закрыть
ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ

Данный сайт использует технологию cookie-файлов. Дальнейшее использование ресурса будет означать автоматическое согласие с нашей Политикой конфиденциальности.
Портал Воскресный день
Издательство «Белый город»
Контактная информация
(495) 641-31-00
(495) 302-54-13
Сегодня 20.11.2017
Книга дня
Клод Моне. Позднее творчество Астахов Ю .А.
Картина дня
Жан Моне на механической лошадке Моне, Клод
Воскресный день » Авторская колонка »

Немецкая художница и график эпохи неоклассицизма Ангелика Кауфман родилась 30 октября 1741 года

30.10.2017
Ангелика Кауфман. Автопортрет

Ангелика Кауфман (30.10.1741 – 5.11.1807) родиласьв швейцарском городе Кур в семье художника Иоганна Йозефа Кауфмана. Ангелика хорошо пела, была очень способна к языкам (с детства говорила не только на немецком, но и на французском, итальянском, английском), увлекалась литературой и сочиняла стихи. В 1752 или 1753 году семья переехала в Ломбардию, в Комо, территория которой в то время принадлежала Австрии. Отец стал придворным живописцем княжеского семейства Салис, с этого времени Ангелика начала обучаться живописи у отца, работая, как и он, преимущественно в жанре портрета. В 1754 году вместе с семьей она переезжает в Милан, вскоре у Ангелики умирает мать, и в шестнадцать лет она решительно делает окончательный выбор: отправляется в путешествие по Италии, увлеченно изучает художественные собрания Пармы, Модены, Болоньи, Флоренции, Неаполя, Рима, копирует произведения великих мастеров прошлого, с интересом присматривается к работам современников. Когда Ангелика возвратилась в Милан, отец предложил ей помогать ему в работе над росписью приходской католической церкви в Шварценберге.
С конца 1750-х годов Ангелика Кауфман жила в Италии. В Риме она посещала «Академию рисунка» Помпео Батони. В Риме произошло ее знакомство со многими художниками: Джованни Баттиста Пиранези, Антоном Рафаэлем Менгсом, Уильямом Гамильтоном, Бенджамином Уэстом, Джованни Баттиста Казановой, учеником Менгса и братом известного авантюриста, «рыцаря счастья» (как назвал его Стефан Цвейг) Джакомо Казановы. Многие из новых друзей Ангелики запечатлены в ее рисунках, собранных неким Джузеппе Валларди в альбом, или, как его называют, Книгу набросков Валларди. За заслуги в графике Ангелика Кауфман в 1762 году была удостоена диплома флорентийской Академии рисунка, а вслед за этим она получила еще одну почетную награду – диплом болонской Академии Климентина. Портрет продолжал оставаться ее любимым жанром. Глубокое уважение к личности своего отца выражено в Портрете отца, Иоганна Йозефа Кауфмана (1762).
Путешествия в 1763 году во Флоренцию, а затем в Неаполь оказались очень важными для молодой художницы. Во Флоренции она изучала собрания галереи Медичи и палаццо Питти, в Неаполе копировала произведения старых итальянских мастеров. Во Флоренции произошло ее знакомство с молодым американским живописцем Бенджамином Уэстом и художественным агентом саксонского и русского дворов Иоганном Фридрихом Рейффенштейном. Свидетельством их дружбы стали портретные зарисовки обоих, сделанные Кауфман во Флоренции и вошедшие в «Книгу набросков Валларди».
Первый аллегорический автопортрет Ангелика написала в 1765 году, изобразив себя с жестом рук, напоминающим жест Святой Цецилии Доменикино (Надежда, 1765) и в головном уборе, похожем на тюрбан. Портрет Бенджамина Уэста (1763), созданный Ангеликой Кауфман в технике пастели на тонированной голубым бумаге, – великолепный образец высокого графического мастерства молодой художницы и свидетельство их дружбы. Подлинным событием в художественных кругах Рима явился созданный Кауфман в 1764 году Портрет Иоганна Иоахима Винкельмана.
Во время пребывания во Флоренции и Неаполе Ангелика Кауфман имела возможность познакомиться с некоторыми представителями английской аристократии, так, она подружилась с Горацием Манном, впоследствии оказывавшим художнице протекцию, в 1764 году в Неаполе ею был исполнен Портрет английского актера Дэвида Гаррика, тоже посетившего Италию с женой Евой. Он был одним из самых популярных людей в театральной среде Лондона, исполнял роли Гамлета, Ричарда III, короля Лира в пьесах Шекспира.
