закрыть
ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ

Данный сайт использует технологию cookie-файлов. Дальнейшее использование ресурса будет означать автоматическое согласие с нашей Политикой конфиденциальности.
Портал Воскресный день
Издательство «Белый город»
Контактная информация
(495) 641-31-00
(495) 302-54-13
Сегодня 22.11.2017
Книга дня
Русский лес Юрина Нина Георгиевна
Картина дня
Пейзаж с белой церковью Шильдер Андрей Николаевич
Воскресный день » Авторская колонка »

260 лет со дня рождения выдающегося русского живописца-портретиста, миниатюриста, иконописца, представителя сентиментализма Владимира Лукича Боровиковского

03.08.2017
И.С. Бугаевский-Благодарный. Портрет В.Л. Боровиковского

 

    Владимир Лукич Боровиковский (4.8.1757–18.4.1825) – последний из славной плеяды русских портретистов восемнадцатого столетия – сравнительно поздно (в возрасте тридцати лет) стал известен широкой публике Петербурга, но сумел чрезвычайно быстро достичь признания современников. На протяжении всей долгой жизни, скромный и трудолюбивый, Боровиковский работал много и плодотворно. По сравнению с Федором Рокотовым и Дмитрием Левицким он оставил огромное художественное наследие, насчитывающее около четырехсот произведений. Прежде всего, живописец полностью реализовался в разнообразных типологических структурах портретного жанра. Это и репрезентативные полотна большого формата, и небольшие камерные изображения, и миниатюры. Боровиковский – автор многочисленных икон для огромных соборов, небольших церквей, домашних киотов.  
     Владимир Боровиковский родился в Малороссии, в небольшом городке Миргород. Его отец, Лука Боровик, дядя, двоюродные и родные братья составляли родственный клан иконописцев. Первые уроки этого ремесла Боровиковский получил у отца. По обычаю своего времени он должен был служить на военном поприще, и в 1774 году Боровиковский вступил в Миргородский полк, в котором числился «сверх комплекта». В первой половине 1780-х годов художник вышел в отставку в чине поручика, поселился в Миргороде и полностью занялся религиозной живописью. Он писал образа для местных храмов, большая часть которых не сохранилась. В редких образцах иконописи Боровиковского (Богоматерь с Младенцем, 1787, Царь Давид) прослеживается трепетное отношение глубоко верующего человека к созданию религиозного образа.  
     Случай помог развиться таланту живописца. В 1787 году Екатерина Великая задумала совершить путешествие в Тавриду. Путь императрицы лежал через Малороссию. Земляк художника, Василий Капнист, известный поэт и предводитель дворянства, поручил Боровиковскому расписать интерьеры дома в Кременчуге, предназначавшегося для приема императрицы, с аллегорическими изображениями Екатерины в виде богини Минервы и Петра Великого Землепашца. По преданию, содержание картин понравилось императрице, и она повелела талантливому живописцу переехать в Петербург. В свите подданных, сопровождавших государыню в ее путешествии в Тавриду, находился и Николай Александрович Львов, бывший к тому же близким другом Капниста. Он незамедлительно пригласил талантливого живописца пожить в его доме. Будучи неплохим рисовальщиком, Львов, в свою очередь, оказал влияние на становление мастерства Боровиковского. Николай Александрович познакомил Боровиковского с его земляком Дмитрием Левицким, прочно обосновавшимся к тому времени в Петербурге. Хотя ученичество Боровиковского у Левицкого документально не подтверждено, однако близость приемов в ранних работах Владимира Лукича говорит о его знакомстве с творчеством блистательного портретиста Левицкого. 
     В первое время по приезде в северную столицу Боровиковский продолжал писать иконы. Однако образный строй и стилистика этих работ существенно отличаются от произведений, выполненных в Малороссии. Таковы редкие образцы религиозной живописи – Иосиф с младенцем Христом (1791) и Товий с Ангелом. Вероятно, эти небольшие иконки были предназначены для домашних киотов в доме Львова и его окружения.  
В начале 1790-х годов Боровиковский получил заказ на создание образов для главного собора Борисоглебского монастыря в Торжке. За два года напряженной работы Боровиковский написал тридцать семь икон, местонахождение которых в настоящее время неизвестно. Возможно, Боровиковский так и остался бы мастером религиозной живописи, если бы не одно обстоятельство. В 1792 году в Петербург приехал венский портретист Иоганн Баптист Лампи, снискавший европейскую славу. Вовлеченный в орбиту восхищения петербургской публики, Владимир Лукич начал работать под руководством признанного маэстро. Копируя его произведения, русский художник усвоил достижения техники европейской живописи и современные приемы письма. С этих пор на первый план в его творчестве вышел жанр портрета. В лице Лампи Боровиковский нашел не только замечательного педагога, но и друга. Австрийский живописец, будучи «почетным вольным общником» петербургской Академии художеств, хлопотал о присуждении Боровиковскому звания академика. О дружеском расположении Лампи к Боровиковскому свидетельствует тот факт, что после отъезда из России в 1797 году, он оставил свою мастерскую на Миллионной улице русскому мастеру. Несмотря на значительное влияние австрийского живописца на творчество Владимира Лукича, он сохранил свою индивидуальность и собственное понимание действительности. 
     Портрет императрицы Екатерины II на прогулке в Царскосельском парке Боровиковский создал в 1794 году. Это первый пример камерного толкования образа императрицы. У Федора Рокотова мы видели великую монархиню на троне при царских регалиях, в работах Стефано Торелли – в образе богини Минервы, на портрете Дмитрия Левицкого – жрицей богини Фемиды. Боровиковский показал Екатерину II «по-домашнему», в салопе и чепце. Преклонных лет дама неспешно прогуливается по аллеям старинного парка, опираясь на посох, рядом с ней любимая собачка. Идея подобного изображения тесно связана с новым течением в искусстве, получившим название сентиментализма. Показательно, что портрет Екатерины II не был исполнен с натуры. Есть свидетельство, что художнику позировала одевшаяся в платье императрицы ее любимая камер-юнгфера (комнатная прислуга) Марья Перекусихина.  
За это произведение Боровиковский, о котором хлопотал Лампи, был удостоен звания «назначенного» в академики. Однако, несмотря на признание Академии художеств, портрет, по-видимому, не понравился императрице и не был приобретен дворцовым ведомством. Тем не менее, именно этот образ возникает в культурной памяти русских людей благодаря Пушкину. Выросший в Царском Селе, где все было наполнено воспоминаниями о временах «матушки-Екатерины», поэт почти процитировал портрет в Капитанской дочке.  
Боровиковский написал портреты всех представителей кружка поэтов, близких друзей художника – Николая Львова, Василия Капниста и Гавриила Державина. Люди весьма разных характеров и темпераментов, они были связаны общностью художественных вкусов и эстетических воззрений.

