Портал Воскресный день
Издательство «Белый город»
Контактная информация
(495) 641-31-00
(495) 302-54-13
Сегодня 24.07.2017
Книга дня
Эдгар Дега Астахов Ю .А.
Картина дня
Урок танцев Дега, Эдгар
Воскресный день » Авторская колонка »

Памяти выдающегося русского живописца, мастера пейзажа Федора Александровича Васильева

22.02.2017
И.Н. Крамской. Портрет художника Фёдора Александровича Васильева. 1871


   «Молодой, сильный, всего пять лет живший как художник, достигший высоты громадной… он открыл живое небо, он открыл мокрое, светлое, движущее небо и те прелести пейзажа, которые он выразил в сотне своих картин…», — писал о художнике Николай Ге. 
     Творческая жизнь Федора Александровича Васильева (22.2.1850–6.10.1873) была коротка, он умер совсем молодым – в 23 года, так и не осуществив многих замыслов. Но созданные им картины свидетельствуют о рано наступившей зрелости и позволяют считать его одним из лучших живописцев XIX столетия. Недолгая жизнь «гениального мальчика», как называли Васильева друзья-художники, была пронизана не только вдохновенной работой, но и постоянной заботой о хлебе насущном.
     Родился будущий художник в Гатчине под Петербургом в бедной семье мелкого почтового чиновника. Через год семья перебралась в Петербург. Всю жизнь Федору Александровичу пришлось выправлять документы, которые определили бы его общественное положение, т. к. он считался незаконнорожденным. Десяти лет Федор, с младенчества любивший срисовывать картинки из журналов, начал писать маслом. Удивительно звонкий и чистый голос мальчика, выделявшийся в местном церковном хоре, позволил ему бесплатно учиться в гимназии. Но в  двенадцать лет мальчик вынужден был пойти работать на Главпочтамт, чуть позже — писцом в Адмиралтейство. В 1865 году отец его умер, и пятнадцатилетний подросток стал главным кормильцем семьи: у Федора была старшая сестра и два младших брата. Чтобы быть ближе к любимому делу, Васильев устроился учеником реставратора в Академию художеств, а по вечерам стал заниматься в Рисовальной школе Общества поощрения художеств. 
      В 1866 г. судьба свела Федора Васильева с Иваном Шишкиным, тогда уже признанным мастером живописи. Шишкин влюбился в сестру Федора, Евгению, мгновенно оценил масштаб таланта брата и, взяв его под свою опеку, стал ему наставником и другом, а в начале июня 1867 г., пригласил Васильева с собой на Валаам, на этюды. Суровая северная природа покорила юношу, и уже зимой 1867 г. вместе с работами И.И. Шишкина на выставке Общества поощрения художников был показан и этюд Васильева «Валаам.  Kамни». Самой поразительной работой этого года стал этюд После дождя, изображающий петербургскую улицу после летнего дождя.
      Всех поражала не только одаренность художника, но и его интеллектуальные способности, увлечение музыкой, живой характер… Иван Крамской сравнивал молодого художника с «баснословным богачом, который при этом щедр сказочно и бросает свои сокровища пoлнoй горстью направо, налево, не считая и даже не ценя их». Поначалу  восприняв молодого человека настороженно из-за его «самоуверенных манер», Крамской вскоре крепко подружился с ним. И впрямь юноша был раскован, одевался с щегольством, на артельных четвергах мог блеснуть фортепианной пьесой, жизненная энергия переполняла его. Крамской одним из первых понял, что этот мальчик по годам — вполне сформировавшаяся личность, а за его любовью к нарядам угадывалось желание скрыть свою бедность. Спустя годы Крамской писал Васильеву: «Жизнь моя не была бы такая богатая… если бы я не встретился с Вами… Вы — точно часть меня самого, и часть очень дорогая…»
      В 1867 году Васильев окончил рисовальную школу,  быстро вошел он на равных в число ведущих художников того времени и за два-три года достиг таких успехов, на завоевание которых у других уходила целая жизнь.
     Лето 1868 года художник провел вместе с Шишкиным в Константиновке под Петербургом. Старшая сестра Федора Евгения Александровна становится женой Ивана Ивановича. Отныне художники связаны не только духовными, но и родственными узами. Федор работал много и жадно, картины появлялись одна за другой. Картина «Близ Красного села» получает первую премию на конкурсе Общества поощрения художников.
     В начале июня следующего года известный покровитель искусств граф Павел Сергеевич Строганов пригласил молодого художника на лето в Тамбовскую губернию, в свое имение Знаменскoe. С тех пор меценат, купив картину семнадцатилетнего Федора на конкурсной выставке Общества поощрения художников, покровительствовал многообещающему дарованию и приглашал погостить в своих обширных имениях. 
     В 1870 году Фёдор Васильев вместе с Ильей Репиным путешествовал по Волге. Целый месяц художники писали с натуры волжские пейзажи. Берега Волги остались запечатленными на  васильевских акварелях и рисунках: «Барки», Парусники, «Барки у берега» и на большой картине Вид на Волге. Барки. Хорош и Берег Волги после дождя, особенно небо!
