закрыть
ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ

Данный сайт использует технологию cookie-файлов. Дальнейшее использование ресурса будет означать автоматическое согласие с нашей Политикой конфиденциальности.
Портал Воскресный день
Издательство «Белый город»
Контактная информация
(495) 641-31-00
(495) 302-54-13
Сегодня 22.09.2017
Книга дня
Шассерио Прокофьева М.
Картина дня
Мавританский танец Шассерио, Теодор
Воскресный день » Авторская колонка »

«Портрет молодого художника» кисти художника А.Г. Варнека

07.09.2017


   В наследии художника-портретиста А.Г. Варнека имеется порядка пятнадцати произведений, на которых изображены дети и молодые люди. Пять из них можно увидеть на странице художника сайта «Воскресный день». Это Мальчик с болонкой (ГТГ), «Портрет молодого художника“ (Донецкий художественный музей), Портрет Александры Алексеевны Томиловой в детстве, с куклой в руке“ (ГРМ), Портрет Владимира Александровича Яковлева в мундире пажеского корпуса» (ГРМ), Портрет поэта Алексея Константиновича Толстого в возрасте 12 лет (Тюменская  картинная галерея).

В настоящей работе речь пойдет о Портрете молодого художника, одном из наиболее загадочных произведений в творчестве художника. Нужно сказать, что портрета с таким названием нет ни в одном из списков работ А.Г. Варнека, и это является основанием предположить, что название, под которым портрет значится в музее, не является авторским.

Впервые мне довелось увидеть «Портрет молодого художника» еще в 2010 году на сайте Донецкого областного художественного музея. В аннотации к портрету сообщалось: «Находится в основной экспозиции. Датирован началом 1800-х. До Великой Отечественной войны находился в Сталинской городской картинной галерее, а в 1941–1945 гг. – у местного художника Е. Е. Грейлиха. В 1945 г. портрет поступил в Киевский музей русского искусства. В 1975 г. возвращен в Донецкий областной художественный музей, куда поступил как „Автопортрет(?)“ А.Г. Варнека. Название отклонено как несоответствующее иконографии художника. Портрет имеет жанровый оттенок, который ему придают атрибуты искусства и жест портретируемого. Папка с рисунками, держатель с сангиной в поднятой руке, словно соразмеряющий пропорции натуры, представляют юношу как занятого штудией художника и придают изображению сходство с академическими программами щукинского портретного класса 1800-х. Вопрос о возможном авторстве Варнека требует дополнительного исследования».

Сразу же после ознакомления с портретом и аннотацией к нему, возникла гипотеза, что под указанным названием скрывается имеющийся в списке произведений художника «Портрет живописца», который считается утерянным. Именно за этот портрет ученик четвертого возраста Императорской академии художеств Александр Варнек получил в 1802 году золотую медаль «первого достоинства» и был награжден пенсионерской поездкой в Италию [1].

Свои соображения о портрете из собрания Донецкого музея сообщил в местных изданиях – газете «Наука в Сибири» [2] и в электронном журнале Новосибирского художественного музея [3]. В отзыве на данные материалы зав. Отделом ГРМ Н.И. Уварова согласилась с точкой зрения их автора и поздравила с атрибуцией. Однако смена названия произведения является, как видно, непростой процедурой, в результате чего название это остается прежним.

Прошли годы, и однажды захотелось узнать что-либо о художнике Е.Е. Грейлихе, у которого «Портрет молодого художника» хранился во время Отечественной войны. Первым делом ознакомился со Справочником «Единый художественный рейтинг» [4] и узнал, что Грейлих Евгений Евгеньевич (08.04.1907–22.02.1998) относится к категории состоявшихся профессиональных художников, востребованных художественным рынком.

После этого провел поиск в интернете, и результаты его произвели большое впечатление. Оказалось, что в ДНР художника чтут и ценят, а материалов о нем в местных изданиях исключительно много. Причем связано это, в первую очередь, не с художественной деятельностью Е.Е. Грейлиха и большим числом его произведений в фондах областного художественного музея и других музеев, а с тем подвигом, который художник совершил во время Отечественной войны.

Рекомендую посетителям сайта «Воскресный день» самим ознакомиться с творчеством художника Е.Е. Грейлиха и его подвигом (для этого достаточно указать в поисковой системе всего два слова – художник Грейлих). Здесь же сообщу лишь элементы биографии художника и вкратце о том подвиге, благодаря которому имя его стало широко известным.

Родился Е.Е. Грейлих в Москве и окончил рабфак Киевского художественного института, после чего еще два года повышал квалификацию в монументальной мастерской при Московском художественном институте имени В. Сурикова. С 1933 г. жизнь и творчество живописца была связана с Донецким краем. Круг творческих интересов Евгения Грейлиха был исключительно широким: он был портретистом и пейзажистом, занимался монументальным искусством, книжной графикой и сценографией. В 1945 году Е.Е. Грейлих был принят в члены Союза художников Украины, а в последующие годы он очень много и плодотворно работал, являлся участником  республиканских, областных и городских выставок. В 1991 году в Донецком областном художественном музее с успехом прошла его персональная выставка.

