закрыть
ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ

Данный сайт использует технологию cookie-файлов. Дальнейшее использование ресурса будет означать автоматическое согласие с нашей Политикой конфиденциальности.
Портал Воскресный день
Издательство «Белый город»
Контактная информация
(495) 641-31-00
(495) 302-54-13
Сегодня 26.09.2017
Книга дня
Шассерио Прокофьева М.
Картина дня
Христианские мученики в Колизее Флавицкий Константин Дмитриевич
Воскресный день » Авторская колонка »

Шестнадцатого февраля родился классик русской литературы, писатель и публицист Николай Семенович Лесков (16.2.1831–5.3.1895)

16.02.2017
В.А. Серов. Портрет Николая Семеновича Лескова. 1894
    «…Николай Семенович Лесков родился в селе Горохово Орловской губернии, в 1831 г. Отец его был чиновник и сын священника, мать происходила из дворянской семьи. Большое влияние на него оказала его тетка Поля, которая вышла замуж за англичанина-квакера и примкнула к этой секте. Шестнадцати лет Лесков потерял родителей и остался один на свете, вынужденный сам зарабатывать себе на хлеб. Пришлось бросить гимназию и поступить на службу.
     Он служил в разных казенных провинциальных учреждениях. Тут ему открылись реальные картины русской действительности. Но по-настоящему он открыл жизнь, когда оставил государственную службу и стал служить у англичанина Шкотта, который управлял огромными имениями богатого помещика. На этой службе Лесков приобрел обширные познания о русской жизни, весьма отличающиеся от типичных представлений молодых образованных людей того времени. 
Благодаря житейской подготовке Лесков стал одним из тех русских писателей, которые знают жизнь не как владельцы крепостных душ, чьи воззрения изменились под влиянием французских или немецких университетских теорий, как Тургенев и Толстой, а знают ее из непосредственной практики, независимо от теорий. Потому-то взгляд его на русскую жизнь так необычен, так свободен от снисходительной сентиментальной жалости к русскому крестьянину, столь характерной для либерального и образованного крепостника. <…>
Вскоре (1862) Лесков бросил службу, переехал в Петербург и стал профессиональным журналистом. Общественные интересы захватили его, но в высшей степени практический ум и житейский опыт не позволили ему безоговорочно примкнуть ни к одной из тогдашних партий горячих голов, не приспособленных к практической деятельности. Отсюда и изоляция, в которой он оказался, когда произошел инцидент, оставивший несмываемый след в его литературной судьбе. Он написал статью о больших пожарах, в том году разрушивших часть Петербурга, виновниками которых по слухам считались „нигилисты“ и радикально настроенные студенты. Лесков не поддержал этот слух, но упомянул о нем в своей статье и потребовал, чтобы полиция провела тщательное расследование с целью подтвердить или опровергнуть городские слухи. Лескова обвинили в том, что он натравливает чернь на студентов и „информирует“ полицию. Ему объявили бойкот и изгнали из прогрессивных журналов.
В это время он начал писать художественную прозу. Первый рассказ („Овцебык“) появился в 1863 году. За ним последовал большой роман „Некуда“ (1864), который вызвал новые недоразумения с радикалами, которые умудрились разглядеть в некоторых персонажах клеветнические карикатуры на своих друзей; этого было достаточно, чтобы заклеймить Лескова как подлого клеветника-реакционера, хотя главные социалисты в романе изображены почти святыми. В романе „На ножах“ (1870−1871) Лесков пошел в изображении нигилистов значительно дальше: они представлены как кучка мерзавцев и подлецов.
      „Политические“ романы − не лучшее из созданного Лесковым и не они создали ему нынешнюю славу, слава эта основана на его рассказах. Но именно они сделали Лескова жупелом всей радикальной литературы и лишили самых влиятельных критиков возможности отнестись к нему хоть с какой-то долей объективности. Единственным, кто приветствовал, ценил и ободрял Лескова, был знаменитый славянофильский критик Аполлон Григорьев, а всей своей позднейшей популярностью Лесков обязан только никем не направляемому хорошему вкусу публики. 
