закрыть
ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ

Данный сайт использует технологию cookie-файлов. Дальнейшее использование ресурса будет означать автоматическое согласие с нашей Политикой конфиденциальности.
Портал Воскресный день
Издательство «Белый город»
Контактная информация
(495) 641-31-00
(495) 302-54-13
Сегодня 24.11.2017
Книга дня
Женский образ. Русская живопись Алдонина Р.П., автор вступительной статьи
Картина дня
В студии. Мастерская Жюлиана Башкирцева Мария Константиновна
Воскресный день » Авторская колонка »

Русский художник-график, иллюстратор, мастер жанровой живописи и иконописец Григорий Гагарин родился 11 мая 1810 года

10.05.2017
В. Бобров. Портрет Г.Г. Гагарина, вице-президента Императорской Академии художеств

      Григорий Григорьевич Гагарин (11.05.1810–30.01.1893) принадлежал к младшей ветви рода князей Гагариных, который вел свое начало от удельных князей Стародубских. Отец художника, Григорий Иванович, известный дипломат, переводчик Руссо и Мармонтеля, почетный член литературного общества «Арзамас», дружил с Батюшковым, Жуковским, Вяземским. Грише исполнилось шесть лет, когда семейство Гагариных отправилось в путешествие по Европе, а затем обосновалось в Италии, где глава семьи занял должность посла. Завсегдатаями дома Гагариных были Карл и Александр БрюлловыФедор БруниСильвестр Щедрин. Постоянное общение с русскими художниками, жившими в Риме, посещение картинных галерей и частных собраний, было хорошей школой. После двухлетнего обучения в колледже Птоломео в Сиене, шестнадцатилетний юноша путешествовал по Европе, а в 1829 году, следуя по стопам отца, вступил на дипломатическое поприще и был направлен в Париж с причислением к посольству Поццо ди Борго, затем окончил в Сорбонне курс архитектуры и строительного дела.
    Накануне французской революции 1830 года отец увез своих сыновей (Григория и Евгения) в Италию. Большинство рисунков из дорожного альбома молодого художника 1830–1832 года снабжены надписями, по которым легко уточнить маршрут его путешествий: «Венеция», «Болонья», «Сиена»… Эти небольшие карманные книжки в холщовых переплетах с петелькой для карандаша – своеобразные рисованные дневники. Благодаря им известна дата отъезда художника из Италии в Россию – 1832 год. Впервые за многие годы вновь ступил он на русскую землю, и вскоре был определен на службу в Азиатский департамент Коллегии иностранных дел. Первого апреля 1833 года братья Гагарины были пожалованы в камер-юнкеры. Это обязывало их присутствовать на дворцовых балах и приемах. В альбоме Гагарина появляются дамы в пышных кисейных платьях, кавалеры в мундирах и во фраках. Сколь много говорит об окружении молодого художника одно только перечисление имен гениев русской литературы… «Я очень благодарен отцу за добрый совет искать сообщества зрелых и достойных людей, – писал Гагарин матери в марте 1834 года. – Я рассчитываю следовать этому совету возможно чаще и могу сказать, что нахожусь в самых лучших отношениях с Пушкиным, Жуковским, Одоевским». Сохранился его рисунок, изображающий Пушкина в кругу светских знакомых. В то время Пушкин нуждался в иллюстраторе своих произведений. Помимо серии рисунков к «Руслану и Людмиле» и «Сказке о царе Салтане», Гагарин выполнил иллюстрации к стихотворениям поэта, в частности  к стихотворению «Пред испанкой благородной…»  –  создал одну из лучших своих акварелей Терраса.
     В 1834 году художник получил назначение в русское посольство в Константинополе. Это путешествие, а также многочисленные экспедиции, которые он совершал по Малой Азии с целью знакомства с памятниками искусства и архитектуры, заложили основу глубокого интереса к византийской культуре. В этот период произошла знаменательная для Гагарина встреча с его учителем и другом Карлом Брюлловым, с которым они совершили путешествие на бриге «Фемистокл». На страницах дорожного альбома художника появились наброски, изображающие пролив Дарданеллы, кают-компанию брига, его капитана.
     В 1837 году в Мюнхене, у постели умирающего отца, художник застала весть о трагической гибели Пушкина в далеком Петербурге. Много лет спустя в знак памяти поэта художник создаст иллюстрации к «Кавказскому пленнику» и «Бахчисарайскому фонтану». После смерти отца Гагарин занял его должность посла в Германии. Николай I включил сына знаменитого дипломата в число свиты, сопровождавшей его в путешествии на Кавказ, предпринятом на корабле «Минерва» в апреле 1837 года. Вернувшись в Петербург в 1839 году, художник застал в нем большинство своих старых друзей, многие из которых входили в так называемый «Кружок шестнадцати». По выражению Михаила Лобанова-Ростовского, это было общество «молодых людей из самых лучших семейств России, недовольных нынешним положением вещей», куда входил и Михаил Лермонтов. Когда «тайное общество» было раскрыто, его членам прямо было предложено покинуть Петербург. Удаление это предпринималось не без участия Третьего отделения императорской канцелярии. В 1840 году большинство из «шестнадцати», в том числе и Гагарин (в качестве чиновника по особым поручениям), отправились на Кавказ.
