закрыть
ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ

Данный сайт использует технологию cookie-файлов. Дальнейшее использование ресурса будет означать автоматическое согласие с нашей Политикой конфиденциальности.
Портал Воскресный день
Издательство «Белый город»
Контактная информация
(495) 641-31-00
(495) 302-54-13
Сегодня 24.11.2017
Книга дня
Женский образ. Русская живопись Алдонина Р.П., автор вступительной статьи
Картина дня
В студии. Мастерская Жюлиана Башкирцева Мария Константиновна
Воскресный день » Авторская колонка »

Двадцать девятого августа родился выдающийся французский художник, общепризнанный лидер европейского академизма XIX века Жан Огюст Доминик Энгр (29.8.1790–4.1.1867)

29.08.2017
Доминик Энгр. Автопортрет

Жан Огюст Доминик Энгр родился в 1780 году на юге Франции, в городе Монтобане. Его отец, художник и скульптор, сумел рано приобщить сына к искусству. В течение нескольких лет (1791–1797) Энгр обучался в Тулузской академии. Его художественным успехам не помешала работа ради заработка в оркестре местного театра – он был отменным скрипачом. Известные французские мастера прочили юноше блестящее будущее и побудили отправиться в Париж, чтобы поступить в мастерскую первого художника Франции Жака-Луи Давида. К 1797 году Франция уже оправилась от террора, Давид, арестованный после 9-го термидора, в 1795 году был освобожден из тюрьмы. Из мастерской Давида вышло много выдающихся художников, но ни один из них не может быть сопоставим с Энгром. Давид поручил ученику исполнение отдельных деталей в портрете мадам Рекамье. По собственному почину Энгр копировал некоторые работы учителя, в частности, «Клятву Горациев». Одновременно Энгр посещал Академию Сюисса, где за скромную плату можно было писать живую натуру. 

Первый конкурс на Римскую премию, завершавший обучение в Школе изящных искусств, на который Энгр представил композицию Сципион с сыном и послами Антиоха (1800, не сохранилась), принес ему лишь второе место. Только в сентябре 1801 года он получил эту высшую награду, связанную с четырехгодичным пребыванием в Риме в качестве пенсионера академии. Картина Послы Агамемнона у Ахилла (1801) имела значительный успех в Салоне 1801 года. Предполагается, что благосклонный отзыв одного знаменитого критика стал известен Давиду и глубоко его уязвил: именно с этого времени обозначилось охлаждение отношений Давида и его ученика, вскоре приведшее к полному разрыву. 

Творческий путь Энгра начался в период консульства и Первой империи, когда отошли в прошлое гражданственные идеалы, питавшие искусство Давида. События наполеоновских войн оставили Энгра равнодушным, за редкими исключениями его произведения посвящены мифологической тематике или легендарным событиям прошлого. Но оставалась одна область, в которой художник сумел блистательно выразить свое время – его портреты. В портретах супругов Ривьер (1806) Энгр предстает блестящим светским портретистом, развивающим тип некоторых портретов своего учителя Давида. Совершенно иначе воспринимается портрет их дочери, Каролины (1806). «Французской Джокондой» назвал ее Жан Кассу. Трудно поверить, что почти одновременно Энгр написал портрет Наполеона на троне в императорской мантии с соответствующими регалиями (1806). 

В сентябре 1806 года Энгр наконец смог поехать в Италию, где он оставался до 1824 года. Многообразные впечатления были не просто восприняты, но и подчинены собственному представлению художника о красоте и совершенстве формы, в структуре которой неизменно доминировал рисунок. Его он считал «высшей честностью искусства» и понимал чрезвычайно многообразно и широко. Цвет в этой системе ценностей играл второстепенную роль, всецело подчиняясь линейно-плоскостной концепции формы, что, однако, не исключает в картинах Энгра своеобразной красоты колорита. Этот своеобразный линеарно-плоскостный стиль находит блистательное выражение в картинах, которые Энгр посылал из Италии в парижский Салон.

Картина Эдип и Сфинкс была показана в Салоне 1808 года, там же была показана и одна из прославленных ныне работ Энгра Большая купальщица, или Купальщица Вальпинсона. Итогом пенсионерского пребывания Энгра в Риме стала большая картина Юпитер и Фетида, законченная в 1811 году. В картинах Рафаэль и Форнарина (1814), Роже, освобождающий Анжелику (1819), Паоло и Франческа (около 1819) или Смерть Леонардо да Винчи (1818) очевидно влияние «примитивов», как называли тогда художников дорафаэлевского времени (Кватроченто). 

