закрыть
ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ

Данный сайт использует технологию cookie-файлов. Дальнейшее использование ресурса будет означать автоматическое согласие с нашей Политикой конфиденциальности.
Портал Воскресный день
Издательство «Белый город»
Контактная информация
(495) 641-31-00
(495) 302-54-13
Сегодня 22.11.2017
Книга дня
Русский лес Юрина Нина Георгиевна
Картина дня
Пейзаж с белой церковью Шильдер Андрей Николаевич
Воскресный день » Авторская колонка »

День рождения Иосифа Евстафьевича Крачковского — русского художника-пейзажиста, представителя академического искусства

03.07.2017

Иосиф Евстафьевич Крачковский (03.07.1854–18.04.1914), по словам его современника, искусствоведа В.А. Никольского, «является одним из представителей эпохи перелома в русском пейзаже. Он старательно ищет своей дороги в пейзаже, не хочет подражать никому, не слушает ничьих советов».

Иосиф Евстафьевич Крачковский — польского происхождения. С ранних лет он проявил глубокое влечение к живописи и музыке. По окончании петербургской гимназии Иосиф несколько лет учился в консерватории и остался превосходным пианистом. Но любовь к живописи оказалась сильней, и с 1871 года Крачковский начал посещать петербургскую Академию художеств в качестве вольноприходящего ученика, где главным его наставником был профессор пейзажной живописи барон М.К. Клодт.

В 1878 году Крачковский был удостоен малой золотой медали за картину «Утро», а в следующем году — большой золотой медали и звания художника первой степени за картину «Вечер». В 1880 году Иосиф Евстафьевич был отправлен за границу на четыре го­да в качестве пенсионера Академии, для дальнейшего совершенствования мастерства. Посетив Берлин, Дюссельдорф, Мюнхен, Милан и Мадрид, Крачковский на несколько лет поселился в Париже, проживая зимой на Монмартре жизнью «голодающей, но веселой богемы». Летом же, вместе с друзьями, он предпринимал поездки с художественной целью по Южной Фран­ции (жил в Барбизоне), Пиренеям; ездил в Северную Испанию, в Мадрид, по Рейну; был в горах Швейцарии, в Баварии, Тироле, в Северной Италии; писал с натуры на берегу Средиземного моря.

Иосиф Крачковский в те годы, по воспоминаниям современников, «был сухощавым молодым человеком в очках, аккуратным, элегантно одетым, похожим на свои нарядные, чистые ландшафты». Он был общительным, приятным собеседником, у него было много друзей не только среди учеников Академии, но и среди писателей и артистов. Среди них гравер В. Мате и художник Н. Сакс, известный писатель Всеволод Гаршин и другие.

За границей Крачковский написал ряд картин, в которых видно стремление развить технику и рисунок. В его картинах ученического периода, в большинстве случаев тщательно проработанных в деталях, нет сухости. В колорите он свободен от условностей и «нередко достигает большой силы и тонкости в передаче солнечного освещения», — как писали критики того времени.

В 1884 году Иосиф Евстафьевич возвратился в Петербург и был удостоен звания академика за работы, исполненные во время заграничной поездки.

В России Крачковский часто ездил в Малороссию и на Волгу, где писал многочисленные этюды. В эти годы художник активно участвует в Академических выставках, он замечен и любим публикой, его творчество выделяют критики. Так, В. Чуйко писал в журнале «Художественные новости» за 1887 год: «На Академической выставке Крачковский выставил семь видов пейзажа, и почти все они выдаются не только манерой, но и содержанием. Крачковский — решительно один из самых талантливых наших пейзажистов; в его пейзаже много настоящей заправской поэзии, не только во внешних эффектах, но и в манере, колорите, умении схватывать поэтический момент в природе, в умении выделить его и осмыслить. Возьмите хотя бы тот же самый “Последний луч” или “Сумерки”, или, наконец, “Приближение грозы”: тут все гармонично и цельно; зритель чувствует, что художник не задавал себе труда сочинять природу, но что такою он ее именно видит, такою она отразилась в его сознании своими мягкими, ласкающими формами, яс­ной простотой своего величавого покоя, роскошью красок и света. Особенно удачною я нахожу картину “На даче”. Представьте себе широкую покатистую поляну, с мягкой, приятной зеленью, местами оживленной деревьями, в яркий и теплый весенний день. На поляне, в тени деревьев, дети играют с нянькой, сидит дама в ярком летнем костюме; сбоку еще двое детей, потом, на траве, растянулся офицер, занятый чтением; тут же видна собака; несколько поодаль на траве зонтик, куклы, брошенные детьми, и другие вещи. Все это необыкновенно оживляет пейзаж, но не выступает на первый план, не заслоняет очарования природы, не портит впечатления, получаемого от нее; все это в гармонии и как бы сливается с природой».

