Портал Воскресный день
Издательство «Белый город»
Контактная информация
(495) 641-31-00
(495) 302-54-13
Сегодня 28.05.2017
Книга дня
Жуковский Станислав. Большая коллекция Алдонина Р.П.
Картина дня
Старая усадьба. Май Жуковский Станислав Юлианович
Воскресный день » Авторская колонка »

Константин Александрович Трутовский, русский живописец и график

09.02.2017

Доводилось ли вам, уважаемый читатель, бывать в позабытой глубинке, где не слышно шума городского и нет бурного ритма вечно спешащей жизни? Взять билет на пассажирский поезд, доехать до глухой станции, где поезда останавливаются раз в сутки, и, проехав еще немного на телеге, запряженной старенькой кобылой, погоняемой седым усталым старичком, очутиться у самих истоков Руси, в деревенской тиши? Величавая природа и сельские жители, простые и наивные, но всегда приветливые и радушные, – разве это не составляет то неповторимое чувство Родины, которое есть в душе у каждого?

Неторопливая деревенская жизнь таит в себе много удивительного, чего не хватает нам в городе. Это и свежий воздух, и простота общения, и какая-то особая задушевность сельчан, и теплое веселье праздников, и таинство свиданий под луной. И все это всегда согревает нам душу, навевает радостные воспоминания, а все проблемы кажутся если и не легко разрешимыми, то потусторонними, а потому не столь важными.

Только почему-то этот романтический мир, где радостно бьется сердце и куда все время хочется возвращаться, не так уж часто встречается и в жизни, и в русской живописи. Чтобы почувствовать его, взглянуть на бытовые взаимоотношения с чувством восторга, нужно обладать необыкновенно чистой душой. Воспеть жизнь и быт деревни так, чтобы зрители почувствовали очарование этого мира, зарядились бодростью, удавалось немногим. И среди них Константин Александрович Трутовский (09.02.1826 – 29.03.1893), подлинно народный художник.

Будучи прекрасным, чутким собеседником, завсегдатаем вечеров художников, остроумным иллюстратором-сатириком, редким знатоком народной жизни, Трутовский всегда был в центре внимания публики. О нем восторженно отзывались его близкие друзья – известные русские писатели Ф.М. Достоевский и С.Т. Аксаков и все те,с кем он был знаком. Трутовский – тонкий обличитель нравов мелких помещиков и вместе с тем автор идиллических картин, проникнутых глубокой любовью к простому народу. Среди русских художников трудно найти еще одного такого открытого, искреннего, приятного человека, который бы и в жизни, и в искусстве выражал ничем непоколебимую веру в народ, в нравственное национальное благородство простых людей, достойное уважения.

Трутовский начинал свой творческий путь в середине XIX века. Художники бытового жанра ориентировались на идеи просветительства народа, господствовавшие в обществе благодаря деятельности петрашевцев, публицистике А.И. Герцена, В.Г. Белинского, Н.Г. Чернышевского. Трутовский, будучи близким другом Ф.М. Достоевского, не мог не проникнуться искренним интересом к русской литературе, в частности, к произведениям Н.В. Гоголя. Именно Достоевский открыл Трутовскому глаза на этого выдающегося писателя, поскольку в училище, где в то время учились они оба, произведения Н.В. Гоголя представлялись бессмысленно грубыми и грязными. Достоевский признавал в своем младшем товарище художественные и литературные способности и потому стремился руководить его занятиями: призывал читать Шекспира и других русских и иностранных писателей, заниматься французским языком и делать переводы. Трутовский делился с Достоевским своими личными переживаниями, что отразилось даже на прозе писателя. Влияние Достоевского на Трутовского прекратилось лишь тогда, когда писателя арестовали по делу петрашевцев, причем именно в тот день, когда Трутовский должен был быть на встрече, но по причине смерти матери вынужден был уехать на родину.

К тому времени относится карандашный портрет Достоевского, написанный Трутовским с натуры во время одной из встреч у писателя. По словам Трутовского, «в то время Федор Михайлович был очень худощав; цвет лица у него был какой-то бледный, серый, волосы светлые и редкие, глаза впалые, но взгляд проницательный и глубокий». Именно таким, немного болезненным и глубоко погруженным в собственные мысли, и предстает перед нами великий русский писатель с рисунка Трутовского.

Способности Трутовского к рисованию карикатур на своих товарищей, а также на директора и преподавателей Главного инженерного училища были замечены – директор распорядился выдать художнику все необходимое для творчества. По окончании курса Трутовский должен был уехать служить в одну из крепостей, но был оставлен в училище в качестве репетитора в классах рисования и архитектуры. Это позволило ему в качестве вольнослушателя заниматься в Академии художеств. С самого начала Трутовский увлекся изображением народных сцен, хотя и отмечал, что Академия художеств того времени не могла ничем ему помочь. Лишь жанровые картины П.А. Федотова отмечались Трутовским в качестве идеала для подражания.

