закрыть
ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ

Данный сайт использует технологию cookie-файлов. Дальнейшее использование ресурса будет означать автоматическое согласие с нашей Политикой конфиденциальности.
Портал Воскресный день
Издательство «Белый город»
Контактная информация
(495) 641-31-00
(495) 302-54-13
Сегодня 22.09.2017
Книга дня
Шассерио Прокофьева М.
Картина дня
Мавританский танец Шассерио, Теодор
Воскресный день » Авторская колонка »

6 августа родился Аполинарий Михайлович Васнецов, выдающийся русский художник, черпавший вдохновение в природе и истории родной страны

06.08.2017
Н.Д. Кузнецов. Портрет А.М. Васнецова

Трудно найти среди русских художников больших выразителей национального духа, чем братья Виктор (1848–1926) и Аполлинарий (1856–1933) Васнецовы. Воплощения зачастую героически-наивных мифов и надежд народа русского старшим братом Виктором и не менее патетическая романтика московской истории младшего, Аполлинария – это лишь небольшая часть выплеснувшейся в их творчестве великой страсти, что называется любовью к Родине. Да иного вроде бы и быть не могло. Если уж Бог дал братьям немалые таланты творить прекрасное, да определил им родиться в суровых русских, вятских краях, а не в прозападном, к примеру, Петербурге, то и должны они оба стать великими патриотами земли своей.

Братья родились в семье священника, у них рано проявлялись способности к рисованию. Аполлинарию было десять лет, когда умерла мать. В четырнадцать он лишился и отца. Виктор овладевал живописью в Петербурге. Аполлинарий стоически перенес сложное для себя время.  Юноша учился в Вятском духовном училище, но не забывал и рисование. Во время летних каникул Виктора, которые тот проводил в Вятке, их совместные занятия живописью и частные уроки в остальное время года определили выбор Аполлинария. После окончания духовного училища он в 1872 году отправляется в Петербург. Его попытка поступить в Академию окончилась неудачей. Однако Аполлинарий не оставляет живопись – много занимается самостоятельно, пользуясь советами брата и его друзей.

Одновременно в это время у него растет интерес к литературе, геологии, астрономии. Наконец, он серьезно  воспринял идеи о бескорыстном служении народу. После трех лет пребывания в российской столице Аполлинарий возвращается в Вятку, сдает экзамены на звание народного учителя и идет образовывать крестьянских детей.

Однако вскоре Аполлинарий Васнецов возобновил напряженные занятия живописью. О своих главных учителях художник писал: «Одним из сильнейших внешних побуждений было, бесспорно, влияние брата Виктора, уже сложившегося художника… Причиной особого предпочтения И. Шишкина перед другими художниками была вятская природа: леса, поля и дали; они общие для нас обоих: и я, и он выросли в вятских лесах… Когда появились пейзажи Куинджи, то обаяние Шишкина отошло на второй план… В пейзажах Куинджи меня поражали свет и пространство – одно из первых основных начал пейзажа, которое он так явно сумел поставить».
Перед молодым художником в период его становления стояла сложная задача – соприкасаясь с творчеством великих русских живописцев, впитывая их идеи, наблюдая за их работой, найти свой стиль, свое видение живописи. Поэтому уже в первых этюдах и работах А. Васнецова, относящихся к началу 1880-х годов, начинает угадываться набирающая силу самобытная живопись мастера. И вот уже сам Павел Михайлович Третьяков начинает присматриваться к младшему брату Виктора Васнецова, а в 1883 году приобретает для своей галереи работу Аполлинария Васнецова – Серый денек, которая демонстрировалась на IX выставке художников-передвижников.

Каждой новой картиной А. Васнецов утверждал в своих пейзажах и спокойно-суровое, и величественное изображение природы. Одно из лучших творений 1880-х – картина Родина. Убогость небольшой деревеньки, что вросла в холмы и перелески переднего плана, уравновешивается открывающимися необъятными просторами, внушающими, пусть пока неосознанную веру в достойное будущее. Подтверждением такой вот тихой любви к своей земле и восхищением ее дикой мощью стал уральский цикл художника. Полотна Тайга на Урале. Синяя гора, Сибирь, Кама, Северный край, Озеро – поэмы о северных краях в красках, ставшие, возможно, высшим достижением живописца.

Понимая, что искусство не может стоять на месте, и принимая что-то из новых западноевропейских веяний, художник в главном до конца оставался верен традициям русских реалистов XIX столетия. Хотя поиски новых путей, характерные и для русской живописи начала XX века, самым неожиданным образом сказались на творчестве Аполлинария Михайловича Васнецова. Он «заболевает» исторической тематикой, и на его полотнах возникают реалистические по исполнению, но мифологические или даже фантастические по содержанию картины истории Московской Руси, прежде всего  виды самого города: Улица в Китай-городе. Начало XVIII века (1900), Всехсвятский каменный мост. Москва конца XVII века (1901), Гонцы. Ранним утром в Кремле конца XVII века (1913) и другие. Добавим, что многие картины, так или иначе связанные с историей Москвы, художник писал и в 1920-е годы – времени становления советского государства.

А.М. Васнецов много времени уделял общественной и педагогической работе. В Товариществе передвижных художественных выставок он был главным авторитетом, устранявшим многочисленные трения между его членами. По отзывам современников, Аполлинарий Михайлович был спокойным человеком, не позволявшим себе в спорах ни повысить голоса, ни сказать резкого слова своему оппоненту. Его оружием были высокая эрудиция и заведомая доброжелательность. Именно эти качества сделали его лидером Союза русских художников, возникшего в 1903 году. Художник с 1901 по 1918 год был преподавателем в Московском Училище живописи, ваяния и зодчества, где он руководил пейзажным классом. В 1908 году А.М. Васнецов выпустил капитальный труд «Художество», в котором он среди прочего  выражал озабоченность крайними и агрессивными течениями в искусстве, ведущими к бездуховности и нетерпимости.

Сын священника, в сущности разночинец, мечтавший в своей юности о  великих социальных переменах, не нашел точек соприкосновения с новой властью. Нет, он не отбыл в эмиграцию, но и не расточал хвалебных слов в ее адрес. Художник продолжал работать. Его картина – Шум старого парка (1926 ) – настоящий шедевр. Картина-размышление, картина-прощание.

Аполлинарий Михайлович Васнецов был единственным художником, публично выступившим против сноса храма Христа Спасителя в Москве.

В 1965 году в Москве, в доме, где жил и работал Аполлинарий Васнецов, был открыт мемориальный музей-квартира художника. А в 1981 году в селе Рябово, на родине живописцев, открыт Дом-музей В.М. и А.М. Васнецовых.

Книги по теме:




    Комментарии пользователей
    Оставить свой комментарий
    « назад


    Вход для пользователей
    Вопрос в редакцию
    * Отправляя данные, вы соглашаетесь с Политикой конфиденциальности
    © 2012, Воскресный день
    Сайт для заботливых родителей, учителей и воспитателей.
    Юридическая информация

    Сайт финансируется издательством «Воскресный день»

    Проект издательства «Белый город»

    Политика конфиденциальности

    создание сайтов - Webis Group