закрыть
ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ

Данный сайт использует технологию cookie-файлов. Дальнейшее использование ресурса будет означать автоматическое согласие с нашей Политикой конфиденциальности.
Портал Воскресный день
Издательство «Белый город»
Контактная информация
(495) 641-31-00
(495) 302-54-13
Сегодня 22.11.2017
Книга дня
Русский лес Юрина Нина Георгиевна
Картина дня
Пейзаж с белой церковью Шильдер Андрей Николаевич
Воскресный день » Авторская колонка »

Двадцать четвертого июля исполняется 210 лет со дня рождения выдающегося французского драматурга, романиста, писателя, сказочника, биографа, журналиста Александра Дюма (полное имя – маркиз Александр Дюма Дави де Ла Пайетри, 24.07.1802–5.12.1870)

23.07.2012

 Если бы в те далекие годы существовало телевидение и какому-нибудь кинорежиссеру понадобился человек на импровизацию роли Наполеона-Мюнхгаузена-Казановы в 68-летнем телесериале, лучшего актера, чем писатель Александр Дюма, ему было бы не найти. Максималист с грандиозными планами, смелый и отважный человек-весельчак, выдумщик, занимательный рассказчик, неутомимый герой-любовник – он обладал неиссякаемыми запасами энергии и фантазий, неуемной жаждой жизни, неистощимой любвеобильностью, «искусством вечно изумлять» и всегда стремился жить по принципу: «продолжение в следующем номере». Прирожденный актер, писатель-драматург, режиссер, сценарист, учитель дикции и пластики – в театре он был всем, принимай самое активное участие в постановке своих пьес. «Боже мой, какой удивительный человек! – писала о нем Жорж Санд. В 63 года он оставался „стихийной силой“.

Момент рождения А. Дюма запечатлен в письме его отца, генерала Дюма, Брюну: „Мой дорогой Брюн, с радостью сообщаю тебе, что вчера (24.07.1802) утром моя жена разрешилась от бремени большим мальчишкой; он весит 9 фунтов, и в нем 18 вершков… Я распечатал письмо, чтобы сообщить тебе, что озорник только что пустил струю выше головы. Неплохое предзнаменование, а?“
Восторженные поклонники, друзья и даже противники часто называли его „Александром Великим“. „Это был человек огромного роста, с львиной головой, курчавыми волосами и маленькими хитрыми голубыми глазками. Его хрипловатый голос звучал, казалось, издалека, как рев обильного, но не бурного водопада. Но у этого неисчерпаемого потока красноречия была одна особенность: о чем бы ни шла речь в разговоре, Дюма очень умело сводил его к самому себе“.
Еще в юности он мечтал о великой славе и огромном богатстве, в его чрезмерно развитом воображении одна за другой сменялись картины венчания лаврами и осыпания золотом. Юнцом пробегая по улицам Парижа, он уже уверенно намечал места своих будущих триумфов. Молодому драматургу-Дюма „аплодисменты были необходимы как воздух; если прием оказывался недостаточно горячим, он сердился и считал, что в этом виноваты актеры, но никак не он сам“ (из письма А. де Левена). Романисту-Дюма, повзрослевшему и окрепшему, нужно было гораздо больше – возможность (хотя бы через героев своих произведений) быть распределителем земных благ и вершителем правосудия, отмеряя „каждому – свое“ и с наслаждением расставляя запятые в предложении „Казнить нельзя помиловать“.
Наследие Дюма составляет почти три сотни томов. Чтобы обеспечить себя достаточным количеством материала, он организовал настоящую фабрику по производству книжной продукции. Сотрудниками Дюма были О.Маке и П.А. Фиорентино. Но одушевляющей искрой был гений Дюма, поскольку ни одному из его сотрудников не удалось самостоятельно создать сколько-нибудь запоминающийся роман.
Александр Дюма ушёл из жизни 5 декабря 1870 года, успев написать и выпустить более 500 томов произведений всевозможных жанров — поразительная, непревзойдённая плодовитость, порождённая гением и трудолюбием. Вот только небольшой перечень романов, которыми успел порадовать потомков великий писатель: Актея (1837) • Учитель фехтования (1840–1841) • Шевалье д’Арманталь (1842) • Жорж (1843) • Асканио (1843) • Три мушкетёра (1844) • Двадцать лет спустя (1845) • Граф Монте-Кристо (1845–1846) • Королева Марго (1845) • Шевалье де Мезон-Руж (1845–1846) • Графиня де Монсоро (1846) • Жозеф Бальзамо (1846) • Две Дианы (1846) • Сорок пять (1847) • Виконт де Бражелон, или Десять лет спустя (1848) • Ожерелье королевы (1849) • Чёрный тюльпан (1850) • Ущелье дьявола (1850) • Анж Питу (1851) • Графиня де Шарни (1853) • Ашборнский пастор (1853) • Исаак Лакедем (1853) • Капитан Ришар (1854) • Паж герцога Савойского (1855) • Соратники Иегу (1856) • Предводитель волков (1857) • Волчицы из Машкуля (1858) • Блэк (1858) • Белые и синие (1867) • Прусский террор (1868) •Шевалье де Сент-Эрмин (1869). Историки пишут, что ушел из жизни Александр Дюма практически нищим. Но несомненно одно — его богатство духовное и то наследство, которое он оставил своим пером, бесценно и не подлежит оценке ни в каком денежном эквиваленте.

