закрыть
ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ

Данный сайт использует технологию cookie-файлов. Дальнейшее использование ресурса будет означать автоматическое согласие с нашей Политикой конфиденциальности.
Портал Воскресный день
Издательство «Белый город»
Контактная информация
(495) 641-31-00
(495) 302-54-13
Сегодня 21.09.2017
Книга дня
Шассерио Прокофьева М.
Картина дня
Мавританский танец Шассерио, Теодор
Воскресный день » Авторская колонка »

Памяти замечательного русского художника-передвижника, мастера пейзажного жанра, профессора Петербургской Академии художеств Александра Александровича Киселева

18.06.2017
И.Н. Крамской. Портрет художника Александра Киселева

Александр Александрович Киселёв (18.6.1838–20.2.1911) родился в небольшом городке Свеаборг в Финляндии, где его отец, русский офицер, возглавлял местный гарнизон. После рождения сына отец оставил военную службу и переехал с семьей в Россию, где под Казанью получил место лесничего. В 1852 году как внук участника Отечественной войны 1812 года майора С.И. Киселёва Александр был зачислен на казенный счет во 2-й Петербургский кадетский корпус. Увлекаясь рисованием и писанием стихов, юноша, к сожалению, проявлял нерадивость в учебе, а к продолжению военной службы относился и вовсе отрицательно. 
    В 1858 году, преодолев трудности – кадеты после окончания корпуса обязаны были остаться на военной службе, – будущий художник поступил в Петербургский университет на филологический факультет. В университете молодой человек проучился всего три года – в 1861 году он был исключен за участие в студенческих волнениях. В том же 1861 году Киселёв по ходатайству петербургского губернатора А.А. Суворова был зачислен вольнослушателем в Императорскую Академию художеств, а в 1862 году был переведен в число учеников Академии и получил малую серебряную медаль за пейзаж с натуры, а затем и большую серебряную медаль (1863) за картину «Вид в Новгородской губернии». 
    Шестидесятые годы XIX века были годами большого общественного подъема. Отмена крепостного права, земская, судебная реформа – все сулило необычайные перемены, будоражило умы. В Академии художеств в то время также шло сильное «брожение умов», завершившееся выходом целой группы учеников и образованием художественной артели. Александр Киселёв, увлеченный идеями движения, в 1864 году становится членом Артели художников, возглавляемой В.М. Максимовым. Она была организована по примеру артели И.Н. Крамского для совместной работы и жизни художников. В «коммуне» художники обсуждали свои картины, без снисхождения делали замечания о недостатках, без лести – о достоинствах. Но работы было мало, и жить приходилось впроголодь, и «коммуна» распалась. 
    В 1865 году Киселев впервые принял участие на Академической выставке, где его пейзаж «Вид из окрестностей Москвы» получил одобрение публики, однако в этом же году художник выходит из Академии со званием классного художника 3-й степени. Существовать в одиночку молодому художнику было очень тяжело, и Киселёв уехал вместе с товарищем по университету в Харьков – «познакомиться с природой Малороссии». Город Харьков хотя и был губернским центром, в то время представлял собой «зимой – чернильницу, а летом – песочницу», как шутили горожане. Зимой – непроходимая грязь, а летом – сплошная пыль. На окраинах же город утопал в зелени. В одном из домов на окраине Киселёв с товарищем сняли комнату. По утрам художник писал этюды, днем писал иконы, давал уроки рисования, писал статьи в журналы, а вечерами ухаживал за соседской барышней, дочерью харьковского профессора Протопопова. 
    Наконец Киселёв получил должность секретаря Земельного банка и «почти на десять лет дезертировал из области искусства в среду банковских операций». К этому времени Киселёв был женат и имел троих детей. Служба в банке обеспечивала стабильный доход и позволяла в свободное время заниматься живописью. Сослуживцы, заставая Киселёва за мольбертом, снисходительно посмеивались над его страстью. В эти годы им были написаны пейзажи: «Близ Харькова» (1866), «Дворик в Малороссии», «Святогорский монастырь на Донце» (1870), «Парк осенью» (1874) и другие. Все эти картины были созданы по законам академического пейзажа: кулисное построение, сочиненность композиции, деление на три плана.
    Однажды вечером, придя со службы домой, Киселёв нашел на своем столе записку, в которой художник Мясоедов извещал о приезде в Харьков передвижной выставки и просил заехать к нему. Все решилось в одночасье, и Киселев выбирает живопись, решаясь посвятить ей всю жизнь. Это был отчаянный шаг, и поначалу художник ни у кого не находил сочувствия такому решению. В 1875 году Киселёв послал на суд жюри Товарищества передвижников  картину «Вид в окрестностях Харькова» – пейзаж, в котором можно было найти все: и горы, и леса, и постройки, и воду, и солнце, и огненный свет. По замечанию одного из маститых пейзажистов, здесь «разом совмещались все времена года и все часы дня». Передвижники тепло отнеслись к художнику, его принимают экспонентом, а затем и полноправным участником передвижных выставок. 7 марта 1876 года Киселёв был единогласно избран членом Товарищества, и с этого года он являлся постоянным участником ежегодных выставок передвижников. 
