закрыть
ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ

Данный сайт использует технологию cookie-файлов. Дальнейшее использование ресурса будет означать автоматическое согласие с нашей Политикой конфиденциальности.
Портал Воскресный день
Издательство «Белый город»
Контактная информация
(495) 641-31-00
(495) 302-54-13
Сегодня 24.02.2018
Книга дня
Федор Васильев
Картина дня
Оттепель Васильев Федор Александрович
Воскресный день » Авторская колонка »

Двадцать седьмого ноября родился русский живописец, график и педагог Иван Силыч Горюшкин-Сорокопудов

26.11.2017
И.С. Горюшкин-Сорокопудов. Автопортрет. 1920-е


    Колокольный звон – это музыка души русского человека, неотъемлемая часть его бытия. Она могла выражать радость и грусть, тревогу и торжество и всегда благотворно влияла на людей. Сохранить в живописи этот удивительный мир колокольного звона, приверженности человека к патриархальному укладу жизни и пытался русский художник Иван Силыч Горюшкин-Сорокопудов. Именно в этой музыке он видел истоки народной мудрости и мужества, которые позволяли русскому человеку достойно выдерживать все испытания, какие бы с ним не происходили. Тема колоколов и колокольного звона прошла лейтмотивом через все творчество Горюшкина-Сорокопудова. Но как ему удавалось достичь того, чтобы в душе зрителя колокола играли при взгляде на картину? В искусстве старых мастеров, например, часто изображались музыканты, на пюпитрах перед ними лежали листы с нотами, порой настолько ясно различаемыми, что и сегодня по ним можно проиграть мелодию. А как быть с колокольным звоном? Ведь если не считать звонов Успенской звонницы Ростовского Кремля, переложенных на ноты местным иеромонахом, то испокон веков в России не существовало записей колокольных мелодий. Мастерство звонарей передавалось от поколения к поколению. Колокольный звон – это особая народная музыка, выразить которую живописными средствами невозможно. Поэтому художник показывал то, что ее окружало: разноцветные костюмы горожан, толпящихся на базарах возле церковных стен, улочки провинциальных городков, ведущие к храму. И, конечно, особенно часто его привлекали звонницы, колокола и церковные праздники. Вместе с тем он не вдавался в тонкости церковных обрядов. Его искусство лишено религиозности. Оно скорее иллюстрировало русский народный дух…
Иван Силыч Горюшкин-Сорокопудов (27.11.1873–29.12.1954) родился семье волжского бурлака в с. Нащи Тамбовской губернии. Рано оставшись сиротой, талантливый мальчик попал на воспитание к дальним родственникам – Сорокопудовым. Они определили его сначала к купцу Кузьмину, а потом в приют в Саратове. Детство окончилось очень быстро: мальчик стал работать «при буфетах» на волжских пароходах. Может быть, именно волжские берега и колокольный звон церквей, разносящийся на несколько верст, и вдохновили мальчика на самостоятельные занятия искусством? Как бы то ни было, но рисунки способного мальчугана заметил случайный пассажир – доктор медицины, известный в то время русский путешественник П.Я. Пясецкий. Он посоветовал Горюшкину-Сорокопудову поехать поступать в рисовальную школу П.А. Власова в Астрахани. Эта школа стала известной благодаря тому, что примерно в то же время начальные уроки мастерства в ней получал Б.М. Кустодиев. Долго учиться в школе Горюшкину-Сорокопудову не пришлось. В 19 лет он приехал в Петербург поступать в Академию художеств. Пясецкий помог ему устроиться, познакомил со своими друзьями, что позволило юноше время от времени получать некоторые художественные заказы. Художник испытывал нужду, ведь, кроме Пясецкого, он не имел знакомых в столице… 
    В 1895 году он поступил вольнослушателем в Высшее художественное училище при Академии художеств. К тому времени в главном художественном учебном заведении произошла реорганизация. Преподавать в ней стали художники-передвижники. Особенной популярностью у учеников пользовался И.Е. Репин. В его мастерской в то время числилось около семидесяти учеников. 
     Молодой живописец в те годы много работал: копировал картины старых мастеров в Эрмитаже, путешествовал и выполнял эскизы в древних русских городах – Угличе, Суздале, Новгороде, Саратове, Астрахани, Хвалынске. Впечатления детства притягивали его к русским церквям, к неповторимой народной музыке, он рисовал колокола, главы церквей и монахов. 
