закрыть
ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ

Данный сайт использует технологию cookie-файлов. Дальнейшее использование ресурса будет означать автоматическое согласие с нашей Политикой конфиденциальности.
Портал Воскресный день
Издательство «Белый город»
Контактная информация
(495) 641-31-00
(495) 302-54-13
Сегодня 22.09.2017
Книга дня
Шассерио Прокофьева М.
Картина дня
Мавританский танец Шассерио, Теодор
Воскресный день » Авторская колонка »

Талантливый русский живописец-пейзажист, принадлежащий известной династии художников Чернецовых, рисовальщик, путешественник, мемуарист Никанор Григорьевич Чернецов родился 2 августа 1805 года

02.08.2017
Неизвестный художник. Портрет Никанора Григорьевича Чернецова

Судьба братьев Григория (24.11.1802–20.5.1865) и Н.Г. Чернецовых (2.8.1805–23.1.1879), талантливых выходцев из народа, типична для своего времени: сначала они преодолели множество препятствий для достижения заветной цели, потом верно служили своим искусством просветительской идее, а в конце, вместо благодарности современников, их ожидали забвение и нищета. 

 Чернецовы исключительно много работали. Они ездили по России и запечатлевали виды разных ее мест, делали бесконечные зарисовки и этюды с натуры. На основе этого материала писали потом в мастерской картины. В их картинах присутствует радостное чувство открытия жизни вокруг (не чужой, не отвлеченной, не схематичной). Каждый раз они заново пристально вглядываются в природу, не позволяя себе впадать в рутину однажды выработанного приема. Отсюда большая притягательность искусства Чернецовых, его обаяние. 

 Чернецовы не были учениками А.Г. Венецианова, но, не достигая масштабов его дарования и глубины творчества, шли во многом по его пути. Этот путь — «рабское следование натуре» (А.Г. Венецианов) и интерес к родной природе, к собственному национальному бытию. Правда, в отличие от Венецианова, братья ездили и по другим странам (побывали в Италии, Египте, Сирии, Палестине, Греции, Турции) и там тоже неутомимо работали, но большинство из этих произведений (за исключением ряда итальянских) значительно уступает сделанным в России. 

 Отец братьев был иконописцем. Рисованию и общеобразовательным наукам учил их старший брат Евграф, тоже иконописец. В 1819 году семнадцатилетний Григорий Чернецов приехал в Петербург поступать в Академию художеств. Его не приняли в число казенных учеников, но разрешили ежедневно по два часа рисовать с оригиналов. Первые три года в Петербурге Григорий прожил в ужасающей бедности, только на те скудные средства, что присылал ему Евграф. Однако он упорно работал и в 1822 году получил за свои рисунки малую серебряную медаль. Общество поощрения художеств назначило ему стипендию. В 1823 году Общество приняло под свое покровительство и приехавшего к брату Никанора. Учились братья в Академии художеств у пейзажиста Максима Воробьева. В 1827 году они окончили Академию с малыми золотыми медалями за изображения интерьеров Эрмитажа. 

 Никанор Чернецов по характеру дарования более тяготел к пейзажу, интересы Григория были шире: он писал и портреты, интерьеры, массовые многофигурные сцены. Оба брата были не только высокопрофессиональными живописцами, но и прекрасными рисовальщиками. После окончания Академии Григория зачислили художником в «Кабинет Его Величества». В его обязанности входило изображение различных официальных событий — торжественных встреч, парадов, молебствий и пр. 

 Главное его произведение в этом роде — огромное полотно «Парад по случаю окончания военных действий в Царстве Польском 6 октября 1831 года на Царицыном лугу в Петербурге» (1832–1837). Больше половины картины занимает небо с бегущими по нему облаками. Яркое солнце освещает колоссальный плац с бесчисленным количеством похожих друг на друга фигурок солдат. Слева — император на коне и свита. Но на переднем плане происходит нечто необычное. Всю его центральную и первую часть занимает коллективный портрет современников. Григорий Чернецов изобразил 223 портретные фигуры известных писателей, художников, музыкантов, актеров, общественных деятелей, среди которых В.А. Жуковский, И.А. Крылов, Н.И. Гнедич, А.С. Пушкин, Д.В. Давыдов, И.П. Мартос, Ф.П. Толстой, К.П. и А.П. Брюлловы, А.Н. Оленин, П.А. Каратыгин, сами братья Чернецовы, их отец и др. Все они написаны с натуры (за исключением А.А. Иванова, который находился в Риме). Работа вызвала всеобщий интерес в Петербурге, но не понравилась Николаю I: слишком много внимания уделено зрителям парада и мало — ему самому. Картина простояла несколько лет в мастерской автора, пока ее не купили в дар наследнику престола. 

