закрыть
ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ

Данный сайт использует технологию cookie-файлов. Дальнейшее использование ресурса будет означать автоматическое согласие с нашей Политикой конфиденциальности.
Портал Воскресный день
Издательство «Белый город»
Контактная информация
(495) 641-31-00
(495) 302-54-13
Сегодня 22.09.2017
Книга дня
Шассерио Прокофьева М.
Картина дня
Мавританский танец Шассерио, Теодор
Воскресный день » Авторская колонка »

Крупнейший немецкий художник-романтик, один из основоположников европейского романтического пейзажа Гаспар Давид Фридрих родился 5 сентября 1774 года

04.09.2017
Каспар Давид Фридрих. Автопортрет

 

Каспар Давид Фридрих (05.09.1774—07.05.1840) родился в Грейфсвальде, небольшом городке в области Померания, в семье мастера литейного дела. К живописи он обратился поздно, написав первую картину маслом в тридцатидвухлетнем возрасте, но с юности много занимался рисованием. В 1794 году он поступил в Академию художеств Копенгагена, где обучался до 1798 года у известного датского живописца и рисовальщика Николаса Абрахама Абильгора.

Рисунки Фридриха 1794—1802 карандашом, пером и чернилами, сепией и акварелью изобилуют портретами и автопортретами (ок. 1800; ок. 1806, 1810), в которых главными для него являются контурная линия и легкая штриховка. Фридрих пробует силы и в иллюстрировании книг (в то числе и к «Разбойникам»  Ф. Шиллера), совершенствуется в каллиграфии, разрабатывая вариант шрифта, восходящего к старому готическому начертанию букв текста (1789). Много работая на натуре, со скрупулезностью северного художника он передает строение растений, объемы валунов в горах, скалистые уступы гор. Живописны его маленькие листы сепий с видами окрестностей Копенгагена, но более всего художника увлекает изображение архитектуры. В сепиях художник часто изображает фрагменты речного пейзажа из открытого окна комнаты (Вид из окна мастерской, 1805—1806). Мотив открытого окна часто встречается у художников-романтиков, заимствовавших его у мастеров XV—XVI веков. Окно словно служит художнику «оптической камерой», к которой прибегали мастера XVII—XVIII столетий.

Большое значение в пейзажных пристрастиях сыграли первые поездки Фридриха на остров Рюген в Балтийском море в 1801–1806 годы. Живя в селении Аркона, он рисовал морское побережье с лодками и фигурками рыбаков, с сетями, расставленными у берега (сепии Мыс Аркона при солнечном свете, ок. 1803; Вид Аркона при свете луны, 1805—1806; Морской пейзаж с рыбаками, ок. 1806).

Первые полотна художника Лето (1807) и Большой курган в снегу (ок. 1807) — имели успех, и он решил продолжать работать в технике масляной живописи. Мотив пейзажа с распятием, расположенным на вершине холма, окруженного густыми елями, лег в основу его полотна, предназначенного для капеллы, Распятие в горах («Тетченский алтарь», 1808—1809). Полотно стало одним из самых известных произведений Фридриха, в нем с наибольшей силой прозвучало ностальгическое отношение художника к миру классики, желание воскресить национальную традицию.

В 1810 году вместе с живописцем Георгом Фридрихом Керстингом Фридрих  совершил путешествие в Ризенгебирге (Исполиновы горы) и привез много зарисовок, легших в основу пейзажей 1809—1812 годов. Во многих из них на первом плане изображена фигурка одинокого путника, сидящего на большом горном валуне, она как бы фиксирует взгляд зрителя, и от нее открывается вид на бескрайнее, полное света и воздуха пространство (Луна над морем, 1809—1810; Горный пейзаж с радугой, 1810).

После путешествия Фридрих часто пишет виды горных массивов с едва видимыми вдали развалинами старых замков среди лесистых склонов или церквей с высокими шпилями (Утро в Ризенгебирге, 1810—1811; Вид Ризенгебирге, 1810). В картине Аббатство в Эйхвальде (1810) кривые старые дубы с обрубленными верхушками и ветвями рядом с руинами готического аббатства, на фоне зимнего леса вновь напоминают о циклах жизни природы и человека, о бренности всего земного. Еще более дидактичны в этом смысле полотна Гробница древнего героя (1812), Пейзаж Богемии (ок. 1810). В годы французского господства в Пруссии патриотические ноты прозвучали в полотне Фридриха Охотник в лесу (1813—1814). Оно было написано для Выставки патриотического искусства (1814) в Дрездене. Среди картин художника с изображением дикой вольной природы неожиданно возникает полотно Терраса парка (1811—1812), своей строгой композицией напоминающее красивую театральную декорацию.

В 1816 году художника избирают членом Академии художеств Берлина и Дрездена и предлагают возглавить кафедру живописи. В период 1815—1818 годов Фридрих пишет изображения морских видов в разное время дня и года — Закат луны в Балтийском море, Заход луны с кораблями в Балтийском море, Утро, Ночь, Гавань в Грейфсвальде (ок. 1818), Грейфсвальд при лунном свете (ок. 1817). В видах Грейфсвальда Фридрих всегда вдали изображает церковь Мариенкирхе — главную достопримечательность его родного города. Ее силуэт возникает в дымке утреннего тумана или лунного света и перекликается с островерхими мачтами парусных судов.

