закрыть
ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ

Данный сайт использует технологию cookie-файлов. Дальнейшее использование ресурса будет означать автоматическое согласие с нашей Политикой конфиденциальности.
Портал Воскресный день
Издательство «Белый город»
Контактная информация
(495) 641-31-00
(495) 302-54-13
Сегодня 22.11.2017
Книга дня
Русский лес Юрина Нина Георгиевна
Картина дня
Пейзаж с белой церковью Шильдер Андрей Николаевич
Воскресный день » Авторская колонка »

Памяти замечательного русского художника, руководителя батальной мастерской Академии художеств, создателя панорам «Оборона Севастополя» и «Бородинская битва» Франца Алексеевича Рубо

17.06.2017
Франц Алексеевич Рубо. Фотография. 1908

    Наиболее видной фигурой в русской академической батальной живописи конца XIX – начала XX века был автор многочисленных батальных полотен, главным образом на сюжеты кавказских войн России, и больших батальных панорам: «Штурм аула Ахульго», «Оборона Севастополя», Бородинское сражение, основоположник русской школы панорамной живописи Франц Алексеевич Рубо (17.06.1856–13.3.1928). Его произведения являются ценным вкладом в русское изобразительное искусство, особенно, в батальную живопись. Панорамы Ф. Рубо, отражая важнейшие страницы истории России, её военных побед, имеют не только патриотическую, историко-познавательную ценность, они служат образцом этого вида изобразительного искусства. Педагогическая деятельность Ф. Рубо в батальной мастерской Высшего художественного училища Императорской Академии художеств и практические достижения в развитии панорамного искусства стали основой для становления целой школы русских мастеров панорамной живописи, во главе с М.Б. Грековым.
Сегодня, в связи с возрождением исторического самосознания и патриотизма у граждан России, повышается интерес и к русской батальной живописи конца XIX — начала XX веков, запечатлевшей победные этапы военной истории. 
    Творчество Ф.А. Рубо обширно и многогранно. Он писал станковые картины, сочинял и воплощал в жизнь монументальные панорамы, ряд лет отдал преподаванию в батальной мастерской Высшего художественного училища Императорской Академии художеств.
  Франц Алексеевич Рубо родился в Одессе. Его отец – переселившийся в Россию французский книготорговец, уроженец Марселя Алекс Рубо, мать — Мадлен Сенек держала свой дом моделей. С ранних лет у Франца Рубо проявилась склонность к рисованию. В 9 лет он был определен в Одесскую школу рисования и черчения, а в 1878 году поступил в Баварскую королевскую академию художеств в Мюнхене, где Рубо обрел профессиональные навыки и определенную европейскую выучку. Его учителем стал Йозеф Брандт.
    Во время каникул юноша ежегодно приезжал в Россию, путешествовал по Кавказу, Украине, Средней Азии. Кавказ стал одной из самых любимых тем художника. Именно в России Рубо находит свою тему и образы героев, которым остается верен на протяжении всего творческого пути. Воинственные горцы представляли особый интерес для художника баталиста. После Кавказских войн этнография края становится предметом изучения и даже моды: кавказское оружие и кавказский костюм приобретаются в частные коллекции, украшают интерьеры домов. Кавказская тематика — ведущая в творчестве художника в 1880–1890-е годы. Он не раз бывал в тех краях; природа, образ жизни местного населения, независимый характер горцев были ему хорошо знакомы. Стремление к точности, документальной достоверности и правдивости стало основой творческого метода художника. Большой правительственный заказ на создание серии батальных картин для Военно-исторического музея в Тифлисе был доверен Рубо, что сразу способствовало утверждению художника как баталиста. Кавказская серия Рубо охватывает почти полуторовековой период, начиная от времени Петра I до русско-турецкой войны 1877–1878 годов. Таким образом, здесь Рубо выступает в известной степени и как исторический живописец. Во второй половине XIX столетия уже не существовало резкого разграничения различных жанров. Элементы жанровой живописи, пейзажной, портретной взаимно обогащали друг друга, и Рубо достиг определенного успеха, объединив их в своем творчестве. Он прекрасно справляется с многофигурными композициями, находит выразительные типы и образы, умело пишет пейзаж, который играет большую роль в создании не только среды, но и эмоционального строя композиции.