 В это время Никанор Чернецов путешествует с председателем Общества поощрения художеств по Кавказу (1829–1831), проходит службу у новороссийского генерал-губернатора М.С. Воронцова в Крыму (1833–1836). В итоге художник проехал все побережье Черного моря от Поти до Анапы, жил в Тифлисе, познакомился с Кахетией и Абхазией, добрался до границы с Турцией в Карее. Его интересовали природа, города, руины, быт, костюмы, различные этнические типы. Никанор сделал несколько сот тщательных рисунков акварелью, пером и сепией, на основе которых написал позже множество картин маслом («Вид Суринамской крепости в Грузии», «Вид Тифлиса», обе 1832; несколько вариантов «Дарьяльского ущелья», 1832–33; «Вид на Аю-Даг в Крыму со стороны моря», «Вид у подножия Аю-Дага», обе 1836; «Крымские Гагры в Абхазии», 1837; «Вид Тифлиса», 1839, и др.). Никанор Григорьевич создал своеобразную живописную энциклопедию юга России. Известно, что в кабинете А.С. Пушкина висел его пейзаж «Дарьяльское ущелье» (1832). 

 С 1837 года братья Чернецовы работают вместе. У них возникает идея проплыть от истока до устья по Волге и запечатлеть все те красоты и достопримечательности, которыми так богата великая русская река. Цель, которую они поставили, была грандиозной, предшественников в этом у них не было. С 22 мая по 18 ноября 1838 года они, вместе с младшим братом Поликарпом и учеником Антоном Ивановым, плывут в специально оборудованной лодке-мастерской от Рыбинска почти до самой Астрахани,  побывав и в Болгарах. По пути совершают и сухопутные путешествия. Так, покинув  бывшую казачью станицу Дубовку, «путешественники при попутном ветре миновали деревню Мечётную, где видели в первый раз юрты кочующих калмыков, прошли начало реки Ахтубы и благополучно достигли Царицына. Решив, что Царицын никуда от них не денется, братья захотели совершить небольшое путешествие в недавно учреждённый город Царев, чтобы осмотреть остатки столицы Золотой Орды Сарая-Бату. Вот выдержка из  дневника художников: „27 (октября). Рано утром переправясь на пароме через Волгу, сели в тележку; ямщик гаркнул, и тройка понесла нас к остаткам столицы исчезнувшего грозного Царства Батыева“. Путешественники ехали займищем Волги, переезжали через многие рукава. У села Верхне-Ахтубинское они переправились вброд через Ахтубу и, выехав на открытую местность, „ …тотчас увидели в поле курганы и местами разбросанный щебень, означающий следы бывших строений“. Чернецовы приехали в Царев поздно вечером, так что осмотр древнего города пришлось отложить до утра. Едва рассвело, они отправились смотреть то, что осталось от столицы Золотой Орды. Что же они увидели? „Повсюду виден щебень, кирпичи, черепья посуды, куски разноцветных кирпичей с обливою и изразцов. Ни один из курганов не имеет ничего целого, это просто груды, поросшие полынью; изредка кое-где выказываются частицы стен, и то в малом виде. Из множества курганов, находящихся в стороне Волги, один замечателен по своей величине… Местное положение и величина этого кургана заставляют думать, не остаток ли это ханского дворца. Местами приметны ещё водопроводные каналы… Посреди этого пустыря находится Царев, построенный на развалинах татарского города и из его же остатков; в стенах многих домов жителей вставлены мозаические части для украшения; по улицам везде виден щебень, и изгладившиеся фундаменты бывших строений местами представляют твёрдую мостовую… По словам одного здешнего старожила, недавно здесь найдена была небольшая золотая корона… Без сомнения, в недрах курганов много заключается любопытных предметов“. Бродя по остаткам поселений и среди курганов почти весь день, братья были вознаграждены находками нескольких монет, а также камней с хорошо сохранившимися мозаическими украшениями…». 

