Портал Воскресный день
Издательство «Белый город»
Контактная информация
(495) 641-31-00
(495) 302-54-13
Сегодня 28.04.2017
Книга дня
Французская живопись. XIX век Майорова Н. О., Скоков Г. К.
Картина дня
Охота на тигра Делакруа, Эжен
Воскресный день » Авторская колонка »

Русский художник, профессора батальной живописи Императорской Академии художеств Александр Иванович Зауервейд

02.03.2017
Б. П. Виллевальде. Портрет А.И. Зауервейда
   
    Александр Иванович Зауервейд (2.3.1783–6.11.1844) родился в Курляндии (на территории современной Латвии). Он происходил из рода курляндских немцев. Образование получил в Дрезденской академии. В начале XIX столетия, как сообщают некоторые источники, художник был уже достаточно широко известен в Германии. Об этом говорит тот факт, что именно Зауервейд был приглашен Наполеоном Бонапартом для создания ряда живописных и графических работ, изображающих лошадей императорских конюшен. После вступления российской армии в Париж в 1814 году Александр I обратил внимание на даровитого живописца и пригласил его в Санкт-Петербург. 
В Петербурге художник создал значительное количество работ, в основном в жанре батальной живописи. Фактически являясь придворным художником, Зауервейд «воспевал» на холсте российскую армию и ее победы в ходе различных военных кампаний, а также зарисовывал обмундирование представителей различных родов войск Российской Империи, тем самым сохранив для истории эту важную сторону жизни нашей родины. Вскоре художник был назначен преподавателем рисования для детей членов Императорского Дома Романовых – великих князей Михаила Павловича, Николая Павловича (будущего императора Николая I), великих княжон Марии и Елизаветы Михайловны.
В 1827 году Александр Иванович был избран в почетные вольные общники Императорской Академии художеств, и с 1831 года преподавал в Академии по классу живописи животных. Пять лет спустя по предложению президента Академии художеств А.Н. Оленина Александр Зауервейд был избран профессором 3-й степени. В 1842 году он становится профессором Академии 2-й степени, покровительствует начинающим живописцам, среди которых были будущие великие художники, такие, как Иван Айвазовский и Карл Брюллов.
     Уроженец Европы, Александр Зауервейд впитал традиции классицизма. Попав в Россию в зрелом возрасте, художником с уже сложившимися представлениями, он стал основоположником той школы академической батальной живописи, для которой характерно преодоление схематизма и декоративности «баталий» предыдущего века и внесение в батальную живопись черт исторической конкретности и документальной достоверности. Почти за 15 лет своей педагогической работы (он был руководителем «баталического» класса в Академии художеств) он воспитал целую школу русских баталистов, в том числе таких выдающихся художников, как А.Е. КоцебуБ.П. ВиллевальдеВ.Ф. Тимм. Будучи талантливым педагогом и заботясь о повышении профессионального уровня учеников Академии художеств, А.И. Зауервейд в 1842 году выполнил «Анатомию лошади в литографированных листах» в качестве учебного пособия. Именно с него берет начало прочная традиция мастерства в изображении коня, столь характерная для русских баталистов.
    Первая из работ Александра Зауервейда, созданных в России в жанре батальной живописи, называлась Взятие Варны (полное название работы «Инженерная атака крепости Варна саперным батальоном 23 сентября 1828 года»). Картина впервые появилась на академической выставке 1836 года. Она представляла строго документальное изображение одного из важнейших моментов русско-турецкой войны 1827–1828 годов – взятие лейб-гвардии Саперным батальоном под командованием инженер-полковника К.А. Шильдера 2-го бастиона турецкой крепости Варны, приведшее к ее падению. Этому событию предшествовала длительная осада, в которой принимал участие русский военный флот с Николаем I на флагманском корабле. С прибытием полковника К.А. Шильдера – талантливого и энергичного русского инженера-новатора, взявшего на себя руководство осадными работами и разработавшего смелый план взятия крепости без обычного кровопролитного штурма, при помощи инженерного искусства, – крепость после прорытия подземных ходов и нескольких последовательных взрывов ее бастионов 29 сентября 1828 года сдалась русским войскам. При этом гвардейский саперный батальон получил почетное право первым вступить в Варну.
    «Взятие Варны» – полотно огромного размера с многофигурной и сложной композицией. При внимательном рассмотрении эта композиция оказывается сочетанием многих эпизодов, развертывающих целое повествование о ходе штурма с точным изображением примененных инженерно-технических средств и преодоленных трудностей. На картине – и отверстие подземного хода, из которого выходят войска, и наполненный водой ров, который они преодолевают, и применяемые саперами для наибольшего приближения к неприятельским укреплениям подвижные укрытия, и большая воронка от взрыва на холме, занятая атакующими, и, наконец, языки пламени и густые клубы дыма в горящей крепости. Вдали видно море с русскими военными парусными кораблями. В центре на втором плане изображен полковник Шильдер, руководящий штурмом. При всех этих подробностях картина в целом оставляет впечатление изображения единого массового действия – штурма. Участник осады Варны, впоследствии известный военный историк П.Н. Глебов писал о картине Зауервейда, что в ней «так много ума, воображения, истины и умения разнообразить однообразие, а главное, схвачены все подробности осадочных работ так верно, что, вглядевшись в нее, невольно переносишься в самое место славного подвига полковника Шильдера… Картина Зауервейда лучше всяких описаний знакомит с окончательным актом осады Варны».
