Портал Воскресный день
Издательство «Белый город»
Контактная информация
(495) 641-31-00
(495) 302-54-13
Сегодня 24.07.2017
Книга дня
Эдгар Дега Астахов Ю .А.
Картина дня
Урок танцев Дега, Эдгар
Воскресный день » Авторская колонка »

Тридцатого января родился мастер панорамного пейзажа, гравер и офортист Бернардо Паоло Франческо Эрнесто Беллотто

30.01.2017
Беллотто. Дворец в Вилянуве со стороны парка
 
     Невозможно составить представление об Италии, не побывав в Венеции, центральном городе области Венето*, сюда устремляются паломники со всего мира, чтобы поклониться человеческому гению, явившему себя в образцах живописи, архитектуры и поэзии. Здесь  время как бы течет вспять, а человека невольно охватывает поэтическое чувство особой любви к этому городу, в церквях, дворцах и скуолах** которого работали Тициан, Тинторетто, Веронезе и другие талантливые художники и скульпторы. Облик Венеции кажется знакомым по ведутам*** Каналетто, Беллотто, Карлевариса – всё те же гондолы в Лагуне, пьяцца Сан Марко, Дворец дожей, театр Фениче, выгнутые мостики через каналы, дворцы из истрийского мрамора на Большом канале. 
     Ученик и племянник Каналетто, Беллотто работал во многих городах Италии, большую известность приобрел при дворах в Дрездене, в Мюнхене и в Варшаве. Поэтичны его виды Флоренции и Турина, очаровавшие художника колоритом своих живописных уголков со старыми мостиками через реки По в Турине и Арно во Флоренции. В манере, отличающейся от Каналетто, Беллотто более четко передавал пластику распределения света и тени. Его ведуты исполнены в темной, коричнево-желтой гамме, в них легко читаются объемы построек, а фигурки людей, утрачивая подвижность и нарядность, как в работах Каналетто, приобретают большую жанровую конкретность и выразительность.
 Унаследовав от своего учителя и дяди пристальность к детали, Беллотто достигает в своих картинах прямо-таки топографической точности. Именно эту особенность его кисти ценили императрица Мария Терезия в Вене и король Станислав Август Понятовский в Варшаве, при дворах которых Беллотто работал в качестве придворного художника. Искусствоведы отмечают некую «сухость» и буквальность, присущие графике и пейзажам художника, однако именно благодаря такому объективизму в истории остались почти фотографические свидетельства, позволяющие реконструировать устройство и быт европейских городов XVIII века.
     Бернардо Паоло Франческо Эрнесто Беллотто (30.1.1721–17.11.1780) родился в Венеции и обучался своему искусству у своего дяди Джованни Антонио Каналетто — главы венецианской школы ведутистов, мастера городских пейзажей в стиле барокко. В ранних ведутах Беллотто пространство обычно замкнуто архитектурными постройками, панорама вида открывается обзору от угловой точки зрения и уподоблена сценической площадке с замыкающим ее театральным задником. Но иногда художник пытается передать в изображаемом виде и открытую перспективу пространства. Живые сценки городской жизни, наблюденные в действительности, придают особую конкретность и жизненность его полотнам. 
      С 1747 года Беллотто работает в Дрездене, столице Саксонии, где находилась резиденция саксонских курфюрстов, бывших в то время и королями Польши. При Августе III Дрезден, расположенный на берегах Эльбы, был сильно перестроен. Создавались архитектурные ансамбли, площади, церкви, для украшения столицы приглашались итальянские архитекторы. Благодаря всесильному министру Августа III графу Генриху фон Брюлю к работам был привлечен и Бернардо Беллотто, ставший придворным художником курфюрста. Когда в 1756 году началась Семилетняя война, Беллотто сначала остался в Дрездене, а затем уехал в Вену (1758) ко двору императрицы Марии Терезии. После Вены, недолго пробыв в Мюнхене, в 1762 году он вновь возвратился в Дрезден. Для Августа III Беллотто написал виды Дрездена, исполнив затем с них гравюры, а позже (с 1753) — виды небольшого саксонского города Пирны, расположенного неподалеку от Дрездена на Эльбе, с замком XIII века Зонненштейн. Все пятнадцать полотен Королевской серии художник повторил для своего покровителя Брюля; после смерти последнего они были приобретены для Эрмитажа.
