закрыть
ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ

Данный сайт использует технологию cookie-файлов. Дальнейшее использование ресурса будет означать автоматическое согласие с нашей Политикой конфиденциальности.
Портал Воскресный день
Издательство «Белый город»
Контактная информация
(495) 641-31-00
(495) 302-54-13
Сегодня 22.11.2017
Книга дня
Русский лес Юрина Нина Георгиевна
Картина дня
Пейзаж с белой церковью Шильдер Андрей Николаевич
Воскресный день » Авторская колонка »

Двадцать седьмого августа 1862 года родился выдающийся русский художник-передвижник, замечательный колорист, мастер портретной и жанровой живописи Абрам Ефимович Архипов

27.08.2017


 Абрам Ефимович Архипов вошел в историю русского искусства конца XIX — начала XX века как художник тонкого поэтического таланта, посвятивший свое творчество русской деревне, крестьянской теме.

Современник ЛевитанаКоровина, Виноградова, Нестерова, Серова, выходец из Рязанской губернии, Архипов несколько выпадает из этой талантливой «стайки», хотя и не уступает ни в технике письма, ни в лиричности своих ранних картин, ни в признании современников. Достаточно сказать, что такой потрясающе талантливый художник и человек с тонким художественным вкусом, как Михаил Нестеров, всю свою жизнь не уставал следить за творческим успехом Архипова и восхищаться им в своих письмах родным, друзьям, художникам и просто добрым знакомым. Нестеров оставил потомкам (не говоря о картинах) сотни писем, вышедших двумя изданиями, опубликовал том воспоминаний «Давние дни», его рукопись мемуаров, сведенных в своеобразное «житие», стала в наше время отдельной книгой. Архипов же, по причине нехватки образования и писательских способностей, оставил только скупую канцелярскую «Автобиографию». По выражению художника-передвижника К.А. Савицкого, у Архипова — «всё тайна: и его жизнь, и его процессы искусства». И все-таки именно М.В. Нестеров дает нам сегодня если не ключ к архиповской «тайне», то хотя бы возможность заглянуть в то далекое время, когда оба художника одновременно поступали в Училище живописи, ваяния и зодчества. Вот как вспоминал Нестеров о первой встрече с Архиповым. «В Училище был назначен приемный экзамен по рисованию. Живо помню этот день. Привели нас в один из больших классов (головной) и засадили рисовать апостола Петра. Горячо все взялись за дело. Впереди меня сидел деревенский паренек в коричневой, отороченной широкой тесьмой, поддевке, с волосами, подобранными в скобку, в сапогах со сборками. Он отлично делал свое дело. Я был восхищен его рисунком, да и другим он нравился. Это был крестьянин Рязанской губернии Пыриков. Позднее, когда Пыриков был принят в головной класс, оказалось, что это его прозвище, а фамилия его Архипов…»

 Художник родился 15 (27) августа 1862 года в одном из глухих селений Рязанской губернии в бедной крестьянской семье, и не случайно жизнь русского крестьянства стала главной темой его творчества. С детства Архипов рисовал «везде, всегда, всюду, где только можно», как сам вспоминал впоследствии. Мальчик учился у приезжих иконописцев, и родители всячески поощряли занятия сына и в 1876 году. С трудом собрав средства, они отправили его учиться в Москву в Училище живописи, ваяния и зодчества. Вместе с ним в то время занимались Андрей Рябушкин, Николай Касаткин, Михаил Нестеров. Душой Училища и любимым педагогом был Василий Перов, преподавали также Владимир МаковскийВасилий ПоленовАлексей Саврасов.

 Архипов учился с огромным упорством и желанием. Его работы получали награды на выставках. Архипов начинает свой творческий путь как художник-жанрист, явный преемник и последователь Перова. В 1883 году после семи лет учебы в Училище Архипов решил продолжить учение в Академии художеств. Летом он ежегодно ездил на родину в Рязанскую губернию, где писал этюды. Сохранилось немало его жанровых картин той поры, на них запечатлены различные эпизоды из жизни крестьян: «В лавке старьевщика» (1882), «Пьяница» (1883), «Водопой» (1883) и др. Однако академическая система преподавания его разочаровала. Несмотря на то, что живописный этюд «Натурщик, падающий с седла» и рисунки были признаны образцовыми и переданы на постоянное хранение в Академический музей, Архипов покидает Академию и возвращается в МУЖВЗ. После смерти Перова он занимается у Поленова, чье искусство  также оказало влияние на творчество Архипова. В 1887 г. за картину «Посещение больной» молодой живописец получил большую серебряную медаль и звание классного художника. Началась самостоятельная творческая деятельность Архипова, протекавшая в основном в Москве. «Пересуды», На Волге (обе 1888–1889), Деревенский иконописец (1889). В картине «На Волге» впервые Архипов подошел к решению одной из основных проблем современной ему пленэрной живописи — изображению человека на открытом воздухе.