Помимо исторических и легендарных сюжетов, творческие интересы Энгра были отданы на протяжении всей его долгой жизни изображению обнаженной натуры. Некоторые едва ли не самые совершенные работы этого круга были созданы в Италии (лучшая — Купальщица Вальпинсона, 1808). Через шесть лет Энгр послал в парижский Салон Большую одалиску (1814), которая вначале подверглась резкой критике, а в дальнейшем стала одним из прославленных произведений художника. Богатые путешественники, посещавшие Рим, заказывали портретные рисунки, что являлось для художника источником существования. Некоторые из таких портретов были выполнены в один сеанс. Позже их заменили фотографии, и высокое искусство было вытеснено равнодушной работой объектива. 

Энгр чувствовал себя одиноким в Риме, несмотря на большое число друзей. Жена одного из них, решив положить конец его холостяцкой жизни, выписала из Франции свою родственницу Мадлен Шапель. Энгр никогда до того не видел эту очаровательную молодую женщину. Они поженились в декабре 1813 года, брак был счастливым. Видимо, в начале 1814 года он написал портрет своей молодой жены, который интимностью очень отличается от большинства заказных женских портретов. Спокойное и чистое очарование Мадлен могло напомнить Энгру рафаэлевские образы. Она, несомненно, служила моделью многих его последующих работ. Среди обширного корпуса выполненных в Италии портретов своей живостью и непосредственностью выделяется Портрет Франсуа-Мариуса Гране (1809), с которым Энгр сблизился еще в мастерской Давида, портрет скульптора Лоренцо Бартолини (1820), русского дипломата графа Н.Д. Гурьева (1821). 

В начале 1820-х годов в жизни и творчестве Энгра происходит перелом, определивший его дальнейшую судьбу. Он получил заказ на большую алтарную картину Обет Людовика XIII для собора в Монтобане. Над этой картиной он работал в последние годы пребывания в Италии и закончил ее перед возвращением в Париж. 

В Салоне 1824 года было показано несколько работ Энгра, в том числе Смерть Леонардо да Винчи, Генрих IV, играющий со своими детьми, решенные в стиле «трубадур», а также вариант Сикстинской капеллы (1820). Все они были приняты весьма благосклонно публикой и критикой, в частности, Стендалем. И лишь за пятнадцать дней до закрытия этого Салона, вошедшего в историю как Салон «романтической битвы», в нем появился Обет Людовика XIII. Антиподом этой картины была «Резня на Хиосе» Делакруа – один из самых ярких манифестов романтизма. Обе картины с неоспоримой наглядностью демонстрировали поляризацию непримиримых тенденций во французском искусстве. Энгр, который до того не пользовался официальным признанием, был поднят на щит консервативной критикой. «Обет Людовика XIII» стал знаменем академической школы в ее борьбе с новыми художественными устремлениями, и прежде всего с романтизмом. Знаки признания не заставили себя ждать – Энгр был награжден орденом Почетного легиона и избран в члены Академии в 1825 году.

Противостояние в Салоне 1824 года стало началом непримиримой вражды двух самых крупных художников Франции – Делакруа и Энгра. При этом Энгр, называвший Делакруа своим «анти-я», был, пожалуй, более нетерпим в этом противостоянии. Да и во многих жизненных ситуациях их силы были неравноценны. Став признанным главой официальной школы, Энгр с присущей ему непреклонностью делал все возможное, чтобы не допустить Делакруа в Институт Франции, не дать ему войти в сонм официально признанных мастеров и наставников молодежи. И в то же время глубоко прав был Жан Кассу, автор монографии, посвященной Энгру, что в ненависти, разделявшей этих двух великих художников, чувствуется интерес друг к другу с оттенком любопытства и почтительности, которые сближают их и заставляют… уважать друга во враге. Образ Энгра был бы неполным, если бы Делакруа ему не противостоял. 

Вскоре после Салона 1824 года Энгр, сняв мастерскую на улице Маре Сен Жермен (ныне улица Висконти), открыл рядом ателье для обучения молодых художников. Одним из самых крупных и почетных заказов, полученных Энгром после его безоговорочного официального признания, был заказ композиции одного из плафонов будущего музея Карла Х в Лувре, где должны были экспонироваться египетские и этрусские древности. Он задумал ее как аллегорическое прославление Гомера, апофеоз поэта, которого он считал первоисточником и образцом всего прекрасного как в искусстве, так и в литературе. Художник надеялся, что «Апофеоз Гомера» будет «самым прекрасным и самым главным произведением всей его жизни». 

Энгр и в ряде некоторых последующих своих произведениях (к счастью, далеко не во всех!) продолжал линию ортодоксального академического классицизма, начатую «Обетом Людовика XIII». К ним относятся Мадонна перед чашей с причастием (1841), написанная в Риме по заказу наследника русского престола, в будущем императора Александра II. Согласно его желанию по сторонам от Мадонны Энгр изобразил двух русских святых, Николая Чудотворца и Александра Невского. В дальнейшем художник создал несколько повторений московской картины, заменив фигуры святых ангелами или католическими святыми. Подобные работы подтвердили и упрочили его положение главы официальной школы и одного из самых влиятельных представителей академизма. В этом качестве Энгр со свойственной ему непреклонностью противостоял всему новому и смелому во французском искусстве, что, естественно, вызывало неприязнь многих передовых художников и критиков. 

