закрыть
ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ

Данный сайт использует технологию cookie-файлов. Дальнейшее использование ресурса будет означать автоматическое согласие с нашей Политикой конфиденциальности.
Портал Воскресный день
Издательство «Белый город»
Контактная информация
(495) 641-31-00
(495) 302-54-13
Сегодня 20.11.2017
Книга дня
Клод Моне. Позднее творчество Астахов Ю .А.
Картина дня
Жан Моне на механической лошадке Моне, Клод
Воскресный день » Авторская колонка »

Второго ноября родился один из известнейших французских живописцев XVIII столетия, прославившийся своими работами в области натюрморта и жанровой живописи Жан Батист Симон Шарден

02.11.2017
Жан Батист Шарден. Автопортрет в очках

Жан Батист Симон Шарден родился (2.1.1699–6.12.1779) года в Париже в семье резчика по дереву Жана Шардена. Проявивший склонность к рисованию Жан Батист был отдан в обучение к Пьеру Жаку Каза, историческому живописцу, однако вскоре покинул его мастерскую, не желая заниматься копированием работ учителя. Овладевая ремеслом живописца, Шарден помогал Ноэлю Никола Куапелю, дописывая детали в его работах, принимал участие в реставрации фресок XVI века в замке Фонтенбло по протекции Ж.Б. Ван Лоо.
      В XVIII столетии рисунок приобрел самостоятельную ценность, стал объектом собирательства. Работы Шардена вызывали высокую похвалу знатоков. Исполненный в технике сангины на серой бумаге подготовительный рисунок Слуга, наливающий воду в стакан предназначался для первого известного полотна Шардена Игра в бильярд (1720–1726). Картина написана под впечатлением от часто наблюдаемых сцен в домах бюргеров и аристократов, увлекавшихся этим модным занятием.
    О трудных годах ученичества молодого художника, воспитанного в духе идеалов Просвещения, повествуют картины Рисовальщик (около 1738), Урок рисования (1726 или около 1748), Обезьяна-художник (около 1748).
     История создания двух парных полотен Обезьяна-художник и Обезьяна-антиквар так и не прояснена еще до конца. Оба они появились в Салоне 1740 года. Картины напоминают пародии, вызывая ассоциации с работами У. Хогарта. Возможно, если считать их работами Шардена (в чем сомневаются некоторые зарубежные исследователи), то художник хотел создать комические образы неразборчивого собирателя антиков и копииста, так и оставшегося в своей профессии ремесленником. Последних, по терминологии просветителей, называли «маньеристами», то есть подражателями чужой манере, не создавшими своего собственного «стиля».
     Шарден всегда оставался верен избранным им, не слишком высоко ценимым в Королевской Академии живописи и скульптуры жанрам – натюрморту и изображению бытовых сцен. Отношения с Королевской Академией живописи и скульптуры в целом складывались удачно. В 1724 году он был сначала принят в гильдию художников Парижа – гильдию Святого Луки. В 1728 году – представил несколько своих работ на выставке молодых мастеров, устроенной в Париже, на площади Дофина. Его картины были замечены известным и признанным в академических кругах живописцем Никола Ларжильером, который оказал поддержку Шардену, и 25 октября 1728 года молодой художник был принят в члены парижской Королевской Академии живописи и скульптуры как «живописец жанра животных и фруктов». Свои полотна Скат (около 1725–1726) и Буфет (1728), написанные в близкой фламандским мастерам манере, Шарден подарил Академии.