 В 1795 году художник был удостоен высоко звания академика живописи. Переход от миниатюрных и малоформатных портретов к большому полотну не сразу дался художнику, но вскоре он показал себя большим мастером парадной формы портрета. На портрете Муртазы-Кули-хана, заказанном императрицей,  прекрасно передан восточный тип лица двадцатишестилетнего красавца: выразительные карие глаза, нежная белая кожа и холеная иссиня-черная борода. Блестяще изображены детали роскошной одежды и фактура материала: кинжал филигранной работы, костяные четки, но пышность восточного наряда и  пейзажный фон не отвлекают внимания от выразительного лица. 

В начале 1790-х годов Боровиковский написал ряд пасторальных портретов-картин Портрет Елены Нарышкиной в детстве, Портрет неизвестных девочек. Как правило, художник выбирал декоративную форму овала, изображал фигуры в рост, обязательно было присутствие пейзажа (сельская природа или парковый ансамбль). В середине 1796 года живописцу был поручен ответственный заказ написать портреты великих княжон Александры и Елены, старших дочерей императора Павла Петровича. Произведения, исполненные по заказу императорского двора, принесли заслуженную славу Боровиковскому, и к середине 1790-х годов вошедший в моду портретист был  буквально завален работой. Особое значение в крепостнической России имели произведения, выражавшие сочувствие к простым людям. В работе Лизынька и Дашинька (1794) Боровиковский запечатлел юных горничных семейства Львовых, а Портрет торжковской крестьянки Христиньи (около 1795) является прообразом крестьянских жанровых изображений ученика Боровиковского – Алексея Венецианова.  

