закрыть
ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ

Данный сайт использует технологию cookie-файлов. Дальнейшее использование ресурса будет означать автоматическое согласие с нашей Политикой конфиденциальности.
Портал Воскресный день
Издательство «Белый город»
Контактная информация
(495) 641-31-00
(495) 302-54-13
Сегодня 21.09.2017
Книга дня
Шассерио Прокофьева М.
Картина дня
Мавританский танец Шассерио, Теодор
Воскресный день » Авторская колонка »

Шестого июня родился талантливый русский художник-жанрист, академик живописи Константин Аполлонович Савицкий

05.06.2017
И.Н. Крамской. Портрет Константина Аполлоновича Савицкого. 1871
   
    Константин Аполлонович Савицкий (6.6.1844–13.2.1905) родился в Таганроге, в дачной местности под названием Франковка (позже – территория металлургического завода). Во Франковке семья Савицких снимала дачу на лето, а в другое время проживала в здании мужской гимназии, где отец Константина, по профессии военный врач, работал после выхода в отставку первым гимназическим врачом. 
    Интерес к живописи у мальчика  проявился рано. Бывая с родителями на берегу моря или в Приазовской степи, он делал зарисовки с натуры. И в гимназии, куда Савицкий был определён в десятилетнем возрасте, любимым занятием его были уроки рисования. В пятом классе гимназии жизнь его резко изменилась: неожиданно друг за другом умерли его родители. В 1902 году, уже будучи известным художником, К.А. Савицкий прислал в дар Таганрогскому музею свою картину Отец. Впоследствии он писал: «Таганрог, Азовское море, родная моему сердцу Франковка согревают и поддерживают меня, картины родины вдохновляют мое художественное творчество». 
     Юного Савицкого забрал к себе брат отца, живший в Латвии. Там Савицкий был определен в частный пансион, а после окончания курса в 1862 году уехал учиться в Петербургскую Академию художеств. В Академии К.А. Савицкий встретился и подружился с И.Е. РепинымВ.А. ВаснецовымИ.И. Шишкиным и другими замечательными русскими художниками. Первые годы учебы в Академии ознаменовались и первыми большими успехами молодого художника. Следуя лучшим реалистическим традициям мастеров живописи, он решил обратить свое творчество к темам народной жизни и быта. Его картины «Отец», «Часовой у порохового погреба» были отмечены серебряными медалями Академии. В 1871 году за отличное исполнение конкурсной картины «Каин и Авель» на библейский сюжет Савицкий получает золотую медаль.
    Лето 1873 года Савицкий вместе с И.Н. Крамским проводит на станции Козлова Засека под Тулой, где «возгорается» замыслом картины «Ремонтные работы на железной дороге» (1874) – первого и одного из наиболее значительных своих произведений. Вслед за Репиным, написавшим за год до того Бурлаков, Савицкий в картине отражает не отдельный, пусть даже значимый, факт, а целое явление современной ему жизни.  Показанная на III передвижной выставке (1874), картина «Ремонтные работы на железной дороге» сделала имя автора широко известным и получила положительную оценку в среде художников и в прессе. П.М. Третьяков приобрел ее для своей галереи. Исследователи творчества художника отмечали, что картина «Ремонтные работы на железной дороге» стала таким же хрестоматийным произведением, как написанная десятью годами ранее поэма Н.А. Некрасова «Железная дорога». «Как я рад за Савицкого! Вы представить себе не можете!» – писал И.Е. Репин В.В. Стасову, высоко оценивая эту работу. 
   К.А. Савицкого избрали членом Товарищества передвижников, что явилось еще одним убедительным признанием таланта молодого живописца. А на следующую передвижную выставку К.А. Савицкий представил две картины: «Дети» и «Чиновник». И с тех пор на протяжении многих лет принимал участие в выставках Товарищества, однако живопись Савицкого не укладывалась в рамки типично-жанровой передвижнической картины.