     Гагарин ехал на Кавказ тем же почтовым трактом, что и Лермонтов, миновал те же военные посты и казачьи станицы, те же почтовые станции и постоялые дворы. К этому периоду относятся зарисовки солдат и чеченцев, которых художник встречал в поездках по Большой и Малой Чечне, в казачьих станицах и на горных тропах. Рисунки, выполненные на цветной бумаге акварелью и белилами, производят впечатление совершенно законченных самостоятельных произведений. Склонность к малым формам изображений в данном случае понятна: походный быт, полотняные палатки, постоянное перемещение из одного места в другое… Лишь много лет спустя, в Петербурге, на основе натурных зарисовок Гагарин выполнит несколько живописных произведений из истории Кавказской войны. Это Летний лагерь Нижегородского драгунского полка под Карагачем, «Белый Ключ. Главная квартира Мингрельского полка», «Свидание генерала Клюкке фон Клюгенау с Шамилем» и другие. Гагарин не раз участвовал в военных экспедициях в качестве художника. Его зарисовки «Сражение в горах при Ахатли», «Лагерь в Кара-Будах-Кент», «Переправа через реку Сулак», «Вступление в аул Чиркей» стали своеобразной хроникой событий кавказской эпопеи. С убедительностью, на какую способен лишь рисовальщик, непосредственно участвовавший в битве, переданы ряды идущих в штыковую атаку солдат и группа обороняющихся чеченцев, укрепившихся на бревнах завала. К этому времени относится и акварельный Автопортрет Гагарина, где он представил себя в длинной черкесской бурке, остроконечной шапке, с саблей у пояса. В июне 1841 года камер-юнкер, коллежский асессор князь Гагарин был удостоен ордена «за личную храбрость и хладнокровное мужество». В 1842 году художник вновь на Кавказе, теперь уже в качестве сопровождающего военного министра Александра Ивановича Чернышева. Здесь Гагарин испросил разрешения участвовать в летней военной экспедиции в отряде генерала Клюкке фон Клюгенау, выступавшей против Шамиля. Отличившись и заслужив звание штаб-ротмистра, художник вернулся в Петербург, где первого января 1843 года получил звание флигель-адъютанта.
      В сентябре 1843 года художник женился на сестре одного из «шестнадцати» Анне Николаевне Долгорукой, а в мае 1845 года, пережив глубокое потрясение из-за смерти жены, скончавшейся при родах, художник подал прошение об отставке и уехал за границу. Проведя вне России два года, Гагарин вновь вернулся на родину. Здесь, при дворе он встретил фрейлину императрицы Софью Андреевну Дашкову, и в 1847 году она стала его женой. Гагарины покинули Петербург и отправились в Тифлис. В истории Тифлиса, где художник бывал в 1841–1843, а затем 1845–1855 годах, он оставил заметный след. Здесь Гагарин особенно сблизился с семействами Чавчавадзе и Орбелиани и создал несколько портретов членов этих семейств, а также серию жанровых зарисовок: танцы молодых грузинок с тамбуринами, вечерний отдых на плоских крышах домов или в тени виноградников, сцены возле торговых лавок… Большая заслуга художника перед грузинской культурой состояла в том, что он возглавил строительство тифлисского театра, а позже восстанавливал древние фрески Мцхетского собора и росписи знаменитого Сионского собора в Тифлисе. Гагарин не только изучал традиции, но собственноручно выполнял проекты многих церквей: например, военного собора и гимназической церкви в Тифлисе, храмов в Кутаиси, Шуше, Екатеринодаре, Аладыри и Дербенте. Впечатления Кавказа получили отражение в большом литографированном издании «Живописный Кавказ», отпечатанном в Париже в 1857 году и включавшем множество типов, портретов, пейзажей и жанровых сцен.
     В 1850 году на Кавказе возобновились военные действия. «Гагарин находился в Чеченском отряде и участвовал во всех делах и перестрелках». После одного из серьезных сражений, где он особенно отличился, Гагарин был произведен в полковники. С прекращением военных действий художника вновь отозвали в Петербург. Указом 1854 года он был причислен к Академии художеств «состоять по особым поручениям» при президенте Академии великой княгине Марии Николаевне, а позднее, в 1859 году, был назначен на должность вице-президента Академии. По инициативе Гагарина в Академии был создан «музей иконописного класса», переименованный в  Музей древнерусского искусства. Для его фондов были собраны произведения живописи и прикладного искусства из старых русских городов – Владимира, Суздаля, Киева, Новгорода, а также из Италии, Греции, Малой Азии и других стран. Избранный почетным членом Академии, Гагарин писал фрески в церкви Святого Николая Чудотворца в Мариинском дворце.
    В последние десятилетия жизни художник много путешествовал, и без преувеличения можно сказать, что он объехал полмира. Кроме Европы, где бывал постоянно, он посетил Африку и Малую Азию. В 1876 году «по случаю расстроенного здоровья» Гагарин сложил с себя полномочия помощника председателя Русского императорского археологического общества, которые он исполнял в течение долгих лет, и остался лишь его почетным членом. Оставив службу, Григорий Григорьевич все время посветил творчеству и семейной жизни. Он расписал церковь в Баден-Бадене и несколько церквей близ своего имения Карачарово, раскинувшегося на берегу Волги, неподалеку от Клина. Последние годы художник провел в семье сына, Андрея Григорьевича, будущего основателя Санкт-петербургского политехнического института. Осенью 1891 года его как изобретателя крешерного пресса, которым до сих пор пользуются, пригласили во Францию. Восемнадцатого апреля 1893 года в кругу семьи, в Шательро, и закончил свои дни Григорий Григорьевич Гагарин. Похоронили его, по его желанию, в Карачарове, на крутом берегу Волги.

    Книги, посвященные жизни и творчеству Г.Г. Гагарина:



Комментарии пользователей
Оставить свой комментарий
« назад


Вход для пользователей
Вопрос в редакцию
* Отправляя данные, вы соглашаетесь с Политикой конфиденциальности
© 2017, Воскресный день
Сайт для заботливых родителей, учителей и воспитателей.
Юридическая информация

Сайт финансируется издательством «Воскресный день»

Проект издательства «Белый город»

Политика конфиденциальности

создание сайтов - Webis Group