Портал Воскресный день
Издательство «Белый город»
Контактная информация
(495) 641-31-00
(495) 302-54-13
Сегодня 28.05.2017
Книга дня
Жуковский Станислав. Большая коллекция Алдонина Р.П.
Картина дня
Старая усадьба. Май Жуковский Станислав Юлианович
Воскресный день » Авторская колонка »

Пятнадцатого мая родился русский живописец, профессор, академик Императорской Академии художеств, один из учредителей Товарищества передвижных художественных выставок Валерий Иванович Якоби

14.05.2017
Портрет Валерия Ивановича Якоби. Фотография. 1875

Валерий Иванович Якоби родился (15.5.1834—26.51902) в деревне Кудряково Казанской губернии в семье помещика. По окончании казанской гимназии поступил в Казанский университет, но не окончил в нем курса. Когда составлялось в Казанской губернии ополчение для участия в Крымской кампании, молодой человек записался в него и отправился в его рядах к месту военных действий, но на пути туда был, вместе со своим отрядом, остановлен, так как война прекратилась. Тогда он решил посвятить себя живописи, любовь к которой чувствовал еще на школьной скамье, и, вернувшись в 1856 году в Санкт-Петербург, стал посещать классы академии художеств.
       Его наставником был А.Т. Марков, художник, свято веривший в верность академических заветов. Однако работы, сделанные Якоби еще в годы пребывания в стенах Академии, носят иную направленность. Картины «Разносчик фруктов» (1858) и Светлый праздник нищего (1860) свидетельствуют о том, что молодой художник сознательно избирает жанровую живопись как главную. Якоби первым из русских художников обратился к теме царской каторги. С необычайной убедительностью и точностью в деталях представлены на картине самые различные социальные типы — от босяка до интеллигента-политкаторжанина, жизнь которого оборвалась в пути.
       В течение 1856—1861 годов художник прошел весь курс академического обучения и получил одну за другой все награды, установленные для полного его окончания: малую серебряную медаль за картину «Разносчик фруктов», большую серебряную медаль за картину «Татарин, продавец халатов» (1859), малую золотую медаль за картину «Светлый праздник нищего» (1860) и большую золотую медаль за картину Привал арестантов (1862), произведшую большое впечатление на публику и поразившую ее своей правдивостью. Это незабываемое в истории русской живописи XIX века полотно появилось в условиях общественного подъема, надежд, вызванных в среде демократической и либеральной интеллигенции реформой освобождения крестьян от крепостной зависимости в феврале 1861 года. Реформы императора Александра II, в частности, были нацелены и на облегчение участи каторжников и ссыльных.  В обрисовке характеров и внешности арестантов художник проявил незаурядное знание типов народной жизни. Его персонажи не преступники, а обыкновенные люди из народа. Ранние картины Якоби оказались заметным событием в тогдашней художественной и общественной жизни. Они стали непосредственным продолжением критической социальной живописи Василия Перова. Проблемы современной жизни, с ее очевидными и скрытыми социальными противоречиями, по-видимому, искренне волновали художника, поэтому в его произведениях нетрудно увидеть явные симпатии к миру униженных и оскорбленных. Возможно, почувствовав со временем некую вторичность своих «социальных» полотен, художник изменил направление поисков, и этот выбор впоследствии был, увы, роковым для его творческой судьбы.
      Вскоре Валерий Иванович  отправился за границу в качестве пенсионера академии. Посетив сначала Германию, он проехал в Швейцарию и работал некоторое время в Цюрихе, под руководством профессора Колера, затем жил в Париже, Неаполе и Риме. В это время, кроме небольших жанровых картин, им написаны две исторические — Девятое термидора (лучшее из всех произведений художника,  другое  название «Террористы и умеренные первой французской революции») и «Кардинал Гиз, получивший голову адмирала Колиньи, убитого в Варфоломеевскую ночь». Последняя картина, находившаяся на академической выставке 1864 года, доставила Якоби звание академика. Он возвратился в Санкт-Петербург в 1869 году, а через год, за картину «Арест герцога Бирона», был возведен в звание профессора, а в 1870 году стал членом академического совета. Из исторического ряда можно выделить одну из последних значительных картин В.И. Якоби — «Первое торжественное собрание Академии художеств 28 июня 1765 года», в котором художник запечатлел вручение Екатериной II дипломов ведущим деятелям и преподавателям академии. При этом он перевел с гравюр в живописные портреты тридцать пять исторических деятелей екатерининской эпохи.
      Вернувшись в Россию, художник принял деятельное участие в организации Товарищества передвижных выставок. Однако он пробыл в нем лишь до 1872 года, когда был исключен из числа его членов как отошедший от идеалов передвижничества. Оставаясь членом совета академии, в 1883 году художник был назначен профессором-преподавателем в ее классах. На этой должности он по-прежнему занимал консервативную позицию, выбирая  темы преимущественно исторического жанра, создавая картины поверхностно-иллюстративного характера (Шуты при дворе императрицы Анны Иоанновны, 1872; Ледяной дом (по мотивам романтического произведения И. Лажечникова, 1878, и др.).  Дар жанриста-рассказчика проявляется даже в этих работах, но в целом историческая живопись Якоби заметно уступает по художественной выразительности его ранним жанровым работам.
      В1891 году Валерий Якоби, вследствие происшедшего тогда коренного преобразования академии, был уволен в отставку, и последние годы своей жизни провел отчасти в Санкт-Петербурге, преимущественно же — в Алжире и на юге Франции. Результатом  путешествия по европейским и африканским странам Средиземноморья стали этюды и картины в духе экзотически-красочного этнографизма, близкого к символистским тенденциям. По отзывам современников, Валерий Якоби был человек умный и, бесспорно, даровитый, но чересчур скорое прохождение им художественной школы невыгодно отразилось в его работах: рисовальщиком он был не очень уверенным, прибегая даже в мелочах к помощи манекена и фотографии, плохо справлялся с перспективой, был цветист в колорите и не силен в светотени, но все эти недостатки старался скрывать занимательностью сюжета, эффектным расположением композиции и нарядностью изображенных костюмов и прочих аксессуаров. Главные его произведения, кроме вышеупомянутых — картины: «Парижский тряпичник перед дверью таверны» (1865), «Политика после завтрака» (1869), Волынский в заседании кабинета министров (1876), а также портреты Н.А. Киреева и г-жи Рудзинской с дочерью.
      Умер художник в Ницце в 1902 году.

Книги по теме:



Комментарии пользователей
Оставить свой комментарий
« назад


Вход для пользователей
Вопрос в редакцию
© 2012, Воскресный день
Сайт для заботливых родителей, учителей и воспитателей.
Юридическая информация

Сайт финансируется издательством «Воскресный день»

Проект издательства «Белый город»

создание сайтов - Webis Group