 …18 ноября 1838 года барка-тихвинка, на котором плыли братья, было затёрто льдами, и в 47 километрах от Астрахани закончилось это беспримерное художественное путешествие. Было сделано 982 рисунка, 80 этюдов маслом и множество планов и набросков всевозможных поволжских достопримечательностей. Сделали братья и полную рисованную панораму обоих берегов Волги. Она состояла из 1981 листа, имела длину более 700 м при высоте 2,5 метра. Почти тринадцать лет трудились братья, совершив поистине художественный подвиг, который не был повторен последующими поколениями русских живописцев. В 1851 году смонтированная панорама «Волга, созданная академиками живописи Григорием и Никанором Чернецовыми, близкий портрет, снятый с натуры в очертаниях одной из важнейших и благодатнейших рек России» демонстрировалась в Петербурге на Васильевском острове. Она была закреплена на двух вертикальных цилиндрах, расположенных за окном помещения, оборудованного в виде каюты. При перемещении картины с одного цилиндра на другой и при соответствующем шумовом оформлении у зрителя складывалось полное ощущение движения корабля. Чернецовы поднесли ее Николаю I. Ответом был «ценный подарок»: панораму забрали в Эрмитаж (в 1880-х годах уже говорили об ее обрывках, ныне она хранится в Российской национальной библиотеке в Санкт-Петербурге). 

 В 1840-х Чернецовы в основном работают за границей. В Италии Григорий пишет большой протокольно точный портрет в пейзаже «Русские художники в Риме в 1842 году» (1842). Изображены А. А. Иванов, Ф. А Бруни, И. К Айвазовский, А Н. Мокрицкий, А. В. Тыранов (всего 43 портрета) на фоне развалин римского Форума. У Никанора появляется несколько самых свободных, самых живописных и гармоничных в его творчестве пейзажей («Колизей», 1840; «Грот в окрестностях Рима», 1840-е, и др.). 

 Новые мотивы художники привезли из стран Ближнего Востока. Ко времени работы в Иерусалиме относится картина Никанора Чернецова, изображающая интерьер храма, – Часовня гроба Господня (Кувуклия) в храме Воскресения Христова в Иерусалиме (1843). В Петербурге они пробовали издавать тетради литографий с видами Палестины, но успеха не было, и издание пришлось прекратить. Материальные дела Чернецовых расстраиваются. Они пишут еще по прежним впечатлениям виды разных мест: Григорий — «Площадь Святого Петра в Риме во время папского богослужения», «Мертвое море» (обе 1850), «Подземная часовня в Иерусалиме» (1852); Никанор — «Вид Юрьевца-Повольского» (1851), Вид на Волге (1852), «Вид города Ярославля», «Вид города Саратова при закате солнца» (оба 1860), «Вид Иерусалима с Елеонской горы» (1863) и др. 

 В надежде на материальную помощь братья в 1862 году подносят новому императору, Александру II, рукописный экземпляр своих «Записок о путешествии по Волге» с иллюстрациями в тексте. На этот раз не последовало даже «ценного подарка». 

 Когда в 1865 году умер Григорий Чернецов, Никанору не на что было похоронить его. Академия художеств прислала 200 рублей через две недели. В 1874 году Больной и нищий Никанор музею Академии художеств приобрести четыре портфеля с рисунками (около двух тысяч единиц), оформив листы папками с золотым тиснением. Музей оценил этот труд в четыре тысячи рублей и постановил выплачивать деньги в рассрочку. Эта сумма выдавалась на унизительных условиях – по 360 рублей в год! Не дожив до окончания полной выплаты, Никанор Чернецов умер в 1879 году.

 Антона Иванова братья Чернецовы ещё в 1840 году выкупили из крепостной неволи, он тоже стал художником и навсегда уехал в Италию. Его первой известной картиной стал «Вид мастерской братьев Чернецовых на барке в путешествии их по Волге в 1838 году».

Источники: книга «Никанор Чернецов» серии «Мастера живописи. Русские художники»,
http://antiqinfo.narod.ru/diksh/art.htm, http://www.bolgar.info/puteshestvie_v_bolgary
 
 

Художник Никанор Чернецов. Избранные работы

 Книги, посвященные жизни и творчеству Никанора Чернецова:

М. Алленов. „История русского искусства в 2-х т.  — т. 2: . История искусства XVIII – начала XX века“ (серия „Энциклопедия мирового искусства“) 



Комментарии пользователей
Оставить свой комментарий
« назад


Вход для пользователей
Вопрос в редакцию
* Отправляя данные, вы соглашаетесь с Политикой конфиденциальности
© 2012, Воскресный день
Сайт для заботливых родителей, учителей и воспитателей.
Юридическая информация

Сайт финансируется издательством «Воскресный день»

Проект издательства «Белый город»

Политика конфиденциальности

создание сайтов - Webis Group