закрыть
ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ

Данный сайт использует технологию cookie-файлов. Дальнейшее использование ресурса будет означать автоматическое согласие с нашей Политикой конфиденциальности.
Портал Воскресный день
Издательство «Белый город»
Контактная информация
(495) 641-31-00
(495) 302-54-13
Сегодня 13.12.2017
Книга дня
Русская деревня. Собрание русской живописи Алдонина Р.П.
Картина дня
Пристань в Гурзуфе Коровин Константин Алексеевич
Воскресный день » Авторская колонка »

Тридцатого ноября родился выдающийся французский живописец, мастер академической живописи, крупнейший представитель салонного академизма Адольф Уильям Бугро

30.11.2017
Уильям Бугро. Автопортрет. 1879


Адольф Уильям Бугро (30.11.1825–19.8.1905) родился в Ла-Рошели. Его отец, Теодор Бугро, был мелким лавочником, в семье было восемь детей. Маленький Уильям рано обнаружил в себе художественные способности. Постоянная нужда вынудила родителей отправить детей на воспитание к родственникам. Уильям уехал в Бордо к младшему брату отца. 27-летний священник Эжен Бугро заменил будущему художнику отца и сумел привить Уильяму любовь и к Евангелию и житию святых, и к литературе. Дядя устроил мальчика в школу-интернат в Понсе недалеко от Бордо.

В 1841 году 17-летний Уильям был вызван отцом в Бордо. Отец надеялся, что сын продолжит его дело, однако наряду с работой в лавке отца Уильям продолжал обучение живописи в Школе изящных искусств в Бордо. В 1844 году он получил первый приз в конкурсе на лучшее произведение исторической живописи, проводимом в школе. За три месяца по заказам, найденным дядей Эженом, Уильям исполнил 33 портрета, заработав девятьсот франков. В 1846 году в возрасте 21 года Уильям Бугро отправился в Париж и по рекомендации Франсуа Эдуарда Пико поступил в Школу изящных искусств в Париже. По окончании курса ученики участвовали в конкурсе на Римскую премию, победители которого отправлялись в Италию на четыре года. Бугро участвовал в трех ежегодных конкурсах 1848–1850 годов, и в 1848 году ему присудили третье место за картину Святой Петр, выпущенный из тюрьмы, входит в дом Марии, а в 1850-м Бугро стал вторым, исполнив картину Зенобия, найденная пастухами на берегах Аракса. В том же году Бугро вместе с Бодри отправился в Италию, получив приз в четыре тысячи франков в дополнение к содержанию в шестьсот франков, которые ему давал Муниципальный совет Ла-Рошели. В Риме Бугро познакомился со многими художниками, подружился с пейзажистом Полем Кюрзоном, с которым побывал в Неаполе, Помпеях, Сиене, Перудже, Флоренции, Равенне, Падуе, Парме, Болонье, Милане, Вероне и других местах Италии. Основательность, с которой Бугро изучал живопись эпохи Ренессанса, поражает: он посещал музеи и выполнял копии с произведений итальянской живописи.

