Портал Воскресный день
Издательство «Белый город»
Контактная информация
(495) 641-31-00
(495) 302-54-13
Сегодня 27.04.2017
Книга дня
Французская живопись. XIX век Майорова Н. О., Скоков Г. К.
Картина дня
Охота на тигра Делакруа, Эжен
Воскресный день » Авторская колонка »

Русский художник-портретист, акварелист, создавший портретную галерею высшего общества Российской Империи середины XIX века, Владимир Иванович Гау родился 4 февраля 1816 года

04.02.2017
Владимир Гау. Автопортрет
Владимир Иванович Гау (4.2.1816–23.3.1895) — «портретный летописец» эпохи 1840–1850-х годов — более трех десятилетий плодотворно работал, создав более шестисот акварельных портретов Императорской фамилии и всех знаменитостей петербургского общества. Его работы находятся в собраниях многих музеев, являются предметом гордости коллекционеров в России и за рубежом. Акварельный портрет не был принадлежностью исключительно русской культуры. Этот жанр был распространен по всей Европе в очень небольших формах, что объясняется общим развитием искусства и практическими потребностями общества в портретах небольшого размера. При каждом европейском дворе работали акварелисты, писавшие портреты, которые затем часто тиражировались литографическим способом…
     В.И. Гау легко примкнул к немецкой традиции, так как между русским и немецким искусством 1830–1850 годов существовали тесные связи. Непосредственными его учителями были художники из Прибалтики.  В изображениях Гау как бы выведена формула аристократизма во внешнем проявлении и определены составляющие ее элементы. Они постоянны и переходят из портрета в портрет — ясное и спокойное выражение лица, осанка, поворот головы, модная одежда. Но индивидуальность совсем не обязательно теряется за внешним стереотипом. Портретная концепция 1840-х годов предполагала точное до натурализма портретное сходство. 
     Владимир Гау менее известен, чем его современник Петр Соколов, творчество которого связано с Пушкинской эпохой, или Александр Брюллов, оставивший нам прекрасную  галерею портретов эпохи.  Сведения о живописце немногочисленны и в его биографии остается много белых пятен. Судьба его архива неизвестна. В мемуарах и письмах современников имя портретиста почти не упоминается. Этот пробел удалось восполнить благодаря материалам, хранящимся в Российском государственном историческом архиве и Центральном государственном архиве Санкт-Петербурга.
      Владимир Иванович Гау  родился в Ревеле. Его отец Иоганн (Иоганнес) Гау, не получив художественного образования, снискал известность как «ландшафтный художник» и декоратор. Сохранившиеся работы И. Гау свидетельствуют о несомненном таланте автора. Старший брат Владимира, Эдуард Петрович (Иванович) Гау известен как художник-перспективист. Его кисти принадлежат многочисленные акварели интерьеров дворцов Петербурга и пригородов, Большого Кремлевского дворца в Москве. Несомненно, атмосфера в семье, где отец и старший брат были художниками, оказала влияние в выборе Владимиром профессии. В детстве он «обнаруживал склонность к рисованию лиц и человеческих фигур», однако отец был против, поскольку «считал весьма печальной участь портретиста, которому поневоле часто приходится снисходительно выслушивать суждения людей, ничего не понимающих в живописи». Желая видеть сына пейзажистом, отец отдал его учиться к академику Карлу фон Кюгельхену (1772–1831), на склоне лет поселившемуся в усадьбе Фридхейм под Ревелем. Кюгельхен первым оценил в юноше дар портретиста, и благодаря его содействию Гау стал уже в конце 1820-х годов получать заказы на портреты в таком количестве, что едва успевал исполнять их. 
      В 1832 году он пишет «чрезвычайно удачный портрет» мореплавателя графа Ф.П. Литке, в то время воспитателя великого князя Константина Николаевича, и портреты дочерей Императора Николая I — Марии, Ольги и Александры, прибывших на военном корабле «Ижора» в Ревель на морские купания. Портреты великих княжон понравились императрице Александре Федоровне, и она взяла юношу под свое покровительство. В 1832 году Гау вызван в Петербург и зачислен вольноприходящим учеником в Императорскую Академию художеств «на счет своей высокой покровительницы». Он учился в «классе живописи животных для баталий и других родов» у баталиста А.И. Зауервейда, придворного художника. 
