закрыть
ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ

Данный сайт использует технологию cookie-файлов. Дальнейшее использование ресурса будет означать автоматическое согласие с нашей Политикой конфиденциальности.
Портал Воскресный день
Издательство «Белый город»
Контактная информация
(495) 641-31-00
(495) 302-54-13
Сегодня 22.09.2017
Книга дня
Шассерио Прокофьева М.
Картина дня
Мавританский танец Шассерио, Теодор
Воскресный день » Авторская колонка »

Выдающийся русский живописец, мастер исторического и бытового жанра, педагог и мемуарист Илья Ефимович Репин родился 5 августа 1844 года

05.08.2017
В.Д. Поленов. Портрет художника Ильи Ефимовича Репина

Будущий великий художник Илья Ефимович Репин (5.8.1844–29.9.1930)  родился в городе Чугуеве  Харьковской губернии, в семье рядового уланского полка Ефима Васильевича. Казалось бы, происхождение не оставляло ему выбора: монарший указ Александра I предписывал детям военных поселенцев с семилетнего возраста становиться кантонистами, а с восемнадцати — после перевода в воинскую часть — четверть века тянуть солдатскую лямку. Но судьба распорядилась иначе – родители Ильи вовремя заметили способности сына и устроили его в местную школу военных топографов. Позже он поступил учиться в частную иконописную мастерскую и, став в свои неполные пятнадцать иконописцем, разъезжал по далеким селеньям, выполняя работы. Художественная среда Чугуева и одаренные учителя помогли Илье Репину в его ранних живописных исканиях, и Репин решил поступать в Петербургскую академию художеств. Выручив сто рублей за роспись Сиротинской церкви, осенью 1863 года он отправился в Петербург, где в течение года посещает рисовальную школу Общества поощрения художников. В 1864 году его принимают в Академию, там Репин сближается с И.Н. Крамским, критиком В.В. Стасовым. Менее чем через год, 8 мая 1865 года, эскиз Ангел смерти избивает всех перворожденных египтян приносит ему серебряную медаль и соответственно звание свободного художника, избавляющее от податного состояния военного поселянина. 

 Летом 1868 года Илья Репин усердно готовился к конкурсу на малую золотую медаль. Друзья уговорили его отправиться на прогулку по Неве до Усть-Ижоры, и с палубы парохода Репин впервые увидел бурлаков, с неимоверными усилиями тянущих вдоль берега груженую барку. Эта сцена произвела на молодого художника мощное впечатление. При первой же возможности он вместе с художником Ф.А. Васильевым отправился в приволжские селения, и там его альбомы быстро заполнялись зарисовками: он подолгу сидел с бурлаками у костров, над которыми булькала в котелках их простая пища, присматривался к процессу составления бурлацкой тяги. Сколько же колоритных прототипов для персонажей своей картины встретил Репин на волжских берегах и перенес затем их на холст! 

Едва Репин успел вернуться в Петербург, как курировавший Академию художеств великий князь Владимир изъявил желание взглянуть на привезенные молодым живописцем рисунки. С того дня, по словам Стасова, от Репина все стали ждать «чего-то необыкновенного: так были поразительны этюды масляными красками, привезенные им с Волги». Художник готов был немедленно приступить к полномасштабному осуществлению замысла. Однако у академиков на этот счет имелись свои взгляды. Для конкурсной работы на большую золотую медаль ими была определена единственная тема, притом на евангельский сюжет – Воскрешение дочери Иаира. Картина оказалась в числе лучших работ, представленных учениками Академии. 2 ноября 1871 года Илья Репин становится обладателем большой золотой медали, ему присуждается звание художника первой степени, а также право на шестилетнее заграничное пенсионерство.

 Однако впереди Репина ждал настоящий триумф. На очередной выставке в Обществе поощрения художников, открывшейся в 1871 году, не было посетителя, который бы не задержался у монументального репинского полотна Бурлаки на Волге. Казалось бы, тема сама по себе не нова, но никому прежде так, как Репину, не удавалось столь мастерски, без какой-либо тенденциозности разработать остросоциальный сюжет, приподнять его над «стоном», что «песнью зовется».