     Вполне удачно складывалась и семейная жизнь. Явно без расчета в 1731 году он женился на Маргерите Сентар, происходившей из небогатой семьи тоже резчика по дереву. Шарден писал в конце 1720 – начале 1730-х годов в основном натюрморты с изображением битой дичи, рыбы, овощей, подобно фламандцам, демонстрируя обилие и свежесть всей этой снеди. Его полотно Скат с изображением выпотрошенного морского гиганта, висящего на стене кухни, красноречиво повествует о кулинарных пристрастиях того времени. Но такие полотна, как Дикая утка и испанский апельсин (1728–1730), Ступка с пестиком, котелок, миска, две луковицы и нож (1732), Натюрморт с селедками (1731), Ступка, котелок и три яйца (около 1734), свидетельствуют о глубоко индивидуальной манере Шардена. Его натюрморты гораздо строже по композиции, чем барочные полотна фламандцев и голландцев. В них царит сама естественность. Художник словно пытается устранить этим подбором простых кухонных предметов, овощей, рыбы, дичи противопоставление прекрасного в природе и в искусстве. Шарден создает из деревянных ступок, металлических котелков и мисок, глиняных кувшинов, головок чеснока или лилового испанского лука, апельсина из Севильи, кочанов французской капусты, блестящих мокрой чешуей рыб, битых кроликов или косуль – каждый раз новую композицию. Фрагмент реальности, повествующий о человеческом бытии, превращается в художественный образ. Это и есть наглядное воплощение того «правдоподобия», о котором рассуждали просветители, это результат общения с натурой, которая кистью талантливого живописца превращается в художественный образ. «А этот Шарден, – эмоционально писал Дидро, – почему его подражание неодушевленным предметам принимают за саму природу. Потому что он, если того захочет, умеет изобразить саму плоть».
Дидро приписал Шардену фразу: «пользуются красками, но пишут чувством», которая считается творческим кредо французского художника. Дидро считал его подлинно великим колористом. В 1730–1740-е годы ставший членом Королевской Академии живописи и скульптуры Шарден постепенно втягивался в ее работу. В 1743 году он был назначен хранителем Академии и со свойственным ему трудолюбием и честностью исполнял эту работу до 1774 года. Ему оказывал покровительство и помощь во многих делах секретарь Академии – известный гравер Шарль Никола Кошен Младший. В 1740 году Шарден был представлен королю Людовику XV и лично преподнес ему копию своего полотна Трудолюбивая мать, показанного в Салоне того же года.
    В 1735 году умерла его супруга Маргерит Сентар и в том же году он потерял свою маленькую дочь Маргерит Агнес; в 1743 – последовала кончина матери, а в 1745 – второй дочери Анжелики Франсуазы. Лишь через девять лет после смерти первой жены Шарден обрел вторую семью, обвенчавшись в 1744 году в церкви Сен Сюльпис с тридцатисемилетней бездетной вдовой Франсуазой Маргерит Пуже. Шарден вскоре переехал в дом жены на рю де Принцесс.
     В 1730–1731 годах Шарден создал два полотна – Атрибуты науки и Атрибуты искусств. Это довольно больших размеров (до 3 метров в длину) декоративные полотна, возможно, предназначавшиеся в качестве десюдепортов для украшения залов.  В 1730–1740-е годы Шарден обратился к написанию бытовых сцен. Ему, как выходцу из «третьего сословия», был близок смысл «новой морали», провозглашенной французскими просветителями, – «внушать добродетель и служить очищению нравов». Сначала он начинает изображать отдельные фигуры в интерьере – это занятые своим постоянным нелегким трудом прачка, кухарка, посудомойка, возвратившаяся с рынка служанка, вязальщица, набирающая воду из кадки прислуга. Из коллекции Ла Каза происходит полотно Шардена Медный бак (около 1734), попавшее в Лувр в 1870 году. Этот же бак фигурирует в картине Женщина, набирающая воду из бака (1737). Подлинная феерия «оттенков» молочно-белого цвета поражает в полотне из собрания Лувра Возвращение с рынка (1739). Оно приобрело большую известность благодаря гравюре Ф.