закрыть
ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ

Данный сайт использует технологию cookie-файлов. Дальнейшее использование ресурса будет означать автоматическое согласие с нашей Политикой конфиденциальности.
Портал Воскресный день
Издательство «Белый город»
Контактная информация
(495) 641-31-00
(495) 302-54-13
Сегодня 22.11.2017
Книга дня
Русский лес Юрина Нина Георгиевна
Картина дня
Пейзаж с белой церковью Шильдер Андрей Николаевич
Воскресный день » Авторская колонка »

День рождения замечательного русского живописца, мастера исторического и портретного жанра Константина Егоровича Маковского

02.07.2017
К. Маковский. Автопортрет

 Константин Егорович Маковский (2.07.1839–30.09.1915) принадлежит к известной династии художников Маковских. Его отец, Егор Иванович, был известным художественным деятелем Москвы, одним из учредителей Натурного класса. Творческая атмосфера окружала будущего художника и его брата с самого детства. В доме отца постоянно бывали знаменитые живописцы, преподаватели училища. Неудивительно, что все дети Егора Ивановича: дочь Александра, сыновья Константин, Николай и Владимир, воспитанные в духе любви к искусству, под влиянием отца, эрудита и энтузиаста, стали художниками. «Тем, что из меня вышло, я считаю обязанным не академии, не профессорам, а исключительно моему отцу», — писал на склоне лет К. Маковский. 

 В 1851 году Константин решает начать обучение в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. Учится весьма успешно, получая многочисленные награды и призы. Его учителя — известные мастера Е.С. Сорокин и К.С. Зарянко. В 1858 году, оставив Москву и родной дом, художник отправляется в Петербург и поступает в Академию художеств и уже в 1862-м получает малую золотую медаль за картину Агенты Дмитрия Самозванца убивают сына Бориса Годунова (1862). На академической выставке обращает внимание его портрет графа Муравьева-Амурского (1863), выполненный столь талантливо, что приносит юному студенту много выгодных заказов и делает его, по словам И. Грабаря, «единственным портретистом русской аристократии». Но в это же время К. Маковский  пишет много жанровых сцен из жизни простых петербуржцев.

