закрыть
ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ

Данный сайт использует технологию cookie-файлов. Дальнейшее использование ресурса будет означать автоматическое согласие с нашей Политикой конфиденциальности.
Портал Воскресный день
Издательство «Белый город»
Контактная информация
(495) 641-31-00
(495) 302-54-13
Сегодня 17.12.2017
Книга дня
Ярошенко Николай Вольф Г. В.
Картина дня
На качелях Ярошенко Николай Александрович
Воскресный день » Авторская колонка »

Французский живописец и рисовальщик, основоположник и крупнейший мастер стиля рококо Жан Антуан Ватто родился 10 октября 1684 года

10.10.2017
Антуан Ватто. Автопортрет


 Антуан Ватто (10.10.1684—18.7.1721)  считается основоположником стиля рококо. Он прожил недолгую жизнь, скончавшись от чахотки в 36 лет. По свидетельствам современников, художник избегал общества, отказывался встречаться с поклонниками, тяготился покровительством меценатов. Эти особенности личности отразились и в его полотнах — удивительно тонких, проникновенных, скрывающих за беспечным весельем сложные переживания и одиночество. 

Ватто вошел в историю живописи как мастер галантных празднеств. Это определение было сформулировано специально, когда в 1717 году его принимали в члены Академии живописи, поскольку традиционной жанровой трактовке его картины не поддавались. Он родился в семье кровельщика во фламандском городке Валансьене, незадолго до того вошедшем в состав Франции. Первые уроки живописи получил на родине, а в 1702 году на свой страх и риск (и даже, за неимением средств — пешком) отправился в Париж. 

Там он учился у Клода Жилло, а затем — у мастера декоративной живописи и гравера Клода Одрана. Одран дал ему возможность познакомиться с картинной галереей Люксембургского дворца, хранителем которой был. Незабываемое впечатление на молодого художника произвели полотна Рубенса и других живописцев фламандской школы. Их влияние заметно в его творчестве — особенно в ранних картинах, которые относятся к бытовому жанру и посвящены жизни крестьян и солдат. О солдатах он вспоминал и позднее, создавая «военные сцены» —  зарисовки, лишенные торжественности, свойственной классицистским произведениям на батальную тему. 

Подлинные герои Ватто — те самые любители искусства из светского общества, которых он, безразличный к деньгам и славе, так стремился избегать. Однако у них он нашел признание и всю ту глубину сложных чувств, которая была свойственна ему самому. Глубина эта прячется в изысканных любовных сценах, празднествах, маскарадах, театральных представлениях.  Не случайно театр занимает в творчестве Ватто большое место: он писал сцены из театральной жизни, персонажей традиционной комедии, портреты актеров. Впрочем, чаще место актеров занимают изысканные дворяне, а театральными подмостками служат парки, опушки леса, веранды загородных дворцов. Здесь персонажи Ватто ведут светские беседы, поют, музицируют, танцуют, предаются созерцанию природы и легкому флирту. Античные боги, забывшие о монументальном величии, тоже вовлечены в эту изысканную негу «галантных празднеств» (например, на картине Суд Париса). Фигуры утонченны, движения изящны, взгляды многозначительны. Впечатление усиливается прозрачным колоритом, лишенным яркости и локальных тонов. Его манера письма воздушна и вместе с тем филигранна, полотна состоят из мелких, перетекающих друг в друга мазков, в них множество тщательно выписанных деталей, которые хочется рассматривать вновь и вновь.

Творчество Ватто полностью посвящено частной жизни — для Франции начала XVIII века, уставшей от демонстративного величия, именно то, что надо. Картина Затруднительное предложение представляет собой типичное «галантное празднество» Ватто. Ее персонажи приятно проводят время на опушке леса. Видно, что отношения между ними сложные. Их можно угадать по жестам и выражению лиц, улыбкам и взглядам. Дама в центре приведена в замешательство нескромным предложением кавалера, юношу под деревом это забавляет, а две другие дамы, кажется, сплетничают на ее счет. И все это на фоне удивительно тонко написанной природы, полной движения ветра и живого, изменчивого, приглушенного света.  Это хрупкое очарование свойственно и другим картинам мастера. Изображенные на них кавалеры и дамы  (при том, что у каждого — свой характер, своя история) создают целостные композиции, подчиненные единому легкому ритму. Некоторые персонажи возникают вновь и вновь на разных картинах: девушка, срывающая розу, влюбленный с цветами, молодой гитарист, кавалер, который помогает даме подняться с земли, покидающая общество пара влюбленных… Они как будто объединяют своим присутствием этот призрачный мирок — такой красивый и такой непрочный, что и в разгар веселья чувствуешь тревогу и печаль. 