 Настоящий фурор вызвали «Бурлаки» на Венской всемирной выставке 1873 года и пятью годами позже на Парижской. Сам же художник готов был вновь и вновь возвращаться к картине с кистью в руках. Так, почти тридцать лет совершенствовал он картину «Пушкин на берегу Невы», в результате холст от огромного наслоения красок стал более напоминать барельеф…

 11 февраля 1872 года в академической церкви состоялось венчание Репина и юной Веры Шевцовой. А в ноябре у них появилась дочь, которую назвали в честь матери. Позже Репин напишет ряд проникновенных портретов своей жены Веры (Отдых, 1882)  и детей (Девочка с букетом (Вера Репина), 1878; Стрекоза, 1882; Надя Репина, дочь художника, 1881; Портрет Юрия Ильича Репина, сына художника, в детстве, 1882)… В мае 1873 года Репин вместе с семьей отправляется в Италию, где по инициативе Мстислава Прахова зародилась идея создания абрамцевского кружка. Ко времени начала пенсионерской поездки Репина центр современной художественной жизни уже переместился из Рима в Париж. Он отправляется туда в октябре 1873 года и живет во Франции в течение трех лет, изучая творчество Дюрана, Коро, Добиньи, Лорана, Курбе, патриарха исторической французской живописи Делароша. Истинное наслаждение испытает И.Е. Репин, приехав в Нормандию, в приморский городок Вёль. Здесь он встретил свое тридцатилетие и создал одно из лучших произведений своей молодой поры Нищая (Девочка-рыбачка). Там же Репин напишет этюды Мельница в Кресоньерах и Лошадка для сбора камней в Вёле. Всего шестнадцать работ, которые затем появятся на персональной выставке художника в 1891 году. 

 Находясь за границей и сравнивая работы русских и западных живописцев, Репин глубоко задумался о самобытных чертах национального характера и его проявлении в искусстве. Он пишет Садко в подводном царстве. Впервые в русской живописи художник обратился к сюжету из народного эпоса. Несмотря на благожелательные отзывы публики, Репин не удовлетворен результатом, он признается друзьям, что готов уничтожить полотно, которое создавалось с холодным сердцем. Картина «Садко» в подводном царстве в 1876 году во время отчетной выставки будет выставлена в залах Петербургской академии художеств. За это произведение, разочаровавшее самого автора, Репин получит звание академика.

 Осенью 1876 года художник с волнением переступает порог родительского дома в Чугуеве. В праздничный день он видит: все так же, как в его детстве, плывет по пыльной дороге торжественная процессия со священником во главе, но вырублены вековые деревья, торчат пни под неистовым солнечным светом. Впечатления от увиденного не отпускают Репина, они ложатся в основу одной из самых знаменитых его картин – Крестный ход в Курской губернии. Но завершил свой художественный замысел Илья Ефимович лишь в 1883 году в Петербурге. Неоднократно возвращался Репин к образу горбуна – послушника Хотьковского монастыря, открывающего «симфонию» «Крестного хода».  По широкой сельской дороге перед зрителем готовилась проплыть сама провинциальная пореформенная Россия, демонстрируя почти все свои сословия. «Крестный ход в Курской губернии, – писал И.Э. Грабарь, – окончательно установил за Репиным репутацию первого художника России».

 В 1877 году Репин с семьей перебирается в Москву. Он заканчивает уже начатые и создает новые картины: здесь и Царевна Софья, и Запорожцы, и Крестный ход, и «Не ждали», и Иван Грозный и сын его Иван, множество великолепно исполненных портретов: Куинджи, Кардовского, Сурикова, Глинки, Гаршина, Бехтерева, Менделеева, Тургенева… Лучшие умы и дарования эпохи живут на его полотнах: Стасов, Лев Толстой, хирург Пирогов, П.А. Стрепетова. Исключительно талантлив портрет Мусоргского, написанный в последние, трагические дни жизни великого композитора.

 Готовясь к картине Царевна Софья в Новодевичьем монастыре, живописец тщательно изучал всевозможные архивные источники, осматривал келью, в которой Софья томилась в годы своего заточения. Таким же детальным был подход к потрясающей по своей эмоциональной силе, одной из лучших работ Репина Иван Грозный и сын его Иван. 16 ноября 1581 года. И.Н. Крамской в письме к Суворину писал: «Вот она, вещь, в уровень таланту… Выражено и выпукло выдвинуто на первый план – нечаянность убийства!.. И как написано, боже, как написано! <…> В картине есть страшное, шумно выраженное отцовское горе, и его громкий крик, а в руках у него сын, сын, которого он убил, а он… вот уже не может повелевать зрачком, тяжело дышит, чувствуя горе отца, его ужас, крик и плач, он, как ребенок, хочет ему улыбнуться: “Ничего, дескать, папа, не бойся!” Ах, боже мой!»

