закрыть
ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ

Данный сайт использует технологию cookie-файлов. Дальнейшее использование ресурса будет означать автоматическое согласие с нашей Политикой конфиденциальности.
Портал Воскресный день
Издательство «Белый город»
Контактная информация
(495) 641-31-00
(495) 302-54-13
Сегодня 17.12.2017
Книга дня
Ярошенко Николай Вольф Г. В.
Картина дня
На качелях Ярошенко Николай Александрович
Воскресный день » Авторская колонка »

Портреты графа Северина Осиповича Потоцкого

29.08.2017
А. Варнек. Портрет графа С.О. Потоцкого


До последнего времени было известно три живописных портрета видного деятеля эпохи Александра I графа Потоцкого Северина Осиповича (1762–1829), первая половина жизни которого связана с Польшей, а вторая – с Россией. Ранний его портрет работы неизвестного художника, относящийся к польскому периоду, можно увидеть в материале Польские дворяне (Потоцкие). На данном портрете молодой еще граф запечатлен сидящим у надгробия, а рядом с ним изображена девочка лет пяти. Любопытно, что фрагмент именно этого портрета помещен в настоящее время на сайте Российской академии наук в разделе Почетные члены РАН с 1724 года. Этого звания С.О. Потоцкий был удостоен в 1828 году в возрасте 66 лет, и было бы целесообразно поместить на сайте один из его более поздних портретов, выполненных уже в России.

Второй портрет С.О. Потоцкого выполнил в начале 1800-х годов Александр Варнек, возможно, еще до завершения учебы в Императорской академии художеств, где он учился с 1795 до 1 сентября 1803 года [1]. Именно этот портрет, издавна находящийся в собрании Научно-исследовательского музея Российской академии художеств, помещен в настоящее время на странице художника сайта «Воскресный день». Воспроизведен он был в 2002 г. в красочном Каталоге  выставки, посвященной 300-летнему юбилею Санкт-Петербурга [2], вместе с портретами адмирала Н.С. Мордвинова и скульптора И.П. Мартоса, находящимися в собрании этого же музея.

В другом каталоге НИМ РАХ, изданном годом позже [3], приводятся элементы биографии С.О. Потоцкого и сведения о его портрете (выполнен после 1802 г., размеры 71 х 58, написан для зала Совета Академии художеств, куда поступил после 1802 г.). В каталоге [2], кстати, указана дата написания портрета ок. 1802, которая, строго говоря, не идентична дате, указанной выше, т. к. не исключает, что портрет был выполнен до 1802 г. 

Третий известный портрет С.О. Потоцкого был написан в 1805 г. художником  С.С. Щукиным (учителем А. Варнека в Академии) по заказу Харьковского университета. Находится он ныне в собрании Харьковского художественного музея, и его можно увидеть на двух сайтах интернета (http://cultobzor.ru/2014/08/stepan-schukin-gallery/14–483/ и http://homopoliticus.com/homopoliticus-lib/potrashkov/index0100.php ). Вторая из указанных ссылок примечательна тем, что в данном материале приводятся важные для настоящей статьи сведения об орденах на «щукинском» портрете С.О. Потоцкого (эти сведения обсуждаются далее). Воспроизведен данный портрет в «Русских портретах» [4] и в монографии Л.Н. Целищевой, посвященной творчеству С.С. Щукина [5].

На портрете работы С.С. Щукина, написанном позже, мы видим на одну награду больше, чем на портрете его ученика (второй орден на шейной ленте), и поначалу было впечатление, что эту награду граф получил после 1802 года. Однако анализ показал, что на самом деле это самый ранний польский орден Св. Станислава, полученный графом еще в 1784 году. Как видно, на шее портретируемого, позирующего  А.Г. Варнеку, его просто не было.  

Основанием для написания данной статьи стало то, что сравнительно недавно в интернете появился неизвестный ранее портрет С.О. Потоцкого работы неизвестного художника (местонахождение портрета также неизвестно). Фигурирует «новый» портрет в биографии графа С.О. Потоцкого в Википедии.




Загадочный портрет во многом похож на портрет кисти А.Г. Варнека из собрания НИМ РАХ, но имеет отличительные черты (поворот головы, направление взгляда модели). Возникает естественный вопрос о том, как связаны между собой оба портрета. Но прежде чем ответить на него, целесообразно обсудить здесь элементы биографии графа, в частности, ознакомиться с его наградами, анализ которых всегда важен при решении атрибуционных вопросов.    

Хроника жизни Северина Осиповича Потоцкого

1762 г. – родился в 1762 году в семье польского коронного кравчего графа Юзефа Потоцкого  и графини Анны Терезы Оссолинской и еще в детском возрасте был отправлен в Швейцарию, где получил образование в университетах Женевы и Лозанны.

1779 г. – вернувшись в Польшу, Потоцкий был принят к королевскому двору.

1784 г. – пожалован польским орденом Святого Станислава, а в следующем году породнился со знатным и богатым родом, вступив в брак с дочерью Великого канцлера Литовского Александра Сапеги, княжной Анной. Впоследствии супруги разошлись; при отце остался сын Лев (1789–1860), в будущем действительный тайный советник и член Государственного совета, а при матери – две (по другим данным четыре) дочери.

1787 г. – Потоцкий находился в числе лиц, представленных императрице Екатерине II во время ее пребывания в Киеве; уже тогда у него появилась мысль перейти на службу в Россию. 

