Портал Воскресный день
Издательство «Белый город»
Контактная информация
(495) 641-31-00
(495) 302-54-13
Сегодня 28.07.2017
Книга дня
Эдгар Дега Астахов Ю .А.
Картина дня
Урок танцев Дега, Эдгар
Воскресный день » Авторская колонка »

Пятого февраля родился немецкий художник, рисовальщик и иллюстратор, один из ярчайших представителей стиля бидермайер Карл Шпицвег

05.02.2017
Карл Шпицвег. Автопортрет
 
    Самый яркий мастер раннего немецкого реализма первой половины XIX века Карл Шпицвег (5.2.1808–23.9.1885) был высокоодаренным художником-самоучкой и вошел в историю европейского искусства прежде всего как крупный живописец-пленэрист. Среди немецких художников XIX века ему и Адольфу фон Менцелю принадлежит исключительное место в раннем обращении к пленэрной живописи.
     В творчестве Шпицвега наиболее ярко воплотились черты характерного образа жизни и стиля в искусстве Германии. У историков искусства в конце XIX века этот своеобразный стиль буржуазного искусства Германии периода между 1815 и 1848 годами (то есть между освободительной войной против армии Наполеона и революцией 1848 года) получил название «бидермайер»*. 
     Карл Шпицвег был уроженцем Мюнхена. Он родился в семье Симона Шпицвега, состоятельного и уважаемого торговца. Отец мечтал о карьере провизора для сына, и поэтому по его настоянию Шпицвег по окончании гимназии с 1825 года работал учеником доктора Петенкофера в главной аптеке Мюнхена. Затем он поступил в университет, который окончил в 1832 году, получив звание «аптекаря». Еще учась в гимназии в начале 1820-х годов, Шпицвег начал самостоятельно заниматься рисунком, а затем и живописью, увлекался театром. Рисунки Обнаженная (1830), Девушка с зеркалом (1832–1835), Девушка у окна (ок. 1835) были первыми штудиями с натуры, в которых художник-самоучка пытался передать характерное в позе, жестах, мимике людей. Ранние пейзажи, зарисовки характерных типов, забавных сценок (Паспортный контроль, ок. 1832; Три студента, ок. 1835; Шляпная мастерская, ок. 1835; Пейзаж в Шванензее, 1837) были исполнены им в технике акварели, рисунка сангиной, пером и тушью, карандашом. Шпицвег совершенствовался в рисунке и живописи под руководством художника-пейзажиста Эдуарда Шляйха, с которым был дружен на протяжении всей своей жизни. 
     Большое значение для Карла Шпицвега как художника-самоучки имела поездка в Италию, куда он отправился в 1830 году по приглашению младшего брата Эдуарда, жившего в Триесте. В начале 1830-х годов были исполнены рисунок Триумфальная арка, а также полотно Вид виа Мала, на котором изображен живописный горный вид, открывающийся с балкона дома или с террасы беседки. 
    Художник постоянно работал в Старой пинакотеке Мюнхена, в замках Поммерсфельден и Шёнборн, где копировал произведения старых мастеров, а на пленэре писал этюды. В подобной кропотливой самостоятельной работе над собой его можно сравнить лишь с другим художником-самоучкой – Адольфом фон Менцелем, который жил и работал в Берлине. В 1835 году Карл Шпицвег стал членом «Художественного общества» – союза живописцев Мюнхена, и началась его профессиональная деятельность. Спустя год он с братом Эдуардом совершает поездку в Зальцбург, Линц, Вену, а лето проводит в окрестностях Мюнхена, в Герне, где в это время свирепствовала холера. Здесь художник пишет один из своих первых пейзажей Мельница в Герне (1836), в котором все подчинено изображению простой повседневной жизни, что характерно для пейзажей мастеров бидермайера. 
    Известность пришла к Шпицвегу после показа на выставке в Мюнхене полотна Бедный поэт (1839). В Мюнхене, где Академию художеств с 1825 года возглавлял Петр фон Корнелиус, один из лидеров назарейцев, в академических кругах большим успехом пользовался пейзаж, но ценился и рисунок с натуры. Шпицвег привлек внимание профессионалов и ценителей живописи тонким юмором и легкой грустью, которыми наделен его образ бедного поэта, сочиняющего свои стихи в убогой мансарде, лежа на матрасе, расстеленном прямо на полу. В более открытой и дидактической форме юмор присутствует и в других ранних полотнах Шпицвега – Натуралист в тропиках (1835), Девушка и монах (1838), Удачливый охотник (1839), Доносчица (начало 1840-х). Шпицвег с юности увлекался ботаникой и геологией, бывал в мюнхенском Музее естественной истории, посещая парк короля Баварии во дворце Нимфенбург, где было много редких растений. 
