закрыть
ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ

Данный сайт использует технологию cookie-файлов. Дальнейшее использование ресурса будет означать автоматическое согласие с нашей Политикой конфиденциальности.
Портал Воскресный день
Издательство «Белый город»
Контактная информация
(495) 641-31-00
(495) 302-54-13
Сегодня 22.11.2017
Книга дня
Русский лес Юрина Нина Георгиевна
Картина дня
Пейзаж с белой церковью Шильдер Андрей Николаевич
Воскресный день » Авторская колонка »

Двадцать первого июня родился замечательный русский живописец и график, мастер батальных и жанровых сцен, издатель знаменитого «Русского художественного листка» Василий Федорович Тимм

21.06.2017
В.Ф. Тимм. Литография из журнала Нива за 1895 год

     Василий Федорович (Георг-Вильгельм Фридрихович) Тимм (21.6.1820—19.4.1895), сын рижского бургомистра, родился в местечке Зоргенфрей близ Риги. Получив первоначальное образование в Биркенруской гимназии, в 1835 году он поступил вольнослушателем в Академию художеств, где учился у Зауервейда. Через два года за картину, изображающую группу уланов, был удостоен серебряной медали второй степени. В 1839 году (по другой версии в 1838) окончил Академию со званием художника  XIV класса, и за успехи в батальной живописи был награжден серебряной медалью первой степени.
    Известность пришла к Тимму очень рано — с иллюстрациями к сатирической поэме И.П. Мятлева «Сенсации и замечания госпожи Курдюковой за границею — дан л’Этранже» (1840–1844). Тогда же он исполнил рисунки к известному изданию «Наши, списанные с натуры русскими» и к серии «Картинки русских нравов».
    Отличаясь тонкой наблюдательностью и замечательной энергией, Тимм неутомимо заносил в свой альбом все то, что привлекало его внимание — и бытовые типы, и всякого рода события, начиная от захмелевшего мужичка и мелких подробностей будничной жизни, кончая портретами выдающихся современников, театральными представлениями, торжествами, церемониями и праздниками. Тимм был прирожденный рисовальщик или, как их тогда называли в 1840-х годах – «карандашист». Отдавшись всецело своему призванию, он остался верен ему до конца жизни. 
    В начале своей художественной деятельности (1840–1844) он проявил склонность к сатирическому изображению окружающего быта и создал целый ряд произведений, дающих возможность отвести ему в истории русской карикатуры почетное место. Критический анализ Тимма — это не карающий бич сатиры, занесенный над общественными язвами, и даже не едкая насмешка. Это мягкая, быть может, слишком мягкая ирония. Типы Тимма — флиртующие франты и франтихи 1840-х годов, с преувеличенной округлостью жестов, обманутые мужья, переносящие свой позор со слишком веселой беззаботностью, попавшийся неудачно волокита, смешной балетоман с громадным лорнетом, тема наивных и беспечных зевак. Это простое, бесхитростное изображение действительности, или, хотя и шарж, но совершенно невинного свойства.
    Особого сборника его карикатур не существует. Тимм был по преимуществу иллюстратором, и все его работы разбросаны по современным ему изданиям. 
    В течение ряда лет в середине 1840-х гг. В.Ф. Тимм совершил поездки в Париж, Алжир, а осенью 1848 г. — на Кавказ, откуда вывез массу натурных зарисовок. Пребывание на Кавказе вдохновило его на публикацию «Русского художественного листка», который художник начал издавать в 1851 году по возвращении в Петербург. 
    Итак, более поздний период своей жизни (1851–1862) В.Ф. Тимм всецело посвятил изданию своего знаменитого «Листка». Рисунки (литографии) печатались в два тона, красками. Неутомимость Тимма позволяла ему обходиться собственными силами, лишь изредка привлекая других художников. Издание это имело большой успех. К нему составлен в 1860 г. систематический указатель рисунков за первое десятилетие.
Тимм стал близок императорской фамилии, сопровождал членов семьи в поездках на Кавказ и в Крым, запечатлел императора Николая I на смертном одре. 