Исторические сюжеты черпались из Сравнительных жизнеописаний Плутарха, сочинений Овидия, Гомера, Вергилия, Тита Ливия, Римской истории Шарля Роллена и др. В полотнах Вакх находит Ариадну, покинутую Тезеем на острове Наксос (1764), Хризеида, возвращаемая своему отцу Хризу (1765), Кориолан, его мать Ветурия и его жена Волумния, умаляющие его отказаться от войны (1765) Кауфман избирает самые чувствительные сцены из «Метаморфоз» Овидия, «Илиады» Гомера и «Истории Рима» Тита Ливия. На полотне Зевксис выбирает модель для Елены Троянской (1775) поза одной из кротонских девушек, на которой остановил свой выбор греческий живописец, уподоблена статуе Венеры Каллипига, популярной среди римских знатоков античности.
В 1765 году Ангелика Кауфман была удостоена звания члена римской Академии Святого Луки, посетила Болонью, Венецию, а затем получила приглашение в Англию, где провела почти тринадцать лет (до 1782). При содействии Исаака Жамино и Горация Манна она получила мастерскую на Голден сквеа в Лондоне. Здесь она приобрела много заказчиков среди английской аристократии, имела возможность участвовать в ежегодных выставках лондонского Художественного общества. В Лондоне проводились аукционы Кристи, где выставлялись на продажу и ее работы. В 1768 году художница была удостоена почетного звания члена Королевской Академии. Не очень удачно, однако, складывалась личная жизнь художницы. В феврале 1767 года в лондонской капелле Святого Якова на Пикадилли она обвенчалась со шведским графом Фредериком де Хорн. Но вскоре разразился публичный скандал: на судебном процессе графа обвинили в двоеженстве. Позднее, в 1781 году, в Лондоне Ангелика Кауфман вышла замуж за венецианского художника Антонио Дзукки, брак с которым оказался более удачным, а совместная творческая работа в Англии, а затем и в Италии всегда приносила им успех.
В собрании Морли в Салтреме хранится и одна из лучших работ, созданных Кауфман в Англии, – Портрет Джошуа Рейнолдса (1767). Кауфман стремилась создать образ интеллектуальной личности своего времени. В Портрете Антонио Дзукки (1782) Ангелика Кауфман создала запоминающийся образ художника века Просвещения. Картина была написана в год их отъезда из Англии в Италию.
Илиада и Одиссея Гомера были настольными книгами мастеров эпохи неоклассицизма. В 1768 году в Англии вышел перевод произведений Гомера поэта Александра Попа, и, возможно, эта книга вдохновила художницу вновь обратиться к сюжетам из произведений этого греческого писателя. Полотна
Прощание Гектора с Андромахой (1768) и Гектор покидает изнеженного Париса (1770) были исполнены на заказ. Изнеженным юношей предстает Парис и на полотне Суд Париса (до 1778), где он, решая спор трех богинь, отдает золотое яблоко Афродите.
В Англии Кауфман создавала произведения и на сюжеты из национальной истории, как и многие ее современники, избирая для своих полотен эпизоды из истории правления английских королей в XIV и XV веках (Элеонора Кастильская извлекает яд из раны на руке своего мужа Эдуарда I, 1776; Леди Елизавета Грей просит короля Эдуарда IV возвратить собственность ее покойного мужа, 1776). Это увлечение Средневековьем в живописи Англии в 1760–1770-х годах получило название «готическое возрождение». Не меньший интерес у мастеров исторической живописи вызывала жизнь короля Франции Генриха IV Наваррского. В картине Ангелики Кауфман Генрих IV между Славой и Любовью (1788), написанной уже по возвращении в Италию, король представлен подобно Геркулесу на распутье – между Долгом и Праздностью.
