закрыть
ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ

Данный сайт использует технологию cookie-файлов. Дальнейшее использование ресурса будет означать автоматическое согласие с нашей Политикой конфиденциальности.
Портал Воскресный день
Издательство «Белый город»
Контактная информация
(495) 641-31-00
(495) 302-54-13
Сегодня 19.11.2017
Книга дня
Клод Моне. Позднее творчество Астахов Ю .А.
Картина дня
Жан Моне на механической лошадке Моне, Клод
Воскресный день » Авторская колонка »

Портреты адмирала Н.С. Мордвинова кисти А.Г. Варнека

25.02.2016
Портрет адмирала Николая Семеновича Мордвинова

 

В 1839 году критик П.П. Каменский опубликовал в журнале «Отечественные записки» статью «Мастерские русских художников», содержащую список живописных произведений А.Г. Варнека [1], который, по словам искусствоведа Л.Н. Целищевой, ему надиктовал сам художник [2]. При этом в списке указаны лишь те работы, начиная с самых ранних, местонахождение которых их автор знал. Строго говоря, Каменский в своей статье назвал около 100 произведений А.Г. Варнека в одном исключительно длинном предложении, которое списком можно назвать лишь условно.

Процитирую для ясности фрагмент данного «списка»: «Спешим познакомить читателей с предшествующими произведениями А.Г. Варнека и укажем места, где они находятся. Портреты графа Александра Сергеевича Строганова во весь рост, в Андреевском орденском одеянии, сидящего с планом Императорской академии художеств, в руке, – находится у его наследников; Алексея Николаевича Оленина, президента Академии, коленный; супруги его, Елизаветы Марковны, – той же меры, находится также у него; <…..>; адмирала Николая Семеновича Мордвинова, поясной, находится у него.

Выделенные жирным шрифтом слова во фрагменте являются основным документальным доказательством тому, что в числе работ А.Г. Варнека поясной портрет адмирала Н.С. Мордвинова определенно имеется, а его местонахождение в 1839 г. явно указывает на то, что данный портрет был заказан художнику самим владельцем портрета. Вместе с тем Каменский в своей статье ничего не сообщает о том, были ли у портрета повторения.

Примерно до 2006 года был известен лишь один поясной портрет адмирала Н.С. Мордвинова (71 х 57,4) кисти А.Г. Варнека, находящийся в собрании Научно-исследовательского музея Российской академии художеств (НИМ РАХ), и этот вопрос еще не возникал. Но после того как Ю.Ю. Гудыменко атрибутировал портрет графа Н.С. Мордвинова (67 х 54), находящийся в запасниках Государственного Эрмитажа, как работу этого же художника, возник вопрос о том, как данный и эрмитажный портреты соотносятся между собой. Автор настоящей публикации хотел бы рассказать в ней о некоторых секретах портрета из собрания НИМ РАХ и высказать свою точку зрения о том, как он связан с портретом-двойником.

 




  1. Варнек А.Г. Портрет Н.С. Мордвинова. НИМ РАХ
  2. Варнек А.Г. Портрет Н.С. Мордвинова. ГЭ
  3. Дж. Доу. Портрет Н.С. Мордвинова. ГТГ

Впервые информацию о первом из этих портретов сообщил в 1908 году в Каталоге старинных произведений искусства, хранящихся в Императорской академии художеств, известный русский искусствовед Н.Н. Врангель [3]. Приведу здесь дословно его аннотацию к портрету, в которой, помимо обычных сведений о модели и портрете, искусствовед высказал свою версию, касающуюся его авторства:
«Граф Николай Семенович Мордвинов (1754 – 1845). Вице-адмирал 1792 г. (адмирал 1797 г. – В.В.). Участник Турецкой войны. В 1801 г. председатель Адмиралтейской коллегии. Член Государственного совета (с 1810 г.– В.В.). В 1810 г. председатель Департамента Государственной экономии. В 1840 г. (1834 г .– В.В.) – граф. Почетный любитель Академии художеств (с 1810 г. – В.В.). Граф изображен по грудь (по пояс. – В.В.) 3/4 влево. На нем мундир с красным воротником и шинель табачного цвета. На шее орден Св. Анны (2-й, но не 1-й степени, как указывается во всех первоисточниках! – В.В.) с бриллиантами. Через плечо лента Св. Александра Невского. Надпись золотыми буквами приписывает этот портрет Варнеку, но, судя по весьма плохой живописи, это, вероятно, копия с неизвестного оригинала этого художника. Мордвинова писал (в 1826 –1827 гг. – В.В.) Дау (Джордж Доу – В.В.) и лепил П. Соколов».