      В 1835 году Владимира пригласили в Царское Село, где осенью художник исполнил портреты великих князей Александра и Константина, Николая и Михаила, великих княжон Марии и Ольги (по два изображения на одном листе) и Александры. Это профильные портреты, выполненные на больших листах бристольского картона графитным карандашом с растушевкой фона. Композиция портретов — оплечный срез дают основание предполагать, что в дальнейшем оригиналы могли стать основой для портретов-камей. К редким изображениям относится также и портрет цесаревича Александра Николаевича и его супруги Марии Александровны. Рисунок выполнен по заказу Двора для медали, выпущенной по случаю их бракосочетания 28 апреля 1841 года.
     Заказные портреты позволили Владимиру Гау через год отказаться от стипендии. Он обратился к императрице с просьбой назначить пенсион «другому бедняку из числа учащихся». Государыня, тронутая его благородным поступком, просила молодого живописца написать ее портрет. В награду она подарила художнику золотые часы с цепочкой. Самый ранний из известных портретов Александры Федоровны кисти Гау — акварель 1836 года, изображающая ее в гостиной «Коттеджа» в Александрии; возможно, именно за него художник получил награду. 
     В 1836 году Владимир Гау окончил Академию с большой серебряной медалью и званием неклассного художника акварельной живописи. В 1837–1839 годах круг заказчиков заметно расширился. Среди его моделей — члены Императорского дома: великие княжны Мария и Ольга, великая княгиня Елена Павловна и ее дочери Мария, Екатерина и Елизавета. В 1836 году он создал парные портреты великих княжон Марии Михайловны и Екатерины Михайловны, год спустя написал их двойной портрет, а в 1838-м — большую эффектную акварель, на которой три сестры изображены на фоне готического окна. Видимо, Елена Павловна, одаренная тонким художественным вкусом, оценила талант живописца. Она покровительствовала художникам, посещала выставки и мастерские,  приобретая полотна для своей коллекции. 
   Заказчиками портретиста были близкие к Императорскому двору: герой Отечественной войны 1812 года кн. Д.В. Васильчиков, член Государственного совета граф Ю.А. Головкин, московский старожил, известный благотворитель князь С.М. Голицын, шеф корпуса жандармов и начальник III-го отделения граф
А.Ф. Орлов, воспитательница дочерей Николая I графиня Ю.Ф. Баранова, невестка Екатерины II графиня А.В. Бобринская и многие другие.  Вслед за тем художник создает серию портретов актрис Императорских театров: «милой певицы и истой красавицы» А.М. Степановой (1837), звезды русской сцены В.Н. Асенковой (1838), танцовщицы В.П. Волковой (1838), актрисы М.И. Ширяевой. Сегодня  известен лишь портрет А.М. Степановой из собрания ГЦТМ им. А.А. Бахрушина; представление о трех других дают литографии, выполненные по оригиналам художника. Актрисы изображены в театральных костюмах: Варвара Асенкова — цыганки Эсмеральды в пьесе, по роману В. Гюго «Собор Парижской Богоматери», Анна Степанова — китаянки Пеки. Недавняя выпускница Императорского театрального училища дебютировала в этой роли в опере Д. Обера «Бронзовый конь» зимой 1837 года. «Очаровательная китаянка свела с ума весь Петербург…» — писала газета “Северная пчела”.
    Традиционно считается, что акварели исполнены для «Театрального альбома» (1842–1843). В уникальное издание вошли портреты актрис и актеров Императорских театров, с биографиями и сценами из спектаклей, нотными страницами с фрагментами из опер, водевилей и балетов. «Театральный альбом», холодно принятый современниками, во второй половине XIX века стал библиографической редкостью. Его приобретение коллекционеры считали огромной удачей. 
   В 1838 году В.И. Гау получил возможность посетить Италию. Около двух лет он пробыл за границей, где совершенствовал мастерство,  и работал на заказ, зарабатывая на жизнь и обучение. Интересно, что из итальянских портретов, где модели обычно изображались на фоне пейзажей Италии, сегодня известен лишь один — портрет светлейшего князя Б.Д. Голицына, сына московского генерал-губернатора Д.В. Голицына. Темным контурным пятном на плоскости листа дана фигура модели, вдали абрис собора Святого Петра, чуть намечены тоном пинии. 
      После возвращения в Россию карьера Гау развивалась стремительно. В 1840 году он стал придворным художником, в 1842 получил звание «назначенного», а в 1849-м — академика акварельной портретной живописи. Он писал заказные портреты царской семьи и русской знати, исполненные поколенно или «в рост» в интерьере или в  пейзаже. Камерные портреты на нейтральном фоне более поэтичны и проникновенны. Тихой радостью и ожиданием счастья светится нежное, юное лицо Елизаветы Полетики (1849), изображенной художником накануне свадьбы с Н.А. Мордвиновым. Счастливая семейная жизнь супругов была разрушена из-за «несносного характера» ее матери — И.Г. Полетики, женщины самолюбивой, сыгравшей роковую роль и в судьбе А.С. Пушкина. К свадебным портретам можно отнести и изображение княгини В.А. Голицыной (1846). В образе молодой женщины, угадывается сильный, волевой характер. Рано оставшись сиротой, она воспитывалась в семье деда адмирала графа Н.С. Мордвинова. Окончив Смольный институт, в 1839 году стала фрейлиной великой княжны Александры Николаевны.