В одной из первых своих картин Скрипач Горюшкин-Сорокопудов изобразил товарища, украинского художника Г.П. Светлицкого, который неплохо играл на скрипке. Художнику удалось выразить скорбь, печаль и тоску скрипача, которые казались ему «созвучными» пению скрипки. О том, что тема музыки серьезно волновала художника, говорит и одна из программных картин – На концерте в Павловске. Другая представленная картина – эскиз Угличское дело 1591 года – была посвящена одной из загадочных страниц русской истории – убийству царевича Дмитрия в Угличе. 
     За картину и эскиз он был удостоен звания художника. Признание воодушевило Горюшкина-Сорокопудова на изображение народной музыки в живописи. Его очень долго волновали мотивы оперы А.П. Бородина «Князь Игорь». Обилие в опере народных хоровых сцен, тема любви к родине и величия русского народа глубоко запали в душу художника. А колокольный звон, раздающийся в первом и четвертом действиях оперы, волновал так сильно, что в течение многих лет Горюшкин-Сорокопудов пытался изобразить в своем искусстве музыку бессмертного творения Бородина. Таковы эскизы и картины Прощание Ярославны (эскиз понравился Репину), Плач Ярославны, Прощание князя Игоря с Ярославной.
     Одновременно с поисками музыкальной выразительности своих картин Горюшкин-Сорокопудов пробовал себя как портретист. Интересно, что ко времени написания Портрета матери той давно уже не было в живых, художник писал ее такой, какой она представлялась ему даже не в воспоминаниях (она умерла, когда мальчику было всего три года), а в фантазиях. В другом портрете художник изобразил жену. Он пытался сопоставить «музыку души» своих моделей и «музыку красок» фона. Отныне «музыкальность» его живописи символизировалась красочностью колорита.
     Поиски художником музыкальной выразительности своих картин, посвященных как русской старине, так и постепенно исчезающей патриархальной современности, приходятся на два первых десятилетия ХХ века. В это время появлялось множество книг о русском народном фольклоре, музыке, театре, обычаях. В живописи представители народа изображались уже не бесправными и угнетенными, как у передвижников XIX века, а напротив, полными нравственных и душевных сил, часто одетыми в красочные национальные костюмы. Художники создавали идеал народного духа, опирающийся на вековые традиции. Новые идеалы требовали и новых методов их воплощения. Многие художники создавали свой вымышленный мир жизни народа, в наибольшей степени отвечающий поставленным задачам. Например, Б.М. Кустодиев, который так же, как и Горюшкин-Сорокопудов, сначала учился в Астрахани у Власова, а потом в Петербурге у Репина, «творил образ радости». А Горюшкин-Сорокопудов искал в живописи «музыкальность». Результаты их поисков порой были очень похожи. Так, Базарный день в старом городе Горюшкина-Сорокопудова перекликается с  многочисленными Ярмарками Кустодиева. Еще более «музыкальна» картина В Пасхальную ночь. Компактность композиции, контурные пятна одежд людей на фоне четко нарисованного собора заставляют говорить скорее об эскизе декорации для спектакля, чем о станковой картине. Но, как известно, Горюшкин-Сорокопудов не был театральным художником. Ему лишь по-прежнему хотелось заставить живопись «зазвучать». Этим и объясняется некоторая незаконченность и мозаичность красок, присущая полотну «В Пасхальную ночь». 
      Наиболее откровенно художник выразил свои переживания от колокольного звона в картине Из культа прошлого («Исторический Углич»). Первоначально она называлась «Из века в век». Возможно, в советское время, когда церковь подвергалась гонениям, старое название кому-то показалось идеологически враждебным, поскольку символизировало незыблемость патриархальных устоев. 
    Примерно в 1910-е годы художник проявляет интерес к пейзажной живописи. Его пейзажи – это особый синтетический жанр. Он эффектно объединял городскую природу, чаще всего зимнюю, с духовным мотивом дороги в храм. Неторопливо и размеренно проходит жизнь горожан в картинах Московская слободаСтарая Русь, Былое. В  перспективе узенькой улочки всегда находится храм… Горюшкин-Сорокопудов бесконечно варьировал полюбившийся ему мотив дороги к храму.
