Портал Воскресный день
Издательство «Белый город»
Контактная информация
(495) 641-31-00
(495) 302-54-13
Сегодня 24.07.2017
Книга дня
Эдгар Дега Астахов Ю .А.
Картина дня
Урок танцев Дега, Эдгар
Воскресный день » Авторская колонка »

К 235-летию художника-портретиста А.Г. Варнека

27.02.2017
А. Варнек. Александр Алексеевич Тучков

 

Портреты участников Отечественной войны 1812 года в творчестве художника А.Г. Варнека

Исследованию творчества художника-портретиста первой трети XIX века Александра Григорьевича Варнека (1782–1843) посвящена монография В.С. Турчина [1]. Элементы биографии художника и сведения о написанных им портретах можно найти также во многих энциклопедиях, каталогах музеев и словарях. Знакомство с библиографическими источниками показывает, что среди примеров приводимых в них произведений Варнека практически отсутствуют портреты военных, в частности участников Отечественной войны 1812 года. Между тем из анализа списка произведений художника, приведенного в монографии Турчина, следует, что Варнек написал порядка тридцати портретов военных, в числе которых имеется ряд портретов известных генералов того времени [2]. Основная причина, по которой это направление творчества художника оказалось преданным забвению, объясняется, по-видимому, утратой большого числа написанных им портретов военных. В последние годы ситуация в этой области несколько улучшилась, т.к. в результате изысканий искусствоведов было найдено несколько важных работ портретиста.

Автор настоящей статьи, изучив биографии портретируемых Варнека, установил, что он написал, по крайней мере, 17 портретов участников Отечественной войны 1812 г., среди которых десять генералов-героев, запечатленных Джорджем Доу на портретах, находящихся в Военной галерее Зимнего дворца. В свою очередь, девять портретов из 17 и некоторые их копии находятся в настоящее время в собраниях шести российских музеев, а местонахождение восьми из них остается неизвестным. Материал, представленный в настоящей работе, содержит краткие сведения о портретируемых и их портретах, выполненных художником. Замечу, что речь пойдет лишь о тех  портретах, местонахождение которых является известным.

Коновницын Петр Петрович (1764–1822), генерал от инфантерии (1817), военный деятель, входит в число самых знаменитых графов и в число самых знаменитых героев России [3,4]. К воинской службе приступил в 1785 г.; участвовал в боевых действиях против шведов (1788–1790) и поляков (1794), а в 1808–1809 гг. – вновь в боевых действиях против шведов, отличившись в которых, был произведен в генерал-лейтенанты. В начале войны 1812 г. Коновницын командовал 3-й пехотной дивизией, которая сдерживала натиск основных сил противника и отличилась в боях при Островно, Смоленске и Лубине. В день Бородинского сражения генерал возглавил оборону левого фланга, был дважды контужен, но не оставил поля боя. Уже на следующий после битвы день М.И. Кутузов назначил Коновницына командиром 3-го корпуса, а в дальнейшем сделал его своим ближайшим помощником. Отличившись в сражениях под Тарутино, Малоярославцем, Вязьмой и Красным, Коновницын получил звание генерал-адъютанта. Приняв участие в зарубежном походе русских войск 1813 г., он был серьезно ранен и в боевых действиях больше не участвовал. В последующие годы Коновницын занимал пост военного министра, был членом Госсовета и директором военно-учебных заведений и Царскосельского лицея. За время службы награжден десятью орденами и золотой шпагой «за храбрость» с алмазами. Похоронен в с. Кярово Гдовского уезда Псковской губернии [3–5].