В годы фашистской окупации художник совершил гражданский подвиг. Рискуя собственной жизнью и жизнью членов своей семьи, он сохранил от отправки в Германию 11 музейных произведений живописи и графики. Среди них обычно указываются Портрет В.С. Попова кисти Лампи Старшего (1790-е), «Чарка меда» Константина Маковского (около 1910), «Окно» Александра Корина (1912), а также «Портрет молодого художника» кисти Александра Варнека, которому посвящена настоящая статья.

С учетом вышеизложенного можно заключить, что история бытования «Портрета молодого художника» была неординарной.  Поскольку Сталинский музей изобразительного искусства (раннее название Донецкого художественного музея) был основан 23 сентября 1939 года, то эту дату  можно условно считать и датой первого поступления портрета в музей. 

Об истории бытования многих произведений А.Г. Варнека с момента их создания в монографии В.С. Турчина имеется разнообразная информация [1]. Об обсуждаемом здесь портрете такой информации нет, и можно предполагать, что почти полтора века до 1939 года он находился в частных коллекциях.  

Как следует из материалов о художнике Е.Е. Грейлихе, портрет в числе других спасенных им музейных произведений  в годы Отечественной войны хранился  зашитым в детское одеяло и в водосточной трубе. После завершения войны он поступил в Киевский музей русского искусства, в котором с начала 1920-х гг. находится в экспозиции такая известная работа А.Г. Варнека, как Трубадур. Портрет Василия Венедиктовича Баранова, выполненный художником в 1812 году. В собрании Киевского музея русского искусства «Портрет молодого художника» находился 30 лет и в 1975 году вновь вернулся, как отмечалось выше, в Донецкий художественный музей под названием «Автопортрет» работы А.Г. Варнека. 

Каковы были мотивы у искусствоведов Киевского музея русского искусства назвать данное произведение автопортретом, неизвестно, но можно думать, что подтолкнуло их к этой версии его композиционное сходство с Автопортретом в бархатном  берете, с рейсфедером (ГТГ). Специалисты из Донецкого художественного музея отклонили данное название, как указано выше, из-за отсутствия иконографического сходства. И эту мотивацию легко подтвердить, сопоставив «Портрет молодого художника» с другой ранней работой Александра Варнека – его Автопортретом с палитрой и кистями в руке итальянского периода, выполненным в 1805–1806 гг. [5]. Иконографического сходства в портретах при таком сравнении действительно не просматривается.

Версию о том, кого запечатлел А. Варнек в своем программном  произведении «Портрет живописца» высказала автор монографии, посвященной художнику С.С. Щукину, искусствовед Л.Н. Целищева: «Обучаясь живописной технике и портретному мастерству в классе Щукина, Александр Варнек, как прочие ученики, копировал произведения старых мастеров и писал с натуры. Скорее всего, кого-то из товарищей по классу изобразил он и в своей программе „Портрет живописца“» [6].

Отождествляя данный портрет с «Портретом молодого художника», версию Л.Н. Целищевой можно перенести на портрет из собрания Донецкого художественного музея. Дело за «малым»: необходимо провести технико-технологическое исследование данного портрета и таких ранних произведений А.Г. Варнека, как портреты балерины Е.И. Колосовой, графа С.О. Потоцкого, гравера Н.И. Уткина и художника А.В. Ступина.

 

Варнек В.А.,  к.ф.-м.н.,  ИНХ СО РАН


Литература

  1. Турчин В.С. Варнек Александр Григорьевич, 1782–1843. М., 1985. С. 14, С. 110.
  2. Варнек В.А.  «Нашелся портрет живописца?» Наука в Сибири. 2010. №34–35
  3. Варнек В.А. «О романтизме в творчестве А.Г. Варнека». Журнал НГХМ. 2013. Вып. 1
  4. Единый художественный рейтинг. Справочник. Выпуск 12. М., Алев. 2006.С. 104.
  5. Каталог собрания ГТГ. Живопись первой половины XIX века. Т. 3. С. 67.
  6. Целищева Л.Н. Степан Семенович Щукин. М. 1999. Искусство. С. 157. 


Комментарии пользователей
Оставить свой комментарий
« назад


Вход для пользователей
Вопрос в редакцию
* Отправляя данные, вы соглашаетесь с Политикой конфиденциальности
© 2012, Воскресный день
Сайт для заботливых родителей, учителей и воспитателей.
Юридическая информация

Сайт финансируется издательством «Воскресный день»

Проект издательства «Белый город»

Политика конфиденциальности

создание сайтов - Webis Group