Среди его многочисленных пейзажей этого периода лучшими являются: «Зимний вид в окрестностях Петербурга» (1887); «Вечер», изображающий деревенский вид при лучах заходящего солнца; «Свидание», воспроизводящее стелющийся по лугам туман и луну на еще светлом небе, несмело начинающую озарять местность; милые, прелестные пейзажи «Тихий уголок» и «В конце лета» (1889); «Сумерки» (1887); «Перед грозой» и некоторые другие.

В 1890-е годы Крачковский едет в Крым, где пишет картины в Ливадии, Массандре и Ореанде, исполняя многочисленные заказы русской знати и императорской семьи. Природа юга так полюбилась художнику, что с этого времени он каждую весну и осень уезжал в Крым, в Италию или на французскую Ривьеру. Мотивы южной весны с ее яркими красками цветущих деревьев, роскошных южных цветов, с ее мягкими тонами неба и далей отныне заполняют его картины. Художник был влюблен в жизнь, свет, краски. В его пейзажах краски ослепительно ярки, но в то же время бесконечно тонки, сложны и разнообразны; свет, воздух, рефлексы дают всевозможные оттенки каждому локальному тону. «Порывистый и быстрый, он любил живопись ‘al prima’, то есть писал по сырому, считая, что повторное писание по одному месту вредит яркости тонов».

И вновь восторженные отзывы о творчестве художника (журнал «Нива» за 1902 год): «Пейзажи Крачковского… отличаются особою нежностью тонов, мягкостью воздушной дымки, овевающей даль, и силою непосредственного настроения».

Однако не все принимали картины Крачковского, некоторые критики называли его картины раскрашенными фотографиями. Так, А. Ростиславов в журнале «Театр и искусство» за 1902 год писал: «Во всех пейзажах Крачковского выкрашенная природа, фальсификация, даже не особенно тонкая, под живопись. Его работы – образец ремесленности искусства, без намека на истинное художество, на оригинальное, тонкое творчество». Но в основе творчества Крачковского была изумительная способность ярко чувствовать и страстно влюбляться в мотивы, которые он вдохновенно писал до последних дней. Его картины — «Весна в Крыму (Домик в глициниях)», «Крымский вид», «Весна в Крыму (Ялта. Иудино дерево в цвету)», «Фиалки из Ниццы» и другие — наполнены яркими красками буйной, цветущей природы юга, ослепительным солнцем и прозрачным воздухом.

Крачковский, оставаясь энергичным и бодрым, «таил в себе неизлечимую болезнь сердца», от которой скончался на озере Комо в Италии.

Из пейзажистов первой золотой медалью удостоен г. Крачковский, пейзажист, бесспорно, талантливый и заявлявший себя уже много раз, то на академических выставках, то на конкурсе Общества Поощрения художеств. Его пейзаж полон света, колорита и написан бойко, свежо, а главное – в нем есть натура; видны понимание и изучение натуры.

Журнал «Всемирная иллюстрация», 1879

Музей императора Александ­ра III пополнился новым ценным приобретением — картиною И.Е. Крачковского «Весна в Крыму». Таким образом прекрасная картина делается постоянным достоянием «большой» публики и избегает грустной судьбы многих превосходных произведений искусства, погребенных в частных домах… Удивительно тонкий и чуткий «поэт Крыма и Кавказа», он остался верен себе и в описываемой картине: и в ней он «дышит одною жизнью с природой», и рисует ее чистыми, нежными и воздушными тонами, перенося нас в дивный уголок Крыма —
в окрестности Ялты. И пред нами предстает во всей своей девственной прелести южная весна, одетая пышной зеленью и убранная свежими, только что распустившимися цветами.

Журнал «Нива», 1902
 

Из книги «Большая коллекция русских художников. Вып. 3:
Сергей Васильковский, Иосиф Крачковский, Константин Крыжицкий, Владимир Орловский» (авторы Васильева Н. Г. и др.)




 Книги, посвященные жизни и творчеству Иосифа Евстафьевича Крачковского:



Комментарии пользователей
Оставить свой комментарий
« назад


Вход для пользователей
Вопрос в редакцию
* Отправляя данные, вы соглашаетесь с Политикой конфиденциальности
© 2017, Воскресный день
Сайт для заботливых родителей, учителей и воспитателей.
Юридическая информация

Сайт финансируется издательством «Воскресный день»

Проект издательства «Белый город»

Политика конфиденциальности

создание сайтов - Webis Group