные схватки и бурные пейзажи, нередко сочетая их в едином образе («Битва на море», 1825), испытывал влечение к остродраматической экзотике («Мазепа, преследуемый волками», 1826—1827). Его североафриканские мотивы оказали большое влияние на развитие ориентализма. Кроме своего главного увлечения батальным жанром, Верне выступает и как портретист («Б. Торвальдсен», 1835), и как мастер монументально-декоративной живописи. В эпоху Реставрации он получает заказ на роспись плафона в новом Лувре Карла Х (в зале египетских древностей Лувра, 1827).  Среди самых известных работ живописца также можно знавать «Юдифь и Олоферн» (1830), «Баллада о Леноре» (1839–1840), Иуда и Фамарь (1840).

Прожив долгую и плодотворную жизнь, оставив богатое живописное наследие и добрую о себе память, Орас Верне умер 3 декабря 1863 года в Париже.

Любопытно, что английский писатель Артур Конан Дойл в своих произведениях считал Шерлока Холмса внучатым племянником Ораса Верне.

Генрих Гейне

Отрывки из письма Гейне о парижской картинной выставке 1831 года

«Превосходнейшая из выставленных им картин есть Юдифь, готовая убить Олоферна*. Она только что поднялась с его ложа, цветущая, стройная девушка. Лиловое одеяние, наскоро подвязанное ниже талии, ниспадает до её ног, на верхней части тела светло-желтая одежда… внизу бледно-палевое платье, рукав с правого плеча  спустился; она левою рукою поднимает его: движение несколько резкое, удалое, но вместе очаровательно грациозное; правою рукою она в то же время обнажила кривой меч против спящего Олоферна.  Голова её чудно привлекательна и какой-то зловещей красоты; черные волосы, точно маленькие змейки, не падают вниз, а приподымаются, ужасающе грациозные. Лицо находится в полусвете, и по чертам смертоносной красавицы струятся прелестная дикость, мрачная кротость и сентиментальное злорадство. Особенно в глазах сверкает жестокость и сладострастье мщения… Он спит так простодушно под обаянием испытанного наслаждения… его губы движутся, как будто еще целуют. Упоенный  блаженством и вином, без антракта болезни и страдания, он рукою прекрасного ангела переносится из одного сна в другой. Какой завидный конец!.. Не с иронией ли Орас Верне бросил первые лучи восходящего солнца на этого спящего, между тем как ночная лампада гаснет? <…> К менее замечательным произведениям Ораса Верне принадлежит „Камиль Демулен“**, говорящий со скамейки в палерояльском саду к народу, Левой рукой срывает он зеленый лист с дерева, в правой держит пистолет. Бедный Камиль! Храбрость твоя не была выше той скамейки, там хотел ты остановиться, и посмотрел кругом. Но революционера удержать на высоте может только одно магическое слово: „вперед, безостановочно вперед!“ … Бедный Камиль! То были еще веселые школьные дни свободы, когда ты взлезал на скамейку, и кидал камни в окошки деспотизму, и сыпал фонарные остроты; шутка вышла потом очень печальная, фуксы революции поседели, волосы встали у них дыбом, страшные звуки слышал ты вокруг себя и сзади себя; из подземного царства доносились до тебя голоса духов Жиронды, и ты оглядывался кругом. <…> По костюмам 1789 года эта картина была довольно интересна. Тут были еще напудренные прически, узкие женские платья с широкими фижмами, пестро-полосатые фраки, кучерские сюртуки с маленькими воротничками, пара часовых цепочек, параллельно висевших на брюхе, и даже те террористические жилеты с широкими отворотами, которые теперь у юных парижских республиканцев опять вошли в моду… Робеспьер тоже помещен на картине, заметный по своему изысканному туалету и франтоватости осанки. В самом деле, во внешности своей он всегда был чист и блестящ, как топор гильотины, но и внутри, сердце его было так же бескорыстно, неподкупно и последовательно, как топор гильотины. Эта неумолимая строгость была, однако, не бесчувствие, а добродетель, подобная добродетели Юния Брута, с которою никогда не помирится наше сердце и которой с ужасом удивляется разум. Робеспьер питал даже особенную любовь к Демулену, своему школьному товарищу, которого он осудил на смерть… В те минуты, когда на Гревской площади лилась кровь Камиля, в уединенной комнате текли, может быть, слезы Максимилиана…»

 * По  библейской легенде (кн. «Юдифь», гл. 13), жительница осажденного иудейского города Ветилуи Юдифь пришла к ассирийскому полководцу Олоферну и, обольстив его, убила. Гейне описывает картину Верне «Юдифь и Олоферн».

 ** Имеется в виду картина «Камиль Демулен в саду Пале-Рояля». Демулен Камиль (1760—1794), деятель Великой французской революции. На картине изображен эпизод, произошедший 12 июля 1789 г., когда за два дня до взятия Бастилии Демулен,  выступавший с речью в саду Пале-Рояля, сорвал зеленый лист и укрепил его на шляпе в качестве кокарды. Слушатели последовали его примеру.

***  Статья была опубликована в № 1 журнала «Европеец» — «журнале наук и словесности», издаваемом критиком Иваном Киреевским в Москве в 1832 году (журнал был запрещен Николаем I с третьего номера).

Книги, посвященные жизни и творчеству Ораса Верне:

Е.Д. Федотова. «Наполеоновский ампир»(серия «Мастера живописи. Эпохи. Стили. Направления»)

 А.Е. Голованова. «Шедевры французской живописи» (серия «Энциклопедиямирового искусства»)

Н.О.Майорова. «Интерьер в мировой живописи» (серия «Шедевры живописи“, новинка)

Н.О. Майорова, Г.К. Скоков. История мировой живописи: В 24 т. — т. 18: Французская живописьконца XVIII – начала XIX века» (серия «История мировой живописи»)

Е.А. Матвеева. «Лувр. Париж» (серия «Великие полотна»)



Комментарии пользователей
Оставить свой комментарий
« назад


Вход для пользователей
Вопрос в редакцию
* Отправляя данные, вы соглашаетесь с Политикой конфиденциальности
© 2012, Воскресный день
Сайт для заботливых родителей, учителей и воспитателей.
Юридическая информация

Сайт финансируется издательством «Воскресный день»

Проект издательства «Белый город»

Политика конфиденциальности

создание сайтов - Webis Group