Большую известность среди европейских мастеров второй половины XVIII века принесли Ангелике Кауфман ее работы на литературные сюжеты из произведений Вильяма Шекспира, Торквато Тассо, Александра Попа, Гесснера. Для Шекспировской галереи, основанной в Лондоне Джоном Бойделлом, художница создала полотно на сюжет из комедии Шекспира «Два веронца» (1788). Шекспиру были посвящены и две аллегорические композиции: Фантазия украшает могилу Шекспира (ок. 1772) и Воспитание Шекспира (1770-е), на которой младенец изображен в окружении Фантазии, муз комедии и трагедии.
Герои поэмы Тассо в картине Ринальдо и Армида (1776) волшебница Армида и рыцарь Ринальдо изображены в очаровательном волшебном парке Армиды, напоминающем пейзажный парк, увлечение которым началось в Англии в XVIII столетии. На сюжет из Освобожденного Иерусалима были написаны и полотна Нимфа Имморталия (1783, Музей земли Шлезвиг, Шлезвиг) и Эрминия, принцесса сарацинов (1783).
В подобном идиллическом пейзаже, олицетворяющем естественную, а не приукрашенную природу, изображены и персонажи в картинах и рисунках Кауфман, которые являются иллюстрациями к произведениям швейцарского поэта и художника Саломона Геснера (Пастушка Абра, заплетающая венок, ок. 1780; Гризельда; Мелинда и юный Шиффер, после 1770). Сентиментализм зарождался в европейском искусстве сначала в литературе. Картины Ангелики Кауфман на сюжеты из книг Геснера, Попа, Стерна были откликом на эту новую моду, новый образ мышления. В духе чувствительной сцены изображен на полотне Ангелики Кауфман Прощание Абеляра и Элоизы (ок. 1778) эпизод из повести Попа «Послание Элоизы к Абеляру» (1717). На один из сюжетов романа «Сентиментальное путешествие» Стерна Ангелика Кауфман исполнила несколько версий полотен под названием Безумная Мария (1777–1780).
В полотне Кауфман Сафо, вдохновленная любовью, сочиняет оду в честь Венеры (1775) поэтесса и Амур напоминают Кумскую сивиллу и путти, изображенных на картине Гверчино (1651). На картине Сафо (1770-е) Кауфман представила себя в образе поэтессы, украсив голову восточным тюрбаном сивиллы, наклон полуфигуры и жест руки уподобив пластике античного скульптурного бюста.
Наряду с картинами на литературные сюжеты Ангелика Кауфман создала в Англии много портретов. Увлечение живописью Ван Дейка, характерное для мастеров Англии XVIII века, сказалось в Портрете Эдмунда Бастарда (до 1775). С великолепным живописным мастерством, как всегда в работах Кауфман, написаны прозрачные ткани костюма молодой турчанки на полотне Вышивальщица (Турчанка, 1773).
В «манере Гейнсборо» художница исполнила Портрет Анны Лаудаун, леди Хендерсон Фордел (1771), а также Портрет Ревекки, леди Рашхоут, с дочерью Анной (1773). На фоне пейзажа Кауфман представила и семейство Джозефа Мей (Семейный портрет Джозефа Мей с сыновьями Джозефом, Томасом Карлом и Джоном, 1780).
В период 1770–1780-х годов Ангелика Кауфман написала несколько автопортретов (Автопортрет в костюме жительницы кантона Граубюнден, 1773; Автопортрет с бюстом Минервы, ок. 1780; Автопортрет в костюме крестьянской девушки из Брегенца, 1781; Автопортрет с карандашом и папкой рисунков, 1784). Портрет дамы (Автопортрет, 1780-е) происходит из собрания князя Н.Б. Юсупова, посланника русского двора в Италии.
Восьмого апреля 1782 года Ангелика Кауфман была избрана членом венецианской Академии живописи и скульптуры. Еще летом 1781 года вместе с мужем она совершила путешествие во Фландрию, в Шварценбург (на родину отца), в Инсбрук, Верону, Падую и Венецию. Но в январе 1782 года в Венеции ее отец скоропостижно скончался. В том же месяце ее мастерскую посетили российский император Павел I и императрица Мария Федоровна, путешествовавшие по Италии под именем графов Северных. В 1782 году в Италии Ангелика Кауфман написала известное полотно Ариадна, покинутая Тезеем, которое принято считать одним из произведений европейской живописи, предвосхитивших эпоху романтизма. В июне 1782 года художница получила заказ от монарха Королевства Обеих Сицилий (побережье Неаполя в XVIII веке тоже называлось Сицилией) Фердинанда IV и королевы Марии Каролины, сестры Марии Антуанетты (супруги Людовика XVI), на создание их портрета, и ей пришлось отправиться в Неаполь.