    Впервые в полотне Отшельник, жарящий куриц (1841) появляется тип плутоватого священнослужителя, живущего в соломенной хижине, неподалеку от селения, сумевшего на редкость уютно устроить свой быт на лоне природы. Быту бродячих актеров посвящены полотна Путешествующие комедианты (1838) и Где ваш паспорт? (1848–1850). В портретных образах художник тоже всегда ищет характерное (Мужчина в цилиндре, ок. 1840; Старый директор сельской школы (1849–1850). 
    Зарисовке характерных типов Шпицвег отдавал немало времени и в связи со своей работой в период с 1844 по 1852 год в мюнхенских «Летучих листках», издание которых возглавлял Гаспар Браун. Забавные рисунки Шпицвега, исполненные в техниках литографии или коллажа, сопровождали кулинарные, медицинские и бытовые советы, к которым очень серьезно относились добропорядочные бюргеры. Например, советы по уходу за обувью, по приготовлению супа из овощей, вафель, мармелада, блюд из мяса или рыбы, варке яиц. Маленькие рисунки (размером 55 х 73 мм или 91 х 154 мм) постоянно собирала Каролина Шпицвег, дочь Эдуарда Шпицвега, и благодаря ей сегодня эта коллекция находится в Музее Георга Шафера в Швейнфурте. Среди рисунков Шпицвега к «Летучим листкам» также много сатирически острых или просто смешных сценок из бюргерского быта, из художественной жизни Мюнхена, из политической жизни Германии. 
    В период между 1838 и 1851 годами Карл Шпицвег много путешествовал по Германии, Австрии, Швейцарии. В 1845, 1846 и 1850 годах вместе с Эдуардом Шляйхом совершил поездки в Венецию, где его особое внимание привлекли работы Каналетто и Франческо Гварди. Впечатления художника обогатила и поездка в Пруссию, в замок Поммерсфельден, где находилась богатейшая коллекция работ старых мастеров, а также посещение Праги. Во время путешествия было написано полотно Вид гор от Шлиерзееберге (ок. 1842), исполнены рисунки Дом в Шлиерзее (1855) и Дом в Мурнау (1851). В селения Шлиерзее и Мурнау художник выезжал часто, особенно в годы, когда в Мюнхене случались эпидемии холеры. Он любил запечатлевать улочки этих баварских селений, крепкие деревянные домики с черепичными крышами и маленькими садиками.
 Пейзаж Вид гор от Шлиерзееберге заставляет вспомнить панорамные горные виды Каспара Давида Фридриха. Но не только творчество Фридриха оказало влияние на пейзаж Шпицвега. В 1851 году с группой мюнхенских художников и братом Эдуардом, проехав от Остенде на пароме по проливу Ла Манш, он посетил Париж, где имел возможность познакомиться с живописью мастеров школы Фонтенбло, или, как их называли, «барбизонцев» (из-за названия леса Фонтенбло и селения Барбизон, где они работали) – Теодора Руссо, Жюля Дюпре, Нарсиса Диаз де ла Пенья, Шарля Франсуа Добиньи. Его внимание привлекла также живопись Камиля Коро и Эжена Делакруа. Не менее важной для Шпицвега явилась и поездка в том же году с Эдуардом Шляйхом в Англию на Всемирную выставку в Лондон. Шпицвег посетил многие музеи Лондона, в том числе и Британский музей, где были собраны лучшие памятники искусства стран Востока, интерес к культуре которого у художника возник при знакомстве с искусством Египта, Туниса, Турции, Алжира, Морокко, представленном на Всемирной выставке. Восточная тема привлекала его экзотикой, красочностью костюмов, необычной яркостью деталей быта. Под этим влиянием были написаны полотна Турецкий базар (1851–1855), Египетские колоссы (ок. 1855), Пейзаж Нила с цаплями (ок. 1860). 
      В картинах Вдовец (после 1848), Соло на флейте (ок. 1860), Пикник (1864) фигуры персонажей изображены в горном пейзаже, в парке, в поле, на лесной поляне. Красочные крестьянские костюмы, летние платья горожан, яркие зонтики от солнца выделяются звучными пятнами на фоне зелени. Задумчиво шагающим по дорожке в горах мимо обнимающихся солдата и молодой крестьянки изображен художник на полотне Художник на прогулке. А на картине Воскресная прогулка – торжественно шагающее семейство бюргера с детьми и гувернанткой. Светлыми тонами красок написан в ней пейзаж с полем пшеницы, а пятна зеленых и желтых зонтиков дам, их желтые соломенные шляпки с яркими лентами привносят дополнительные цветовые доминанты в гамму полотна. Неоднократно обращался Шпицвег к изображению сцен пикников, показывая компании дам и кавалеров среди зелени парка или леса. Пятна ярких цветов, на сочетаниях которых строятся полотна Пикник и Актерский пикник (ок. 1875), создают ощущение солнечного летнего дня, приподнятого настроения, охватившего группу молодых людей, живописно расположившихся в пейзаже.