Выступая лишь в качестве зрителя обсуждаемого Портрета адмирала Николая Семеновича Мордвинова, трудно сказать, насколько слова Н.Н. Врангеля о «весьма плохой живописи» справедливы по своей сути, поскольку визуальная оценка качества рассматриваемого изображения довольно высока. Оно выглядит много лучше некоторых других оцифрованных изображений портретов кисти А.Г. Варнека, выставленных на сайте, в авторстве которых сомневаться не приходится.

Изображение четкое, колорит красок яркий, дефектов на полотне не видно, а сам портрет выглядит довольно эффектно: на зрителя нацелен прямой серьезный взгляд видного государственного деятеля, глаза у которого умные и живые. А это (последнее), как известно, – характерный признак многих портретов А.Г. Варнека. Поэтому версию Н.Н. Врангеля о том, что портрет из собрания НИМ РАХ может быть копией неизвестного художника с оригинала А.Г. Варнека, высказанную без каких-либо комментариев, нахожу малоубедительной, несмотря на очень высокий авторитет автора каталожной заметки в мире искусства.

Следует сказать, что спустя десятилетия после опубликования Каталога Н.Н. Врангеля портрет Н.С. Мордвинова из собрания НИМ РАХ включили в «свои» списки произведений А.Г. Варнека искусствоведы М.М. Ракова и В.С. Турчин [8, 9]. При этом Ракова поместила его под номером 3 в раздел «Приписываемые произведения», учитывая, очевидно, сомнения в авторстве, высказанные Врангелем (дату она также не приводит). Турчин же поместил данный портрет в раздел «Произведения, датировать которые не представляется возможным». Оба автора допустили ту же опечатку, что и Врангель, назвав произведение «Портретом вице-адмирала…».

Приступив к написанию этого фрагмента, открыл Каталог выставки Российской академии художеств, посвященной 300-летнему юбилею Санкт-Петербурга, на с. 37 которого воспроизведен портрет адмирала Н.С. Мордвинова. Под изображением указано: «Варнек А.Г. 1782–1843. Портрет почетного любителя ИАХ графа Н.С. Мордвинова. Около 1812. Холст, масло» [10]. Не знаю, каковы были мотивы у искусствоведов указать именно эту дату, но я с ней согласен (см. ниже). И если она верна, то можно утверждать, что адмирал запечатлен на портрете в расцвете творческих сил в возрасте примерно 58 лет.

В очередном Каталоге НИМ РАХ, изданном годом позже, снова были приведены некоторые сведения о Н.С. Мордвинове и его портрете [11]. Приходится сожалеть, что составители Каталога, доверившись авторитету знаменитого Н.Н. Врангеля, позаимствовали неточности из изданного им Каталога 1908 года, назвав произведение «Портретом вице-адмирала…» и указав неверную дату возведения в графское достоинство (1840). Вновь приведено ничем до сих пор не подтвержденное и не опровергнутое мнение Н.Н. Врангеля, что портрет может быть копией неизвестного художника с утраченного оригинала Варнека. И дата написания портрета (после 1810) выглядит уже менее определенной, чем в предыдущем Каталоге. В то же время в самом конце католожной заметки приводятся важные сведения о портрете: поступил после 1810 г., написан для зала Совета АХ.

