закрыть
ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ

Данный сайт использует технологию cookie-файлов. Дальнейшее использование ресурса будет означать автоматическое согласие с нашей Политикой конфиденциальности.
Портал Воскресный день
Издательство «Белый город»
Контактная информация
(495) 641-31-00
(495) 302-54-13
Сегодня 24.11.2017
Книга дня
Женский образ. Русская живопись Алдонина Р.П., автор вступительной статьи
Картина дня
В студии. Мастерская Жюлиана Башкирцева Мария Константиновна
Воскресный день » Авторская колонка »

Пятнадцатого июля родился нидерландский художник, рисовальщик и гравёр, великий мастер светотени, крупнейший представитель золотого века голландской живописи Рембрандт ван Рейн

15.07.2017
Рембрандт ван Рейн. Автопортрет. 1659


     Рембрандт Хармен ван Рейн (
15.7.1606-4.10.1669) родился в семье мельника. Мельница была расположена рядом с рекой Рейн, откуда и возникло прозвище семьи «Ван Рейн». В девять лет Рембрандт начал посещать латинскую школу, а в четырнадцать – университет, открытый в Лейдене принцем Вильгельмом Оранским, где изучал право и теологию, но увлечение живописью превалировало над склонностью к наукам. Освоив навыки ремесла, Рембрандт в 1624 году переехал в Амстердам и поступил в обучение к Питеру Ластману, известному мастеру исторической живописи. Там молодой Рембрандт встречался с хирургом Николасом Петерсом, известным под именем доктор Тюльп и немецким писателем Иоахимом фон Зандрартом.

   Возвратившись в Лейден, Рембрандт открыл здесь свою мастерскую, и у него появились собственные ученики. Уже ранние автопортреты, а их за всю жизнь он написал около ста, исполненные в технике офорта, указывают на то, с каким вниманием молодой художник изучал черты своего лица. Персонажи его ранних рисунков были люди из низов общества – нищие и калеки, которых он изображал без гротеска (Сидящий нищий, 1630; Нищий на деревяшке, 1630). Совершенствуясь в рисунке, он часто изображал членов семьи – отца, мать (Портрет матери, ок. 1630), брата-калеку Герритса, избравшего ремесло башмачника Адриана, сестру Лисбет. Изучая подвижность старческого лица матери, он часто представляет ее в образе пророчицы Анны, читающей Библию (Читающая женщина, ок. 1630). 
     В ранних живописных полотнах лейденского периода (Валаамова ослица, 1626; Побиение камнями Святого Стефана, 1625; Товит и Анна с козленком, 1626; Концерт, 1626; Иуда, возвращающий сребреники, 1629) проявился выдающийся талант Рембрандта, его умение превратить сюжет из Священного Писания или аллегорию в рассказ о жизни человека, его переживаниях, тайных помыслах и надеждах. 
     В полотнах «Размышление апостола Павла» (1629–1630) и «Плач Иеремии о разрушении Иерусалима» (1630) Рембрандт уже со всей силой своего живописного дарования демонстрирует, каким изумительно властным орудием является в его руках изображение освещения. 
     Тяжело пережив смерть отца, Рембрандт в 1631 году принимает решение переехать в Амстердам. Его жизнь на новом месте довольно быстро налаживается благодаря поддержке друзей и обилию заказов. Вместе с торговцем произведениями искусства Хендриком Эйленбюрхом он основывает в Амстердаме Академию живописи, реставрации и торговли картинами. У него появляются новые ученики, исполняющие гравюры по его рисункам. В 1632 году он женится на кузине Эйленбюрха, Саскии. Очарование ее юности художник увековечил в многочисленных портретах («Портрет Саскии» (1633), «Саския» (ок. 1635), «Флора» (1634), «Саския» (1632)). Совместная их жизнь была счастливой, несмотря на то, что при неудачных родах Саскии умерли два ребенка. Родившегося в 1641 году третьего сына назвали Титусом. Он имел такие же красивые рыжевато-золотистые волосы и большие глаза, как у Саскии. Об этом самом счастливом времени в своей личной жизни Рембрандт рассказал в полотне, известном под названием Автопортрет с Саскией (ок. 1638). С рапирой на золотой перевязи у пояса, с бокалом в руке, держащий хрупкую Саскию на коленях, Рембрандт выглядит на картине вызывающе дерзким и счастливым щеголем. Чудесным воспоминанием о счастливых годах в жизни Рембрандта навсегда осталась и его картина Даная (1636). Она, по-видимому, не предназначалась для продажи и оставалась в собственности художника до продажи всего его имущества с аукциона в 1656 году. Поэтому, как показала рентгенограмма, Рембрандт через десять лет (уже после смерти горячо любимой Саскии) переписал центральную часть картины, придав образу Данаи сходство со своей второй возлюбленной Хендрикье Стоффельс. Таким образом, в облике Данаи воплотились черты двух женщин, которых любил художник. 
     В 1630-е годы Рембрандт считался уже ведущим портретистом, что позволяло ему хорошо зарабатывать на жизнь (Портрет мужчины в берете с пером, ок. 1630; Портрет мужчины в восточном костюме, 1633). Еще больше заказов на портреты появилось у художника после его полотна Урок анатомии доктора Тюльпа (1632), написанное для хирурга Николаса Петерса.