     Горюшкин-Сорокопудов очень живо откликался на любые события современности. Еще в 1906 году он участвовал в создании запрещенного впоследствии цензурой журнала «Гамаюн», для которого выполнил рисунки на темы баррикад. В 1908 году художник участвовал в выставке Blanc et Noir («Черное и белое») в Санкт-Петербурге, на которой представил офорты на темы Священного Писания: «Воскрешение Лазаря», «Моисей в пустыне», «Хождения по водам» и другие. Тогда же уехал в Пензу и иллюстрировал роман А.К. Толстого Князь Серебряный, роман П.И. Мельникова-Печерского В лесах, а также рассказы Г.И. Успенского Неизлечимый и На постоялом дворе (1908–1910). В 1911 году художник посетил Европу – Германию, Австрию, Италию, Францию, Голландию.
    В 1912 году в России широко отмечался столетний юбилей Отечественной войны, и художник написал картину на тему подвигов старостихи Василисы. Первая мировая война также нашла воплощение в его живописи. В 1914 году он просился на фронт в качестве корреспондента, но его не взяли. Зато он написал несколько картин, посвященных тылу – настоящими героями той войны для художника были раненые в госпиталях. В те же годы художник написал ряд живописных портретов. Среди них выделяются Женский портрет, Дровоколы, Портрет Н.В. Мансыревой, Портрет скульптора К.А. Клодта и другие. 
   После революции 1917 года Горюшкин-Сорокопудов был одним из организаторов филиала АХРР в Пензе. По словам одного из учеников художника, он не сразу понял значение революции. И, хотя художнику милее были патриархальные традиции, он, будучи сыном бедняка, всегда оставался с народом. В советское время немало картин он посвятил Ленину и другим государственным деятелям советского государства. Горюшкин-Сорокопудов участвовал во многих культовых советских выставках, таких как «Индустрия социализма» и «Донбасс в искусстве». 
    В смутные 1920-е годы художник часто обращался к «нейтральным» портретам. Эти работы не требовали политической или духовной характеристики. Особенно интересен Портрет художника Ф.В. Сычкова, а также Автопортрет.
     Горюшкин-Сорокопудов долгое время преподавал в Пензенском художественном училище. Многие его ученики с благодарностью вспоминали своего учителя. Художник проповедовал традиционную методику в то время, когда во многих художественных учебных заведениях страны под флагом конструктивизма заправляли художники-недоучки, не имевшие не только имени, но и моральных прав преподавать. В художественных училищах уничтожались гипсовые модели, расхищались библиотеки, а все старое, дореволюционное  объявлялось враждебным молодой советской республике. Горюшкину-Сорокопудову даже пришлось в начале 1930-х годов ненадолго уйти из училища. Преподавательская деятельность привела к тому, что Горюшкин-Сорокопудов работал все меньше. 
     И все-таки временами его мучила тоска по прошлому. Только теперь то, что он раньше видел вокруг себя, стало все чаще и чаще относиться к далекому прошлому. Он пишет две картины под названием Сцена из XVII столетия. А в начале 1930-х годов своеобразным итогом его творчества дореволюционного периода стала красноречивая картина Упавшие колокола. И, действительно, после этой картины Горюшкин-Сорокопудов хотя и не прекратил художественной деятельности, ничего заслуживающего внимания так и не написал. Он сосредоточился на борьбе за идеалы реалистического искусства и на воспитании учеников. В 1943 году ему было присвоено звание Заслуженный деятель искусств РСФСР. Обстоятельства, ход истории принудили художника отказаться от любимых тем. Только уничтожить музыку невозможно. И сегодня, спустя многие десятилетия, лучшие картины Горюшкина-Сорокопудова кажутся нам заряженными неповторимой народной музыкой.
 
Книги, посвященные жизни и творчеству И.С. Горюшкина-Сорокопудова:


Комментарии пользователей
Оставить свой комментарий
« назад


Вход для пользователей
Вопрос в редакцию
* Отправляя данные, вы соглашаетесь с Политикой конфиденциальности
© 2017, Воскресный день
Сайт для заботливых родителей, учителей и воспитателей.
Юридическая информация

Сайт финансируется издательством «Воскресный день»

Проект издательства «Белый город»

Политика конфиденциальности

создание сайтов - Webis Group