    Художник-баталист в XIX веке это еще обязательно и анималист. Рубо прекрасно рисовал лошадь, и тема всадника будет ведущей в его станковом творчестве. Однако, зачастую, его всадники это не героические победители, а раненые в сражении воины, измученные физическими страданиями, из последних сил удерживающиеся в седле. В этом отношении живописец наследует традицию, начатую Василием Верещагиным, он показал не парад, а цену победы, которую зачастую трудно отделить от поражения.
В батальной живописи Франца Рубо не только хорошее знание боевых действий и высокое мастерство живописи, но и стремление к правдивому изображению событий. Ощущение безусловной правды происходящего выгодно отличает его произведения среди батальных картин многих современных ему художников, например, В.В. МазуровскогоН.С. Самокиша и других, иногда увлекающихся нарочитой театральной эффектностью. Художник показывает войну не бутафорски. Он поднимается над преобладавшей в то время в батальной живописи на протяжении долгих десятилетий преувеличительной патетикой, вступающей в крайнее противоречие с подлинной сущностью войны. Но, отстаивая требование исторической документальности и жизненной правдивости в живописи вообще, а в панорамной в особенности, он отвергает натуралистическое правдоподобие художественной иллюзорности в панораме. 
    Живописец не писал специально портретов, но изображаемые им в батальных сценах человеческие характеры отличаются той силой типизации и психологичности, какая под стать большому мастеру портретного жанра. Прекрасно писал художник и военное снаряжение, и оружие, и конскую упряжь, и боевую технику. 
Француз по национальности, большую часть своей жизни проживший в Мюнхене, Франц Алексеевич Рубо был поистине русским художником-патриотом. Опираясь на замечательное наследие русского классического искусства, используя выразительные средства панорамы, художник создал монументальные произведения, посвятив их героизму русского народа. Франц Рубо является основоположником школы русской панорамной живописи, он оказал большое влияние на её дальнейшее развитие в России. Произведения Ф. Рубо являются ценным вкладом в русскую батальную живопись. Свое творчество он посвятил раскрытию героического прошлого России. Его лучшие картины с большой полнотой и реалистической силой отражают важнейшие страницы славной истории русской армии. Характерной особенностью произведений Рубо следует считать большую историческую точность в изображении батальных сцен, позволяющую считать их ценнейшим документом истории военного искусства. 
    Его панорамы «Оборона Севастополя» и «Бородинское сражение» имеют не только большую патриотическую, историко-познавательную ценность, они могут до сих пор служить образцом этого вида изобразительного искусства. 
   Первая панорама Бородинского сражения появилась в Париже в 1835 году. Её автором был Жан-Шарль Ланглуа. Только в 1909 году, когда в России началась подготовка к празднованию 100-летнего юбилея Отечественной войны 1812 года, было решено создать панораму, посвященную великому подвигу русской армии. Сама идея принадлежала Ф. Рубо, уже имевшему опыт подобной работы. 
   Первоначальный эскиз Рубо был посвящен ожесточенному бою за батарею Раевского: контратаке русских частей, увлекаемых в бой генералом Ермоловым. Однако правительственная комиссия отклонила замысел художника. Причину этого позднее объяснила газета «Русский инвалид»: поскольку панорама создавалась в годы упрочения союза с Францией, правительство заставило художника избрать для панорамы тот же сюжет, который был представлен французским баталистом Ланглуа, а именно полдень, когда начались кавалерийские атаки наполеоновской конницы, наиболее характеризующие, по мнению комиссии, Бородинский бой. «Я пишу панораму для русских, а меня заставляют писать торжество французов», — жаловался Рубо.