     Руководствуясь желанием курфюрста, Беллотто документально изображал самые значительные архитектурные ансамбли для королевской семьи — увеселительный ансамбль Цвингер и старые примыкающие к нему постройки, площади старых и новых кварталов города. Площадь Нового рынка в Дрездене — самое раннее полотно серии. Четкое построение пространства площади осуществлено при помощи оптической камеры-обскуры. Глядя на этот вид, ощущаешь рационализм мышления художника-ведутиста, конструирующего это одновременно правдивое и иллюзорное пространство, уподобленное некой «пространственной реальности», то есть такой реальности, какой ее представлял себе живописец века Просвещения. В центре площади, как на подмостках сцены, представлены отдельные мизансцены — встречи беседующих горожан, гуляющие пары, схватка дерущихся собак, разъезд карет с сопровождающими их всадниками. Зоны света и тени четко по диагоналям делят изображенное  пространство. Но Беллотто привлекает передача не только топографической точности вида. В полотне «Вид Вены от Бельведера» (1759—1760) с большим живописным мастерством передана панорама большого регулярного парка дворца Бельведер, перспектива города вдали, замыкающаяся горной цепью Альп. 
     С 1753 года Беллотто работает над ведутами Пирны, изображая городок то сверху от замка Зонненштейн, расположенного среди зеленых лугов на холме, то снизу — от крутого берега Эльбы (Вид Пирны с правого берега Эльбы, выше города, 1753—1755). Постройки Пирны отражаются в прозрачных водах Эльбы, по ее глади скользят легкие рыбацкие лодки, а крестьяне у берега заняты повседневными делами. Светом эффектно выделены партер парка, яркие костюмы публики, высящийся шпиль собора Святого Стефана и купола венских церквей. 
    В Варшаве, где Беллотто работал с 1768 года, им были созданы серии полотен с видами города и его предместий, дворца и парка в Вилянуве. Беллотто часто писал Варшаву от расположенного на холме Королевского замка, словно стараясь как можно шире охватить взглядом изображаемое пространство. В полотнах этого периода тонко передан колорит Варшавы с массивными белыми башнями и шпилями костелов, розовеющими на солнце стеклами средневековых замков, барочных дворцов, алеющих черепичных крыш домов, отражающихся в видах Вислы. 
    С декоративностью, присущей видению венецианского художника, передает Беллотто виды дворца в Вилянуве, расположенного в живописном парке. Сам дворец, построенный в XVII столетии итальянским зодчим А. Лоччи для Яна III Собесского, павильоны, бельведер окружены густой зеленью растений; связь архитектуры и пейзажа передана средствами тонального колорита, которым художник с большим мастерством владел в своих поздних работах (Дворец в Вилянуве со стороны парка).
    Семнадцатого ноября 1780 года в Варшаве и окончит свои дни Бернардо Беллотто,  последний крупный мастер ведуты. В работах этого художника, как и в полотнах Антонио Каналетто, художники-пленэристы последующего времени будут находить образцы подлинно новаторских завоеваний в области тонального колорита.

     Словарик

    * Венето — административный регион в Италии, объединяющий 7 провинций: Беллуно, Падуя, Ровиго, Тревизо, Венеция, Верона, Виченца. 
    ** скуола (от итал. scuola — досуг, занятие, место ученых бесед) — в архитектуре венецианской школы тип общественного здания (известен с XIII в.), принадлежащего церковной или этнической общине.
     *** ведута — жанр европейской живописи, особенно популярный в Венеции XVIII века. Представляет собой картину, рисунок или гравюру с детальным изображением повседневного городского пейзажа.
     
       Книги, посвященные жизни и творчеству художника:
 

 



Комментарии пользователей
Оставить свой комментарий
« назад


Вход для пользователей
Вопрос в редакцию
© 2012, Воскресный день
Сайт для заботливых родителей, учителей и воспитателей.
Юридическая информация

Сайт финансируется издательством «Воскресный день»

Проект издательства «Белый город»

создание сайтов - Webis Group