    Шпицвег никогда не писал сцен парадов, но нашел для себя иную тему, характерную для «военного века», как всегда привнеся в нее долю юмора. После революции 1848 года им были исполнены картины Дорожный часовой (ок. 1855), Баварский солдат в шлеме (1850), Тирольская таможня (1855–1860). В годы революции Шпицвег не обращался к политической сатире, но на полотне Это может произойти (1857) представлена стоящая на улочке немецкого города статуя Фемиды с завязанными глазами, словно не желающей смотреть на установившиеся в послереволюционное время в Германии порядки. 
    Сцены в интерьере Шпицвега тонко передают дух своего времени, повествуя о гармонично устроенной жизни его почтенных чудаковатых персонажей. В полотне Книжный червь (ок. 1850) чувствуется теплое отношение к образу жизни старого библиотекаря, с упоением читающего, стоя на лестнице, книгу. А в сюжетах картин Любитель кактусов (ок. 1850) и Друг кактусов (ок. 1858) ощутима добрая насмешка над старым любителем этих диковинных цветов. Столь же трогательны и сентиментальны в своих увлечениях Охотник за бабочками (1840), романтичный любитель роз с томиком стихов в руке (Запах роз рождает воспоминание, ок. 1845) и библиотекарь  на картине Визит скворца (Гость, ок. 1850).
     Передача игры пятен света и тени, наблюдаемых на натуре, увлекала Шпицвега не только в изображении пейзажа, но и интерьера. Порой грань между пейзажем и интерьером стиралась в работах мастеров бидермайера, осваивавших законы пленэрной живописи. Неслучайно они любили изображать увитые зеленью беседки, террасы, палисадники, уголки сада, которые выглядели фрагментами пейзажа. Так, палисадник в полотне Посетитель фонтана (ок. 1850) выглядят «интерьерно», крупные пятна цветов «выстраивают» эти пространства и формы растений, фигуры людей. Подобный маленький садик перед домом изображен и на картине Любовное письмо (1845–1846, эскиз к нему – полотно В саду, ок. 1837). Забавная сценка в интерьере изображена и на полотне Художник-портретист (1852–1855). 
    В 1850-е – начале 1860-х годов Карл Шпицвег много путешествовал. Помимо окрестностей Мюнхена, куда он постоянно выезжал на этюды, он посетил в 1856 году Лейпциг, Дрезден, Берлин; в 1858 году побывал в Ротенбурге, Вюрцбурге, Сисхаупте, Шлиерзее; в 1859 – в Ландскуте и Штарнбергерзее; в 1860 – в Швандорфе, Вульцбахе. Неизвестно, во время какой из поездок были написаны полотна Девушка с козой в горах (1852–1855), Прогулка институток (ок. 1860), Косильщица в горах (ок. 1865).
     К изображению маленьких человеческих фигурок и дикой мощной природы часто прибегали художники-романтики. У Шпицвега этот «романтический» прием получает иное звучание. Сопоставление «вечного» и «земного» обретает грацию и декоративность, акцент переносится на «земное».  В горных видах Карла Шпицвега часто присутствуют фигурки забавных монахов (Дискутирующие монахи, 1858–1860), живущего вдали от мира музыканта (Музицирующий отшельник, 1856–1858). Созданы эти образы воображением художника или он видел подобных отшельников в жизни, мы не знаем. В устройстве их быта чувствуются идеалы эпохи бидермайера и в то же время некоторая ретроспекция, воспоминание о «добром старом времени» Средневековья, когда было много бродячих монахов и музыкантов.
    Порой, стремясь использовать впечатления, полученные во время знакомства во Франции с живописью барбизонцев, Шпицвег соединяет их с собственными пленэрными достижениями. Так, в картине Подозрительный отшельник (1860–1862) вместо горного вида изображен морской, а сам отшельник – смотрящим вдаль с террасы своего домика, уставленного горшочками с агавами и кактусами и увешанного клетками с птицами. Влияние живописи мастеров школы Фонтенбло особенно проявилось в работах Шпицвега 1860–1870-х годов. Но и во Франции в конце 1860-х были знакомы с произведениями Карла Шпицвега, так как известный коллекционер граф Адольф фон Шак, обладатель собственной галереи в Мюнхене, в 1867 году демонстрировал их на Всемирной выставке в Париже. 
    В 1868 году Карл Шпицвег стал членом мюнхенской Академии художеств, а в 1869 году его картины были показаны наряду с работами крупнейших европейских мастеров XIХ века на Интернациональной выставке в Мюнхене. Ее организатором был Эдуард Шляйх, в залах Стеклянного дворца были выставлены произведения многих мастеров Франции – Гюстава Курбе, Камиля Коро, Шарля Франсуа Добиньи, Александра Декана, Теодора Руссо, Франсуа Милле, Констана Тройона, Эжена Изабе.
