закрыть
ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ

Данный сайт использует технологию cookie-файлов. Дальнейшее использование ресурса будет означать автоматическое согласие с нашей Политикой конфиденциальности.
Портал Воскресный день
Издательство «Белый город»
Контактная информация
(495) 641-31-00
(495) 302-54-13
Сегодня 20.11.2017
Книга дня
Клод Моне. Позднее творчество Астахов Ю .А.
Картина дня
Жан Моне на механической лошадке Моне, Клод
Воскресный день » Авторская колонка »

Тринадцатого ноября родился русский художник, выдающийся портретист и мастер жанровой живописи Алексей Васильевич Тыранов

12.11.2017
А.В. Тыранов. Автопортрет. 1825

Алексей Васильевич Тыранов (13.11.1808–3.8.1859) родился в Бежецке, и бедной мещанской семье. Он очень любил рисовать с детства. Его тягу к рисованию заметил директор училища, в котором Алексей учился, он даже, переезжая на жительство в Тверь, взял с собой Алексея, чтобы в Твери найти для него хорошего наставника в рисовании. Но, к сожалению, скоро этот человек умер,  и бедность заставила Алексея вернуться в Бежецк. Они с братом стали работать в иконописной артели.
А в это время в России появился удивительный художник Алексей Гаврилович Венецианов. Через несколько лет Венецианов и Тыранов встретятся. Как учитель и ученик. Надо сказать, что после войны 1812 года, после победы в этой войне, в обществе через некоторое время после всеобщей радости наступило разочарование. Воодушевление военных лет угасало. Открытая деятельность на общественном поприще не поощрялась сверху. Особенно резко стала бросаться в глаза «пустая петербургская жизнь», бесконечная болтовня в салонах, постоянная праздность. Многие дворяне уходят в отставку и переселяются в деревню, в свои сельские имения и пытаются «устроить благоденствие и просвещение земледельцам». Венецианов вошел в круг людей, которые организовывали так называемые ланкастерские школы с целью распространения грамотности в «простом народе», который становится в обществе популярен. Это связано и с тем, что тяготы войны 1812 года, как и любой другой войны, прежде всего, вынес на своих плечах этот самый простой народ.
В 1818 году Венецианов приобрел небольшое имение в Тверской губернии Вышневолоцкого уезда, первое время жил там наездами, а когда вышел в отставку, то окончательно переселился в деревню Сафонково. Он пишет там картины и создает художественную школу, в которой бесплатно обучает крестьянских детей.
У Венецианова в художественной сельской школе обучалось несколько десятков ребят. Он их собирал по всем окрестным деревням и городкам. Ездил он и в Бежецк, искал таланты. Венецианов-педагог «с поистине апостольским рвением поддерживал свою идею, выбивался из сил, чтобы изменить царившее тогда академическое течение, изменить самое русло его, противопоставляя казенной школе, пользовавшейся грандиозными средствами, свою собственную, частную, учрежденную на жалкие средства». Эти средства потом иссякнут. Венецианов заложит имение, чтобы только художественная школа жила. И ведь он открыл и воспитал много хороших художников, а несколько — просто прекрасных: Григорий Сорока с его знаменитыми видами озера Молдино, Никифор Крылов с его прекрасной «Русской зимой», Алексеев, Зеленцов, Денисов, Славянский, Плахов… Эти художники не только прославили своего учителя, но и внесли ощутимый вклад в русскую живопись. В этом ряду достойное место займет и Алексей Тыранов. В Теребенском монастыре, где по заказу архимандрита Алексей с братом получили заказ подновить старые иконы и написать новые, Венецианов встретит сначала Крылова, а через год, в 1824 году, шестнадцатилетнего Тыранова.
Сохранилась картина А.А. Алексеева, запечатлевшая занятие в школе Венецианова. Изображена мастерская. Ученики пишут с гипсов. Один мальчик, расположился в глубине комнаты и изучает гипсовые слепки, чтобы начать рисовать. Другой мальчик, Крылов, осматривает скульптуру, выбирая для себя интересную точку зрения. У окна сидит Тыранов, пишет этюд с крестьянской девушки. К нему подходит Алексеев, который тоже хочет написать этот этюд.
Исследователь творчества художников школы Венецианова Т.В. Алексеева пишет, что «Тыранов был одним из самых любимых учеников. Восприимчивый и талантливый и вместе с тем очень прилежный, он вызывал у Венецианова нежную симпатию… „успехами и поведением“ он даже „породнил себя со своим наставником“. Эта трогательная привязанность к ученику подтверждается и одним архивным свидетельством: добиваясь для него возможности заниматься в Эрмитаже, Венецианов представлял его как своего сына».