 Картина «Под конвоем» стала дебютной в репинской галерее положительных образов разночинной революционной интеллигенции. Тему судьбы революционера-народника И.Е. Репин развивает и в других полотнах этого цикла – в Сходке, Аресте пропагандиста, в Отказе от исповеди, а также в получившей широкий общественный резонанс картине Не ждали, созданной после того, как в результате амнистии перед ссыльными народниками открылись двери острогов. Картина имела грандиозный успех на XII Передвижной выставке. 

 Судьба другого репинского шедевра, Запорожцы (1878–1891), также уходит корнями в детство художника. Репин вспоминал, как однажды на порог их дома с громким хохотом ввалился молодой казак Гаврила Корж и стал с немыслимым сарказмом декламировать строки ответного письма отчаянных в своей удали запорожцев грозному турецкому султану: «Ты – шайтан турецький, проклятого чорта брат и товарыщ и самого люциперя секретарь...» Гость ушел, и отец рассказал сыну легендарную историю из жизни Запорожской Сечи. Для того чтобы изучить быт запорожцев, их утварь, одежду, оружие, он весной 1880 года вместе со своим учеником Валентином Серовым отправляется в поездку по местам, где когда-то шумела Запорожская Сечь. По дороге они заезжают в Киевский и Одесский музеи, затем их путь лежит в старинные поселения запорожцев – Покровское, Александров, Базовлук, Токмаковку… Маленькая экспедиция посещает остров Хортицу, где в свое время стояли курени запорожцев. Во время поездки Репин знакомится с историком Н.И. Костомаровым, летописцем запорожского казачества Д.И. Яворницким, дружбу с которым сохранит до конца своих дней. Мало того, что бесценная коллекция Яворницкого, в которой были и старинные сабли, и ружья, и сумки, помогли Репину воссоздать в картине реальную атмосферу происходящего, так еще сам историк с удовольствием позировал художнику, увидевшему в нем образ лукавого, насмешливого писаря. Вернувшись из поездки по Украине, Репин не отходит от холста, мало спит, не откликается на письма. От первого наброска в Абрамцеве до окончательного варианта «Запорожцев», показанного художником на персональной выставке 1891 года, прошло долгих двенадцать лет. 

 В ноябре 1891 года в Петербурге в залах Академии художеств открылась, а затем в январе–феврале 1892 года продолжилась в Москве персональная отчетная выставка Ильи Ефимовича, приуроченная к двадцатилетнему юбилею творческой деятельности художника. На ней как раз и были выставлены «Запорожцы». Реакция на них оказалась неоднозначной. Посыпались упреки то от Лескова в недостаточной идейности, то от Суворина, то от художника Николая Ге… Простые же зрители, заполняющие залы выставки, принимали картину с бурным восторгом. Выставка Репина прошла с триумфом, укрепив славу и материальную независимость художника, его картины быстро раскупались. 

 Творческий подъем 80-х годов не только вознес его на вершину славы, но и порядком истощил, казалось бы, беспредельную энергию. Стала болеть и слабеть правая рука. Илья Ефимович давно нуждался в отдыхе и мечтал оказаться где-нибудь в деревенской глуши. В мае 1892 года Репин присматривает в пятнадцати верстах от Витебска имение Здравнёво и поселяется там. Летний сезон 1892 года знаменателен появлением серии рисунков: Лодки у берега, Лодки на Двине, Косцы в поле, а также картины Осенний букет. Портрет Веры Ильиничны Репиной. К творческой удаче можно отнести многое из того, что было создано Репиным в последующие годы, в частности, полная драматизма картина Дуэль (1896). 

 25 ноября 1893 года И.Е. Репину присваивают звание профессора живописи, а уже 1 декабря он становится действительным членом Академии художеств. Осенью того же, 1893 года Репины – Илья Ефимович с сыном Юрием – отправляются в полугодовое заграничное путешествие. Вена, Мюнхен, Флоренция, Венеция, Рим, Неаполь… Вернувшись, Репин дает согласие вести мастерскую в Академии художеств, через которую в разные годы прошли Грабарь, Кардовский, Кустодиев, Билибин и многие другие живописцы. Желание быть в курсе новых художественных течений заставило Репина сблизиться с декадентским объединением «Мир искусства» и дать согласие на сотрудничество с одноименным журналом. Содружество это продлилось недолго: после появления в данном журнале статьи, порочащей имена художников Верещагина и Маковского, Репин разорвал всякие отношения с «доморощенными декадентами», о чем сообщил в письме, опубликованном в Ниве (№ 4, 1899). 