Если Федотов отдавал предпочтение по преимуществу городской жизни, то Трутовский находил темы для картин в малороссийской глубинке. «Малороссия, – писал он, – произвела на меня чарующее впечатление… С жаром я принялся рисовать все, что мне попадалось на глаза». А попадались на глаза художнику самые обыденные сценки из жизни простых людей. Влюбившись в Малороссию, Трутовский старался показать жизнь такой, какая она есть, в ее лучших проявлениях – он не искал недостатки, а напротив, хотел показать простоту и, одновременно, мудрость народа, торжество народных обычаев и тонкий украинский юмор.

Любование и восторг от крестьянских образов свойственны многим ранним картинам художника. Эти картины кажутся особенно удивительными, если учесть, что жизнь художника была отнюдь не безоблачна. Разногласия с братом во взглядах на жизнь заставили Трутовского покинуть отцовское имение и уехать вместе с женой в недостроенный дом в Яковлевку, в Курской губернии. В то время средств у художника было недостаточно, а нужно было содержать семью. Рисунки, выполненные для альбома сцен малороссийской жизни, Трутовский, по совету С.Т. Аксакова, отправил в Петербург в Общество поощрения художеств, но комиссия, отметив юмор и бойкость линий, решение об издании не приняла. Аксаков, желая помочь художнику, как своему родственнику, показал рисунки московским издателям, но дело так и не состоялось. Признание таланта Трутовского как Академией художеств, которая присудила ему звание неклассного художника в 1854 году, так и восторженный отзыв известного историка искусства и скульптора Н.А. Рамазанова в «Московских ведомостях» не повлияли на успешную продажу его работ. Лишь когда Аксаков показал одну из картин Трутовского известному коллекционеру В.А. Кокореву, тот пришел в восторг и заплатил художнику деньги, необходимые для поездки за границу.

За границей Трутовского особенно увлекла живопись старых мастеров: Веронезе, Рафаэля, Гвидо Рени, Рубенса и других фламандцев. Однако из-за болезни жены ему пришлось прервать поездку и вернуться в Россию. Жена умерла в 1858 году, после чего он уехал в Петербург.

В столице Трутовский быстро сблизился с видными русскими писателями и художниками – Т.Г. Шевченко, И.С. Тургеневым, Д.В. Григоровичем, И.И. Соколовым, А.П. Боголюбовым, Л.Ф. Лагорио и другими. Трутовский был в числе посетителей известных в то время вечеров – сначала «сред» у Ф.П. Толстого, затем «пятниц» петербургских художников, а с образованием Артели И.Н. Крамского в 1864 году еще и «четвергов» этого художественного объединения. Трутовскому эти встречи давали очень много: помимо обсуждений современного искусства, он еще и овладевал некоторыми приемами техники, которых не знал, поскольку не закончил Академию художеств.

Господствующие в то время взгляды на русскую действительность отразились и на творчестве художника. Восторг от украинских крестьян с их светлым оптимизмом сменился невеселыми праздниками бедноты Курской губернии и едкой критикой жизни провинциального дворянства. Теперь его жанровые сценки напоминали картины известного фламандского жанриста Давида Тенирса Младшего, которого Трутовский изучал во время поездки за границу. Хоровод в Курской губернии напоминает многочисленные Сельские праздники Тенирса, а «Игра в карты» – сценки во фламандских тавернах.

Другая значительная картина этого времени – Игра в карты. Если образы крестьян из «Хоровода» написаны с максимально возможным сопереживанием их нелегкой судьбе, то игроки в карты не вызывают у художника ни малейшей симпатии. Пренебрежительный взгляд одного из игроков на слугу, хитрая ухмылка другого, сидящего напротив, грузная спина разжиревшего помещика, закрывающая от нас игровой стол, – все персонажи картины изображены с уничтожающей иронией.

Трутовский, убежденный противник крепостного строя, принял реформу 1861 года с удовлетворением.

Когда в 1864 году была проведена земская реформа, он, с большим желанием облегчить участь крестьян, стал заниматься переустройством сельской жизни в качестве председателя Земской управы. В эти полтора года работа в земстве стала отнимать у него много времени, настолько, что он занимался творчеством гораздо меньше, чем раньше. Однако очень скоро Трутовский понял, что участие крестьян в земствах было фикцией – все равно распоряжались там крупные землевладельцы. В рисунке «Земское собрание в провинции» он противопоставил безмолвных крестьян шумным помещикам.