   Сверхзадачей искусства в 1870-е годы признавалось создание «хоровой картины» (выражение В.В. Стасова) на современный сюжет. В картине Савицкого Встреча иконы (1878) сюжет позволяет развернуть многофигурную сцену с относительно большим разнообразием типов: крестьяне высыпали за околицу навстречу почитаемой иконе. Это один из вариантов темы крестного хода, чрезвычайно популярной в русском искусстве второй половины XIX века, начиная с Сельского крестного хода на Пасхе Перова. Но у Савицкого присутствует как бы скрытая полемика с предшественником, особенно внятная потому, что священник во «Встрече иконы» охарактеризован в духе, весьма близком к Перову. Разработка темы у Савицкого не просто богаче – вместо той якобы действительности, на верность которой присягало искусство предшествующего десятилетия, чтобы дать выход критической злости, – вместо этого картина Савицкого возвращает к конкретному наблюдению натуры, подзабытому в пылу обличительной страсти. Фигурам церковнослужителей, заученно исполняющим привычную обязанность, противопоставлена группа крестьян – взволнованных, скорбных, искренних в своей вере. Среди коленопреклоненной толпы выделяется в окружении детей неподвижная фигура сельского учителя, очевидно, одного из героев «хождения в народ». Поставленный прямо лицом к зрителю, замкнутый, с чуть опущенной головой, он будто произносит про себя свою молитву. Соотношение его строго фронтальной фигуры с развернутой лицом в его сторону иконой рассчитано так, что он словно бы благословляется этой иконой… 
   После продажи картины «Ремонтные работы» молодой художник смог выехать во Францию, где уже жили его друзья — пенсионеры Академии художеств И.Е. Репин и В.Д. Поленов. Вместе с ними Савицкий изучал опыт французских живописцев, работал над проблемой пленэра. Вернувшись из двухгодичной заграничной поездки, К.А. Савицкий написал несколько картин и множество этюдов: Море в Нормандии, «Путешествие в Оверни» и др. 
   Возвратившись в Петербург, он вновь взялся за создание картин на темы народной жизни. Многие из них (Темные люди, «Погорельцы», На войну, «Пастух», «Крючник», Беглые в Сибири и др.) были показаны на очередных вернисажах передвижников.  Тесная творческая и личная дружба продолжала связывать К.А. Савицкого с И.И. Шишкиным. Они решили написать вместе картину Утро в сосновом лесу, которая была впервые показана на XVII передвижной выставке, медведи на этой картине написаны К.А. Савицким.
   Дальнейшая творческая деятельность К.А. Савицкого проходила в Москве и Подмосковье. Здесь им были созданы картины «В полдень», «Стадо на реке», «Спор на меже». 
   Более 20 лет отдал Константин Аполлонович педагогической деятельности.  Преподавал в училище барона Штиглица (1883–1889, Санкт-Петербург), в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (1891–1897). В 1897 Константину Аполлоновичу было присвоено звание академика живописи, его  пригласили возглавить открывшееся в Пензе художественное училище. Там прошли последние годы жизни художника. Из многих картин, созданных им в этот период, следует особо отметить «Гурт». Восторженно отозвался о ней А.М. Горький, посетивший Пензу и побывавший в гостях у К.А. Савицкого. Работая в местном художественном училище, К.А. Савицкий передавал свой богатый опыт молодежи. Среди многочисленных учеников его был и Георгий Савицкий — сын художника, который в дальнейшем стал известным мастером русской живописи, лауреатом Государственной премии.
   К.А.Савицкий принимал активное участие в культурной жизни Пензы: организовывал для широкой публики выставки Товарищества передвижников, педагогов и учащихся училища. Активно формировал коллекцию Пензенской картинной галереи, подарил свою картину Инок.
   Умер Константин Аполлонович Савицкий в Пензе 13 февраля 1905 года, похоронен там же на Митрофановском кладбище.
   В 1986 году в Пензенской картинной галерее создан мемориальный музей К.А.Савицкого, где экспонируется свыше 20 его произведений, в том числе «Стадо в воде» (1895), «На мельнице» (1902), «Крутой спуск» (1903), Портрет жены с сыном Георгием, «Окрестности Пензы», «У постели больной». 

По книге Михаила Алленова «История русского искусства», статье С.С. Гурвич «Певец жизни народной» и материалам сайтов http://www.artsait.ru и http://penza-trv.ru

Книги по теме: 


Комментарии пользователей
Оставить свой комментарий
« назад


Вход для пользователей
Вопрос в редакцию
* Отправляя данные, вы соглашаетесь с Политикой конфиденциальности
© 2012, Воскресный день
Сайт для заботливых родителей, учителей и воспитателей.
Юридическая информация

Сайт финансируется издательством «Воскресный день»

Проект издательства «Белый город»

Политика конфиденциальности

создание сайтов - Webis Group