О юности Дюма замечательно написал в своем романе-биографии „Три Дюма“ Андре Моруа: „Он был подобен стихийной силе, потому что в нем бурлила африканская кровь, унаследованная им от черной рабыни из Сан-Доминго. „Это второй Дидро, — говорили про Дюма, — аристократ по отцу, простолюдин по матери“. Все это так, но вдобавок он был еще наделен невероятной плодовитостью и талантом сказителя, присущим африканцам. Стихийность его натуры проявлялась в отказе подчиняться какой-либо дисциплине, и так как в доме не было мужчины, который мог бы его обуздать, он свободно бродяжничал по лесам. Школа не оказала никакого влияния на его характер, она не сформировала и не деформировала его. Любое притеснение было для него несносно. Женщины? Он их любил, всех сразу; он с самого начала убедился, что завоевать их расположение нетрудно, но не мог понять, к чему клясться в верности одной из них. При этом он вовсе не был аморален, он просто не знал общепринятых моральных норм. Какие любовные истории ему доводилось слышать? О регенте и его оргиях в замке Вилле-Коттре, отнюдь не подходящие для детских ушей; о титанах эпохи империи, завоевывавших сердца так же легко, как они завоевывали провинции, и относившихся со снисходительностью к женским слабостям. В юности он был страстным охотником, краснобаем, влюблялся во всех девушек, готовых слушать его россказни, и был жаден до удовольствий. В восемнадцать лет его привлекает все, и особенно недосягаемое. „Разве во мне нет, — думает Дюма, — того магнетизма, благодаря которому я выйду победителем там, где любой другой потерпит неудачу?“ Он твердо верил в свою звезду…“

„Он любил устраивать развлечения и участвовать в них. Король Луи-Филипп как-то дал костюмированный бал. Незадолго до карнавала Бокаж и все друзья принялись уговаривать Дюма, который после первых успехов в театре стал набобом от литературы и которому очень нравилась эта роль, в свою очередь, дать бал у себя дома. „У вашего бала, — уверяли друзья, — будут два преимущества: не придут те, кто ходит к королю, и не будет Академии“. Препятствие заключалось в том, что в квартире Дюма было всего четыре комнаты, а нужно было пригласить по меньшей мере четыреста человек. К счастью, на той же лестничной площадке пустовала квартира, единственным украшением которой были голубовато-серые обои. Дюма попросил у хозяина дома разрешения использовать ее для праздника и получил согласие. Оставалось только подготовить помещение… Самые прославленные художники того времени: Эжен Делакруа, Селестен Нантейль, Декан, Бари, братья Жоанно, кузены Буланже были друзьями Дюма и участвовали в оформлении помещения. Каждый должен был написать картину на сюжет из произведения кого-нибудь из приглашенных писателей. Театральный декоратор Сисери затянул стены холстом, и за несколько дней до праздника художники приступили к работе. Пришли все, кроме Делакруа, который появился только в последний день и, импровизируя, создал за несколько часов великолепную композицию… К полуночи, когда съехались все гости, бал являл собой удивительное зрелище. Там были все великие люди Парижа, не только художники, писатели и актеры, но и такие серьезные люди, как Лафайет, Одилон Барро, Франсуа Бюлоз из „Ревю де Де Монд“, доктор Верон из „Ревю де Пари“. Мадемуазель Марс, Жоанни, Мишло, Фирмен явились в костюмах, в которых они играли в „Генрихе III и его дворе“… Россини, одетый Фигаро, соперничал в популярности с Лафайетом…  Александр Дюма, затянутый в дублет с огромными ниспадающими рукавами, изображал брата Тициана, Селестен Нантейль — старого рубаку, Делакруа — Данте, Бари — бенгальского тигра, Альфред де Мюссе был в костюме паяца, Эжен Сю — в домино…<…> В девять часов утра все гости с музыкантами во главе высыпали на улицу и в последний раз пустились в галоп, образуя длинную цепь, голова которой уже показалась на бульварах, а хвост все еще извивался по Орлеанской площади. Этот неистовый галоп был символичен. Всего десять лет прошло с тех пор, как молодой человек покинул провинциальный городишко с пятьюдесятью франками в кармане, твердо решив завоевать Париж. Прошло десять лет, и вот уже он, и никто другой, увлек все, что есть самого блестящего, умного и прекрасного в Париже, в эту гигантскую фарандолу. Дизраэли, когда его спросили, как он представляет себе идеальную жизнь, серьезно ответил: „Победным шествием от юности к могиле“. Дюма идеальная жизнь рисовалась роскошной фарандолой друзей, отплясывающих в ритме галопа. И вот уже за ним и впрямь несется целый кортеж, подпрыгивая под аккомпанемент его скрипок; мы будем свидетелями того, как в дальнейшем он соберет вокруг себя читателей всего мира и они будут жадно внимать его рассказам, таким же захватывающим и веселым, как эта музыка, — и увлечет их за собой, переодетых мушкетерами и кардиналами, в бесконечном галопе, который скачет и поныне…“ (Андре Моруа «Три Дюма»)

 Книги, посвященные жизни и творчеству Александра Дюма-отца:

 А. Дюма. «Королева Марго» (серия «Мировая классическая библиотека») 

А.А. Сергеев. «Александр Дюма» (серия «Исторический роман») 

 В.М. Роньшин и др. «Рассказы о великих писателях»(серия «„Исторический роман. История для детей“) 

 50. Самые знаменитые правители мира (серия „50“)  



Комментарии пользователей
Оставить свой комментарий
« назад


Вход для пользователей
Вопрос в редакцию
* Отправляя данные, вы соглашаетесь с Политикой конфиденциальности
© 2017, Воскресный день
Сайт для заботливых родителей, учителей и воспитателей.
Юридическая информация

Сайт финансируется издательством «Воскресный день»

Проект издательства «Белый город»

Политика конфиденциальности

создание сайтов - Webis Group