    В 1854 г., в разгар Крымской войны, Тимм побывал в Севастополе и там как непосредственный очевидец боев и сражений Крымской войны сделал зарисовки, которые вошли в «Русский художественный листок». За серию рисунков и акварелей, посвященных обороне Севастополя, получил в 1855 году звание академика (профессора) батальной живописи. 
     В конце 1862 г. издание прекратилось, так как у Тимма резко ухудшилось зрение. Впрочем, через два-три года ему стало лучше, он вернулся к работе, но вскоре, в 1867 году, уехал за границу в Берлин лечиться, и более в Россию не вернулся. 
     Василий Федорович Тимм умер в Берлине 7 апреля 1895 года.
     «Русский художественный листок», великолепное иллюстрированное издание, выходило в 1851–1862 с Высочайшего Соизволения. Рисунки публиковались по одному листу три раза в месяц (всего 432 номера). «Листок» носил характер бытовой летописи или простого и бесхитростного жанра, не задающегося никакими другими целями, кроме добросовестной и верной передачи воспринимаемых им впечатлений вне всякого критического их анализа. Целью этого издания, как говорил Тимм, было «передавать все, что только может быть схвачено карандашом замечательного, как в минувшей, так в особенности в современной жизни русского народа, и притом передавать в рисунках верных, не вымышленных, снятых с натуры — словом быть художественною летописью России».
    Основное содержание «Листка» составляли литографированные рисунки Тимма на актуальные темы (репортажи с мест событий, в т. ч. из Севастополя в разгар Крымской войны 1853–1856, сценки из петербуржской жизни, портреты популярных личностей, репродукции с картин, шаржи и т. п.) в сопровождении кратких пояснительных текстов. Уникальная портретная галерея современников (более четырехсот портретов), в том числе писателей (В.А. ЖуковскийЛ.Н. ТолстойИ.С. Тургенев, В.А. Соллогуб и др.), художников, скульпторов, архитекторов (А.А. Иванов, А.А. Монферан, П.А. Федотов и др.), музыкантов (А.С. Даргомыжский, М.И. Глинка и др.), членов царской фамилии, видных военачальников, была создана В.Ф. Тиммом на страницах издаваемого им «Русского художественного листка». Изображались жанровые сценки, типы жителей разных мест (и не только России). 
    Помещались также рисунки на камне, исполненные другими художниками. К сотрудничеству в журнале были привлечены И.К. АйвазовскийП.П. СоколовК.А. ТрутовскийМ.О. Микешин и другие художники. Автором прилагаемых текстов был русский публицист и издатель Н. Греч. Литографии к изданию готовились в мастерской А.Э. Мюнстера. 
    Этот замечательный сборник, представлявший собой, так сказать, лицевую летопись современных военных событий и важнейших явлений общественной жизни в России, имел большой успех в публике, особенно интересовавшейся им в эпоху крымской войны. 
    Издание можно назвать венцом информационных изданий не только прошедших, но и настоящих лет. Как правило, в каждом «Листке» освещалось одно — два события. Когда событий, достойных художественного изложения, не было, он одаривал подписчиков какой-нибудь отвлеченной, великолепно разработанной темой. 
    Графические листы посвящались творчеству А.С. Пушкина, подробному, деликатному и исторически взвешенному освещению этнических тем и мотивов, тщательному переложению в графическую технику лучших произведений русских живописцев и многому другому. Особой прелестью отличались листы, исполненные в излюбленной художником области русского жанра. Годовые подшивки журнала с полным комплектом литографий сегодня являются большой редкостью. 

    Книги, посвященные жизни и творчеству В.Ф. Тимма:


Комментарии пользователей
Оставить свой комментарий
« назад


Вход для пользователей
Вопрос в редакцию
* Отправляя данные, вы соглашаетесь с Политикой конфиденциальности
© 2017, Воскресный день
Сайт для заботливых родителей, учителей и воспитателей.
Юридическая информация

Сайт финансируется издательством «Воскресный день»

Проект издательства «Белый город»

Политика конфиденциальности

создание сайтов - Webis Group