закрыть
ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ

Данный сайт использует технологию cookie-файлов. Дальнейшее использование ресурса будет означать автоматическое согласие с нашей Политикой конфиденциальности.
Портал Воскресный день
Издательство «Белый город»
Контактная информация
(495) 641-31-00
(495) 302-54-13
Сегодня 12.12.2017
Книга дня
Русская деревня. Собрание русской живописи Алдонина Р.П.
Картина дня
Пристань в Гурзуфе Коровин Константин Алексеевич
Воскресный день » Авторская колонка »

Кто же написал портрет архитектора А.Н. Воронихина?

07.10.2017
Портрет архитектора Андрея Никифоровича Воронихина


I. Хроника жизни одного из самых знаменитых зодчих России
[1–5].
Воронихин Андрей Никифорович родился 17 (28) октября 1759 года на Урале в селении Новое Усолье Соликамского уезда Пермской губернии. Его отец и мать были крепостными графа А.С. Строганова. В родных краях Андрей получил первоначальное образование, учился помимо этого в строгановской иконописной мастерской, а к 13–14 годам стал проявлять интерес к живописи и архитектуре.

1777 г. – талантливого юношу отправили в Москву для дальнейшего овладения профессией. Здесь он обучался у выдающегося русского зодчего В.И. Баженова (1737 – 1799); здесь на молодого человека обратил внимание и ведущий архитектор Москвы – М.Ф. Казаков (1738–1812), предсказавший ему большое будущее. 

1779 г. – по распоряжению А.С. Строганова Воронихин приехал в Петербург. Во дворце графа на углу Мойки и Невского проспекта молодому человеку отвели комнату для жилья и комнату для работы над рисунками. 

1781–1786 гг. – в течение пяти лет Андрей Воронихин вместе с сыном А.С. Строганова Павлом и воспитателем последнего французом Шарлем Жильбером Роммом объездили всю Россию, посетив многие города России, Украину и Крым. Во время поездок Воронихин исполнял роль учителя образования и сам много работал. 

В 1786 г. Воронихин получил вольную.

1786–1790 гг. Сопровождая Павла Строганова и его воспитателя Ромма, Андрей Воронихин совершил путешествие по всей Европе, побывав в Швейцарии, Италии, Австрии, Пруссии и Франции,  где в указанные выше годы изучал архитектуру, механику и математику. Именно во Франции в это время разгоралась революция. Узнав о заинтересованности П. Строганова революцией, Екатерина II потребовала немедленного возвращения молодого графа в Россию; вместе с ним в Петербург вернулся и Воронихин.

В конце 1790 г. Воронихин по-прежнему живет в Строгановском дворце. В это время дворец окончательно перестраивается и заново отделывается по проекту архитектора и инженера Ф. И. Демерцова. Работая под руководством Демерцова (копируя поначалу его чертежи и помогая в отделке интерьеров Строгановского дворца), Воронихин впервые получил систематические знания по архитектуре и строительству. Позже он стал разрабатывать собственные проекты. На подготовку к самостоятельной работе в Петербурге ушло несколько лет. Не оставляет Воронихин и занятий живописью.

В 1793 г., после окончания отделочных работ во дворце, Воронихин написал три акварели, в том числе, Картинная галерея графа А.С. Строганова, за что в 1794 г. получил первое академическое звание — «назначенного» в академики. В дальнейшем его жизнь будет неразрывно связана с Академией художеств.

Следующими работами Воронихина явились перестройки дачи А. С. Строганова и сооружение пристани, строительство малой дачи, предназначавшейся для  П.А. Строганова, благоустройство парка между Большой Невкой и Черной речкой в Новой деревне. Эти работы были выполнены в основном в 1795–1796 гг.

В 1797 году художник получил звание академика «перспективной живописи и миниатюры» за картину Вид на строгановскую дачу в Петербурге и с начала 1800-х он стал преподавать в Академии художеств. Однако несмотря на признание его таланта живописца, Воронихин всю свою последующую деятельность сосредоточил не на живописи, а на архитектуре. 

В конце 1790-х, в период выполнения работ в Павловском парке, Стрельне и Петергофе,  Воронихин познакомился с чертежницей Мэри Лонг, дочерью британского пастора, и сделал ей предложение, которое было принято. Женитьба состоялась в сентябре 1801 г. (в последующие годы в семье родилось шестеро детей; до зрелых лет дожили четверо из них).

В 1800 г. за проект колоннад в Петергофе Воронихин получил звание академика архитектуры, а в 1802 г. он стал профессором Академии художеств.

Постройка Казанского собора в период с 1801 по 1811 гг. явилась крупным событием в жизни Воронихина, а еще в большей мере – самого Петербурга. Поначалу проект был заказан шотландскому архитектору Чарльзу Камерону (1746–1812), приглашенному в Россию еще Екатериной II, однако он был забракован Павлом I. Большую роль в продвижении проекта Воронихина сыграл граф А.С. Строганов, возглавивший впоследствии  строительство собора, которому посвятил 10 лет своей жизни.

В последнее десятилетие 1800-х гг. Воронихин подготовил целый ряд других грандиозных проектов. Наиболее значительным из них явился проект Горного  института (1806–1811) – настоящего памятника русской культуры начала XIX столетия.

1 января 1811 г. Создатель Казанского собора был награжден орденом Святого Владимира 4-й степени, дававшим право на потомственное дворянство, а 26 сентября того же года по освящении собора «пожалован кавалером ордена Святой Анны 2 класса, украшенным бриллиантами, а также пенсией».  

Умер знаменитый зодчий 21 февраля 1814 года в Санкт-Петербурге. Имя его было увековечено памятником над могилой в Александро-Невской лавре.