     Под влиянием бабизонцев Шпицвег уделяет в 1860–1870-е годы большое внимание пейзажу. В его полотнах Встреча в лесу (ок. 1860), Молитва в лесной капелле (ок. 1860), Молящаяся девушка в лесной капелле (начало 1870-х), Девушка и охотник в горах (начало 1870-х) жанровый мотив играет еще определенную роль в построении композиции, но значительно больше внимания уделено передаче общего характера пейзажа, рождаемого им настроения. Величественный образ архитектуры в пейзаже, заставляющий тоже вспомнить картины барбизонцев и Коро, создан Шпицвегом в полотне Башня в Швандорфе (ок. 1870). Знание произведений барбизонцев очень многое дало Карлу Шпицвегу. Его пейзажи 1860–1870-х годов прежде всего утратили внешнюю декоративность, хотя, как подлинный мастер бидермайера, он по-прежнему вводил в них бытовые сценки. В полотне Встреча в лесу изображены молодой охотник и девушка, встретившиеся на горной тропе. В картине Прохожая (1870–1875) варьируется та же тема: охотник смотрит с грустью вслед встретившейся ему в лесу хорошенькой крестьянке. Несколько иной характер имеет полотно Вид на Ульм (1870). Мотив с изображением двух сидящих на берегу моря и смотрящих вдаль девушек заимствован у художников-романтиков. Романтики любили сопоставлять величие мира природы и интимного мира человека, подчеркивая ничтожность последнего перед макрокосмом природы. 
    Верность натуре и сила воображения всегда выделяли Карла Шпицвега среди других мастеров бидермайера. Он не был просто художником бюргерского быта. В его картинах часто реальность переплетается с фантастикой, и порой трудно определить, что послужило импульсом для создания того или иного произведения. Таково его полотно В синагоге (начало 1860-х). Колоритный вид почтенных раввинов в полумраке синагоги привлек внимание художника, любящего все необычное и умеющего преподать его с юмором. Столь же нереальны и комичны герои его полотен 1860-х годов Астроном (1860–1864), Алхимик (ок. 1860), Геолог (1860–1865). Мир этих людей, увлеченных до крайности своим делом, был ему понятен и близок. 
    С конца 1860-х годов Карл Шпицвег увлекся изображением бытовых сценок в городском пейзаже — распространенном жанре живописи бидермайера. Каждое полотно – это яркая жизненная мизансцена. Одной из первых в этой серии городских пейзажей была картина Болтушки у аптеки с аистом (ок. 1865). И совершенно иной, по-своему театрализованный, мир жизни города изображен на полотнах Итальянские уличные певцы (ок. 1855) и Актеры в Лоджии ден Ланци во Флоренции (после 1860), Нищий музыкант (после 1860) и др.
     Большим успехом у зрителей пользовались полотна из серии городских пейзажей под названием «Он идет!» и «Вечный жених». На вечных женихов похожи Почтальон в Розентале (ок. 1858) и пожилой бюргер  (Ипохондрия, после 1856).
     В 1870–1880-е годы в творчестве художника появляются и полотна салонного характера, но и им Шпицвег умеет придать характер волшебной притчи, опоэтизировать традиционный библейский (Вифлеемская звезда, 1870–1872) или мифологический сюжет (Свирель пастуха, 1875–1880). Пародией на оперы Рихарда Вагнера считаются полотна Колдун (ок. 1875) и Колдунья (ок. 1875). На позднем этапе творчества Шпицвег вновь возвращается к своим старым темам  (Отшельник, ощипывающий гуся, ок. 1875; Влюбленный отшельник, ок. 1875; Минеролог в гроте, начало 1880; Писец, ок. 1880).
    В 1874 году, когда в Мюнхене свирепствовала холера, Карл Шпицвег жил в Тироли, где много работал на натуре, занимался общественной деятельностью, являясь с 1879 по 1881 год членом Центральной художественной комиссии, принимал участие в Интернациональной выставке в Мюнхене. В позднем творчестве его увлекал, в основном, пейзаж, так как сюжеты его картин эпохи бидермайера уже, по-видимому, мало отвечали требованиям нового времени.
   В пейзажах Ласточки (1870–1875), Аист (конец 1870-х), Воздушный змей (ок. 1880), Подъем к церкви (ок. 1875) доминирует небо, в них ощущается живописная легкость. Как воспоминание о своих былых путешествиях звучит в творчестве Карла Шпицвега его позднее полотно Прибытие в Сисхаупт (1880). Наряду с этим полотном появляется маленькая картина Художник в саду (1882), в которой Карл Шпицвег вновь заявил о себе как о выдающемся мастере пленэрной живописи. К этому сюжету часто обращались живописцы в 1860–1880-е годы, изображавшие сидящего под ярким зонтиком на пленэре художника, своего рода «фигуру в пленэре». Но у Шпицвега это не просто этюд, это маленькое изящное повествование о «творчестве», не лишенное внешней красивости и в то же время дыхания жизни и в силу этого обладающее своей особой интонацией, присущей только искусству Карла Шпицвега.
     