Одной из первых картин, написанных в Италии, стал большой холст Данте и Вергилий в аду. Художник послал эту картину в парижский Салон, где она должна была привлечь внимание зрителей. Несомненно, находясь в Париже, Бугро видел в Лувре знаменитую картину Данте и Вергилий Эжена Делакруа (1798–1863) и знал, какое внимание публики она завоевала. Обращаясь к сюжету из Божественной комедии Данте, Бугро попытался превзойти Делакруа по накалу страстей, однако сама сцена, превращенная в дикое зрелище, скорее отталкивает, чем вызывает восторг.
В первой половине 1850-х годов цель Бугро состояла вовсе не в камерных пасторальных сценах. Желание завоевать внимание потенциальных заказчиков перевешивало в прямом и переносном смысле (Триумф мученичества; Тело святой Сесилии приносят в катакомбы, 1854). И ему это удалось: он получил ряд заказов на монументальные работы, в частности, для парижских церквей Бугро исполнил цикл сцен из жития святых. Наконец, для виллы Монлуна в Ла-Рошели Бугро исполнил монументальное полотно Танец, ставшее одним из самых известных в его творчестве.
В середине 1850-х годов Бугро также работал над оформлением парижских отелей Анатоля Бартолони и Эмиля Перейры (Орфей на морском коньке; Вакханка на пантере; Любовь, Фортуна, Дружба; Триумф Венеры), в 1857 году они экспонировались в парижском Салоне, прежде чем их вмонтировали в здание резиденции. Теофиль Готье был очарован способностями Бугро к декоративному искусству и поместил восторженный отзыв в газете, что способствовало успеху художника. Салон 1857 года принес Бугро медаль за оформление отеля Бартолони. Император Наполеон III заказал художнику портрет императрицы, а потом и свой.
После рождения дочери Генриетты в 1857 году художника стала увлекать тема сентиментальных переживаний и всего, что связано с семьей и детьми. Сейчас невозможно установить, какое событие или впечатление художника легло в основу картины День памяти усопших (День Всех Святых). Противопоставив идиллию семейного счастья тяжелому крестьянскому труду, изображенному в реалистических картинах Жана Франсуа Милле Милле, Бугро приподнялся над унылой повседневностью.
К 1862 году относятся только две картины, обе – мифологического содержания. Одну из них – картину Орест, преследуемый эриниями – французские критики находили излишне мелодраматической. Бугро вновь привлекла тема жестокого поединка и бешеных страстей. В 1864 году появилась Вакханка – первая картина Бугро, изображающая ню.
В середине 1860-х годов Бугро начал работать над темой материнства, воссоздавая совершенно иной романтизированный крестьянский мир. В картинах Бугро не встречаются атрибуты тяжелого труда вроде испачканных или порванных одежд, это мир мечты, а мечта не может быть грязной – таков главный постулат. Позитивные сценки с крестьянами мало-помалу завоевывали симпатии покупателей. Первая его картина на тему материнства Мать с ребенком была написана в 1861 году. Художник  использовал каноническое изображение Мадонны эпохи Возрождения. Но строгая величавость, возвышенность, идеальность мадонн Рафаэля сменяется в творчестве Бугро интимной игрой – кокетливыми переглядываниями, поцелуями (Поцелуй). К середине 1860-х годов идея отождествления крестьянок-матерей с мадоннами эпохи Возрождения казалась художнику хоть и благородной, но надуманной (Наконец уснул, 1884; Старшая сестра; Апельсины, 1865; Первая нежность, 1866). Увидев идиллические картины семейного счастья, зрители уходили с выставки в приподнятом настроении, неся радость к домашнему очагу. В 1869 году Бугро написал сразу несколько картин на тему материнства – Материнское восхищение, Материнский восторг, Гроздь винограда, Молодые цыганки.  Одновременно художник начал работать над картинами, посвященными представителям бедных и обездоленных слоев французского общества (Семья нищих (Милосердие)). Когда умерла дочь Бугро, любящему отцу, хотелось создать живописную. Картина Молитве молодая мать и ее дочь (1866) стала своеобразной эпитафией на смерть дочери Джейн.
Картина Любимая птичка перекликается с картинами Мертвая птичка, Девочка с мертвой канарейкой, Девочка с птичками Грёза с тем лишь отличием, что у Бугро девочка не оплакивает, а, напротив, восторгается птичкой. Чувство умиления также свойственно маленькой девочке из картины Краб.
В конце 1860-х годов Бугро стали привлекать крестьянки, занятые каким-либо легким трудом. Все они держатся так важно, с таким достоинством, что невольно возникает ощущение, что именно они – типичные представительницы, новое поколение французского крестьянства (Молодая пастушка, Молодая работница, Жница, Прачки). В картинах Бугро вовсе не требовалась демонстрация предметов труда, достаточны были белые блузы, цветные платья, яркие платки и вечно босые ноги – и зрители понимали, что перед ними крестьянки (Пастушка, Шторм, Возвращение с рынка). Начиная примерно с 1870-х годов у Бугро стали появляться жанровые портреты крестьянок без предметов труда (У ручья, 1875; У источника,1897; На скалистом берегу, 1896; Кутюрье; Реверанс, обе – 1898), а также пастушки и нищенки. Помимо росписи церквей, оформления концертного зала в Бордо, картин на тему материнства, в 1860-е годы Бугро работал над большими историческими и аллегорическими композициями (Искусство и Литература).
В конце 1860-х годов Бугро много путешествовал, посетил Швейцарию, Бельгию, но особенно часто выезжал в Бретань. Художник стал достаточно состоятелен для того, чтобы иметь собственный дом и мастерскую, обосновался на Монпарнасе, в  парижском центре артистической и литературной Европы. В 1870 году Франция объявила войну Пруссии. Незадолго до войны Бугро, оставив семью в Бретани, вернулся в Париж. Император Наполеон III, проиграв сражение при Седане, сдался. Но Париж не сдавался. Когда началась осада города, художник вступил в Национальную гвардию простым солдатом, хотя его возраст позволял ему быть невоеннообязанным. Только после почти четырехмесячной осады Парижа Бугро уезжает в Ла-Рошель, где воссоединяется с семьей и находится там до падения Парижской коммуны. В лихолетье войны и последовавшей за ней Парижской коммуны художник почти ничего не писал. В Салоне 1870 года он показал только Купальщицу.