Новая большая картина Мученичество святого Симфориона, заказ на которую художник получил еще в 1824 году, предназначалась для собора в городе Отене. Публика, художники и критики в целом приняли этот итог шестилетнего упорного труда холодно. Прием, оказанный в Салоне Святому Симфориону, чрезвычайно уязвил Энгра. Он вообще был совершенно нетерпим к критике и, это вызвало его растущую неприязнь к выставкам Салона, а затем и отказ демонстрировать там свои работы. В результате он решил покинуть Париж и отправиться в Италию. 

В Риме Энгр ревностно исполнял обязанности директора Римского филиала Французской Академии и все-таки находил время для работы («Мадонна перед чашей с причастием»; Одалиска и рабыня, 1839 и 1842; Болезнь Антиоха). Стратоника, как и Одалиска и рабыня, отправленные в 1840 году в Париж, были восторженно приняты публикой и критикой. Только теперь это могло загладить в душе Энгра горечь от приема Святого Симфориона, в апреле 1841 года он передал дела преемнику и вернулся во Францию. Его возвращение было триумфальным. Последовали торжественные многолюдные приемы и обед с Луи Филиппом в его резиденции. Берлиоз посвятил художнику концерт из его любимых произведений. Февральская революция 1848 года, приведшая к падению Июльской монархии, и Июньское восстание в Париже, за которыми последовал период бурной политической борьбы, завершившейся приходом к власти Луи Наполеона Бонапарта и утверждением Второй империи, оставили Энгра совершенно равнодушным, как до того революция 1830 года. Именно 1848 годом подписано одно из самых прославленных изображений обнаженного тела – Венера Анадиомена, картина, которую Энгр начал еще около 1808 года и над которой с перерывами работал сорок лет. Столь же долго и трудно писал Энгр вторую прославленную обнаженную – картину Источник, упорно стремясь к идеалу: задуманная еще в 1820-х годах, она была закончена лишь в 1856 году. Своеобразным итогом многолетней работы Энгра стала и монументальная композиция Золотой век, ей художник отдал много сил и, по-видимому, придавал большое значение. По не совсем ясным причинам он прервал работу, осенью 1847 года уехал из замка Дампьер и более туда не возвращался. Возможно, основной причиной могла быть смертельная болезнь жены, которая скончалась летом 1849 года. Энгр очень тяжело пережил эту потерю. В течение 1849 года он вообще не мог работать и в начале 1850 года расторг договор на окончание росписи. Позже, в 1862 году, Энгр создал станковый вариант «Золотого века». С композицией связаны многие подготовительные эскизы и рисунки художника — все они принадлежат к его шедеврам. 

В 1850-е годы линию больших исторических картин продолжила композиция Жанна д’Арк на коронации Карла VII в Реймском соборе 17 июля 1429 года, законченная в 1854 году. Исторической живописи Энгр предполагал посвятить все силы, вернувшись из Италии в Париж. Однако, как сетовал художник, «весь свет хочет иметь портреты моей работы». И неохотно, считая их отнюдь не главным делом своей жизни, Энгр обращался к жанру, который считал низшим, и, как правило, создавал шедевры. Среди поздних портретов художника преобладают женские (Портрет мадам Каролин Гонз, 1845–1852; Портрет княгини Полины де Брогли, 1853; портрет графини Луизы д’Оссонвиль, 1842–1845, известной позже как автор монографии «Жизнь Байрона»).

Большой триумф принесла Энгру Всемирная выставка 1855 года, в рамках которой был организован широкий показ современного (и не только французского) искусства. На этот раз Энгру противостоял, как не раз прежде, Делакруа. До конца своей долгой жизни Энгр не терял творческой энергии и активности. В восемьдесят два года он закончил «Турецкую баню» (1862). Художник скончался в начале 1867 года. Незадолго до этого он составил завещание, по которому все его коллекции, а также собственные произведения становились собственностью его родного города Монтобана. В 1869 году на их основе здесь открылся Музей Энгра, который позже стал центром научного изучения творчества художника.

Книги, посвященные жизни и творчеству Доминика Энгра:


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 



Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
Если Вам есть что сказать — пожалуйста зарегистрируйтесь.
Если Вы уже зарегистрированы — пожалуйста войдите в систему.
« назад


Вход для пользователей
Вопрос в редакцию
* Отправляя данные, вы соглашаетесь с Политикой конфиденциальности
© 2017, Воскресный день
Сайт для заботливых родителей, учителей и воспитателей.
Юридическая информация

Сайт финансируется издательством «Воскресный день»

Проект издательства «Белый город»

Политика конфиденциальности

создание сайтов - Webis Group