закрыть
ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ

Данный сайт использует технологию cookie-файлов. Дальнейшее использование ресурса будет означать автоматическое согласие с нашей Политикой конфиденциальности.
Портал Воскресный день
Издательство «Белый город»
Контактная информация
(495) 641-31-00
(495) 302-54-13
Сегодня 22.09.2017
Книга дня
Шассерио Прокофьева М.
Картина дня
Мавританский танец Шассерио, Теодор
Воскресный день » Авторская колонка »

Двадцать шестого августа родился Эрнест Карлович Липгарт (1847–1932), академик живописи, хранитель картинной галереи Эрмитажа (1906–1929), человек разносторонних дарований.

25.08.2017

Эрнест Карлович Липгарт (1847–1932), академик живописи, хранитель картинной галереи Эрмитажа (1906–1929), человек разносторонних дарований. Его имя хорошо известно искусствоведам-итальянистам. Многочисленные статьи по искусству Возрождения, атрибуции и в первую очередь атрибуция «Мадонны Бенуа» Леонардо да Винчи, снискали ему заслуженную славу как ученому. Его огромной заслугой являются поступления в эрмитажную картинную галерею, сделанные благодаря его стараниям, среди которых можно назвать уже упоминавшуюся «Мадонну Бенуа», «Похищение сабинянок» Тьеполо, «Апостолов Петра и Павла» Эль Греко, «Св. Себастьяна» Перуджино, «Бегство в Египет» Тициана, а также ряда картин из собрания Строгановых и великой княгини Марии Николаевы. Как художник он почти забыт, хотя в свое время был весьма популярен как декоратор и портретист. Его росписи сохранились во многих петербургских особняках: в Мраморном дворце, дворце великого князя Алексея Александровича на Мойке, 122, в особняке Дервиза, в театре Юсуповского дворца и др. Он же выполнил занавес для Эрмитажного театра.

 Барон Эрнест фон Липгарт происходил из древнего лифляндского рода. Его детство прошло в родовом имении Ратсхоф в Дерпте (ныне Тарту), где из поколения в поколение собиралась коллекция произведений искусства: «Я родился в настоящем музее, в доме, построенном в чистейшем стиле Людовика XVI одним из Липгартов, с такой роскошью, что он разорился на этой прихоти… Весь дом был наполнен слепками с произведений искусства греческого периода и итальянского Возрождения…» — вспоминал он. Искусство в этой семье было культом.

В 1862 году семья Липгартов переехала во Флоренцию, чтобы поправить слабое здоровье сына. Там Липгарт начал серьезно заниматься живописью в частной академии и у жившего в это время во Флоренции немецкого художника Франца Ленбаха. Историю искусства он изучал непосредственно в музеях Германии, Испании, Англии и Италии, что в дальнейшем очень помогло ему, когда он стал хранителем Эрмитажа.

Получив заказ от князя Александра Ливена скопировать портрет Карла I работы Ван Дейка, находящегося в Лувре, Липгарт в 1873 году переезжает в Париж. В этом же году он женится на Флорентине Луизе Жуан (1854–1931), которая послужила моделью для многих его полотен. Этот брак, а также и то обстоятельство, что Липгарт принял католичество, на несколько лет осложнили его отношения с отцом, который лишил его права наследования майоратом в Дерпте и на некоторое время перестал помогать деньгами. Эрнесту Липгарту пришлось самостоятельно зарабатывать на жизнь. Он выполнял заказы на монументальные росписи парижских особняков, писал портреты и иллюстрировал многие парижские журналы и издания. Когда отношения с отцом наладились, Липгарт получил возможность продолжить художественное образование в частной академии Жюлиана и у художников Жаке, Буланже и Лефевра, которые оставались его кумирами до конца его дней (из старых мастеров он предпочитал Микеланджело и особенно Тьеполо).

 С 1877 года он выставлял свои картины в Салоне, и судя по многочисленным статьям в парижских газетах о его произведениях, которые он тщательно собирал, был принят вполне благожелательно.

 Благодаря великой княгине Марии Николаевне, которая рекомендовала его как сына своего друга барона Карла Липгарта он сразу по приезде в Париж попал в один из самых модных домов Парижа, салон принцессы Матильды Бонапарт, где собирались самые известные писатели, художники, политики, одним словом — в самый центр законодателей художественной моды.