Сопоставление этих сведений с информацией о портрете из статьи П.П. Каменского позволяет предположить, что в собрании НИМ РАХ находится не тот портрет Н.С. Мордвинова, о котором сообщается в списке Каменского. Аргументом для этой точки зрения является то, что в 1839 году портрет находился у самого адмирала, и он, очевидно, лишь после его смерти перешел к наследникам. Сын адмирала, Александр Николаевич (1798–1858), известный профессиональный художник, вряд ли мог передать данный портрет в Академию художеств и оставил его, скорее всего, в своей домашней коллекции. А если бы это случилось, то в цитируемой выше католожной заметке были бы другие слова: поступил после 1845 года от наследников Н.С. Мордвинова. Кроме того, не было бы слов: написан для зала Совета АХ.

Возникает в результате версия, что «Портрет адмирала Н.С. Мордвинова», находящийся уже более 200 лет в здании Академии художеств, был заказан непосредственно Александру Варнеку руководством Академии специально для зала Совета АХ. Случилось это, скорее всего, в конце 1810 – начале 1812 года, после того, как художник был удостоен 1 сентября 1810 г. за портрет графа И.О. (Яна) Потоцкого звания академика. Мотивы у руководства Академии сделать такой заказ именно в это время, несомненно, были: в 1810 году адмирал Мордвинов стал штатным почетным любителем ИАХ [12] и членом Госсовета. И вряд ли это могло произойти, например, уже во второй половине 1812 г., поскольку в это время опала М.М. Сперанского, подчиненным которого Н.С. Мордвинов в это время являлся, коснулась, в определенной степени, и его.

Переключимся теперь на эрмитажный портрет адмирала Н.С. Мордвинова (см. выше), который, согласно атрибуции Ю.Ю. Гудыменко, был выполнен А.Г. Варнеком в 1810–1820 годах. О нем мне известно лишь то, что данный портрет летом-осенью 2006 г. находился в экспозиции выставки Эрмитажа «Идеал и действительность. Русский портрет первой половины XIX века» в городе Калининграде. Из интернета знаю, что одна из посетительниц выставки обратилась к экскурсоводу с вопросами о «бутафорских» орденах на шинели портретируемого, но его ответом была не удовлетворена. Не буду вступать здесь в полемику по данному вопросу и остановлюсь лишь на главном вопросе, как соотносятся между собой данный портрет и портрет из собрания НИМ РАХ.

Сопоставление данных портретов (и их фрагментов) показывает, что портреты эти обнаруживают большое сходство, которое бывает при сопоставлении портрета-оригинала и его повторения, однако небольшие различия в облике лица модели на них, несомненно, есть. Учитывая, что ни один из этих портретов не является, по моему мнению, копией неизвестного художника, а также то, что заказчики у портретов разные, думаю, что они были написаны почти одновременно. Скорее всего, вначале был написан все-таки большой портрет, заказанный художнику руководством ИАХ. Затем портрет меньшего размера заказал художнику для дома и семьи сам адмирал, у которого он впоследствии и находился. Иными словами, предполагаю, что в собрании Эрмитажа находится именно тот портрет, который ранее являлся собственностью самого адмирала.

Некоторые различия в выражении лиц портретируемых на данных портретах вполне объяснимы теми задачами, которые стояли перед художником. На портрете для зала Совета ИАХ адмирал выглядит более официально, и об этом уже говорилось выше. Очевидно, что эту официальность, строгость и значительность запечатленного на портрете лица требовалось передать художнику, и с этой задачей он справился.  
На портрете для дома и семьи требовалось передать другие качества портретируемого. И мы видим, что лицо модели выглядит раскрепощенным и добрым, а взгляд хозяина дома является не только живым, но и человечным. И с этой задачей художник, как видно, тоже справился. 