    Образы, созданные художником в портретах княгини  А.А. Голицыной (1842), Н.Н. Пушкиной (1843), В.А. Жуковского (1844), княгини В.А. Голицыной (1846), графа В.А. Мусина-Пушкина и графини
Э.К. Мусиной-Пушкиной (1849), неизвестной (1849) и некоторых других, отличает характерность, выразительность. Виртуозное владение техникой, выверенность композиции, способность улавливать характерные особенности в сочетании с умением тонко польстить модели, обеспечили художнику успех в свете. Не случайно акварели В.И. Гау послужили оригиналами для большинства гравированных портретов петербургских красавиц, украсивших страницы альманаха «Утренняя заря» (1838 1842). «Альманах “Утренняя заря” с каждым годом издается роскошней, — отмечал в рецензии Н.В.Гоголь. — Он украшен теперь портретами красавиц Петербурга. <…> Не без тайной внутренней гордости рассматриваешь их, видя, что едва ли красавицы севера не возьмут верх над красавицами, украшающими европейские кипсеки. <…> Их будет рассматривать с жадностью житель отдаленного угла России, куда едва доходят слухи о столице, и не один одаренный художественным вкусом полюбуется ими, “благоговея богомольно перед святыней красоты”, — как сказал Пушкин“».
     В 1842 году Владимир Гау женился на Луизе-Матильде-Теодоре Занфтлебен (1825–1898), дочери петербургского портного. Можно предположить, что знакомство с семьей произошло вскоре после приезда художника в Петербург: Гау, как и Зантфлебены, был прихожанином лютеранской церкви Святого Петра на Невском проспекте. Сближение молодых людей могло произойти и благодаря старшему брату Луизы — соученику Гау по Академии художеств, архитектору Александру Федоровичу Занфтлебену (1815–1881). В 1851 году он совместно с архитектором Н.П. Гребенкой занимался перестройкой дома (Большая Итальянская, 29), приобретенного художником в 1850 году; дом сохранился, но немногие знают, что более сорока лет в нем жил и работал замечательный портретист В.И. Гау. О событиях семейной жизни рассказывают небольшие карандашные наброски и акварели, поступившие в собрание Русского музея от его внука Магнуса Викторовича Гинце.
      В семье Гау родились три сына и шесть дочерей. Семейные портреты кисти художника находятся в России и за рубежом. Облик старшего сына Гаральда (1852) и трех дочерей — Марии, Ольги и Евгении (1850) сохранили акварели из собрания Ярославского художественного музея. В Полтавском художественном музее хранится портрет другого внука художника Рейнгольда Герарда Фридриха Гинце. Ученый-помолог, занимавшийся разведением фруктовых деревьев, он в начале XIX века был агрономом в имении князя Кочубея под Полтавой; акварель, датированная 1893 годом, самая поздняя из известных ныне работ художника. К сожалению, неизвестна судьба портрета супруги художника Луизы Гау, экспонировавшегося в 1849 году в залах Императорской Академии художеств. Известен ее портрет второй половины 1860-х годов из фондов Русского музея. Его композиция — модель изображена поколенно, сидя в кресле, погруженная в чтение — осталась незавершенной; по карандашному наброску кистью пройден овал лица, данного почти в профиль, и прическа. Иконография мастера в упомянутом альбоме представлена двумя автопортретами — 1855 и 1840 годов. 
     Уже в наше время более сорока портретов, ранее считавшиеся изображениями неизвестных лиц обрели имена: великой княгини Елены Павловны (1837) и ее дочерей великих княжон
Марии и Екатерины (1837), светлейшей княгини Софьи Григорьевны Волконской (1841), в доме которой на Мойке, 12, снимал квартиру А.С. Пушкин, дочери князя П.А. Вяземского Марии Петровны Валуевой, (1845), родственницы М.Ю. Лермонтова Марии Васильевны Столыпиной (1840), одной из «модных женщин сороковых годов», Ольги Николаевны Скобелевой (1842), матери выдающего русского военачальника генерала М.Д. Скобелева, Авроры Карловны Карамзиной (1847) и многих других…

        Книги, посвященные жизни и творчеству Владимира Гау:
 

 

 

Книги для детей:

 

 



Комментарии пользователей
Оставить свой комментарий
« назад


Вход для пользователей
Вопрос в редакцию
© 2012, Воскресный день
Сайт для заботливых родителей, учителей и воспитателей.
Юридическая информация

Сайт финансируется издательством «Воскресный день»

Проект издательства «Белый город»

создание сайтов - Webis Group