Портал Воскресный день
Издательство «Белый город»
Контактная информация
(495) 641-31-00
(495) 302-54-13
Сегодня 28.07.2017
Книга дня
Эдгар Дега Астахов Ю .А.
Картина дня
Урок танцев Дега, Эдгар
Воскресный день » Авторская колонка »

175 лет со дня рождения русского акварелиста, офортиста и гравера Виктора Алексеевича Боброва

18.04.2017
Портрет В.А. Боброва (фрагмент картины В.М. Максимова


     Воспитанник петербургской Академии художеств (ученик НеффаБасинаМаркова…) Виктор Алексеевич Бобров (18.4.1842–2.7.1918) начинал более чем успешно: заслужил с полдюжины серебряных медалей – больших и малых («Голова старухи», «Вязальщица», «В комнатах», «Приготовление уроков»). Поклонник и пропагандист реалистической живописи, критик В.В. Стасов увидел на выставке «Приготовление уроков»  и другие картины Боброва и воспринял их с восторгом и надеждой. «Во всем этом, – писал критик, – дышит поэзия и правда, от которых все так и шевелится внутри груди. Вдобавок к остальному большой этюд, представляющий простую бабу… с чулком в руке, доказывает, что из Боброва может выйти примечательнейший художник, с тем глубоко реальным направлением и тою ладною простотою краски, из-за которых и дороги всем картины старых голландцев». Действительно, у старых голландцев, масса реальных сюжетов с гуляньем в кабачках, на катках и ледяных горушках. Отчего бы и Боброву с его «красотою краски» не обратить на себя внимания? А он и обратил. В одном из постановлений Академии художеств (1864) записано: «Ученику Боброву в поощрение успехов его представляется, не в пример другим, право конкурса в будущем году на золотую медаль». Увы, этой льготой он не воспользовался. Отец у него был зажиточный купец, но увлечения сына искусством не одобрял. А когда сын «удрал» в академию, то и вовсе остался без материальной поддержки. Так что испросил Бобров у академии звания классного художника 3-й степени и поехал за этюдами на Украину. Правда, потом Виктор пересдал экзамены на 1-ю степень, но уже «золотой» картины не было, зато работы было – на всю оставшуюся жизнь. И работы успешной.
    В 1873 году он пишет историческую картину «Антон Страдивариус», за которую  получит звание академика.  Репродукция с картины появится в популярном журнале того времени «Всемирной иллюстрации». Но и только…
    Сегодня имя Боброва обретает второе рождение: ему посвящены  статьи в томе «Забытые художники», в художественном словаре «Русские художники XVIII – XX века» и других изданиях. 
    Виктор Бобров писал выразительные портреты маслом и акварелью, виртуозно владел техникой офорта. В середине 1870-х журнал «Пчела» с восторгом озывался: «Офорты Боброва с картин Репина „Бурлаки на Волге“, „Протодиакон“ и других точно воспроизводят подлинную картину – блеск красок, удары репинской кисти…» И, действительно, в новой технике искусства Бобров необычайно успешен. Его офорты поехали в Париж, на Всемирную выставку, были представлены и в Москве…  Его акварели — желанные гости на ежегодных выставках Общества русских акварелистов. Участвует В.А. Бобров и в деятельности Товарищества передвижных художественных выставок, на экспозициях которого выставляет портреты.
   Далее он берется за портреты в технике гравюры: Достоевский, ШишкинВерещагин, Шевченко, композитор Рубинштейн, художник Ф.П. Толстой… Все это точной рукой, с достаточной похожестью образа. Не раз живописец обращался к образу обнаженной натуры («Женщина с кузнечиком», «Женщина у ручейка», «Одалиска», «Купальщица»). Художник становится весьма популярен, приобретает почитателей своего творчества, но критика обеспокоена. Даже поклонники творчества Виктора Алексеевича стали иронизировать на страницах «Художественного журнала»: «Бобров – самый неутомимый из академиков, он работает на все руки, пером, карандашом, резцом, акварелью, соусом, маслом и чем хотите». В другой статье еще резче: «Все у него одна и та же натурщица. Закатит он ей глаза к небу, натурщица будет с названием „Душа“. Даст ей в руки корзину цветов – она у него „Цветочница“… Стасов тоже задумался в отношении своего „аванса“ Боброву насчет „старых голландцев“. Теперь критик признается: все это „далеко от того, что обещал когда-то этот самый Бобров. Сначала, как живописец, а потом даже и как гравер“. Со временем интерес к художнику иссяк, заросли травой забвения и факты его собственной жизни. Известно, что он писал еще неплохие пейзажи в Павловске, делал походные наброски увиденного при путешествии в Польшу… 
   В юности Виктор Бобров был дружен с Василием Максимовым, ставшим потом известным художником крестьянского быта, видным передвижником. У Максимова тоже были „отблески старых голландцев“ („Опять буянит“), но у художника осталась его „визитная карточка“ – картина Все в прошлом. На нее был такой спрос зрителя, что Василий Максимович не успевал делать варианты и копии. Виктор Бобров так и не создал свою „визитную карточку“. Хотя все время трудился, был „покупаем“ и успешен. Наблюдая за угасанием таланта Боброва, Максимов писал своему товарищу по выставкам – пейзажисту Киселеву: «Бобров все тот же, что был два-три года назад, успеха мало, и вряд ли он попадет на ту дорогу, на которой стоял в пору нашего с ним знакомства и с которой, благодаря любви к грошу, свихнулся». 
     Но вернемся к ранним работам художника, где его талант подавал-таки надежды зрителям, да и ему самому. Вот – девушка, похоже курсистка, будущий медик или учитель. В своей белой кофточке и с поднятыми кверху глазами она надолго задумалась о будущем, и, похоже, не только о своем. Для времен женской эмансипации это было типичным. Да и у того же Максимова есть художественный аналог, картина С дипломом, – закончив институт, молодая женщина вернулась к старушке-матери. У Боброва картина называется «Новые мысли». Другое полотно, которое, можно сказать, реабилитирует художника – У камина. Тут молодая девушка, своеобразной петербуржской красоты «периода свечей, каминов, старинных картин, клавишной музыки». Это был бы отменный по краскам портрет какой-нибудь «графини N» известной всем фамилии – в домашней обстановке, в пеньюаре, за несколько минут до сна. Но… на краю камина мы замечаем армейскую фуражку с офицерским околышем. И это уже не портрет, а жанровая картина, целая история…
   Но, пожалуй, самой яркой страницей в творчестве Виктора Алексеевича стали его акварели русских красавиц в национальных костюмах, его Боярышни. Кроме безусловной живописной ценности, они представляют и этнографический интерес.

По статье  Владимира Трифонова http://газетавести.рф

Книги, посвященные жизни и  творчеству В.А. Боброва:

 



Комментарии пользователей
Оставить свой комментарий
« назад


Вход для пользователей
Вопрос в редакцию
© 2012, Воскресный день
Сайт для заботливых родителей, учителей и воспитателей.
Юридическая информация

Сайт финансируется издательством «Воскресный день»

Проект издательства «Белый город»

создание сайтов - Webis Group