     Репин  писал о нём: «Не прошло и недели, как мы взапуски, рабски подражали Васильеву и до обожания верили ему. Этот живой блестящий пример исключал всякие споры и не допускал рассуждений; он был для всех нас превосходным учителем». Признанный мастер, автор Бурлаков восхищался: «Oн поражал нас на каждой мало-мальски интересной остановке, его тонко заостренный карандаш с быстротой машинной швейной иглы черкал по маленькому листку его карманного альбомчика и обрисовывал верно и впечатлительно цельную картину крутого берега… Пароход трогался, маг захлопывал альбомчик, который привычно нырял в его боковой карман...»    
     Уже к 1871 году Фёдор Васильев был выдающимся явлением русского искусства. А сам художник, которому был тогда всего двадцать один год, вошёл в пятёрку самых признанных отечественных пейзажистов XIX века. Но зимой 1871 года художник простудился на катке и вскоре заболел чахоткой. Правда, Илья Репин вспоминал потом, что Васильев покашливал ещё и годом ранее. Болезнь Федора обеспокоила графа Строганова, и он отправил живописца летом в свое имение в Харьковской губернии. Но Фёдор не поправлялся, он по-прежнему много  работал, будто предчувствовал, что жизнь оборвётся скоро… 
    Граф настоял на его отъезде в Крым. Летом 1871 года Васильев поселился в Ялте. За короткое время он написал ряд шедевров пейзажа: Оттепель, «Дорога в Крыму», Прибой волнВ Крымских горах.
     Великолепное полотно «Оттепель», грустное, как русский напев, принесло Васильеву международную известность, обратив на себя внимание знатоков не только в Петербурге, но и в Лондоне, где оно экспонировалось на всемирной выставке.
     Через месяц в Ялту приехал Крамской. Оба были неистовы в работе, проводили за мольбертом по 10–12 часов в сутки (Крамской и умер за мольбертом. Как и Шишкин, и Айвазовский). Васильев написал несколько крымских пейзажей. Среди них самое выдающееся произведение — «В Крымских горах». Горная дорога, редкие сосны по обочине, повозку тянут волы, рядом идёт усталый возница… Полотно было выставлено в художественном салоне в Петербурге и получило премию Общества поощрения художеств. Тогда же Васильев написал ряд крымских картин, сделал множество рисунков, в том числе видов моря и прибоя. Вспоминая с грустью о средней полосе России, Васильев пишет изумительный Мокрый луг, от которого будто исходит запах озона после грозы, и загадочное Болото в лесу.
     Весной 1873 года Федор Александрович так ослаб, что уже не мог держать кисть, не выходил из дому, потерял голос…  После смерти Васильева Крамской сказал: «Русская школа потеряла в нём гениального художника».
    Ф.А. Васильев был похоронен в Ялте, на Старомассандровском кладбище. Позже на месте, где находился дом, в котором он жил, установили бронзовый бюст.
    Через три месяца после его смерти И.Н. Крамской, И.И. Шишкин и писатель Д.В. Григорович организовали в Обществе поощрения xyдожников посмертную выставку работ Васильева. Главной ее целью была распродажа наследия покойного, которая позволила бы покрыть его долг обществу. И — случай небывалый! — все представленные произведения, вплоть до последнего наброска, были распроданы с выставки, состоявшейся в начале января 1874 г., еще до ее открытия. Павел Третьяков сразу купил 18 картин, а затем годами терпеливо ждал, чтобы откупить еще что-нибудь у наследников. Несмотря на очень скромную оценку многих из них, вырученная сумма составила почти 6000 рублей, что позволило заплатить долги Васильева Обществу поощрения художников и П.М. Третьякову, а оставшиеся деньги передать матери живописца. Но ценность его творческого наследия была гораздо выше. Созданного Васильевым хватило на то, чтьбы попасть в число самых выдающихся мастеров русской пейзажной живописи. 
     Осталось на великих его полотнах дивное небо, которое «он открыл нам» (Н. Ге), осталась переписка с Крамским, где художник сформулировал нравственную миссию искусства:  «Если написать картину, состоящую из одного только голубого воздуха и гор, без единого облачка и передать это так, как оно в природе, то, я уверен, преступный замысел человека, смотрящего на эту картину, полную благодати и бесконечного торжества и чистоты природы, будет обнажен и покажется во всей своей безобразной наготе..

Книги, посвященные жизни и творчеству Ф.А. Васильева:   



Комментарии пользователей
Оставить свой комментарий
« назад


Вход для пользователей
Вопрос в редакцию
© 2012, Воскресный день
Сайт для заботливых родителей, учителей и воспитателей.
Юридическая информация

Сайт финансируется издательством «Воскресный день»

Проект издательства «Белый город»

создание сайтов - Webis Group