Подобные рисунки предвосхищали программные картины передвижников, например, Земство обедает Г.Г. Мясоедова. Но Трутовский видел для себя художественный идеал не в критике недостатков, а в создании идеала крестьянских отношений. Хотя он по-прежнему стремился отображать жизнь без прикрас, теперь для этого избирались чаще всего радостные сюжеты, лишенные критики недостатков. Так, тема возвращения с ярмарки, популярная у русских живописцев конца 1860-х годов, под кистью Трутовского предстает по-настоящему праздничной – настолько одухотворены лица крестьян.

Уже в этой картине наметилась основная линия дальнейшего творчества Трутовского – крестьянин в овечьей шкуре искоса поглядывает на молодую одинокую девушку с ребенком. Тема любовных ухаживаний, переживаний, характерная для живописи Трутовского 1850-х годов, с конца 1860-х стала одной из основных. Он без конца писал один и тот же сюжет свидания и любовной игры, варьируя его на разные лады. Таковы картины У плетня (1863, 1879), Свидание (1870-е, 1886), На мостках, Отдых в сарае, В лунную ночь, У хаты и многие другие. Трутовский пытался «влюбить» зрителей в простых крестьян, вызвать не столько сочувствие к ним, сколько чувство гордости за них и на этой основе повлиять на утверждение в обществе человеколюбия, желания перемен к лучшему.

И все же задушевность изображения франтоватых хлопцев, лукавых девушек кажется ненастоящей, придуманной, особенно на фоне жанровых картин передвижников, написанных в то же самое время. То, что у Трутовского была совсем другая цель, обычно упускается из виду. Выявить недостатки, которые и без того были всем известны, куда проще создания положительного героя. Придумать идеальный мир, идеальные взаимоотношения людей, да так, чтобы при этом не потерялись народные характеры и обычаи, – эта задача виделась Трутовскому в качестве лейтмотива всего его творчества.

В этом ряду картины Трутовского, живо передающие обряды и традиции, сохранившиеся с древних времен, выглядели важной составляющей идеального мира. В старину цикл народных праздников всегда начинался с колядок. После Рождества и до Крещения молодежь ходила по избам и распевала веселые поздравительные песни. Хозяева награждали певцов яствами. Со временем обряд колядок превратился в веселую забаву. В картине Колядки в Малороссии художник с большой теплотой изобразил народный праздник.

Конечно, Трутовский писал и реалистические картины, чутко реагируя на все характерные явления в жизни села, изображал крестьян за работой и подлинно трагические эпизоды. В картине Сельская учительница Трутовский искренне сочувствует душевному состоянию молоденькой учительницы, оказавшейся в глухой деревне среди незнакомых людей.

Исследователи творчества Трутовского обычно подробно останавливаются на его реалистических картинах, а тема живописной идеализации крестьянской жизни заменяется анализом его иллюстраций к произведениям современных художнику писателей и поэтов. Наиболее интересны иллюстрации Трутовского к басням И.А. Крылова.

Еще в юности Трутовский увлекся произведениями Н.В. Гоголя. В его наследии он нашел для себя описания того, что он сам много раз видел, путешествуя по Украине, а именно: национальные характеры, нравы, ту правду и поэтическое чувство, которое потом стало основой его собственного творчества. Трутовский особенно любил Вечера на хуторе близ Диканьки. То, что он вложил в иллюстрации к этому произведению и свои собственные наблюдения народной украинской жизни, определило их успех.

Это увлечение было столь велико, что Трутовский написал несколько картин, иллюстрирующих произведения великого писателя. Среди них – «Майский вечер», Сорочинская ярмарка и другие.

Трутовский не мог обойти своим вниманием и личность Т.Г. Шевченко, с которым был знаком еще в Петербурге. Великий украинский поэт и художник в одной из картин Трутовского изображен сидящим на пригорке на фоне Днепра и бескрайних украинских далей.

Влюбленность Трутовского в Украину была столь велика, что сейчас его, связанного как с русской, так и с украинской культурой, чаще называют только украинским художником. Действительно, самые лучшие его картины, идеализирующие народную жизнь, связаны по большей части с Украиной, с малороссийскими традициями. Его «душа, полная Гоголем», всегда стремилась на Украину. Даже живя в Москве, Трутовский отдавал предпочтение сельской жизни, регулярно выезжая в свою любимую Малороссию.

Праздник, царивший в душе художника, отразился и в его картинах, всегда наполненных ласковым солнечным светом. Глядя на них, зритель заряжается настоящей радостью, и именно поэтому идеальный восторженный мир, созданный Трутовским в живописи, заслуживает пристального внимания.

 

По материалам книги А.А. Шестимирова. «Забытые имена»


Книги по теме:



Комментарии пользователей
Оставить свой комментарий
« назад


Вход для пользователей
Вопрос в редакцию
© 2012, Воскресный день
Сайт для заботливых родителей, учителей и воспитателей.
Юридическая информация

Сайт финансируется издательством «Воскресный день»

Проект издательства «Белый город»

создание сайтов - Webis Group