Портрет П.П. Коновницына был написан Варнеком в 1819 г., в 1839 г. он находился у потомков генерала, а в 1985 г. считался утерянным [1]. И лишь в 2007 г. искусствовед В.Е. Анфилатов в своей публикации привел доказательства тому, что портрет П.П. Коновницына, находящийся в экспозиции музея «Бородинское поле» с 1953 г. и приписываемый ранее О.А. Кипренскому, является работой Варнека [6]. В этом же году издательство «Белый город» выпустило в серии «Сокровища русского искусства» альбом, посвященный музею-заповеднику «Бородинское поле». В данном альбоме портрет П.П. Коновницына впервые воспроизведен в цвете с указанием имени художника [7]. Копия портрета П.П. Коновницына с оригинала Варнека, выполненная в 1836 г. П.А. Олениным, находится в постоянной экспозиции музея «Бородинская панорама» в Москве [1,8] и воспроизведена в альбоме, изданном сотрудниками музея [9].

Тучков Александр Алексеевич (1777–1812), генерал-майор (1808). Один из наиболее молодых генералов Отечественной войны 1812 г. Входит в число самых знаменитых героев России[4]. К службе приступил в 1794 г., в 1806–1809 гг. участвовал в боевых действиях с шведами и французами и был награжден орденами Св. Георгия 4-й ст., Св. Владимира 3-й ст., Св. Анны 2-й ст. с алмазами. В начале Отечественной войны 1812 г. Тучков командовал бригадой, которая сдерживала неприятеля под Витебском, Смоленском и Лубином. Во время Бородинского сражения Тучков с двумя полками был послан на помощь П.И. Багратиону, который нес огромные потери. Возглавив атаку Ревельского полка по освобождению занятых противником флешей, генерал Тучков геройски погиб в бою. На месте гибели Тучкова, указанном П.П. Коновницыным, вдова генерала М.М. Тучкова поставила первый бородинский памятник павшим в сражении – церковь Спаса Нерукотворного, освященную в 1820 г. Вокруг нее в 1839 г. возник Спасо-Бородинский женский монастырь, где вдова стала первой игуменьей под именем Мария [4,5,10,11].

Портрет А.А. Тучкова отсутствует в списке Турчина, который, по мнению искусствоведов, является далеко не полным. Однако доказательства того, что художник написал портрет молодого генерала в начале 1810-х гг., нашлись. Сделала это сотрудник Государственного Исторического музея Т.А. Селинова в 1985 году [10]. Она же установила, что портрет, поступивший в 1945 г. в музей-заповедник «Бородинское поле» из Государственного Эрмитажа, является оригиналом, а портреты, хранящиеся в ГИМе и в музее «Бородинская панорама», – копии с него.

Портрет А.А. Тучкова относится к наиболее востребованным произведениям Варнека. Он находится в постоянной экспозиции музея «Бородинское поле»[7]; упоминается в «Письмах русского офицера» Ф.Н. Глинки; сподвиг Марину Цветаеву на написание стихотворения «Генералам двенадцатого года»; воспроизводится в различных статьях об А.А. Тучкове [4,5,7,10,11]. Именно с этого портрета английский портретист Дж. Доу выполнил в 1822–1825 гг. свою известную копию для Военной галереи Зимнего дворца.

  




Балашов Александр Дмитриевич (1770–1837), генерал от инфантерии (1823), государственный деятель. Перед началом войны 1812 г. имел чин генерал-лейтенанта, был членом Госсовета, петербургским военным губернатором и занимал пост министра полиции. В 1812–1814 гг. состоял в свите Александра I и выполнял дипломатические поручения. В январе 1813 г. прибыл к армии, сопровождал императора и участвовал в ряде сражений 1813, 1814 гг. В 1820-е годы был генерал-губернатором округа из пяти губерний, членом Военного совета. В 1834 г. вышел в отставку. За годы службы награжден десятью орденами. Похоронен в с. Покровском Шлиссельбургского уезда Петербургской губернии [5].

Один из портретов А.Д. Балашова, написанных Варнеком ок. 1815 г., находится в постоянной экспозиции Государственного Исторического музея, а другой – в частной коллекции. Гравюра с последнего, выполненная в 1815 г. А.Г. Ухтомским, воспроизведена в Словаре русских генералов [5]. Замечу, что А.Г. Варнек и А.Д. Балашов проживали в Петербурге на одной улице (Васильевский остров, 3-я линия)[12]. Быть может, это и способствовало тому, что генерал заказал художнику свой портрет.