 В 1863 году вместе с тринадцатью другими выпускниками Академии — претендентами на большую золотую медаль Константин Маковский отказался писать картину на предложенный сюжет из скандинавской мифологии и покинул Академию, так и не выйдя на дипломную программу. Однако в том же году стал активным членом знаменитой петербургской Артели художников, возглавляемой Иваном Николаевичем Крамским. В 1870 году она была преобразована в Товарищество передвижных художественных выставок, в первые годы деятельности которого Маковский принимает деятельное участие. Впрочем, самобытный художник вышел и из Артели, основав вскоре собственную художественную мастерскую.  Формально не окончив Академию из-за участия в «Бунте четырнадцати», Константин Егорович Маковский уже в 1867 году удостаивается звания академика. А вскоре ему предстояло участвовать во Всемирной выставке в Лондоне с картиной Народное гулянье во время масленицы на Адмиралтейской площади в Петербурге (1869). За нее он был удостоен звания профессора Академии художеств. Картина интересна еще и тем, что на ней изображено одно из последних ярмарочных гуляний, которые после пожара прекратились. На этом месте был разбит Александровский сад. На картине мы видим подлинную галерею колоритных типов городских сословий. 
    Он много путешествует по России. Участвуя в различных выставках, живописец видел картины, посвященные детям, и каждый раз они вызывали его сочувствие. Хотелось и самому что-то подобное написать. Вот какая история предшествовала написанию его, пожалуй, самой известной картины Дети, бегущие от грозы (1872). Когда он работал в Тамбовской губернии, его как-то окружила стайка ребятишек. Девчушка, что побойчее спросила:
       - А что ты делаешь?
      — Рисую, — ответил художник и предложил написать ее. 
     Они договорились о встрече здесь же на следующий день, но назавтра той глазастой девчушки среди ребятишек не было. Оказалось, что она собралась по грибы и за нею увязался маленький братишка. Возвращаясь, дети попали в сильную грозу. Переходя через болото, девочка не удержала брата и провалилась в воду. Братишка спрыгнул на берег, а сестра промокла. Насилу добежали до дома, и теперь ее белоголовый братишка стоял среди ребят, а сестра с ночи занемогла, жар донимал. И художник по памяти запечатлел и сестру с братом, их испуганные лица перед лицом грозного ненастья. Но показать картину девочке ему так и не удалось. 
    Вырабатывая свой собственный изящный и эффектный стиль, Маковский стал постепенно отходить от коллективных форм художественной жизни, превращаясь в «маэстро» с определенным кругом излюбленных тем, жанров и приемов живописи. Еще в ранние годы художник с особой охотой увлекался парадными портретами, а вскоре превратился в модного портретиста, умудряясь при этом не изменять своему творческому кредо. Портреты его работы, особенно женские и детские (Портрет С.Л. Строгановой, 1864; «Портрет жены художника», 1881; «Семейный портрет», 1882; «Портрет М.Е. Орловой-Давыдовой») — необычайно притягательны. Прозрачная подвижная фактура, красочность и внимание к красивому антуражу стали главными причинами небывалого успеха живописи Маковского. Сам художник так, слегка иронично, вспоминал об этой стороне своей деятельности: «Лучшие красавицы наперебой позировали мне… Я зарабатывал громадные деньги, жил с царственной роскошью и успел написать несметное количество картин, декоративных панно, портретов, этюдов и акварелей». Его богатую мастерскую на Дворцовой площади в центре Петербурга осаждают сотни желающих иметь портрет кисти К. Маковского, но число шедевров среди них (например, Портрет жены художника Юлии Павловны Маковской, 1881) до обидного мало. Блестяще передавая обстановку, наряды, дорогие ткани и меха, художник старался представить портретируемых в самом выигрышном свете, соблюдая при этом точное сходство, но не вникая в психологические характеристики моделей. По выражению Ивана Крамского, в этих портретах «цвета подобраны, как букет». Исключение составляют портрет оперного певца О.А. Петрова (1871), портрет старухи в чепце (1874) и, наконец, портрет-картина «Алексеич» (1882), правдиво изображающая старика у кипящего самовара. Именно эти произведения красноречиво говорят о том, какой крупный талант, пусть не реализованный, был заложен в Маковском, который расточительно разменял его на салонную живопись.
    В жанровых картинах художника, а они занимают в 1870-е годы все еще значительное место в его творчестве, намечается уход от принципов Товарищества передвижных выставок. В 1877 году, он, по-прежнему откликаясь на события реальной жизни, в частности, русско-турецкой войны, пишет «Болгарских мучениц». Но окончательно то своеобразное явление, которое можно назвать «феноменом Константина Маковского», сформировалось только в 80-е годы, когда художник окончательно отошел от передвижников и стал устраивать персональные выставки своих произведений.
     «Заболев» историей, Маковский создает целую серию исторических полотен. Его так называемые боярские жанры, отвечали духу официальной народности и псевдорусскому стилю, распространенному в искусстве 1880–1890-х годов. Свадебный пир в боярской семье XVII столетия (1883), «Выбор невесты царем Алексеем Михайловичем» (1886), Смерть Ивана Грозного (1888), «Одевание невесты к венцу» (1890), Поцелуйный обряд (1895) интересны, скорее, с этнографической точки зрения: художник тщательно выписывает костюмы персонажей, аксессуары, детали бытового окружения. Благодаря антикварной красоте антуража, «благородным» цветам, приведенным в единство общим золотистым тоном, эти произведения пользовались неизменным успехом, как в России, так и на международных выставках. Путешествия по Ближнему Востоку, Сербии, Болгарии во многом меняют тематику картин Константина Маковского, приближая их по мастерству исполнения к картинам В. Верещагина и В. Поленова. Живописец проводит значительную часть времени в Париже. Он богат, известен, иностранные коллекционеры охотно покупают его экзотические картины боярского цикла. Большинство подобных работ художника ушло из России в Соединенные Штаты и Англию. На Всемирной выставке 1889 года в Париже Маковский за картины «Смерть Ивана Грозного», «Суд Париса» и «Демон и Тамара» был удостоен золотой медали. 
     Константин Егорович Маковский обладал недюжинным талантом, глубокой культурой и настоящей живописной школой. Новые веяния, которые в то время бурно распространялись, были чужды ему. Но когда в 1915 году он скончался, и на кладбище Александро-Невской лавры было его погребение, пришло множество людей, кому он не был безразличен. Эпизод, произошедший в Тамбовской губернии, до последних своих  дней помнил художник. «О чем так и не узнал: что стало с глазастой девчушкой, — с горечью писал Константин Егорович  в письме к  брату. − Ведь как хотелось показать ей картину…» 


 Книги, посвященные жизни и творчеству Константина Егоровича Маковского:

  Серии для детей:



Комментарии пользователей
Оставить свой комментарий
« назад


Вход для пользователей
Вопрос в редакцию
* Отправляя данные, вы соглашаетесь с Политикой конфиденциальности
© 2017, Воскресный день
Сайт для заботливых родителей, учителей и воспитателей.
Юридическая информация

Сайт финансируется издательством «Воскресный день»

Проект издательства «Белый город»

Политика конфиденциальности

создание сайтов - Webis Group