В Риме у Ангелики Кауфман было много заказов от представителей европейской знати. Портрет Фердинанда IV с семьей был завершен в 1784 году. В том же году ее мастерскую посетил австрийский кайзер Иосиф II и заказал исторические полотна. Ангелика Кауфман находилась в 1780–1790-е годы, можно сказать, в зените своей славы. Заказчиками художницы были и представители русской аристократии. Ею были написаны Портрет графини Екатерины Скавронской (1789), Портрет графини Екатерины Петровны Барятинской с семьей (1791), Портрет графини Анны Александровны Чернышовой с дочерью (1793), которые вошли в ряд наиболее известных произведений европейской живописи эпохи неоклассицизма.
Знаменитый Портрет Людвига I Баварского стал подлинным шедевром живописи эпохи неоклассицизма. Принц Людвиг был наслышан об «известнейшей синьоре Ангелике, проживающей у Тринита деи Монти», о которой ему писал из Рима придворный художник Фридрих Мюллер, осуществлявший заказы для баварского двора.
Очень живо и контрастно переданы человеческие характеры и в портрете Три певицы (1796), на котором представленные молодые итальянки ассоциируются с тремя Грациями. Очаровательны и непосредственны детские образы в картине Портрет детей из семейства Плимут в образах Амура и Психеи (1795). Для княгини Е.П. Барятинской Кауфман исполнила полотно Амур и Психея (1792). Портрет Иоганна Вольфганга Гёте (1787) и Портрет Иоганна Готфрида Гердера (1791) донесли до нас образы выдающихся деятелей европейского Просвещения. Это портреты людей духовно близких художнице, значительность которых она осознавала и потому стремилась как можно глубже раскрыть величие их внутреннего мира. Два портрета-аллегории – Автопортрет между Музыкой и Живописью (1792) и Александр Великий и Кампаспа в мастерской Апеллеса (1792) – явились размышлением художницы о творчестве. В образе Кампаспы Ангелика представила себя.
В 1780–1790-е годы Ангелика написала много полотен на мифологические сюжеты, среди которых Корнелия, мать Гракхов (1785), Плиний Младший с матерью во время извержения Везувия у Мизенского мыса (1785), Венера, украшаемая Грациями (ок. 1787), Вакх, обучающий нимф стихосложению (1788), Вергилий читает «Энеиду» Августу и Октавии (1788), Опечаленный Телемах с Ментором на острове Калипсо (1788), Венера упрашивает Елену любить Париса (1790).
В работах Ангелики Кауфман на религиозные сюжеты – маленьких по размерам алтарных картинах Святое Семейство (1773) для капеллы Коллеони в Бергамо и Мадонна с Младенцем (1774), больших полотнах для римской церкви Санта Каза ди Лорето Давид и Нафан (ок. 1797) и Христос и самаритянка (1796), алтарном образе Коронование Марии (1802), написанном для приходской католической церкви в Шварценберге, – сказалось влияние живописи Корреджо, Гвидо Рени, Рафаэля, Батони, немецких художников-назарейцев. Будучи сама человеком верующим, художница удостоилась аудиенции у Папы Пия VII, написав портрет одного из его прелатов. Смерть Антонио Дзукки в 1795 году и мучившие художницу приступы ревматизма, от которых она ездила лечиться в Альбано, подорвали ее здоровье. Ангелика Кауфман скончалась пятого ноября 1807 года и была похоронена, как и Антонио Дзукки, в римской церкви Сант Андреа делла Фрате. На панихиде присутствовали члены Академии Святого Луки, французской и португальской Академий, лондонской Королевской Академии, ее многочисленные друзья. В 1809 году в Пантеоне был установлен бюст немецкой художницы, в 1808 году состоялась ретроспективная выставка ее работ, а в 1810 году вышла книга Дж.Г. де Росси, посвященная ее творчеству.

Книги, посвященные жизни и творчеству Ангелики Кауфман:





Комментарии пользователей
Оставить свой комментарий
« назад


Вход для пользователей
Вопрос в редакцию
* Отправляя данные, вы соглашаетесь с Политикой конфиденциальности
© 2017, Воскресный день
Сайт для заботливых родителей, учителей и воспитателей.
Юридическая информация

Сайт финансируется издательством «Воскресный день»

Проект издательства «Белый город»

Политика конфиденциальности

создание сайтов - Webis Group