 Архипов вступает в действительные члены Товарищества передвижных выставок и в 1890-е годы пишет картины, выводя своих героев из маленьких душных мастерских и комнат на широкие просторы Волги, на открытые, залитые солнцем площади, зеленые лужайки и дороги. Картина По реке Оке экспонировалась на XVIII выставке ТПХВ в 1890 г. и принесла автору подлинный успех. Описывая впечатление от выставки, принявшей уже купленную Третьяковым картину, М.В. Нестеров сообщает в письме родным: «Наибольшим успехом пользуются Репин, Архипов и Серов». Репин изобразил эффектную салонную львицу — баронессу Икскуль. Серов — кумира петербургской музыкальной культуры композитора А.М. Серова, своего отца; что касается Архипова, то он остался верен «барке», уже изображенной в одной из ранних картин. Только на сей раз она, эта барка, полна у него разного крестьянского люда — лежащего, сидящего, всякого, добирающегося «на тот берег». Но дело даже не в сюжете, а в том, как подан этот сюжет. В полотнах Архипова почти никогда нет острых ситуаций или активного действия. Основная мысль раскрывается через среду, обстановку, в которой происходят события (Радоница, 1892). 

 В начале 1900-х годов появляются северные пейзажи Архипова. Здесь предстает величавая природа, с приглушенными красками, самобытной деревянной архитектурой, покосившимися избами, теснящимися на берегах, безлюдными лесистыми островами, огромными валунами у моря (Лед прошел, 1894—1895). В письме художнику В.К. Менку Нестеров восхищается «чудесной обаятельной теплотой и искренностью» живописи Архипова. По его мнению, архиповская картина «Лед прошел» может быть причислена к лучшим его работам и жаль, что Третьяков прозевал эту вещь.  В эти же годы Архипов создает своеобразную серию крестьянских портретов — девушек и женщин Нижегородской и Рязанской губерний. Все они — в национальных ярких одеждах, с вышитыми платками и бусами. Портреты, написанные широко, обобщенно, темпераментным крупным мазком, отличаются декоративностью, мажорностью красочной гаммы. Излюбленными становятся красные, интенсивно-розовые, звучные тона («На реке», 1898; «Проводы крестного хода», вторая половина 1890-х; Обратный, 1896). Картиной «Обратный» восхитился Левитан, а вот Третьяков опять «прозевал» — она ушла в чью-то домашнюю коллекцию, а в галерею Третьякова только в 1935 поступил году вариант картины. Оригинал ныне он хранится в Минске, в Государственном художественном музее Республики Беларусь.

 В 1896 г. на XXIV передвижной выставке появились две близкие по теме картины: «Смена. Углекопы» Н.А. Касаткина и Поденщицы на чугунолитейном заводе А.Е. Архипова. Оба живописца, каждый по-своему, откликнулись на происходивший в эти годы процесс пролетаризации крестьянства, связанный с развитием промышленности. Так вошла в творчество Архипова социальная тема, которая получила глубокое и законченное воплощение в известной его картине Прачки (первый вариант — конец 1890-х гг., второй вариант — 1901). Замысел этой, может быть, наиболее значительной картины мастера возник после посещения им прачечных близ Смоленского рынка в Москве. Здесь, по воспоминаниям самого художника, он «увидел старую женщину… устала она ужасно, спина болит, села отдохнуть… Все живописно — пар клубится, усталость старухи…» 

 В 1903 г. Архипов вступил в только что возникший Союз русских художников. Это объединение, отличавшееся интересом участников к национальной культуре и истории, просуществовало до 1923 г.; многие его представители, в том числе Архипов, вошли впоследствии в Ассоциацию художников революционной России (1924). Много сил отдал художник и педагогической работе. С 1894 г. он возглавлял натурный класс МУЖВЗ (с 1898 г. — в звании академика), в реорганизации которого принял участие после Октябрьского переворота. Преподавал в 1918–1920 гг. в ГСХМ, а в 1922–1924 гг. во Вхутемасе. В разное время у него учились Ф.С. Богородский, С.В. Герасимов, Б.В. Иогансон, В.В. Мешков, А.А. Пластов, К.Ф. Юон. В 1920-х гг. основное место в творчестве художника занимают крестьянские портреты-типы: «Крестьянин Рязанской губернии» (1925), Девушка с кувшином (1927), «Крестьянка в зеленом фартуке» (1927). Крестьяне на полотнах изображены как сильные, жизнерадостные, красивые люди. Но теперь их внутренняя значительность и спокойная величавость возрастают, образы приобретают монументальность.

 В 1927 году, в связи с сорокалетием художественной деятельности, Абраму Архипову, одному из первых советских живописцев, было присвоено звание народного художника Республики. Уже после кончины мастера (в 1930 году)  в письме (от 18 мая 1931) петербургскому другу А.А. Турыгину Нестеров сообщит: «Идет ряд выставок: Бродского, Юона, Павла Кузнецова, Ассоциации советских художников. На последней — „Посмертный уголок“ Архипова. Какой отличный мастер! Правда, внешний, но такой яркий, сияющий, молодой в шестьдесят восемь лет, если не юный: за два-три месяца до смерти. Недаром он когда-то собирался прожить триста лет!» Как тут не вспомнить чье-то мудрое утверждение, что человек жив, пока его помнят. Наверное, так оно и есть. 

 По книге: «50 биографий мастеров русского искусства». Л.: Аврора, 1970, материалам сайта http://artmuseum.yar.ru/ и статье Владимира Трифонова http://www.vesty.spb.ru/modules.php?name=News&file=print&sid=12119



Комментарии пользователей
Оставить свой комментарий
« назад


Вход для пользователей
Вопрос в редакцию
* Отправляя данные, вы соглашаетесь с Политикой конфиденциальности
© 2017, Воскресный день
Сайт для заботливых родителей, учителей и воспитателей.
Юридическая информация

Сайт финансируется издательством «Воскресный день»

Проект издательства «Белый город»

Политика конфиденциальности

создание сайтов - Webis Group