В самом конце века, на грани девятнадцатого столетия, Боровиковский создает целый ряд портретов, по преимуществу женских и девичьих, в которых окончательно находит самого себя и вместе с тем утверждает в портретной живописи новый тип человека, существующий, а не сочиненный художником, увиденный, открытый только им. В таких изумительных портретах, как портреты В.И. Арсеньевой, Е.А. Нарышкиной, М.А. Орловой-Денисовой, со всей силой обнаруживаются особенности портретного стиля художника. Идеал живописца, его представления о красоте русской дворянской барышни воплощен в знаменитом Портрете Марии Ивановны Лопухиной (1797). Эта картина стала своего рода визитной карточкой живописца. На портрете восемнадцатилетняя Мария представлена еще до замужества, образ ее не только овеян удивительной поэтичностью, но и отмечен жизненной достоверностью и  глубиной чувств.  

Одним из самых выразительных портретов кисти Боровиковского по праву следует назвать Портрет князя Александра Борисовича Куракина (1801–1802). Образ князя, торжественно-хвалебный по замыслу, несет в себе черты объективности, заставляя вспомнить державинские поэмы, обличавшие вельмож за их сибаритство и высокомерие. Портрет Куракина – высшее достижение в развитии русского парадного портрета, в этой области Боровиковский так и остался непревзойденным мастером. Самым замечательным среди мужских портретов является незаконченный портрет учителя художника, великого портретиста Д.Г. Левицкого. 

В творчестве живописца приобрел большое значение семейный портрет: он создал особый тип малоформатного портрета, близкого миниатюре, но имеющего свои отличия, как в технике, так и в образном звучании. В определенном смысле Боровиковский стоял у истоков камерного портрета, получившего развитие в рисунках и акварелях Ореста Кипренского и молодого Карла Брюллова. Новый элемент в образное содержание семейного портрета вносит Боровиковский в портрете сестер Гагариных (1802), дочерей действительного тайного советника Гавриила Гагарина. Замысел картины – показать идиллию домашнего быта и нежные чувства, рождаемые музыкой, –  вполне соответствует духу сентиментализма, но в композицию вводится жанровый мотив действия. Перед зрителем раскрывается мир усадебных развлечений, предусматривавших игру на клавесине или гитаре, пение чувствительных романсов. Сеансы с натуры проходили в доме богатых заказчиков, а дорабатывались в мастерской художника в доме на Большой Миллионной улице, где Владимир Лукич поселился в конце XVIII века и жил безвыездно до самой своей смерти.  

Аллегория зимы создана, по-видимому, в 1810-х годах и относится к зрелому периоду творчества Боровиковского, когда живописец отошел от стилистики сентиментализма. В этом произведении реальность уже выступает свободной от условного аллегоризма, получает непосредственное и взволнованно-лирическое истолкование. Боровиковский следует распространенному иконографическому типу изображения, представляя аллегорию зимы в виде пожилого человека (старухи или старика). При этом художник берет за основу не абстрактный, близкий к античному идеалу образ, а обращается к конкретному, народному типу русского крестьянина. 

В 1810-х годах слава Боровиковского как крупнейшего портретиста эпохи постепенно начала меркнуть. Новое поколение молодых художников-романтиков, сумевших передать настроения эпохи наполеоновских войн, начало активно заявлять о себе. В 1812 году в Академии художеств демонстрировались работы Ореста Кипренского, которые сразу снискали огромный успех у публики. Мастера XVIII столетия, среди которых был и Боровиковский, постепенно уходили в тень. 

  Книги, посвященные жизни и творчеству В.Л. Боровиковского:


Комментарии пользователей
Оставить свой комментарий
« назад


Вход для пользователей
Вопрос в редакцию
* Отправляя данные, вы соглашаетесь с Политикой конфиденциальности
© 2017, Воскресный день
Сайт для заботливых родителей, учителей и воспитателей.
Юридическая информация

Сайт финансируется издательством «Воскресный день»

Проект издательства «Белый город»

Политика конфиденциальности

создание сайтов - Webis Group