В заключение хотелось бы сказать несколько слов о большом парадном портрете адмирала Н.С. Мордвинова (241 х 156) из собрания Государственной Третьяковской галереи, выполненном Дж. Доу в 1826, 1827 годах. [13]. Думается: неужели и в данном случае авторы Каталога попали под обаяние Н.Н. Врангеля, назвав портретируемого, как это сделали и все указанные выше авторы, вице-адмиралом? Стоит заметить, что Дж. Доу изобразил адмирала на своем портрете с таким же поворотом головы, как и на двух предыдущих портретах, поэтому представило интерес сопоставить фрагменты всех трех портретов, расположив их так, как это сделано в настоящей работе. На портрете Дж. Доу адмиралу, бывшему в период с 1823 по 1840 год. председателем Вольного экономического общества и ставшему в 1826 году Почетным членом Петербургской академии наук, в это время было уже 72 года. И хотя разница в возрасте модели на данном портрете и портретах Варнека составляет 14 лет, видно, что художники изобразили одного и того же человека. Но разница в возрасте, конечно, заметна.

Считаю, что для надежного установления авторства портрета адмирала Н.С. Мордвинова из собрания НИМ РАХ было бы важно в одних условиях провести технико-технологическое исследование сразу двух портретов работы А.Г. Варнека.

 Варнек Владимир Алексеевич, к.ф.-м.н., ИНХ СО РАН 


ЛИТЕРАТУРА
1. Каменский П.П. Мастерские русских художников. – Н.И. Уткин – А.Г. Варнек – Демут Малиновский. Отечественные записки. 1839. Т. II. Отд. IV. Художества. С. 1–24.
2. Целищева Л.Н. История забытого портрета. Художник. 1984, № 10. С. 57.
3. Врангель Н. Н. Каталог старинных произведений искусства, хранящихся в Императорской академии художеств. Старые годы, 1908. Приложение. С. 46.
4. Федорченко В.И. Дворянские роды, прославившие Отечество: Энциклопедия дворянских родов. Красноярск: Бонус; М.: Олма-Пресс, 2004 (Мордвиновы). С. 138.
 5. Банников А.П., Сапожников С.А. // Собиратели и хранители прекрасного: Энциклопедический словарь российских коллекционеров от Петра I до Николая II. 1700 – 1918 гг. М.: ЗАО «Центрполиграф», 2007 (О коллекционере Н.С. Мордвинове). С. 320.
6. Доценко В.Д., Миронов В.Ф. Знаменитые люди Санкт-Петербурга. Биографический словарь. СПб., 2002. С. 228.
7. Биографический энциклопедический словарь. М.: Большая Российская энциклопедия, 2000. С. 409.
8. Ракова М.М. Список портретных работ А.Г. Варнека. – В кн.: Очерки по истории русского портрета первой половины XIX века. М., 1966. С. 320–325.
9. Турчин В.С. Александр Варнек, 1782 – 1843. М.: Искусство, 1985. С. 146.
10. Каталог выставки «Русское и западноевропейское искусство XVII – начала XX веков из собрания Научно-исследовательского музея Российской академии художеств» (посвящается 300-летнему юбилею Санкт-Петербурга). М., 2002. С. 37.
11. Немцы и Академия художеств. Российская Академия художеств и Научно- исследовательский музей РАХ. М., 2003. С. 33.
12. Оленин А.Н. Избранные труды по истории и деятельности Императорской академии художеств. Составитель Н.С. Беляев. СПб., 2010. С. 51.
13. Государственная Третьяковская галерея. Каталог живописи первой половины XIX века. Т. 3. М.: Сканрус, 2005. С. 100.







Комментарии пользователей
Оставить свой комментарий
« назад


Вход для пользователей
Вопрос в редакцию
* Отправляя данные, вы соглашаетесь с Политикой конфиденциальности
© 2017, Воскресный день
Сайт для заботливых родителей, учителей и воспитателей.
Юридическая информация

Сайт финансируется издательством «Воскресный день»

Проект издательства «Белый город»

Политика конфиденциальности

создание сайтов - Webis Group