В январе 1825 года первые работы Тыранова были показаны Обществу поощрения художников. Среди них была и его литография с картины Венецианова «Параня со Сливнева». Литография в то время была новым видом искусства, Тыранов быстро ее освоил через несколько месяцев занятий в школе.
В самой школе Алексей нужды не знал, был там на полном обеспечении, но у него осталась в Бежецке мать, которой нужно было помогать. Уже в 1826 году в магазине Общества поощрения художников продавались этюды маслом и натюрморты Тыранова. Первые его этюдные работы до нас не дошли.
Первые крупные работы сразу же обращают на себя внимание современников: Крестьянский мальчик, пускающий мыльные пузыри, «Автопортрет», «Портрет ржевской купчихи», «Ткачихи», «Крестьянин с палкой», «Голова старика с натуры», «Мальчик с корзиною яблок», «Старуха», «Мальчик со щеткою и сапогами в руках», «Мальчик с лукошком», Вид на реке Тосно близ села Никольского, «Мастерская художников Чернецовых»…
Скоро Тыранов начинает писать картины так прекрасно, что со временем специалисты будут спорить по некоторым работам: кому они принадлежат — Тыранову или Венецианову? Одна из лучших ранних работ художника — Автопортрет (1825). На портрете изображен молодой художник с мягким, открытым, умным лицом. Это лицо ответственного за свой дар человека. Дар — это поручение свыше, и его надо исполнить. И это есть в лице семнадцатилетнего мальчика.
По окончании школы Венецианов везет Тыранова в Петербург и устраивает вольнослушателем в Академию художеств. За картину Перспективный вид Эрмитажной библиотеки Тыранов получил от императора Николая I бриллиантовый перстень. Академия отметила эту работу золотой медалью. В 1832 году Тыранов получил звание свободного художника с правом обучать в гимназиях и уездных училищах рисовальному искусству. В этот период его жизни главными для него станут бесчисленные заказы на портреты. Как портретист он будет очень популярен. Теперь у него появились средства, и он мог помогать родным и близким. Портреты Тыранова овеяны духом романтизма, но вместе с тем в них — это уже школа Венецианова — видно стремление мастера раскрыть перед зрителем внутренний, духовный мир моделей. Наиболее удачные работы в этом жанре — это портреты писателя Лажечникова, художника Айвазовскогохудожника Алексеева, поэта Плетнева, портрет Ковригиной…
В 1836 году Алексей поступил учеником к живописцу Карлу Брюллову. Некоторые исследователи считают, что Тыранов сделал большую ошибку, уходя в своем творчестве от «венециановской школы», которая развивалась в сторону художественного реализма, открывала горизонты демократической жанровой живописи, к Брюллову, художнику несколько экзотическому и уводящему от реальности и подлинной глубины. Сам Венецианов назвал Тыранова и Михайлова, перешедших к Брюллову, «потерянными людьми»…
Брюллов тогда был художником номер один. После картины Последний день Помпеи критики ставили его в один ряд с такими европейскими мастерами, как Тернер и Жерико. Полотно принесло автору Большую золотую медаль на выставке в Париже. Пушкин восхищался Брюлловым и подружился с ним. Учиться у него мечтали многие молодые дарования. Так что понятно стремление Тыранова брать уроки у Брюллова.
И надо признать, что они не прошли даром. В 1836 году он пишет замечательную картину «Девочка с тамбурином», которая на академической выставке вызвала у публики восторг.
В 1839 году «за отличные труды в живописи перспективной и в особенности портретной» Тыранов был удостоен звания академика.
Если читатель захочет узнать, как жил Тыранов в Петербурге, в каких бытовых условиях, в какой атмосфере, какие соблазны были у модного портретиста той эпохи, то пусть прочитает повесть Гоголя «Портрет», в ней все это описано подробно. У Тыранова была опасность, как у гоголевского художника Чарткова, уйти в заказы, заработок, была опасность утратить качество, мастерство, перестать искать новые свои возможности. Но Тыранов был верен себе и всегда оставался подлинным художником и не стал простым копиистом, подобно Чарткову, не погубил он свой талант, свою Божью искру. И это не смотря на то, что дальше жизнь его складываться таким образом, что у художника наступит творческий кризис. Он будет неудачно пробовать себя в историческом жанре, его полотно Минин и Пожарский будет выдерживать нападки критики. Он, как будто, потеряет себя как художник, придут болезни, он вернется в Бежецк, потом опять уедет в столицу, но его новые работы не будут приносить ему ни славы, ни денег. Он окажется в крайней нужде. Академия выделит ему ежегодную пенсию в 300 рублей, но это было очень мало. Алексей Васильевич переедет жить к брату Михаилу в Кашин и там 3 августа 1859 года умрет.