 Личная жизнь приносила одни печали. Расставание с женой, тяжелая психическая болезнь второй дочери – Нади, сложные, чуть ли не враждебные отношения с сыном Юрием заводили сердце в тупик. Спасала работа. Репина захватывают «Записки сумасшедшего» Гоголя, он делает к ним блистательные иллюстрации. С интересом обращается к произведениям Шевченко, Чехова, Гаршина, Лескова, Пушкина, Некрасова. Критики называют Репина «виртуозом разных техник», немало его наиболее удачных графических работ исполнены углем или графитным карандашом. Весь июнь и июль 1898 года Репин путешествовал по Востоку. Поездка в Палестину предваряла работу над картиной «Искушение Христа» («Иди за мной, Сатано»). Это было мучительное время поисков. К счастью, у него была поддержка со стороны Натальи Борисовны Нордман-Северовой, с нею мастеру суждено было прожить бок о бок почти пятнадцать лет. Художник напишет несколько замечательных портретов Натальи Борисовны. В мае 1899 года в поселке Куоккала Репин на имя своей жены приобрел дом и участок земли около двух гектаров, буквально на следующий день у ворот дома появился шест с табличкой «Villa Penates». Илья Ефимович будет в «Пенатах» наездами, обитая в основном в петербургской квартире, выделенной ему Академией художеств.

 В 1899 году Репин проживет в «Пенатах» сначала осень, потом зиму. После городской суеты, среди сосен и берез, внутри тишины, окутанной шелестом морского прибоя,  появлялись силы и вдохновение. Ежедневная творческая работа, преподавание – Репин в период с 1894 по 1907 год руководил мастерской, затем стал ректором Академии художеств (1898–1899), одновременно ведя курс в мастерской Тенишевой, – посещение театров, чтение, писание огромного количества писем, казалось, не изнуряли его. В мае 1900 года Репин как член международного жюри и Наталья Борисовна едут в Париж на Всемирную художественную выставку. Но «Пенаты» не отпускали Репина, сюда съезжались гости – писатели, музыканты, художники, ученые, представлявшие широкий круг петербургской и московской интеллигенции: А.М. Горький, В.В. Стасов, А.И. Куприн, Л.Н. Андреев, И.Р. Тарханов, академик Бехтерев … Начало знаменитым репинским «средам» было положено 18 августа 1904 года.

 Небывалый по напряжению труд привел к обострению тяжелого заболевания, в результате которого у художника стала сохнуть правая рука. Верный себе, Репин стал учиться писать левой… В декабре 1917 года в результате разлома Российской империи Финляндия получила независимость, и через четыре месяца граница с Советской Россией закрылась. Теперь там, на родине, была гражданская война, большевики, тиф… Оказавшись за пределами Отчизны, Репин с огромной печалью смотрел на опустевший поселок с заколоченными дачами. Теперь он один: еще в июне 1914 года в швейцарской клинике скончалась от туберкулеза Наталья Борисовна. В 1907 году Репин окончательно расстается с Академией и с тех пор лишь изредка покидает «Пенаты», навещая то Ясную Поляну, то Чугуев, то вновь отправляясь в Крым. В 1922 году в Тампере и Хельсинки, а двумя годами позже в Праге прошли персональные выставки Репина. В конце мая 1925 года состоялась выставка и в Русском музее. 

 Если бы он хотя бы немного берег себя и считался с возрастом… Осенью 1930 года художник сильно простудился и 29 сентября его не стало. «…в тогдашней атмосфере духоты и скуки, которую не способно было рассеять сухое, чересчур трезвое и рассудочное творчество Перовых, Крамских и Шишкиных или внешне блестящие „гастроли“ Семирадских и Маковских, появление картин Репина действовало как приток свежего воздуха. Оно напоминало о подлинной стихии художества, о том самом, что „оправдывает“ существование искусства, о том, для чего искусству „стоит существовать“, — писал А.Н. Бенуа. 

 Книги, посвященные жизни и творчеству Ильи Ефимовича Репина:  



Комментарии пользователей
Оставить свой комментарий
« назад


Вход для пользователей
Вопрос в редакцию
* Отправляя данные, вы соглашаетесь с Политикой конфиденциальности
© 2012, Воскресный день
Сайт для заботливых родителей, учителей и воспитателей.
Юридическая информация

Сайт финансируется издательством «Воскресный день»

Проект издательства «Белый город»

Политика конфиденциальности

создание сайтов - Webis Group