 Липгарт был непременным участником и собраний парижского «Кружка русских художников». Этот кружок, а точнее «Общество взаимного вспомоществования русских художников», было образовано на его глазах — 10 декабря 1877 года. Основание его было приурочено ко дню взятия Плевны. Председателем общества стал профессор живописи А.П. Боголюбов, секретарем — И. С.Тургенев, членами-учредителями М.М. Антокольский, А.К. Беггров, А.А. Харламов и др. Официальным президентом был русский посол в Париже князь Н.А. Орлов. Высочайшим покровителем общества — наследник цесаревич Александр Александрович (будущий император Александр III). Целью общества было сближение русских художников, для чего устраивали еженедельные вечера. Средства общества складывались из ежегодных взносов (не менее 25 франков), из выручки с устраиваемых благотворительных концертов и процентов с проданных картин. Алексей Петрович Боголюбов был инициатором создания общества. Он любил покровительствовать молодым художникам. Еще до официального образования общества в его мастерской на Рю де Рома на «боголюбовские вторники» «собирался весь русский артистический мир», а также французские художники Бонна, Лоранс, Жером и многие другие. Здесь впервые произошло знакомство Липгарта с русской художественной средой. Многие связи он сохранил и после переезда в Петербург.

 В Петербурге Липгарт пишет многочисленные портреты, в том числе и членов императорской семьи, в частности, создает целую галерею портретов императора Николая II. Он оформляет росписями ряд петербургских дворцов, церквей и театров. В 1906 году он получает приглашение директора Эрмитажа И.А. Всеволожского поступить на службу в Картинную галерею, которую он возглавлял с 1909 по 1918 год.

 Октябрьскую революцию, перевернувшую всю его жизнь, Липгарт встретил с энтузиазмом. Одно только смущало его — «это чрезмерная жестокость, с которой эти идеи проводятся». В оправдание этого он пишет далее: «…но разве наша культура не базируется на костях, разве вы забыли слова церкви „смертию смерть поправ“, что, убивая животное, мы спасаем себя от голодной смерти, что каждый ваш шаг убивает миллиарды микробов — это закон природы в частности, будем справедливы, что делаете вы, чтобы защитить ваши интересы?» Трудно представить, что побудило этого утонченного аристократа, человека высочайшей европейской культуры, который был дружен со многими членами императорских домов Европы, к столь пламенному выступлению. Но, так или иначе, Липгарту в полной мере пришлось испытать «чрезмерную жестокость» нового строя. В 1921 году его выселили из собственного доходного дома на Каменноостровском проспекте, в конце этого же года за укрывательство белого офицера в Омске была расстреляна его дочь Мария. Тем не менее он не остался за границей, куда выезжал вместе с женой в 1923 году для продолжения работы над каталогом итальянской живописи. С исключительной преданностью и любовью относясь к Эрмитажу, он продолжает трудиться над каталогом, публикуя одновременно ряд исследований об отдельных памятниках. Материальная жизнь стала очень трудной в последние годы его жизни. В сентябре 1929 года Липгарта, которому исполнилось уже 82 года, уволили из Эрмитажа. «Несмотря на мой преклонный возраст, чувствую себя достаточно хорошо, кроме глаз, которых хватает только, чтобы писать и читать, что касается рисунков и живописи, я закрыл лавочку уже два года», — пишет он в одном из писем. После увольнения Липгарт продолжает работать над каталогом итальянской живописи. Последний раз он участвует в Салоне 1929 года. Пробует себя в литературе.

 Во второй половине 1920-х годов Липгарт садится за написание мемуаров, чтобы поделиться «своими чудными воспоминаниями с читателем, если он когда-нибудь будет». В это время в обстановке голода, разрухи, начинающегося террора интеллектуальная жизнь была для людей этого круга, быть может, важнее хлеба. Выставки, работа над каталогом, обширная переписка с коллегами и, конечно, воспоминания, которые уводили его в столь близкую ему, знакомую и милую его сердцу атмосферу, где он был счастлив, были для него, вероятно, спасательным кругом в море послереволюционного хаоса. Эти воспоминания имеют не меньшую ценность, чем его научные открытия. Здесь в полной мере обнаруживаются его вкусы и пристрастия, его своеобразный юмор, его кредо художника, его человеческие симпатии и антипатии. Это талантливый автопортрет самого Липгарта и эпохи, в которой он жил.

 
По материалам сайта «Наше Наследие» http://www.nasledie-rus.ru/podshivka/8105.php

Книги по теме:



Комментарии пользователей
Оставить свой комментарий
« назад


Вход для пользователей
Вопрос в редакцию
* Отправляя данные, вы соглашаетесь с Политикой конфиденциальности
© 2012, Воскресный день
Сайт для заботливых родителей, учителей и воспитателей.
Юридическая информация

Сайт финансируется издательством «Воскресный день»

Проект издательства «Белый город»

Политика конфиденциальности

создание сайтов - Webis Group