Творческий кризис у Тыранова действительно был. Но мог ли быть Алексей, скажем, виртуальным прототипом Чарткова? Он, конечно, был модным портретистом, много писал на заказ, но и всегда стремился к самосовершенствованию. Получив звание академика, он получил возможность поехать в Италию. Зачем туда ехали художники? Совершенствоваться на классических образцах. Да, Венецианов в Италию не поехал, а стал великим художником в тверской деревне. Художники в Италии, в том числе и Тыранов, изучали античные памятники, посещали музеи, делали натурные зарисовки, писали портреты. В Италии много лет жил и работал величайший наш художник Александр Иванов, автор Явления Христа народу. Он, кстати, в одном из писем отцу пишет о работе Тыранова в Италии над исторической картиной «Моисей, пускаемый матерью в воды Нила». Иванов называет Тыранова «человеком талантливым, устремленным к чему-то возвышенному». Иванов говорит добрые слова о его исторической картине, но считает Тыранова, прежде всего, портретистом.
Если о жизни художника в Петербурге можно прочитать у Гоголя, то о жизни в Италии — у Льва Толстого. В «Анне Карениной» в пятой части с девятой по тринадцатую главу есть описание жизни русского художника Михайлова в Италии. Вронский заказывает Михайлову портрет Анны. Прототипом Михайлова был художник Крамской.
Есть мнение, что Тыранову как раз и не нужна была Италия. Мол, он глубоко русский человек, оторвался от своих корней, стал искать себя в новых приемах, подражая Брюллову, стал уходить в итальянскую экзотику — и растерялся, ничего значительного больше не создал…
В искусстве много тайн, и не всегда понятно, почему у того или другого творца вдруг наступает кризис. Бывает, это связано с творчеством, а, бывает, с внешними обстоятельствами. Может быть, любовь к итальянке-натурщице, которую пришлось оставить, когда закончились деньги и надо было возвращаться в Россию, так повлияла на дальнейшую жизнь Алексея. Он был на грани нервного срыва, не хотел жить. Итальянку можно увидеть в Петербурге в Русском музее. Картину Тыранов написал в 1851 году, вспоминая свою возлюбленную. Кризис ли это? Нет, это глубокая картина. Может быть, стоит вообще пересмотреть тему кризиса в творчестве Тыранова? Художник может быть неудовлетворен своей работой, но это еще не значит, что сами его работы выходят слабыми.
В одном энциклопедическом издании можно прочитать: «Последние годы жизни художника свидетельствуют о кризисе его творчества. Мастер не создал практически ничего нового, он лишь варьировал свои прежние работы». Это не о Тыранове, это написано о Леонардо да Винчи. Кризисы бывают у всех. И у самых великих. Но все сложнее и таинственнее, и проще. Ну какой кризис в конце жизни, если человек уже так много всего создал. Будем благодарить художников за созданное. Что касается итальянки, то сейчас истину не установить. По одним источникам, натурщица оказалась аферисткой и забрала все деньги, которые у художника были, и сбежала. По другим — «была несчастная любовь», из-за которой влюбленный Тыранов будто бы впал в ипохондрию, которая чуть не кончилась умопомешательством. Есть версия, что у него просто кончились деньги и он вынужден был уехать, а итальянка с ним не поехала… По крайней мере, через десять лет он захотел еще раз написать итальянку. Ему это было нужно.
И пусть Алексей Тыранов — не самый великий художник, но подлинный мастер. Его работы есть в разных музеях страны, в том числе в Третьяковской галерее, в Эрмитаже, в Русском музее. Он достойный ученик великих Венецианова и Брюллова.

 По материалам сайта http://bezh.asobezh.ru/bezechane/tiuranov.htm 
 
Книги издательства «Белый город»-«Воскресный день», посвященные жизни и творчеству А.В. Тыранова: 


Комментарии пользователей
Оставить свой комментарий
« назад


Вход для пользователей
Вопрос в редакцию
* Отправляя данные, вы соглашаетесь с Политикой конфиденциальности
© 2017, Воскресный день
Сайт для заботливых родителей, учителей и воспитателей.
Юридическая информация

Сайт финансируется издательством «Воскресный день»

Проект издательства «Белый город»

Политика конфиденциальности

создание сайтов - Webis Group