Б. Леписье. В полотнах Вязальщица (1735–1736), Посудомойка (1738), Подручный повара (1738), Кухарка (1738) Шардена интересовала характерность типажа, передача органичности позы фигур в небольшом пространстве интерьера кухни, нахождение верных сочетаний светотени, мягких цветовых переходов. Полотна Посудомойка и Подручный повара были показаны в Салоне 1738 года. В 1848 году один критик на страницах журнала L’Illustration назовет их «брутальным реализмом». Картина Кухарка тоже демонстрировалась в Салоне 1738 года. Она существует в двух вариантах – датированном 1738 годом и версией 1739 года. О полотне Прачка, которое тоже существует в нескольких вариантах, хочется сказать словами Дидро: «Я не видел этого явления, но верю, что оно существует». Идеалы просветителей о равенстве, о достоинстве простых людей выражали интересы этих людей. Сюжет приобрел большую известность благодаря исполненной Ш.Н. Кошеном Младшим гравюре.
     Хотя Дидро и называл Ж.Б. Греза художником, который «первым осмелился ввести в искусство быт», все же Грез не был в этом первым. Сценки из домашней жизни Шардена, очень напоминавшие работы голландских и фламандских мастеров XVII века, такие, как Женщина, запечатывающая письмо (1733), Чаепитие (1736), Выздоравливающая (1746–1747), Птичий орган (1751), были созданы еще в 1730–1740-е годы. В этих бытовых сценах Шардена, как и в картинах Г. Терборха или Г. Метсю, не происходит никакого действия, в них подчеркнуты лиризм и интимность тихого быта скромных горожан.
    Картины Шардена 1730–1750-х годов были в основном посвящены рассказу о семейной добродетели, воспитании, роли в нем женщины. Полотно Шардена Молитва перед обедом (1744) – одно из самых известных среди бытовых сцен художника, получившее большую популярность и благодаря прекрасной гравюре (1744), исполненной с него Ф.Б. Леписье. Контролер королевских финансов, ответственный за реставрацию королевских художественных собраний Филибер Орри способствовал тому, что 27 ноября 1740 года Шарден был представлен Людовику XV и преподнес ему копию своей картины. До Шардена аудиенции у короля удостоился лишь Франсуа Буше. Семейная сцена, на которой представлена мать, обучающая двух своих дочерей чтению молитвы перед обедом, была во вкусах того времени. Полотно, датированное 1744 годом, из собрания Государственного Эрмитажа, было приобретено в Россию через художественных агентов Екатерины II.
    Сюжет полотна Юный рисовальщик (1737), которое существует в двух версиях и ряде копий с них, привлек короля Пруссии Фридриха II, купившего картину в Париже. Обучение подростка полезному делу – какому-либо ремеслу – считалось чрезвычайно важным наряду с изучением им музыки, литературы, астрономии, геометрии. На картинах Гувернантка (1738) и Юная учительница (1731–1739) Шарден представил сцены, несомненно, апеллируя к чувствам зрителей. Понуро выслушивает подросток наставления о том, что следует больше заниматься науками, чем проводить часы за играми. В духе просветительских идеалов избраны Шарденом и сюжеты картин Трудолюбивая мать (1739–1740) и Утренний туалет (около 1740). Добродетельный повседневный семейный быт, в котором уживаются и переживания, и комические ситуации, в котором значимость приобретают самые незначительные обстоятельства, – эта тема оказалась чрезвычайно привлекательна и для Шардена.
     Особую группу среди бытовых сцен 1730–1740-х годов составляют картины Игра в кости (около 1734), Карточный домик (около 1737), Мальчик с юлой (1738), Молодой человек со скрипкой (около 1738), Юноша, пускающий мыльные пузыри (1739), Карточный домик (1741 или 1751), Девочка с ракеткой и воланом (1741). Сюжеты этих картин тоже вполне отвечали взглядам просветителей на задачи воспитания подростков.