В 1870-х годах тема ню становится одной из основных. В Салоне 1873 года он выставил большой холст под названием Нимфы и Сатир. Безупречное изображение женского обнаженного тела – венеры, одалиски, нимфы или купальщицы – ценилось во французском Салоне больше, чем героическая живопись. Толкование обольщения как эротического танца потом станет одним из приемов Бугро  (Флора и Зефир; Возвращение со сбора урожая (Прогулка на осле); Юность Вакха, 1884). В 1875 году заболел и умер в возрасте 16 лет сын художника Георгий. Состояние, в котором пребывал художник, вдохновило его на создание Пьеты – одной из самых проникновенных религиозных картин в его творчестве. Окружив Деву Марию ангелами, художник подчеркнул трагедию смерти Христа как религиозную и глубоко личную катастрофу. Последующая цепь трагических утрат (смерть жены и младшего ребенка) привела художника к созданию картины Богоматерь Утешение. У каждого, кто пережил трагическую смерть близких, особенно беззащитных детей, впечатления от картины глубоко религиозные и личные… Своеобразным продолжением траурно-торжественных интонаций в творчестве художника явилась картина Душа в небесах.
Тема Мадонны нашла продолжение в картинах: Мадонна с Младенцем и Иоанном Крестителем (1882), Мадонна с Младенцем (1888), Мадонна с лилиями (1899), Мадонна в розах (1903), Мадонна и ангелы (1900) и других. Пьер Верон писал о нем: «Любопытно, что обыкновенно все принимают его картины за копии с произведений Рафаэля». Конечно, подобное суждение не отражает сути творчества Бугро, но зададимся вопросом, а много ли было художников в истории европейского искусства, способных не только освоить технику живописи великого урбинца, но и попытаться обогатить искусство Кватроченто новым содержанием? В картине Альма-матер (Родина), лишь на первый взгляд напоминающей мадонн Возрождения, женщина олицетворяет Францию. На это указывают цветы в венке, соответствующие трехцветному французскому флагу: синие васильки, белые маргаритки, красные маки. В ее ногах изображены символы сельскохозяйственной Франции – виноградная лоза, пшеница и яблоко, напоминающее об осенней поре сбора урожая.
Около 1875 года Бугро начал проводить занятия со студентами в Академии Жюльена, а в 1876 году он был избран членом Французской Академии художеств, а вскоре  удостоен звания офицера Почетного легиона. В декабре 1877 года он познакомился с американкой Элизабет Джейн Гарднер, своей первой ученицей, ставшей впоследствии его женой, вопреки недовольству родственников художника. В том же году Бугро написал Рождение Венеры. Картина была прохладно встречена некоторыми французскими критиками. Примечательно, что в подборе персонажей Бугро близок ведущему мастеру рококо Франсуа Буше (1703–1770) и его картине Рождение и триумф Венеры (1743). Творческие судьбы Бугро и Буше, а также их цели в искусстве оказались во многом схожими. Искусство обоих было изящным и фривольным, что вызывало шквал критики. Отношение к творчеству и Буше, и Бугро сформировалось двоякое: художников хвалили за выдающееся для своего времени живописное мастерство, но ругали за отсутствие глубокой мысли и поверхностность манерных и жеманных картин. Влияние Энгра просматривается, например, в Нимфах (1878). В 1880 году он пишет Девушку, защищающуюся от Эрота. Оригинальным дополнением к полотну служит картина Первый поцелуй (Амур и Психея в детстве). В картине Похищение Психеи идея полета, воплощенная в Танце 1856 года, нашла логическое продолжение.
В начале 1880-х годов Бугро исполнил серию изящных аллегорий, посвященных временам суток (Рассвет, 1881; Вечернее настроение; Заря; День; Ночь, 1883).
Тема зарождения любви нашла продолжение в картине Возвращение весны. Как только полотно выставили в Салоне, художника тотчас обвинили в реализации «тенденции безнравственности». В 1890 году «Весна» оказалась в Омахе (США), где также вызвала волну критики и неадекватную реакцию одного из зрителей, пытавшегося уничтожить картину, «чтобы защитить женское достоинство». Этот инцидент сильно взволновал художника, а его жена писала: «Ничего не могло быть дальше от сердца монсеньера Бугро, чем создать образец непристойности».
В начале 1880-х главными персонажами некоторых картин Бугро становятся проказливые мальчики с крылышками: Эрот, Амур, херувимчики, ангелочки (Амур с бабочкой, 1888; Озябший Купидон; Подстерегающая любовь, 1894). Зрители  истолковывали их предназначение по-разному: одни считали художника выразителем идеи некоторых французских писателей о том, что «детство должно рождать одну только пленительность и изысканность: ребенок не может быть ни обыкновенным, ни заурядным, что <…> предполагает существование некоей идеальной детской природы, дарованной небесами»; другие видели в подобных изображениях проявление порнографии и прочих деяний, преследуемых ныне по закону. Вторжение в королевство амуров, Нападение (1898), Невинность, Мечта о весне (1901), Пленник — стали лишь прелюдией для двух итоговых картин Бугро, посвященных крылатым мальчикам, – Даров любви (1893) и Восхищения.
Одним из первых произведений, где художник применил «метод символа» для раскрытия переживаний модели, стала картина Разбитый кувшин. Желтый одуванчик  символизирует расставание, а разбитый кувшин – крушение надежд и потерю девственности. В жанровых портретах Бугро 1890-х (Девочка с яблоками, Девочка с лимонами, Девочка с малиной, Девочка с розовыми гладиолусами, Ласка, Маргаритки) маргаритки символизируют доброту и невинность, гладиолусы – свежесть и веру, целые яблоки — совершенство, лимоны – горечь жизни, апельсины – молодость, веселье, чистоту, малина – целомудрие и сладкую жизнь.
По заказам влиятельных банкиров и художественных дилеров художник писал и портреты (Портрет графини Камбасере; Девушка, 1895; Портрет Габриэль Кот).

