закрыть
ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ

Данный сайт использует технологию cookie-файлов. Дальнейшее использование ресурса будет означать автоматическое согласие с нашей Политикой конфиденциальности.
Портал Воскресный день
Издательство «Белый город»
Контактная информация
(495) 641-31-00
(495) 302-54-13
Сегодня 22.11.2017
Книга дня
Русский лес Юрина Нина Георгиевна
Картина дня
Пейзаж с белой церковью Шильдер Андрей Николаевич
Воскресный день » Авторская колонка »

200 лет со дня рождения всемирно известного русского художника-мариниста, баталиста, коллекционера, мецената Ивана Константиновича Айвазовского (29.07.1817–2.05.1900)

29.07.2017
Алексей Тыранов. Портрет И.К. Айвазовского

Двадцать девятого июля 1817 года священник армянской церкви города Феодосии сделал запись о том, что у Константина (Геворга) Гайвазовского и его жены Репсиме, у которых уже было два сына и две дочери, родился «Ованес, сын Геворга Айвазяна». Выходец из южной Польши – Галиции Геворг Айвазян писал имя и фамилию на польский лад – Константин Гайвазовский. Одно время он успешно занимался торговлей, но обрушившаяся на город в 1812 году чума разорила семью. Свободно владея несколькими языками, Константин Гайвазовский помогал горожанам составлять судебные документы и одновременно исполнял должность старосты на феодосийском базаре. Феодосия была городом многоязычным. Здесь жили армяне, татары, русские, турки, греки. На случайных листах бумаги  Ованес копировал портреты героев греческого народа, которые продавали купцы на базаре, а также срисовывал с картинок восстания 1821–1829 гг. военные сцены, а когда не хватало бумаги, то самым удобным местом для рисования оказывались беленые стены дома. Рисунок солдата в полном военном снаряжении на стене дома случайно увидел градоначальник Феодосии Александр Иванович Казначеев, и в руках юного Айвазовского впервые оказались настоящие акварельные краски, кисти и хорошая бумага. 

 Когда в 1830 году Казначеева перевели из Феодосии на службу в Симферополь и назначили Таврическим губернатором, он взял с собой и Айвазовского, определив его в Симферопольскую гимназию, где тот показал себя весьма способным учеником. Атмосфера дома губернатора, круг знакомств способствовали быстрому развитию восприимчивого юноши и его дальнейшему обучению. По протекции он был принят в Академию на казенный счет и определен в класс профессора Максима Воробьева, главным интересом которого была пейзажная живопись. В доме Воробьева Айвазовский познакомился с Жуковским, Крыловым, виолончелистом Виельгорским, Алексеем Томиловым. 

 Неожиданное событие едва не изменило течение жизни Ивана Айвазовского. В начале 1835 года по приглашению Николая I в Петербург для выполнения высочайших заказов приехал модный французский маринист Филипп Таннер. Академический ученик Айвазовский был определен ему в помощь. Айвазовский внимательно постигал тайны мастерства известного французского живописца, которые тот, в свою очередь, перенял у великого английского мастера Уильяма Тёрнера. Способный ученик быстро усвоил приемы парижского маэстро и, стремясь к собственному творчеству, написал к академической выставке картину Этюд воздуха над морем. Показанная на выставке, она вызвала всеобщее восхищение мастерством молодого академиста. Айвазовский получил за нее от Академии художеств серебряную медаль. Оскорбленный независимым поведением своего помощника Таннер пожаловался на него императору, который не терпел нарушений субординации и повелел все картины Айвазовского с выставки немедленно снять. Потребовалось заступничество Жуковского, Крылова и  профессоров Академии. 

 Важным этапом в развитии дарования Айвазовского стало его плавание летом 1836 года с кораблями Балтийского флота по Финскому заливу и Балтийскому морю. Уже в первых картинах художника учителя и зрители увидели неординарность дарования (Вид на взморье в окрестностях Петербурга и Большой рейд в Кронштадте). 