  Крупной работой художника 1630-х годов явилась и серия из семи полотен «Страсти Христа» (1632–1636): Воздвижение креста, Снятие с креста, Вознесение Христа, Поклонение пастухов, Положение во гроб, Воскресение Христа. Среди персонажей этих полотен образы — простолюдинов, напоминающие рембрандтовских нищих калек, крестьян, и женщины, похожие на знатных горожанок… 
     Увлекаясь собиранием произведений искусства и не сильно разбираясь в финансовых делах, Рембрандт затянул с окончательной выплатой за дом. Выросшие проценты сделали невозможным погашение всей суммы по закладной. «Свои расходы на покупку картин и безделушек Рембрандт с лихвой компенсировал приданым Саскии, но карьера его неожиданно пошла вниз. Молодой двадцатипятилетний художник, только что покинувший родной Лейден, имел неплохие доходы и комиссионные, трудился не покладая рук, завершив за два года пятьдесят полотен. В среднем — одна картина за две недели!..» (Жозеф Хеллер) А в мае 1639 года он был вынужден перебраться с семьей в более скромное жилище и подписать контракт на приобретение имения, именуемого в дальнейшем «Дом Рембрандта». Но самым тяжелым ударом в 1642 году стала для него скоропостижная смерть Саскии от воспаления легких. Он остался один с годовалым сыном Титусом. Вскоре в доме Рембрандта в конце 1640-х годов появилась красивая молодая служанка Хендрикье Стоффельс, которая затем стала хозяйкой и заменила Титусу мать. Летом 1656 года дом художника был продан, а осенью того же года состоялась распродажа вещей и коллекции художника. В это трудное время Рембрандту помогал Ян Ливенс, друг его юности, сделавший карьеру и работавший по протекции Константена Хейгенса при дворе английского короля Карла I. От всех жизненных невзгод Рембрандта всегда спасало творчество. Возможно, после тяжелых переживаний в связи со смертью сына, названного Рембрандтом и Саскией Ромбаутсом, было написано полотно Жертвоприношение Авраама (1635).

   Над образом Христа Рембрандт работал долго, искал для него подходящие модели с выразительными лицами в еврейском районе Амстердама (Голова Христа, ок. 1655; Неверие Фомы, 1634; Христос в Эммаусе, 1648). Полотна на библейские сюжеты Ослепление Самсона филистимлянами (1636), Пир Валтасара (1630-е) повествуют о драматизме отношений между людьми, о человеческих качествах, которые проявляются в исключительные моменты.
     Будучи великолепным рисовальщиком (он рисовал сангиной, гусиным и тростниковым пером, бистром с отмывкой кистью), Рембрандт был еще и выдающимся гравером. Он создал около 300 гравюр в технике офорта, пришедшей на смену господствовавшим до начала XVII века ксилографии и резцовой гравюре, разработал специальную технологию офорта. Совершая прогулки в окрестностях Лейдена, а затем Амстердама, Рембрандт зарисовывал в альбом тростниковым пером простые мотивы голландского пейзажа: поля, луга, крестьянские дворы, мельницы на берегах рек, раскидистые деревья, шлюзы и мостики на каналах, средневековые постройки. Живописные пейзажи Рембрандта 1630–1640-х годов немногочисленны (Пейзаж с мостиком, ок. 1637; Гроза, 1630–1640-е; Мельница, ок. 1645; Пейзаж со всадником, ок. 1659). «Одной только „Мельницы“ Рембрандта достаточно, чтобы создать эпоху в искусстве. Это первая картина, в которой чувство передано лишь светотенью без помощи деталей…» (Джон Констебл).
      Хендрикье Стоффельс, ставшая его новой подругой жизни, превращалась в его картинах то в возлюбленную царя Давида Вирсавию (Вирсавия с письмом Давида, 1654), то в библейскую красавицу Сусанну (Сусанна и старцы, 1647), то в жену Иосифа у одра его отца Иакова (Иаков, благословляющий семейство Иосифа, 1656). А в портретах Рембрандта происходило сближение художественного образа с его жизненным прототипом (Аристотель перед бюстом Гомера, 1653; Портрет человека в шлеме, 1655). Глубокую связь, существовавшую между сюжетной картиной и портретом в творчестве великого живописца, раскрывает и его известное полотно Ночной дозор (1642). Картина получила свое название в XVIII веке, хотя на ней была изображена, возможно, дневная сцена. Реставрация полотна вызвала его сильное потемнение. Существуют две гипотезы создания картины: первая (наиболее вероятная) связывает ее написание с празднествами в Амстердаме в 1638 году по случаю приезда в город королевы Франции Марии Медичи, когда отряд капитана Франса Банинга Кока заказал Рембрандту это большое полотно, согласно второй, на картине изображена сцена из пьесы голландского драматурга XVII века Иоста ван Вонделя «Гизбрехт ван Амстель». 