Неизвестный генерал-майор. Портрет генерала поступил в Государственный Русский музей (ГРМ) в 1983 г. В Каталоге музея 2002 г. издания в числе наград генерала указана медаль «В память Отечественной войны 1812 года»[13], которая свидетельствует об участии генерала в данной войне. На основании косвенных признаков портрет датируется в Каталоге годами между 1830 и 1837 гг. Однако из пояснительной записки А.Г. Варнека в Академию художеств следует, что в период с 1830 по февраль 1835 г. данный портрет не мог быть им написан; 1837 год также следует исключить, т.к., согласно Турчину, художник в этом году не написал ни одной работы [1]. В результате данного уточнения можно считать, что портрет мог быть написан в 1835 или в 1836 г.

Согласно публикации Г.А. Гунбина в «Невском библиофиле» [14], на обсуждаемом портрете запечатлен генерал-майор Слатвинский Яков Иванович (30.09.1783–5.12.1853), находившийся в последние годы жизни на должности батальонного командира 1-го Кадетского корпуса. В статье приводится ряд убедительных доводов в пользу предлагаемой атрибуции и сообщаются интересные факты биографии Слатвинского. В генерал-майоры он был произведен, в частности, 6 декабря 1835 г., и автор статьи отметил, что эта дата является нижней границей датировки портрета.

Неизвестный молодой офицер. «Портрет молодого офицера», написанный Варнеком в 1810 г., находится в фондах ГРМ с 1968 г. В Каталоге музея говорится: «Технологическое исследование показало, что портрет был переписан, по всей видимости, самим Варнеком. Была записана полусогнутая левая рука с листом бумаги, мундир, на воротнике которого не было шитья, обер-офицерские эполеты. Все ордена прописаны позднее другим автором» [13]. Можно говорить, таким образом, об исходном портрете и двух его корректировках. После первой из них у модели «осталось» прежнее молодое лицо, но появился новый мундир штаб-офицера военно-учебных заведений. После второй корректировки появились награды, в том числе медаль «В память Отечественной войны 1812 года» [13].

После этой справки вновь переключимся на статью Г.А. Гунбина в «Невском библиофиле», в которой он выполнил атрибуцию не только «Портрета неизвестного генерал-майора», но и «Портрета молодого офицера» [14]. Согласно авторской точке зрения, на «Портрете молодого офицера» запечатлен Шмидт Александр Христианович (1780–3.07.1848), который с 1830 по 1834 г. исправлял должность директора Александровского кадетского корпуса. При этом с учетом двух корректировок молодым на портрете осталось лишь лицо модели, написанное в 1810 г. В 1812 г. на модель был «надет» новый мундир, а в период с 1823 по1825 г. на мундире появились награды, в том числе орден Св. Анны 2-й ст. (1820) и орден Св. Георгия 4-й ст. (1822).

 




Томилов Алексей Романович (1779–1848), теоретик искусства, меценат, коллекционер и учредитель Общества поощрения художников (1821). С 1799 по 1808 г. находился на военной службе. В 1812 г. в звании полковника вступил в ряды петербургского ополчения, был тяжело ранен в ногу при взятии Полоцка. В доме Томилова и в его имении в Успенском в последующие годы часто бывали лучшие художники того времени, в том числе Варнек.

Портрет А.Р. Томилова работы Варнека находится с 1917 г. в ГРМ. Изображен он на портрете с медалью «В память Отечественной войны 1812 года». В Каталоге музея портрет датирован между 1813 и 1821 гг. [13]. Однако сопоставление изображений Томилова на данном портрете, портретах О.А. Кипренского, А.Е. Егорова и Ф. Крюгера дает основание предложить, что портрет был написан не ранее 1821 г.

Варнек написал также портреты трех детей А.Р. Томилова, которые находятся в фонде ГРМ. Они часто упоминаются и воспроизводятся в разных изданиях. Так в 4-м томе Большой Российской энциклопедии в заметке о художнике А.Г. Варнеке воспроизведен портрет Александры, дочери А.Р. Томилова.   