 Популярность его выросла после публикации „хроники“ „Соборяне“ в 1872 г. и ряда рассказов, в основном из жизни духовенства. В них Лесков является защитником консервативных и православных идеалов, что привлекло к нему благосклонное внимание супруги Александра II императрицы Марии Александровны. Лесков получил место в комитете министерства просвещения, практически синекуру. Однако Лесков никогда не был последовательным консерватором, а его христианство постепенно становилось все менее традиционным и все более критическим. Рассказы из жизни духовенства, написанные в начале 80-х гг., были в значительной степени сатирическими, и из-за одного такого рассказа он потерял свое место в комитете. Лесков все больше и больше подпадал под влияние Толстого и к концу жизни стал истовым толстовцем. <…> 
     Когда в 1895 г. он умер, у него было множество читателей по всей России, но мало друзей в литературных кругах. <…> 
В отличие от поздних вещей „Леди Макбет Мценского уезда“ (1866) дает картины безвыходного зла, непобедимых страстей. Это очень сильное исследование преступной страсти женщины и веселого цинического бессердечия ее любовника. Затем Лесковым была написана трилогия: „Старые годы в селе Плодомасове“ (1869), «Соборяне» (1872) и «Захудалый род» (1875). Вторая из этих хроник − самое популярное из лесковских произведений. Протопоп Туберозов − одно из самых удавшихся Лескову изображений «праведника». Дьякон Ахилла − великолепно написанный характер, из самых изумительных во всей портретной галерее русской литературы. «Соборяне» вещь для автора нехарактерная — слишком ровная, неторопливая, мирная, бедная событиями. Типичная вещь − это «Очарованный странник» (1874). Тут его мастерство рассказчика достигло высшей точки. На ста, примерно, страницах рассказана полная событий и необычайных приключений жизнь авантюриста поневоле, который заколдован и всю жизнь, хочет не хочет, бросается из одного приключения в другое. <…> «Запечатленный ангел» − еще одна авантюрная история, поведанная колоритным языком старообрядца − захватывающая история о возвращении иконы, конфискованной властями. 
    Самое поразительное и оригинальное у Лескова − это русский язык. Все формы профессионального или классового языка, всевозможные жаргонные словечки − все это можно встретить на его страницах. Но особенно любил он комические эффекты просторечного церковнославянского и каламбуры «народной этимологии“. Как рассказчик Лесков, пожалуй, занимает в современной литературе первое место. Его рассказы − просто анекдоты, рассказанные с колоссальным смаком и мастерством; даже в своих больших вещах он любит, характеризуя своих персонажей, рассказать о них несколько анекдотов. Толстой любил рассказы Лескова и наслаждался его словесной эквилибристикой, но пенял ему на перенасыщенность стиля.
     …Этот вкус к словесной живописности, к быстрому изложению запутанного сюжета разительно отличается от методов почти всех остальных русских романистов, особенно ТургеневаГончарова или Чехова. В лесковском видении мира нет никакой дымки, нет атмосферы, нет мягкости; он выбирает самые кричащие цвета, самые грубые контрасты. Если мир Тургенева или Чехова можно уподобить пейзажам Коро, то Лесков − это Брейгель-старший, с его пестрыми, яркими красками и гротескными формами. Величайшая добродетель, из ряда вон выходящая оригинальность, большие пороки, сильные страсти и гротескные комические черты − вот его любимые предметы. Он одновременно и служитель культа героев, и юморист. Пожалуй, можно даже сказать, что чем героичнее его герои, тем юмористичнее он их изображает…» 
                                                                                                                                
                                                                                                                                                                                                            Д.П.Святополк-Мирский. «Лесков»
 
Книги, посвященные жизнт и творчеству Н.С. Лескова:

 

 

К 180-летию Н.С. Лескова 

фильм, посвященный Н.С. Лескову (лекция Льва Аннинского) 



Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
Если Вам есть что сказать — пожалуйста зарегистрируйтесь.
Если Вы уже зарегистрированы — пожалуйста войдите в систему.
« назад


Вход для пользователей
Вопрос в редакцию
* Отправляя данные, вы соглашаетесь с Политикой конфиденциальности
© 2012, Воскресный день
Сайт для заботливых родителей, учителей и воспитателей.
Юридическая информация

Сайт финансируется издательством «Воскресный день»

Проект издательства «Белый город»

Политика конфиденциальности

создание сайтов - Webis Group