     В 1754 году сын Шардена Жан Пьер выиграл Gran Pris в Королевской Академии живописи и скульптуры, получив право на пенсионерство в Италии, звание «’el`eve royal prot’ege» и годовую пенсию в 75 ливров. Однако отношения между отцом и сыном были сложными, существовали разногласия из-за наследства матери, первой жены Шардена. В дальнейшем судьба Жан Пьера сложилась трагично, в период между 1767–1769 годами во время поездки в Венецию он пропал, и осталось не выясненным, был ли он похищен и убит бандитами, или сам свел счеты с жизнью.
     Для самого Шардена служебные отношения складывались весьма удачно. В 1757 году по распоряжению короля он получил помещение в шесть комнат для своей мастерской. В 1768 году его годовая пенсия составляла 300 ливров. В 1750–1760-е годы Шарден вновь возвращается к написанию натюрмортов. Одна из первых работ этих десятилетий – Стол дворецкого (1756). В ней еще присутствует безыскусность в расстановке простой натуры, напоминающая ранние «кухонные» натюрморты художника. 
    Композиции всех натюрмортов 1750–1760-х годов подчеркнуто строги и изящны: рядом со спелыми гранатами – темные кисти винограда, светлый фарфоровый кувшин, рюмка с красным вином (Виноград и гранаты, 1763); рядом с корзиной, наполненной персиками, – светлые орехи, зеленая груша и кисть темного винограда (Корзина с персиками, 1768); рядом с восхитившей Дидро бутылкой, наполненной плавающими в ней оливками, – мейсенская чашечка, бриошь, миска с фруктами, рюмка с красным вином (Бутылка с оливками, 1760).
      Подлинными шедеврами Шардена являются два полотна Корзина с клубникой (1761) и Букет (1760–1763) – о них писали братья де Гонкур. В 1760-е годы Шарден получил при протекции Ш.Н. Кошена Младшего, рекомендовавшего его директору Королевских строений маркизу Мариньи, заказ на картины для дворцов Шуази (1765) и Бельвю (1766). Для дворца Шуази он исполнил два полотна (возможно, десюдепорта) – Атрибуты искусств и Атрибуты музыки, хранящиеся в Лувре. А для музыкального салона дворца Бельвю, предназначавшегося для дочерей Людовика XV, – полотна Инструменты гражданской музыки и Инструменты для исполнения военной музыки. Поздней самой значительной работой Шардена является Натюрморт с атрибутами искусств. Она была заказана Екатериной II для Зала искусств строившейся Санкт-Петербургской Академии художеств.
   В 1770-е годы у стареющего художника ухудшилось зрение, и он уже больше не мог работать масляными красками. В начале 1770-х годов Шарден обратился к технике пастели, которая пользовалась большой популярностью среди мастеров XVIII столетия. В Салонах 1770-х годов Шарден выставил свои пастели Автопортрет в очках (1771), Автопортрет с зеленым козырьком (1775) и Портрет мадам Шарден (Портрет жены художника) (1776), Автопортрет (1779), которые по-разному были оценены критикой. Один из них писал, что это работы «уставшего от жизни художника», но как всегда поддерживавший Шардена Дидро парировал: «все та же уверенная и свободная рука и те же глаза, привыкшие видеть натуру».
     В 1774 году Шарден отказался от должности хранителя Академии, а в 1778 году уже больше не смог посещать заседания. Он подарил Королевской Академии живописи и скульптуры свою коллекцию гравюр, выполненных с его произведений. Шарден скончался в своей мастерской в Лувре 6 декабря 1779 года в возрасте восьмидесяти лет. 

Книги, посвященные жизни и творчеству Жана Батиста Шардена:

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 



Комментарии пользователей
Оставить свой комментарий
« назад


Вход для пользователей
Вопрос в редакцию
* Отправляя данные, вы соглашаетесь с Политикой конфиденциальности
© 2017, Воскресный день
Сайт для заботливых родителей, учителей и воспитателей.
Юридическая информация

Сайт финансируется издательством «Воскресный день»

Проект издательства «Белый город»

Политика конфиденциальности

создание сайтов - Webis Group