Строки из стихотворений немецких поэтов и мелодии религиозных песнопений напоминают полотна Лебеди в камышах (ок. 1819—1820), Видение христианской церкви (ок. 1812) и Собор (ок. 1818), Садовая беседка (ок. 1818). В это же время Фридрих пишет ряд картин, в которых вид на морское пространство открывается от фигур созерцающих его людей и  заставляют задуматься об одиночестве (Путник над морем тумана, ок. 1818; Меловые горы на острове Рюген, ок. 1818; Двое мужчин, созерцающих луну, 1819; Путник над морем тумана; Женщина, наблюдающая закат солнца, 1818; На парусном корабле, ок. 1820; Закат солнца, ок. 1822; Гавань ночью («Сестры»), ок. 1820). Фигурки выполняют роль стаффажа и в то же время олицетворяют те человеческие чувства, которые сопряжены со стихийным и величественным, находящимся в непрерывном движении миром природы.

С 1824 года он постоянно живет в Дрездене, где преподает в Академии художеств, выезжает на этюды в окрестности города, ездит в свой родной город Грейфсвальд и в Нойбранденбург. К его творчеству проявляют интерес представители прусского двора, выставки его работ проходят в Гамбурге (1826, 1831) и Бремене (1829). В 1821 году русский поэт В.А. Жуковский посещает его мастерскую и с восхищением отзывается о его творчестве.

Пейзажи Фридриха 1820-х годов более панорамны и менее романтичны по своим природным мотивам; в них он стремится все более правдиво, средствами тонального колорита приблизиться к передаче пленэра  (Полдень, После полудня, Вечер). Близость морского пространства рождает трепетные световые отношения в передаче взаимодействия света и воздуха. Фридрих всегда следовал завету голландских пейзажистов, утверждавших, что для передачи этих столь ответственных нюансов пейзажа не нужно много красок, но нужны тонкие тональные градации. Художник создавал свои полотна в мастерской, но предварительно на натуре исполнял много рисунков, поэтому природа в его картинах выглядит правдивой и естественной (Северное море при свете луны (ок. 1827), Северное море при лунном свете (середина 1820-х), Ночь (1830—1835), Вечер на Балтийском море (ок. 1830). К лучшим работам Фридриха этого десятилетия принадлежат полотна Дерево с воронами (ок. 1822), Сельский пейзаж с утренним светом (Одинокое дерево, середина 1820-х), Вечер (1824), Плывущие облака (1820—1830), Первый снег (ок. 1828).

В середине 1820-х годов была исполнена серия сепий Возраст жизни (ок. 1826). Она явилась своего рода подступом художника к работе над одним из самых известных его полотен Три возраста жизни (ок. 1835). Тема жизни и смерти находит развитие и в картинах Могила в горах (ок. 1823—1824), Руины монастыря Ойбин («Мечтатель», ок. 1835), Ворота кладбища (1825), Кладбище под снегом (1827). В 1820—1830-е годы эта тема звучала и в поэзии немецких романтиков, у которых она была окрашена не в мрачные тона, а несла в себе мысли, зовущие к философскому отношению к вечной теме.

Поздним пейзажам Нойбранденбурга, видам Эльбы, Ризенгебирге присуща монументальность, они  представляют собой преимущественно величественные панорамные виды (Пылающий Нойбранденбург, ок. 1835; Вид Грейфсвальда, 1820—1830, Корабль на Эльбе в утреннем тумане, ок. 1821; Большая пойма около Дрездена, ок. 1832). С большой эмоциональной силой раскрыта поэзия природы Германии в пейзажах Вид Ризенгебирге (ок. 1835) и Исполиновы горы (ок. 1835). Легко можно представить самого Каспара Давида Фридриха, с рюкзаком за плечами бродящего в окрестностях Ризенгебирге, ставших для него, как и остров Рюген, «землей души». Таким вечным странником Фридрих изобразил себя на одном из рисунков.

Ко всем своим блестящим дарованиям иллюстратора и живописца, яркого рисовальщика и тонкого колориста — Каспар Давид Фридрих был великолепным педагогом, воспитавшим в Академии художеств Дрездена целую плеяду пейзажистов. Его ученики тоже посвящали свой талант тому, что больше всего любил их учитель, — природе своей страны. Через завоевания живописи Фридриха, предвосхитившего открытия мастеров пленэрной живописи и раннего реализма-бидермейера прошли художники почти всех европейских школ. Подобно Делакруа и Жерико, Тёрнеру и Констеблу, крупнейшим мастерам начала XIX столетия, Фридрих был выдающимся живописцем романтической эпохи, предвосхитившим последующие достижения реализма в «век истории».

Книги, посвященные жизни и творчеству Каспара Давида Фридриха:

 

 

 



Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
Если Вам есть что сказать — пожалуйста зарегистрируйтесь.
Если Вы уже зарегистрированы — пожалуйста войдите в систему.
« назад


Вход для пользователей
Вопрос в редакцию
* Отправляя данные, вы соглашаетесь с Политикой конфиденциальности
© 2012, Воскресный день
Сайт для заботливых родителей, учителей и воспитателей.
Юридическая информация

Сайт финансируется издательством «Воскресный день»

Проект издательства «Белый город»

Политика конфиденциальности

создание сайтов - Webis Group