 Как лучший выпускник Академии художеств 1837 года Айвазовский получил за свои успехи большую золотую медаль, дававшую право на шесть лет уехать за границу в качестве академического пенсионера. Прежде чем отправиться в Италию, художник на два года уехал в Феодосию. Серьезной школой для него стало участие под руководством генерала Николая Раевского, сына героя 1812 года, в боевых операциях у берегов Мингрелии. Айвазовский принял участие в десанте, высаженном в районе Субаши (Лазаревская). Картину Десант в Субаши он написал сразу, вернувшись в Феодосию. За два года самостоятельной работы в Крыму он написал более десяти картин и отослал их в Академию в качестве отчета о своей работе.  Возвращаясь весной 1840 года в Петербург и прощаясь с родными местами, с морем, Айвазовский написал одну из самых проникновенных своих картин – Морской берег.

 Теперь дорога лежала в Италию. Художник объехал все Неаполитанское побережье, работал в Сорренто, Амальфи, Вико. Судьба была щедра к Айвазовскому на интересные встречи, знакомства и дружбу. В Риме он часто бывал в маленькой квартирке Гоголя, которую тот называл «моя келья». Туда приходил друг Гоголя, художник Александр Иванов, погруженный в работу над своей картиной Явление Христа народу. Многие его картины, изображающие восходы, закаты, лунные ночи, морские бризы, написаны, кажется, с непринужденной, покоряющей легкостью. Они воспринимаются как музыкальные или стихотворные импровизации. От возможной облегченности и поверхностности в творчестве, от излишней доверчивости похвале Айвазовского предупреждал своими советами его петербургский друг и доброжелатель Томилов, когда писал ему о том, что, как детей можно закормить насмерть, так и дарование можно захвалить насмерть. Но Айвазовского всегда спасала его искренняя, безграничная любовь к искусству, феноменальная трудоспособность, неподдельность чувств. Свое изумление искусством Айвазовского выразил известный английский художник-маринист Уильям Тёрнер, живший в 1842 году в Риме, сочинив на итальянском языке восхищенные стихи по поводу картины Неаполитанский залив лунной ночью: «На картине твоей вижу луну с ее золотом и серебром, стоящую над морем, в нем отражающуюся. Поверхность моря, на которую легкий ветерок нагоняет трепетную зыбь, кажется полем искорок… Прости мне, великий художник, если я ошибся, приняв картину за действительность, но работа твоя очаровала меня, и восторг овладел мною. Искусство твое вечно и могущественно, потому что тебя вдохновляет гений». С удовольствием работая над разнообразием морских пейзажей, стремясь не повторяться в их сюжетах, Айвазовский всякий раз искал новых оттенков освещения морской воды или облаков, состояния атмосферы. Но он стремился найти и свою, новую тему в пейзаже, свойственную только ему. Такой картиной стала большая композиция, которую художник назвал Хаос. За основу идеи картины Айвазовский взял слова из книги Бытия: «Земля же была безвидна и пуста и тьма над бездною, и Дух Божий носился над водою». Картина привлекла внимание Папы Григория XVI. Он приобрел ее для Ватикана и наградил художника золотой медалью.

Художник предпринял поездку в Испанию, на Мальту, посетил Англию, Францию, Швейцарию, Германию, Голландию. На каждой выставке в европейских городах ему сопутствовал успех. За выставленные в Лувре картины Айвазовский был награжден золотой медалью. К 27 годам он стал членом Петербургской, Римской и Амстердамской Академий художеств. Он вернулся на родину в 1844 году, увенчанный признанием, европейской славой. Академия художеств в сентябре удостоила своего бывшего ученика званием академика, а через несколько дней последовало распоряжение Министерства Императорского двора о причислении его к этому ведомству со званием живописца Главного Морского штаба «с правом носить мундир Морского Министерства и с тем, чтобы звание сие считалось почетным без производства денежного содержания».