   1650–1660-е годы – период величайших творческих достижений Рембрандта, он особенно много работает в жанре портрета. Старческие лица умудренных жизненным опытом людей привлекали художника возможностью проникнуть в их духовный мир, познать формировавшийся годами взгляд на окружающий мир (Портрет старушки, 1648–1650; 1654; Портрет старика-еврея, 1654). Часто художник изображал брата Адриана (Портрет Адриана ван Рейн, 1650; Мужской портрет, начало 1650-х; Портрет брата Адриана, ок. 1650; Портрет человека в позолоченном шлеме, ок. 1650) и друга  (Портрет Яна Сикса, 1654). Хендрикье Стоффельс, не обладавшую светскостью Саскии, он чаще писал в простых нарядах. На портретах она изображена не позирующей, а «наедине с собой», и ее лицо выражает самую разную гамму чувств. Личные переживания художника, тревога за судьбу единственного сына выражены в портретах Титуса ван Рейна. Он обучался рисунку и живописи, подавал надежды и был гордостью отца. Титус прожил всего двадцать семь лет, он скончался от туберкулеза в 1668 году, за год до кончины отца. ПолотноЕврейская невеста (1668) было написано после свадьбы Титуса в 1668 году. Судя по костюмам героев, это образы библейских Исаака и Ревеки. О единении отца и сына, о человеколюбии и всепрощении повествует и картина Возвращение блудного сына (ок. 1660–1661). 
     Поздние великолепные полотна Рембрандта, испытывавшего в те годы нужду и унижение, свидетельствуют о том, что дух его не был сломлен. Пережив смерть Хендрикье в 1663 году, Рембрандт скончался 4 октября 1669 года и был похоронен по разряду для бедных в числе других шестнадцати граждан Амстердама. Кончина Рембрандта осталась незамеченной современниками. Лишь спустя столетия человечество по достоинству оценило наследие великого голландца и отдало дань признания его трагическому дарованию. 

Ван Гог
«Особенно поражался я руками у Рембрандта и Франса Халса. Эти руки живут, хотя и недописаны до конца, в том смысле, какой теперь насильственно навязывают этому понятию, – например, некоторые руки „Старейшин суконного цеха“, даже у „Еврейской невесты“, равно как и в вещах Франса Халса. <…> Сейчас Рембрандт и Халс полностью завладели моим разумом, не потому что я насмотрелся вволю их картин, но из-за того, что я в них открыл, особенно те качества человека, которые побуждают меня подумать о его эпохе…» 

Жан Рене
 «Кроме улыбающегося Титуса – его собственного сына – нет безмятежно-спокойных лиц. Мне кажется, все они переживают глубочайшую по своей силе и насыщенности человеческую драму. Драма Рембрандта – его собственное видение мира. Ему интересно знать, что его тревожит, дабы избавиться от этого — его фигуры, все без исключения переживают какой-то надлом, все в поисках убежища. Рембрандт понимает, что он сам переживает этот надлом, и хочет избавиться от него, исцелиться…» 

Эжен Делакруа
 «Быть может, когда-нибудь сделают открытие, что Рембрандт несравненно более великий живописец, нежели Рафаэль. Эти кощунственные слова, способные заставить подняться дыбом волосы на головах всех господ академической школы. Рембрандт, если хотите, совершенно лишен возвышенности Рафаэля. Возможно, что эта возвышенность, которая чувствуется у Рафаэля в его линиях, в величавости каждой из его фигур, лежит у Рембрандта в таинственной концепции сюжета, в глубокой наивности выражения и жестов. И хотя позволительно отдать предпочтение величавому пафосу Рафаэля, отвечающему, быть может, грандиозности известных сюжетов, все же допустимо утверждать, не боясь нападок людей со вкусом, – говорю я о подлинном и искреннем вкусе, – что великий голландец был в гораздо большей степени прирожденным живописцем, чем прилежный ученик Перуджино…»

Книги, посвященные жизни и творчеству Рембрандта:

 



Комментарии пользователей
Оставить свой комментарий
« назад


Вход для пользователей
Вопрос в редакцию
* Отправляя данные, вы соглашаетесь с Политикой конфиденциальности
© 2017, Воскресный день
Сайт для заботливых родителей, учителей и воспитателей.
Юридическая информация

Сайт финансируется издательством «Воскресный день»

Проект издательства «Белый город»

Политика конфиденциальности

создание сайтов - Webis Group