Звание академика в 1717 году Ватто получил за картину Отплытие на остров Киферу. Ее сюжет взят из комедии Данкура «Три кузины». В финале пьесы три пары влюбленных отправляются на остров Киферу в галантное «паломничество». При этом картина изображает отнюдь не театральную мизансцену. Ее действие происходит в окружении природы — реальной и вместе с тем волшебной. Волшебством проникнут и колорит, который создает мечтательную, немного призрачную атмосферу, и необычное, текучее, прихотливое движение, отличающее картину, и особые действующие лица — маленькие амуры, сопровождающие влюбленных к чудесному кораблю. Впереди у них — волшебная страна вечной юности и любви. Стоит ли ради нее навсегда отказываться от реальной жизни?.. 

Почти на каждой картине Ватто можно увидеть одинокого человека, погруженного в раздумья. С наибольшей остротой это изначальное, абсолютное одиночество воплощено в картине Жиль. Она посвящена актерам итальянской комедии, расположившимся на отдых. Все внимание художника отдано одному из них. Фигура в традиционном белом костюме с пелериной и в круглой шляпе застыла на фоне неба… Сочетание психологической достоверности и романтической грезы — чудесной, готовой вот-вот растаять, — пронизывает все творчество Ватто, придавая ему необыкновенную эмоциональную наполненность. 

Острая наблюдательность художника, любовь к выразительным деталям особенно проявились в поздних работах. На картине Капризница (ок. 1718)  изображена размолвка влюбленных. Впрочем — влюбленных ли? Ватто здесь, как и в других произведениях, предпочитает многозначность образов. Рассерженная дама резко отвернулась от кавалера, а он с удобством расположился на каменной скамье. Она ли — пустая капризница? Или он — равнодушный эгоист? Мы невольно домысливаем историю отношений этой пары…

Незадолго до смерти Ватто написал одну из самых знаменитых и необычных своих работ — Лавку Жерсена. Ее называют еще «Вывеска Жерсена», потому что она и создавалась как обычная вывеска для антикварной лавки. В доме своего старого друга Жерсена Ватто остановился, вернувшись из Лондона (он ездил туда, видимо, в надежде на помощь известного врача, но путешествие лишь обострило болезнь). Антиквар не заказывал вывески — мастер сам предложил ее написать. И создал большое  полотно за несколько дней, несмотря на то, что из-за слабости мог работать только по утрам. Он изображает житейскую сцену в лавке. Знатные клиенты с помощью продавцов выбирают картины, слуги заняты своей работой. Можно сказать, что этой картиной художник открыл историю французской реалистической жанровой живописи XVIII века. Но писал он ее, видимо, не ради этого. Символическая деталь: слуги укладывают в ящик картины, в том числе парадный портрет Людовика XIV. Известно, что лавка Жерсена называлась «Великий монарх». Никто, кроме одного случайного посетителя, не обращает внимания на то, как портрет скрывается в недрах ящика… Короли приходят и уходят, а искусство вечно. Быть может, именно эту истину и хотел напомнить умирающий художник?..

 Книги, посвященные жизни и творчеству Ватто:


 

 

 

 

 



Комментарии пользователей
Оставить свой комментарий
« назад


Вход для пользователей
Вопрос в редакцию
* Отправляя данные, вы соглашаетесь с Политикой конфиденциальности
© 2017, Воскресный день
Сайт для заботливых родителей, учителей и воспитателей.
Юридическая информация

Сайт финансируется издательством «Воскресный день»

Проект издательства «Белый город»

Политика конфиденциальности

создание сайтов - Webis Group