С адмиралом Литке Айвазовский отправился в плавание в 1845 году к берегам Турции, Малой Азии, к островам Греческого архипелага. Экспедиция посетила Смирну, Синоп, развалины Трои. Двадцативосьмилетний художник нашел в природе Востока и архитектуре южных и восточных городов особенно привлекательные для себя мотивы. Во время плавания Айвазовский не выпускал из рук карандаша, заполняя рисунками сотни альбомных листов. Остров Родос с высокими береговыми башнями, берега Крита и Хиоса, земли Леванта, очертания Константинополя, множество рисунков прибрежных городов, легких парусников на воде — эти художественные трофеи, привезенные домой, имели самостоятельную художественную ценность. 

 Став художником Главного Морского штаба, Айвазовский получил первый официальный заказ – исполнить виды Кронштадта, Ревеля, Петербурга со стороны моря, крепостей Свеаборг и Гангут. С особым удовольствием он писал Севастопольский рейд с красавцами-кораблями, торжественно входящими в бухту, с высоким мастерством и чутьем Айвазовский реконструировал морские баталии XVIII века: Гангутское сражение, знаменитый бой в Хиосском проливе и сражение при Чесме, состоявшееся в июне 1770 года. Есть у Айвазовского картина, решенная для этого жанра совершенно необычно,  Бриг «Меркурий» после победы над двумя турецкими судами встречается с русской эскадрой. Художник воспроизвел события русско-турецкой войны 1828–1829 годов, не сам бой, а момент, когда израненный, с пробитыми парусами, не сдавшийся российский корабль, вынудивший неприятельские корабли отступить, идет навстречу русской эскадре. Славную победу русского флота над турецким запечатлел Айвазовский в картине Синопский бой. Написав картины о «севастопольской страде», он привез их в осажденный город и открыл выставку, которая много способствовала поднятию духа солдат, сражавшихся на бастионах. Картина Осада Севастополя, как огромная панорама, включает в себя все пространство осажденного города. Память и боль об этих событиях и утратах никогда не покидала художника: на склоне жизни, в 1893 году, он написал картину Малахов курган и на обороте ее сделал надпись: «Место, где смертельно был ранен Корнилов». Годом раньше создал полотно-воспоминание Корабль «Мария» во время шторма  (на котором Нахимов командовал Синопским сражением).

События русско-турецкой войны 1877–1878 годов также не миновали Айвазовского. Одна из картин изображала пароход «Великий князь Константин» на Сухумском рейде во время минной атаки. Отмечая в Феодосии в 1846 году десятилетие своего творчества, Айвазовский в качестве дара к юбилею принял визит неожиданно пришедших в Феодосию военных кораблей. Во главе флотилии шел флагманский корабль российского флота «Двенадцать апостолов», руководимый адмиралом Корниловым. Корабли салютовали художнику Главного Морского штаба.

 В момент полной зрелости своего таланта, когда каждая его картина, появлявшаяся на выставке, встречалась с энтузиазмом, когда он был обласкан вниманием зрителей, художественной критики и самого императора, Айвазовский неожиданно для окружающих принял решение оставить Петербург и навсегда поселиться в родной Феодосии.

 После завершения осенью 1845 года плавания с адмиралом Литке Айвазовский обратился в Главный Морской штаб и Академию художеств с просьбой продлить ему пребывание в Крыму для окончания начатых картин и получил разрешение остаться до мая месяца. Но у художника уже созрело решение о строительстве дома и мастерской с тем, чтобы основным местом его жизни оставалась Феодосия. Айвазовский задался целью сделать  свой дом не только удобным для жизни и работы, но намеревался устроить в нем и художественную школу «по части живописи морских видов, пейзажей и народных сцен». К 1848 году дом и рабочая мастерская были построены, а в 1865 году художник открыл и задуманную им школу, она стала называться «Общая мастерская».

