закрыть
ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ

Данный сайт использует технологию cookie-файлов. Дальнейшее использование ресурса будет означать автоматическое согласие с нашей Политикой конфиденциальности.
Портал Воскресный день
Издательство «Белый город»
Контактная информация
(495) 641-31-00
(495) 302-54-13
Сегодня 23.10.2017
Книга дня
Семирадский Зорина Е. Г.
Картина дня
Фрина на празднике Посейдона в Элевзине Семирадский Генрих Ипполитович
Воскресный день » Авторская колонка »

Третьего сентября 1734 года родился один из выдающихся британских живописцев XVIII столетия Джозеф Райт из Дерби (1734–1797)

03.09.2017
Автопортрет. Около 1780

Современные достижения науки и индустриализации вдохновляли Джозефа Райта из Дерби (1734–1797) – художника необычного таланта, в творчестве которого «реалистическая трезвость» и интерес к прогрессу удивительно сочетались с ярко выраженными романтическими чертами. Предромантизм возник в Англии в середине XVIII века, когда в результате столкновения человеческой личности с реалиями новой технической цивилизации происходил существенный пересмотр концепций и взглядов на жизнь и искусство. Джозеф Райт родился в городе Дерби, расположенном в одном из больших центров промышленной революции, в семье преуспевающего адвоката, обучался живописи Лондоне у Томаса Хадсона. Большую часть жизни художник провел в провинции, среди его друзей было много знаменитых деятелей науки и культуры, промышленников, изобретателей: ученый, врач и философ Эразм Дарвин, геолог Джон Уайтхерст, реформатор керамического производства Джозайя Веджвуд, химик Джозеф Пристли, писатель Томас Гисборн, предприниматель и изобретатель Ричард Аркрайт. Любознательный и пытливый умом Райт подолгу общался с ними, присутствовал при научных экспериментах, состоял членом прогрессивного «Лунного общества».

Своего просвещенного и мечтательного друга Брука Бутби, поэта-любителя и крупного землевладельца из Дербишира, живописец изобразил в духе старой английской традиции возлежащим на фоне пейзажа. Элегантно одетый для загородной прогулки сэр Бутби размышляет на лоне природы с книгой Жан-Жака Руссо в руках. Великого писателя и мыслителя он высоко почитал, имел честь с ним лично общаться. Когда в 1776 году Бутби посетил Париж, Руссо отдал ему рукопись «Диалоги: Руссо судит Жан-Жака», которую англичанин через четыре года опубликовал у себя на родине. Наличие фамилии автора на корешке книги и довольная мягкая улыбка на лице модели могут свидетельствовать о том, что портрет был заказан в честь этого знаменательного события.

Лучшие жанровые картины Райта связаны с его личными наблюдениями и посвящены увлеченной работе ученых-исследователей или людей труда. Во всех этих исполненных романтичной таинственности композициях важнейшую роль играет искусственное освещение. Эффекты светотени придавали происходящему на холсте событию некую театральность и особую значимость. На эрмитажном полотне Кузница. Вид снаружи в полуразвалившемся сарае у стены высокого дома работает ночью кузнец. Черный силуэт его склонившейся над горном фигуры мы видим в ярком отсвете раскаленного металла. Свет огня, словно магический круг, объединяет всех находящихся в кузне людей и оберегает их от пугающей ночной тьмы. «Эта картина, − писал Александр Бенуа, − служит прекрасным доказательством технического совершенства Райта. Она до сих пор пленяет грацией своих контрастов, глубиной темных мест и мягкой силой освещения…».

На полотне Эксперимент с птицей в воздушном насосе ученый демонстрирует в домашней обстановке собравшемуся (очевидно, после публичной лекции) обществу принцип вакуума. Для этой цели он выкачивает с помощью насоса воздух из большой стеклянной колбы, в которой находится белый попугай. Пламя единственной в комнате свечи отбрасывает свет на лица по-разному реагирующих на происходящее участников опыта: одни напуганы, другие спокойно и сосредоточенно следят за процессом, присутствующую здесь молодую пару гораздо больше волнуют собственные взаимоотношения. Художник нагнетает тревожную атмосферу ночного, кажущегося мистическим, действа выразительными деталями (зловещая луна за окном, мрачные своды помещения, чаша с черепом на столе) и оставляет зрителя в неведении относительно финала разыгрываемого драматического спектакля. Сможет ли увлеченный экспериментатор вовремя остановиться? Ведь, если он выкачает из колбы весь кислород, бедная птица неминуемо погибнет.

Осенью 1773 года Джозеф Райт с женой отправились в Италию. Путешествие длилось три года, художник делал многочисленные наброски античных памятников и прибрежного ландшафта. Самое большое впечатление на склонного ко всему необычному и захватывающему живописца произвело увиденное им в Неаполе грандиозное зрелище извержения Везувия, которое он назвал «величайшим чудом природы» и феерия праздничных римских фейерверков – «величайшее чудо искусства». Результатом поездки стали навеянные итальянскими наблюдениями пейзажи. Даже написанный Райтом в Англии спустя двадцать лет Пейзаж с радугой, где изображена местность около Честерфилда, несет в себе отголоски воспоминаний об Италии. Одной из самых знаменитых и масштабных работ мастера стала созданная им в 1779 году композиция Фейерверк. Замок Святого Ангела, находящаяся ныне в коллекции Эрмитажа. Парное полотно Райта «Везувий» хранится в ГМИИ им. А.С. Пушкина, обе картины были приобретены у художника Екатериной II, которая раньше многих других европейцев сумела по достоинству оценить дарование английского живописца. Фейерверки в Европе называли жирандолами (от ит. giranda − сноп огня), на полотне запечатлена иллюминация в небе над Римом, зажигаемая ежегодно накануне дня св. Петра. «Огненным цветом окрашены воды Тибра, причудливо выступают в зареве пламени очертания печально знаменитой тюрьмы (Замок св. ангела). Но еще мгновенье и погаснет сказочное зарево фейерверка, и, подобно театральному занавесу, на город спустится непроницаемый сумрак ночи, поглотив деревья, дома, реку» (Л.А. Дукельская).

По материалам книги А.Е.Головановой. «Шедевры английской живописи»

Книги по теме:



Комментарии пользователей
Оставить свой комментарий
« назад


Вход для пользователей
Вопрос в редакцию
* Отправляя данные, вы соглашаетесь с Политикой конфиденциальности
© 2012, Воскресный день
Сайт для заботливых родителей, учителей и воспитателей.
Юридическая информация

Сайт финансируется издательством «Воскресный день»

Проект издательства «Белый город»

Политика конфиденциальности

создание сайтов - Webis Group