II. Два портрета Андрея Никифоровича Воронихина


Известно всего лишь два портрета А.Н. Воронихина. На раннем портрете, являющемся, по-видимому, миниатюрой, он запечатлен в возрасте 20–30 лет. Воспроизведен данный портрет в «Русских портретах» и приложен к биографии архитектора [4].

Второй портрет архитектора читатель статьи может увидеть на странице Неизвестный художник сайта «Воскресный день». Именно этому портрету и вопросам его атрибуции посвящена настоящая статья. Подробную пояснительную заметку к данному портрету выполнила сотрудник ГРМ Е.И. Столбова в Каталоге выставки 2011 г., посвященной 200-летию создания Казанского собора [5]. В ней говорится: «Портрет Андрея Никифоровича Воронихина. Неизвестный художник. Не ранее 1811 г. Х., м., 68,0 х 57,0 см.

Портрет поступил в ГРМ из Академии художеств в 1923 г. До 1872 г. был собственностью внука архитектора, ранее находился в собрании семьи архитектора. Работа экспонировалась на выставке 1870 г., и в каталоге выставки было отмечено: „Грудное изображение, с видом купола Казанского собора, едва ли не писанное художником с себя (?)…“ Существовало и другое предположение, что автором является А.Г. Варнек (Божерянов И.А. А.Н. Воронихин.// Русская старина, 1885, март. С. 629.). Позднее, на выставке „150 лет русской портретной живописи“ (СПб., 1902) и Таврической выставке портрет уже фигурировал как „Автопортрет“ Воронихина без знака вопроса. Таким он вошел в каталоги музея Академии художеств (1908 и 1915 гг.) и поступил в Русский музей.

В 1955 г. на Атрибуционном совете ГРМ авторство Воронихина было отвергнуто. Среди аргументов был высказан и тот, что архитектурные детали (Казанский собор) написаны „вяло, без понимания чувства формы, что невозможно для архитектора“.  
В истории бытования портрета возникали, как видно, два конкретных предположения об авторстве портрета. Согласно одному из них, его автором являлся сам Воронихин; согласно другому – портрет был написан художником А.Г. Варнеком. Версия автопортрета была, похоже, основательно отвергнута в 1955 г. атрибуционным советом ГРМ.

У автора статьи имеются „свои аргументы“ против этой версии: Воронихин все-таки не был портретистом, а в его наследии мы видим, в основном, акварельные работы – пейзажи, интерьеры, архитектурные зарисовки и др. Кроме того, официальный портрет „самого себя“ с орденами, выполненный в связи с завершением строительства Казанского собора, профессору Академии художеств писать было бы просто нескромно.

У версии, что автором портрета был Александр Варнек, получивший годом ранее звание академика за портрет графа И.О. Потоцкого, имеется целый ряд аргументов. И прежде всего тот, что художнику с начала 1800-х благоволил президент Академии художеств А.С. Строганов, поручавший ему выполнение различных заказов [6]. Его посмертный портрет, кстати, выполненный Варнеком в 1814 г., имеет ту особенность, что граф (как и архитектор Воронихин) запечатлен на нем на фоне купола Казанского собора).

Далее, Александр Варнек, будучи вначале учеником, а затем и преподавателем Академии художеств, создал за годы своей жизни галерею более двадцати пяти ее учеников и педагогов, а также тех людей, которые сотрудничали с Академией и были ее друзьями. Но это пока не главные аргументы. К ним относится, прежде всего, сама манера живописи  портретиста. Типичным для Варнека является положение фигуры, поданной крупным планом и поворот головы на ¾ вправо, живой взгляд модели, нацеленный на зрителя, наглухо закрытая белым платком шея, стоячий ворот мундира и элементы красного цвета (ордена и ленты к ним), а также положение руки модели, цветовая гамма изображения, наконец.  

Сопоставляя портрет Воронихина с другими  мужскими портретами из наследия Варнека, удалось встретить  близкий аналог – портрет генерал-майора Александра Тучкова (музей „Бородинское поле“), выполненный в период с 1810 по 1812 гг., т. е. примерно в то же время, что и портрет архитектора. Полного сходства в положении фигуры, конечно, нет, т. к. одно изображение является зеркальным по отношению к другому. Но располагая оба изображения  рядом, лицом друг к другу, можно увидеть перекличку разных элементов данных произведений.  Любопытно, что аналогом свернутой шинели на плечах генерала является накинутая на плечи архитектора шуба.

Приношу благодарность Елене Панченко за помощь в работе.

Варнек В.А., к.ф.-м.н., ИНХ СО РАН


Литература.

  1. Самин Д.К. Самые знаменитые зодчие России. – М., Вече, 2004. С.134.
  2. Доценко В.Д., Миронов В.Ф. Знаменитые люди Санкт-Петербурга. Биографический словарь. – СПб., 2002. С. 88.
  3. Воронихин. Большая Российская энциклопедия. Т. 6. М., 2006. С. 720.
  4. Русские портреты XVIII и XIX столетий. Издание Великого князя Николая Михайловича. 2008. Т. 4. Экспедиция заготовления государственных бумаг.  №215.
  5. Тебе в дар богатство любви к Отечеству. Посвящается 200-летию Казанского собора. Каталог выставки. – СПб., 2011. С. 156.
  6. Турчин В.С. Варнек Александр Григорьевич, 1782–1843. – М., 1985. С. 11, С. 12.





Комментарии пользователей
Оставить свой комментарий
« назад


Вход для пользователей
Вопрос в редакцию
* Отправляя данные, вы соглашаетесь с Политикой конфиденциальности
© 2017, Воскресный день
Сайт для заботливых родителей, учителей и воспитателей.
Юридическая информация

Сайт финансируется издательством «Воскресный день»

Проект издательства «Белый город»

Политика конфиденциальности

создание сайтов - Webis Group