 1840–1860-е годы были счастливой жизненной и творческой порой Айвазовского. В 1850 году он показал сначала в Петербурге, затем в Москве только что законченную картину Девятый вал. С момента ее появления она стала самой знаменитой из его марин. В счастливые моменты творческого подъема создаются такие произведения. Целая серия «бурь» появляется у Айвазовского – Сигнал бури, Приближение бури, Буря на море ночью. Они чередуются с изображением спокойного элегического моря – Утро, Морской вид, Вид Крыма, Гурзуф ночью.

 В течение жизни живописцем было устроено более 120 персональных выставок по всей России, сборы от них шли в помощь нуждающимся студентам, на создание библиотек, вдовам художников, инвалидам войны. В 1871 году в высокой части города, на горе Митридат, Айвазовский построил археологический музей, своим обликом напоминающий античные храмы. Его стараниями музей пополнялся древностями, найденными в окрестностях Феодосии или привезенными художником из многочисленных путешествий. Феодосия всегда страдала отсутствием питьевой воды. Художник составил дарственную и обратился к городским властям: «Не будучи в силах далее оставаться свидетелем страшного бедствия, которое из года в год испытывает от безводья население города, я дарю ему 50 000 ведер в сутки чистой воды из принадлежащего мне Субашского источника». Благодаря стараниям Айвазовского был расширен и благоустроен феодосийский порт, что дало работу многим жителям, и проведена железная дорога в Феодосии. Стараниями Айвазовского был создан археологический музей, открыта библиотека, построен концертный зал в центре Феодосии и, наконец, в 1880 году при его доме открылась картинная галерея, которую он завещал родному городу со всеми находящимися там на день его кончины картинами. К нему приезжали Иван Шишкин, Илья Репин, Николай Дубовской, Архип Куинджи, его посетил Павел Третьяков, композитор Артур Рубинштейн. 

 Самые глубокие по своим живописным задачам холсты созданы живописцем в семидесятые годы (Радуга, Море, Группа облаков, Штиль у берегов Черного моря) — мощное по грандиозности впечатления Черное море. Его привлекали библейские и евангельские темы (циклы картин Хождение по водам, Христос на берегу Галилейского озера, Переход евреев через Чермное море), волновали грандиозные земные катаклизмы (Сотворение мира, От штиля к урагану).

 В 1868 году он совершил поездку по Кавказу и Закавказью, в 1869 году присутствовал на открытии Суэцкого канала и плавал по Нилу, в Италии встречался с Джузеппе Верди, наконец, уже совсем немолодой художник совершил в 1892 году путешествие в Америку. Результатом каждой такой поездки становились новые картины. В уважение к его заслугам флорентийская Академия художеств, признав его в 1876 году своим членом, заказала Айвазовскому автопортрет для галереи Уффици.

 27 сентября 1887 года Россия отмечала пятидесятилетие творческой деятельности выдающегося живописца. Он был немолод, но так же, как и в ранней юности, продолжал неустанно трудиться. Одна из лучших его картин Среди волн написана им, когда ему было восемьдесят лет. С такой же страстью он работал и в последний день своей жизни: 19 апреля 1900 года на мольберте стоял холст с начатой картиной Гибель корабля – она осталась незаконченной. С художником прощался весь город. Дорога к церкви Святого Сергия была усыпана цветами. Последние почести своему художнику отдавал военный гарнизон Феодосии.

 Книги по теме:



Комментарии пользователей
Оставить свой комментарий
« назад


Вход для пользователей
Вопрос в редакцию
* Отправляя данные, вы соглашаетесь с Политикой конфиденциальности
© 2017, Воскресный день
Сайт для заботливых родителей, учителей и воспитателей.
Юридическая информация

Сайт финансируется издательством «Воскресный день»

Проект издательства «Белый город»

Политика конфиденциальности

создание сайтов - Webis Group