    В 1877 году художник переселился с семьей в Москву, оставив службу в Земельном банке. Поначалу ему приходилось туго: накопленные средства быстро таяли, а заработка не было. Семейство росло – у Киселёвых было уже семеро детей. Чтобы как-то свести концы с концами, живописец начинает заниматься педагогической деятельностью – преподает рисование в женских гимназиях, а также дает частные уроки живописи. Учениками Киселёва в 1870–1880-е годы были также И. ОстроуховВ. ПереплетчиковА.И. Морозов, З. и Н. Якунчиковы, А.П. Боткина, Г. Ярцев и многие другие. В 1880 году А.А. Киселёв давал уроки живописи детям Саввы Мамонтова.
     В московский период (1877–1895) художник много и упорно работал над пейзажем с натуры, в летние месяцы с семьей выезжал в деревни, расположенные в окрестностях Москвы, делая за лето по сорок – пятьдесят этюдов. Киселёвы селились в какой-нибудь усадьбе с большим домом, предпочитая места, где еще сохранялся аромат размеренного помещичьего быта среди нетронутых цивилизацией островков природы. Жили Киселёвы и в Богимово – имении помещика Былим-Колосовского. В 1891 году в этом же доме на лето поселилась семья Чеховых. Антон Павлович подружился с Александром Александровичем и его семьей. Дети Киселёва, которых все ласково называли «киселята», разыгрывали представления для гостей хозяина имения. Об этих вечерах тепло отзывался Антон Павлович в своих воспоминаниях. Иногда владельцы «дворянских гнезд» просили художника запечатлеть дорогие сердцу виды в усадьбе и окрестностях. 
     Дружба с В.М. Максимовым и И.Е. Репиным, общение с художниками-передвижниками, совместное рисование на «вечерах» окончательно формируют творческую индивидуальность Киселёва. В эти годы складывается его манера пейзажиста, определяется тематика пейзажей: «Собирание хвороста» (1880), Забытая мельница (1883), «Перед грозой» (1881), «Дождь» (1889). Эти картины объективно отображают природу. В московский период типичными для творчества Киселёва являются пейзажи: На пруду (1875), «Возвращение стада. Вечер» (1882), «С горы» (1886). 
     На XI Передвижной выставке (1883) картина «Забытая мельница» была представлена на суд зрителя и тогда же куплена П.М. Третьяковым для своей галереи. Пейзажи Александра Александровича охотно раскупались коллекционерами Москвы, Петербурга, Киева, Одессы, украшали особняки русской знати и членов императорской семьи. Небольшое полотно «В Венеции» (1883) – стало собственностью императора Александра III; картину «Переправа» (1889) купил великий князь Павел Александрович; «По Тереку» (1895) – великий князь Георгий Михайлович; картина «У снежных вершин» (1896) была приобретена для музея Александра III; а картины «Горная речка на Кавказе» (1900) и «Тихая вода» (1901) находились в собственности императрицы Марии Федоровны. 
    В те годы на Кавказском побережье правительством России по невысокой цене раздавались участки земли с условием, чтобы на них были построены жилища. Киселёв выбрал участок недалеко от Туапсе, на высоком берегу у скалы Кадош. У моря в те времена не селились – боялись малярии. С большими затруднениями, войдя в долги, художник построил одноэтажный домик-дачу и, путешествуя по всему Кавказу, стал бывать там каждое лето. Целая серия этюдов и картин его посвящена Туапсе и окрестностям: «Домик в Туапсе», «Базар в Туапсе», Дача в Крыму, «Уличка в Туапсе», «Кавказ, Ночь на море», Кадошские скалы и другие.  Среди наиболее известных кавказских пейзажей Киселёва: Старый Сурамский перевал (1891), «У подножия Казбека» (1891), «Под облаками. На Военно-Грузинской дороге» (1892), «Горная речка. Кавказ» (1897), «Через пропасть» (1897). 
    Несколько раз художник выезжал за границу, посетил Германию и Францию, был в Венеции и Риме. 
    В 1890 году Киселёв становится заведующим отделом изобразительного искусства московского литературно-художественного журнала «Артист». Вскоре на страницах журнала стали появляться критические статьи художника: «Французская живопись (по поводу французской выставки 1891 года в Москве)», «Этюды по вопросам искусства (Письма к читателю)», «В.Г. Перов. Опыт характеристики» и другие. Наиболее глубокими по своим оценкам были статьи Киселёва, посвященные творчеству Владимира  Маковского и Ивана Шишкина. 
    В 1890 году Александр Александрович был удостоен звания академика, а в 1893 он стал действительным членом Академии художеств. С 1893 года Киселёв возглавляет художественный отдел журнала «Артист», сменив на этом посту Л. Пастернака. После реорганизации Академии художеств (1895), Киселёв был приглашен на должность инспектора классов Высшего художественного училища при Академии, и в том же году переехал в Петербург со своим многочисленным семейством. В 1897 году, после ухода из Академии профессора А.И. Куинджи, Киселёв был избран и утвержден в звании профессора-руководителя пейзажной мастерской  и оставался на этой должности до последних дней своей жизни.    
     Скончался Александр Александрович внезапно, от сердечного приступа 20 января 1911 года. Смерть застигла его за письменным столом.
 

Книги, посвященные жизни и творчеству А.А. Киселева: 



Комментарии пользователей
Оставить свой комментарий
« назад


Вход для пользователей
Вопрос в редакцию
* Отправляя данные, вы соглашаетесь с Политикой конфиденциальности
© 2012, Воскресный день
Сайт для заботливых родителей, учителей и воспитателей.
Юридическая информация

Сайт финансируется издательством «Воскресный день»

Проект издательства «Белый город»

Политика конфиденциальности

создание сайтов - Webis Group