   Огромный холст (14 на115,5 метров) был написан в невероятно короткий срок — за 11 месяцев. О том, каким нелегким было это время, свидетельствуют письма художника: «Сегодня я прекратил на несколько дней работу… Как тяжело работать, когда не хватает денег… Придется мне продать свой дом, чтобы кончить Бородино». 
    31 августа 1912 года панорама открылась для всеобщего обозрения в специально построенном здании на Чистопрудном бульваре (оно просуществовало до 1918 года). Панорама произвела на публику потрясающее впечатление. «Все в восторге от „Бородинского сражения“», — писал в это время Рубо в Академию художеств.
    Напряженная работа сильно подорвала его здоровье, и в конце 1913 года Рубо уехал лечиться в Мюнхен. Начавшаяся Первая мировая война оторвала художника от родины. Не имея в последние годы значительных заказов, он жил почти в полном забвении вплоть до своей кончины в 1928 году. 
  Франц Алексеевич воспитал прекрасных художников — М.Б. Грекова, М.И. Авилова, Г.Н. Горелова и других. «Мы должны гарантировать, что напишем не хуже Рубо», — говорил М. Греков, работая с М. Авиловым и П. Шухминым над панорамой «Оборона Царицына». Рубо, как художник и педагог, несомненно, должен быть оценен по достоинству и очень высоко.    Вклад его в искусство и педагогику значителен. Да и вся жизнь Франца Алексеевича — беспредельное, подвижническое служение поставленной им самим перед собой высокой цели искусства, неутомимое и высокое стремление к совершенству как нравственному долгу художника.
    Творчество художника можно разделить на несколько периодов. Первый включает в себя годы учебы в Мюнхене, поездки по России, Украине, Кавказу, Средней Азии — местам, где художник делал наброски, писал многочисленные этюды, изучал обычаи, нравы пародов, собирал материалы для будущих картин. (1877–1885). Эти эпизоды жизни можно объединить одним словом: учеба. Это время формирования взглядов художника на искусство, становления его профессионального мастерства.
    Начало второго периода творчества Рубо можно обозначить 1886 годом. В это время он получает правительственный заказ: написать серию картин для «Храма славы» в Тифлисе. В это время художник много путешествует по Кавказу, собирает материал для картин. Определяются черты индивидуального стиля Рубо: следование подлинной действительности, пластическая цельность, ясность композиции, строгий отбор главного, наиболее существенного. В 1889–1891 годах  художник создает свою первую панораму «Штурм аула Ахульго».
   Третий период — период расцвета творчества Рубо — можно обозначить 1902–1912 годами. В это время он работает над панорамами Оборона Севастополя и Бородинское сражение. Написанные с большой реалистической силой, прославляющие героизм русского солдата, они вошли в сокровищницу русского искусства, стали национальной гордостью России.
    И четвертый период — это время педагогической деятельности Рубо в Высшем училище Императорской Академии художеств — 1903–1911 годах. Большую ценность для искусства представляют особенности живописной техники Рубо, своеобразие его композиционных приёмов, помогающих раскрывать основную мысль картины. Особенности его колорита и освещения, в которых отражаются реальные впечатления от природы, порядок ведения работы, характер композиции, исследование палитры — все это может служить материалом не только для теоретиков искусства, но и для художников-баталистов.

По реферату  Е.А. Зубова «Франц Алексеевич Рубо – художник и педагог» и материалам сайтов http://www.dissercat.com/ и 
http://sergeytsvetkov.livejournal.com/226143.html
Книги по теме:

 

Статья в журнале «Наука и жизнь» (N1, 2007), посвященная Францу Рубо и его его работе нада панорамой «Бородинская битва»

Общий вид панорамы «Бородинское сражение» 

Фрагменты панорамы с историческими комментариями

Виртуальный музей «Бородинская панорама» 






Комментарии пользователей
Оставить свой комментарий
« назад


Вход для пользователей
Вопрос в редакцию
* Отправляя данные, вы соглашаетесь с Политикой конфиденциальности
© 2017, Воскресный день
Сайт для заботливых родителей, учителей и воспитателей.
Юридическая информация

Сайт финансируется издательством «Воскресный день»

Проект издательства «Белый город»

Политика конфиденциальности

создание сайтов - Webis Group