Строганов Александр Павлович (1794–1814), сын героя Отечественной войны 1812 г., генерал-лейтенанта Строганова Павла Александровича. В январе 1812 г. окончил Училище колонновожатых и был произведен в офицеры. В начале 1814 г. уехал вместе с отцом в армию в Германию и принял участие в битве при Краоне. Первое сражение оказалось для молодого графа и последним – ядром ему оторвало голову. А.П. Строганов был похоронен в Петербурге на Лазаревском кладбище Александро-Невской лавры рядом с могилой его деда, президента Академии художеств, графа А.С. Строганова (1769–1814).

Согласно В.С. Турчину, Варнек написал портрет А.П. Строганова посмертно ок. 1815 г.; местонахождение его в 1985 г. было неизвестным[1]. Портрет «нашелся» в начале 2000-х гг. в фондах Государственного Эрмитажа! В результате его атрибуции, выполненной Ю.Ю. Гудыменко, подтверждено авторство А.Г. Варнека и сделан вывод, что портрет был написан в феврале–марте 1812 г., т.е. при жизни портретируемого [15]. В 2006 г. портрет А.П. Строганова экспонировался на выставке шедевров Эрмитажа в Смоленске.

Апраксин Владимир Степанович (1796–1833), двоюродный брат А.П. Строганова, свиты его величества обер-офицер. В январе 1812 г. окончил Училище колонновожатых. Военную карьеру Апраксин начал в 1813 г. в сражениях при Дрездене и Кульме, где получил орден Св. Владимира 4-й ст. Затем он участвовал в битве народов под Лейпцигом и находился в сражении при взятии Парижа. В последующие годы молодой граф быстро продвигался по военной лестнице и получил в 1831 г. чин генерал-майора с зачислением в Свиту императора. Умер от холеры в Курске 1 июля 1833 г. и был похоронен в Москве в Новодевичьем монастыре.

У портрета В.С. Апраксина такая же судьба, как и у портрета А.П. Строганова. Согласно В.С. Турчину, написан он был Варнеком ок. 1815 г., а местонахождение его в 1985 г. считалось неизвестным [1]. Портрет также был «найден» в фондах Государственного Эрмитажа и атрибутирован Ю.Ю. Гудыменко. Подтверждено авторство Варнека и сделан вывод, что портрет был написан в ноябре 1812 г. [16] Портрет В.С. Апраксина экспонировался вместе с портретом А.П. Строганова на выставке в Смоленске в 2006 году.

Неизвестный с медалью 1812 г. В.С. Турчин считает, что это Бутовский Иван Григорьевич (1785–1872), литератор, двоюродный брат Н.А. Дуровой («кавалерист-девицы»)[1]. Портрет его Варнек написал в 1816 г., а в 1820 г. на выставке в Академии художеств он был признан критиками одним из лучших мужских портретов художника [1]. В настоящее время портрет находится в постоянной экспозиции Ростовского музея изобразительных искусств.

Род занятий портретируемого требует уточнений. В биографических словарях, а также в Интернете найдена следующая информация об И.Г. Бутовском. Служил в Московском мушкетерском полку. Был в 1805 г. в сражении при Брунау ординарцем у Кутузова, затем – у Багратиона. Судя по медали на портрете, участвовал в Отечественной войне 1812 г. Занимался литературными упражнениями и делал переводы исторических и философских трудов европейских писателей и мыслителей. Однако основной род деятельности Бутовского был связан с медициной. В 1824 г. он окончил со званием лекаря Медико-хирургическую академию и работал в последующие годы в военных госпиталях. 