В последние двадцать лет жизни Бугро все чаще отвлекался от творчества на организационные дела, и живопись его последних десяти лет жизни не отличалась какими-либо новыми темами. В память о Бодри Бугро написал несколько картин, изображающих обнаженную девушку на фоне набегающей волны. Среди них – Волна и Океанида (1905).

Художник умер в почтенном возрасте в июле 1905 года в Ла-Рошеле, и похоронен на Монпарнасском кладбище в Париже.
Безупречная достоверность образов, созданных художником, тем не менее, вызывала раздражение критиков. Верон, например, ставивший художнику в упрек коммерческий успех, чувствовал «отвращенье при виде боязливых, неверных и безжизненных штрихов». Негативные отзывы Эдуара Мане и импрессионистов были основаны не только на том, что Бугро, став членом Института Франции, активно противостоял им, будучи ярым противником Салона отверженных. Подобно старым мастерам, художник использовал в своей живописной технике сиккативы, а также лаки, состав которых тщательно скрывал даже от своих многочисленных учеников. У Бугро учились многие художники Франции и других стран. Пожалуй, самым именитым среди них был Анри Матисс (1869–1954). На долгие годы творчество художника было предано забвению, а в ХХ веке его живопись подвергалась во многом несправедливым поверхностным оценкам. Лишь когда в 1979 году на зарубежных аукционах подскочили цены на его произведения, картины Бугро стали доставать из запасников многие музеи.

Предметом нападок на Бугро являлся также его аскетизм и трудолюбие, которое, казалось бы, должно стать примером для подражания. «Неизменно каждый день он в назначенный час садится за работу и пишет известное количество часов. Какой-то статистик утверждал даже, что в каждое время года г. Бугеро делает одно и то же число взмахов кистью» (Пьер Верон). Несомненно одно, какой бы критике искусство Бугро ни подвергалось, сегодня оно по праву входит в сокровищницу мировой культуры и составляет одну из славных страниц французской живописи.

Книги по теме:





Комментарии пользователей
Оставить свой комментарий
« назад


Вход для пользователей
Вопрос в редакцию
* Отправляя данные, вы соглашаетесь с Политикой конфиденциальности
© 2017, Воскресный день
Сайт для заботливых родителей, учителей и воспитателей.
Юридическая информация

Сайт финансируется издательством «Воскресный день»

Проект издательства «Белый город»

Политика конфиденциальности

создание сайтов - Webis Group