    Картина представляет художественно-историографическую ценность, ибо Зауервейдом передано портретное сходство не только К.А. Шильдера и некоторых участников штурма, но при изображении рядовых солдат он пользовался натурщиками из оставшихся в живых участников эпопеи (некоторые типичные лица повторяются, варьируясь, в нескольких местах картины). Так как с момента взятия Варны до времени написания картины прошло не более 7–8 лет, то, возможно, художнику позировали солдаты лейб-гвардии Саперного батальона – участники штурма и взятия крепости.
    В том же ключе историографической достоверности написаны и работы «Кульмское сражение» и «Прейсиш-Эйлауская баталия», созданные живописцем в 1830-е годы. 
Но первой в ряду картин «старейшины» баталистов считается Сражение при Лейпциге со 2 по 7 октября 1813 года (1844). На картине изображен решающий момент «битвы народов»: русские и немецкие войска (на втором плане) направляются для атаки ключевой позиции неприятеля (селения Преопстгейде). Справа, на возвышенности, прозванной «Монаршим холмом», находятся австрийский фельдмаршал Шварценберг (командовавший войсками союзников), прусский король Фридрих Вильгельм, император Австрии Франц I и русский император Александр I. Для удержания Преопстгейде Наполеон бросил в бой весь свой резерв. Союзники смогли охватить неприятельское войско с трех сторон, и лишь несогласованность действий союзников спасла Наполеона от окончательного разгрома. Художник не успел закончить картину, и завершение было поручено ученику А.И. Зауервейда Б.П. Виллевальде.
Другим известным полотном художника является картина «Капитуляция Парижа 1814 года» («Последний выстрел по Парижу»). Она была, по желанию больного художника, передана «для окончательной отделки» Б.П. Виллевальде и значится как его работа. На полотне изображен момент приезда генерала Лапуанта на Сен-Шомский холм Бельвильских высот, занятых русскими войсками под командованием Барклая-де-Толли, где была расположена русская артиллерия для обстрела Парижа. Монмартр (высота с мельницей на картине слева) тоже занят русскими, среди которых находится император Александр I. Лапуант подъехал к императору Александру I (он на белом коне) и прусскому королю Фридриху Вильгельму III (на рыжем коне). Александр I отдает приказ прекратить огонь, и 19 марта 1814 года союзные войска вошли в Париж.
   Считают, что число батальных картин А.И. Зауервейда невелико оттого, что художник стремился выполнить большие полотна только сам, во всех деталях, не прибегая к помощи учеников. Это требовало от него длительной работы над каждой картиной и не дало возможности художнику выполнить до конца заказанную ему в конце 1830-х годов серию больших картин для Зимнего дворца с изображением важнейших сражений войны с Наполеоном 1813–1814 годов.
  Как художник Зауервейд был более талантливым рисовальщиком, чем живописцем. Положительными чертами его батальных картин являются прежде всего хороший рисунок, тщательность отделки и документальная точность деталей обстановки. Живопись его суховата, воздушная перспектива отсутствовала, отчего пейзажи его картин оставляют желать лучшего. Только в отдельных произведениях черты документальной точности доминируют у него над чертами условной парадности.
   Примечателен портрет А.И. Зауервейда Ахметка, карлик Николая I. При знакомстве с картиной бросается в глаза, что особое внимание художник уделяет черкесскому костюму, в который наряжен карлик, кинжалу и газырям. Менее любовно прорисованы черты лица карлика и совсем схематично дан горный пейзаж на заднем плане, нарисованный, очевидно, не с натуры. В картине отчетливо проявилась узкая направленность таланта Александра Ивановича Зауервейда как живописца, обращающего основное внимание на оружие и обмундирование.
    Кроме живописи, Зауервейд работал в техниках офорта (в совершенстве владел гравировальной иглой) и книжной графики. Так, художник является автором иллюстрации к басне И.А. Крылова «Конь и Всадник» в книге, изданной в 1826 году. Большое историческое значение имеют рисунки Зауервейда к изданиям военного министерства. Также весьма интересны его многочисленные рисунки придворной жизни. Большая часть их хранится в Государственной Третьяковской галерее.
Сын Александра Ивановича, Николай Александрович Зауервейд (1836–1866), пошел по стопам отца и стал также батальным живописцем.  

    По книге «Музей артиллерии» и материалам сайта http://art-kartina.ru/jiv-zauerveid.html
   
     Книги, посвященные жизни и творчеству А.И. Зауервейда:




Комментарии пользователей
Оставить свой комментарий
« назад


Вход для пользователей
Вопрос в редакцию
© 2012, Воскресный день
Сайт для заботливых родителей, учителей и воспитателей.
Юридическая информация

Сайт финансируется издательством «Воскресный день»

Проект издательства «Белый город»

создание сайтов - Webis Group