В заключение отмечу, что в настоящей публикации впервые выявлена новая грань в творчестве художника А.Г. Варнека, связанная с Отечественной войной 1812 года.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Турчин В.С. Александр Григорьевич Варнек, 1782–1843. М.: Искусство, 1985.
  2. Варнек В.А. Художник-портретист и педагог А.Г. Варнек. Новосибирск: Изд-во СО РАН, 2007.
  3. Лубченков Ю.Н., Лубченкова Т.Ю. Самые знаменитые князья и графы России. М.: Вече, 2004.
  4. Сурмина И.О. Самые знаменитые герои России. М.: Вече, 2003.
  5. «Словарь русских генералов, участников боевых действий против армии Наполеона Бонапарта в 1812–1815 гг.» // Российский архив. Т. VII – М.: студия «ТРИТЭ» Н. Михалкова, 1996.     
  6. Анфилатов В.Е. Материалы к атрибуции живописного портрета П.П. Коновницына из коллекции Государственного Бородинского военно-исторического музея-заповедника. М.: Полиграф Сервис, 2007.
  7. Анфилатов В.Е., Громова Т. Государственный музей-заповедник «Бородинское по-ле». М.: Белый город, 2007.
  8. Кибовский А.В. Предсказатель прошедшего // Московский журнал. 2002. № 9.
  9. Езерская И.А., Прудников Ю.Ф. Альбом «Недаром помнит вся Россия»: Отечественная война 1812 года. М., 1986. С. 49.
  10. Селинова Т.А. Неизвестные прижизненные портреты участника Отечественной войны 1812 года А.А. Тучкова // Памятники культуры: Новые открытия. М., 1987. С. 264–269.
  11. Третьякова Л. Три дня Бородина // Вокруг света. 2001. № 8. С. 26–33.
  12. Никитенко Г.Ю., Соболь В.Д. Василеостровский район. Энциклопедия улиц Санкт-Петербурга. – СПб: Белое и Черное, 1999.
  13. Государственный Русский музей. Живопись. Первая половина XIX века (А-И) / Альманах. Вып. XIX. – СПб.: Palace Editions, 2002.
  14. Г.А. Гунбин. О расшифровке двух портретов началаXIX века // Невский библиофил. 2010. Вып. 15. С. 171–184.
  15. Гудыменко Ю.Ю. Портреты Александра Строганова и Владимира Апраксина работы А.Г. Варнека // Сообщения Эрмитажа. СПб., 2004, Вып. 62, С. 44–49.

 

Варнек В.А., к.ф.-м.н., ИНХ СО РАН


ИЛЛЮСТРАЦИИ

  1. Александр Варнек. Портрет графа П.П. Коновницына. 1819. Холст, масло. 82х70. Музей-заповедник «Бородинское поле»
  2. Александр Варнек. Портрет генерал-майора А. А. Тучкова 4-го. Конец 1809–середина 1812. Холст, масло. 67х54. Музей-заповедник «Бородинское поле»
  3. Александр Варнек. Портрет генерала от инфантерии А.Д. Балашова. Ок. 1814. Холст, масло 77х65. ГИМ
  4. Александр Варнек. Портрет неизвестного генерал-майора. 1836. Холст, масло. 61х51. ГРМ
  5. Александр Варнек. Портрет молодого офицера. 1810. Холст, масло. 63,5х53,5. ГРМ
  6. Александр Варнек. Портрет Алексея Романовича Томилова. Ок. 1825. Картон, масло. 30,5х23,5. ГРМ
  7. Александр Варнек. Портрет Александра Павловича Строганова. 1812. Холст, масло. 60х46. ГЭ
  8. Александр Варнек. Портрет Владимира Степановича Апраксина. 1812. Холст, масло. 62х49. ГЭ
  9. Александр Варнек. Портрет неизвестного с медалью 12 года. (Портрет Бутовского). 1816. Холст, масло. 91х75,5. Ростовский областной музей изобразительных искусств.


Комментарии пользователей
Оставить свой комментарий
« назад


Вход для пользователей
Вопрос в редакцию
© 2012, Воскресный день
Сайт для заботливых родителей, учителей и воспитателей.
Юридическая информация

Сайт финансируется издательством «Воскресный день»

Проект издательства «Белый город»

создание сайтов - Webis Group