     * Термин «бидермайер» возник в немецкой литературе в середине века. В 1848 году поэт И. фон Шеффель опубликовал в мюнхенских «Летучих листках» два стихотворения: «Вечернее уютное времяпрепровождение бидермана» (от нем. Biedеrman – порядочный человек) и «Сетования праздного Майера». Другой немецкий поэт Людвиг Айхродт из существительного «Biederman» и имени «Майер» составил псевдоним Бидермайер и стал публиковать свои сатирические стихотворения, подписываясь этим именем. Одновременно пожилой школьный учитель Самуэль Фридрих Заутер в 1845 году издал за собственный счет книгу своих сатирических стихотворений. Друг Людвига Айхродта по университету в Гейдельберге Адольф Кузмауль, случайно прочитав эту книгу, отобрал из нее несколько стихотворений и, прибавив к ним свои собственные, стилизованные под Заутера, отослал их Айхродту. Так произошло отождествление псевдонима Бидермайер с провинциальным школьным учителем С.Ф. Заутером. С октября 1854 года до начала 1859 года в мюнхенских «Летучих листках» каждую неделю публиковались стихотворения неких вымышленных обоими авторами учителя Готтлиба Бидермайера и Горация Прямодушного. В 1869 году эти стихи были опубликованы в сборнике «Комические песни Бидермайера», а затем переизданы в 1911 году в сборнике под названием «Книга Бидермайера». В сборнике был помещен воображаемый портрет Готтлиба Бидермайера, созданный Кузмаулем. Айхродт писал во введении к «Комическим песням Бидермайера», что учитель Заутер – образец скромного, порядочного человека, который довольствуется своим провинциальным бытом, непрестижной профессией, маленькой комнаткой, крошечным садиком и при этом умеет радоваться жизни. Подобный персонаж очень наглядно олицетворял тип человека из мелкобуржуазных слоев общества, мечтающего о спокойной, упорядоченной и комфортной жизни, свято охраняющего свой «личный мирок». Бидермайер – стал олицетворением уклада жизни этих слоев общества, ценивших теперь не роскошь стиля ампир, а практичные добротные вещи, которые позволяли при наличии скромных средств создавать уютные интерьеры. Этот новый уклад жизни будет очень красочно передан в работах мастеров Германии и Австрии, где стиль бидермайер получил развитие.

По книге Е.Д. Федотовой «Карл Шпицвег»

Книги, посвященные жизни и творчеству Карла Шпицвега:



Комментарии пользователей
Оставить свой комментарий
« назад


Вход для пользователей
Вопрос в редакцию
© 2012, Воскресный день
Сайт для заботливых родителей, учителей и воспитателей.
Юридическая информация

Сайт финансируется издательством «Воскресный день»

Проект издательства «Белый город»

создание сайтов - Webis Group