1788–1792 гг. – был в числе участников Четырехлетнего Сейма депутатом от Брацлавского воеводства, в котором у него было поместье Батог. На сейме Потоцкий, по-видимому, принадлежал к прогрессивной партии, добивавшейся союза с Пруссией; он произносил речи по разным вопросам, делал замечания и упреки разным лицам, из-за чего скоро навлек на себя нерасположение многих.

26 апреля 1791 г. – был назначен ротмистром национальной кавалерии коронных войск и получил польский орден Белого орла, но неизвестно, принимал ли активное участие в военных действиях. После падения Польши Потоцкий, у которого было несколько поместий в Радинском уезде, вошёл в тесные отношения со своими соседями – Чацким и Чарторыским, проживавшими в Новой Александрии, и, вероятно, под их влиянием, примкнул к партии тех поляков, которые возлагали свои надежды на Россию.

1793 г. – в конце царствования императрицы Екатерины II приехал в Петербург, чтобы, подобно многим своим соотечественникам, искать карьеры. Обласканный императрицей, он близко сошелся с великим князем Александром Павловичем, и в следующее царствование Павла стал камергером наследника престола. Однако открыто высказывавший свои взгляды, противоречившие общему направлению политики в царствование императора Павла, Потоцкий не мог долго ужиться при дворе.

21 января 1799 г. – отрешен от занимаемого поста, но после вступления на престол Александра I был привлечен в интимный кружок молодого государя.

4 июня 1801 г. – Потоцкий был произведен в тайные советники, стал сенатором.

8 сентября 1802 г. – был назначен членом состоявшей в ведомстве Министерства народного просвещения комиссии об училищах, в которой в то время заседали самые приближенные к государю лица.

22 сентября 1802 года – получил орден Святого Владимира 2-й степени; в этом же году избран Академией художеств почетным любителем, в связи с чем и был написан Александром Варнеком портрет графа для зала Совета АХ.

1803 г. – назначен попечителем Харьковского учебного округа и ревностно принялся за устройство вновь основанного Харьковского университета: заботился о приглашении иностранных профессоров и о замещении кафедр русскими учеными; открывал все способы развития ученой деятельности. Оставил этот пост в 1817 году, когда министр образования князь А.Н. Голицын стал вводить новые порядки в системе образования.

17 января 1810 г. – назначен членом Государственного совета и был удостоен 30 августа этого же года орденом Александра Невского (нет ни одного портрета графа с этим орденом).

2 октября  1827 г. произведен в чин действительного тайного советника.

17 декабря 1828 г. избран почетным членом Петербургской академии наук.

3 сентября 1829 г. умер в Москве в возрасте 67 лет, приехав сюда из Петербурга на лечение. Похоронен он был в своем имении Севериновка (ныне село Севериновка Ивановского р-на Одесской области), информацию о чем удалось найти в материале Боги Севериновки.

С.О. Потоцкий был известен не только как государственный деятель, но и как собиратель и хранитель прекрасного: коллекционировал живопись, скульптуру, гравюры [6]. 

Переключимся теперь на портреты графа и вернемся вначале к его портрету кисти А.Г. Варнека. Для начала попробуем уточнить дату написания данного портрета, на котором граф запечатлен с польским орденом Белого орла (звезда на левой половине груди вверху и голубая лента через левое плечо) и орденом Св. Владимира 2-й степени (красный крест на шейной ленте и звезда ордена на левой половине груди внизу) [3]. Ориентируясь на дату вручения второго из данных орденов, можно определенно утверждать, что портрет был написан после 22 сентября 1802 года. Верхней границей датировки является, очевидно, дата отъезда Александра Варнека в пенсионерскую поездку в Италию – 20 июня 1804 г. В реальности же молодому художнику необходимо было написать портрет именно в 1802 году, и поэтому с хорошей точностью можно считать, что он был выполнен в конце 1802 – начале 1803 гг.

Далее можно утверждать, что загадочный портрет С.О. Потоцкого, появившийся недавно в интернете, также был выполнен А.Г. Варнеком вскоре после написания им портрета для Зала Академии художеств. Об этом свидетельствуют не только многие элементы сходства портретов, выявляющиеся при тщательном их сопоставлении. Еще один аргумент для такой атрибуции содержится в известном списке обозревателя П.П. Каменского 1839 г., содержащего сведения примерно о ста произведениях художника А.Г. Варнека [7].  В монографии Турчина считается, что Каменский указал в своем списке тот портрет С.О. Потоцкого, который был написан художником для Зала Академии художеств [1]. Однако из списка следует, что написан данный портрет был для самого графа. Выходит, что в действительности было написано два близких по композиции портрета С.О. Потоцкого.

Точно так же, в 1812 г. А.Г. Варнек выполнил два несколько различающихся между собой портрета Н.С. Мордвинова: один для Зала АХ, другой для самого адмирала [8]. Не удивительно, что коллекционер С.О. Потоцкий, позируя художнику при выполнении им портрета для Зала АХ, заказал почти «такой же» портрет для себя. Не вызывает сомнений, что владельцем портрета после смерти графа стал его сын Лев Северинович, на котором графский род Потоцких пресекся. Хотелось бы узнать, где находился портрет в последующие годы и где он находится в настоящее время.

Но уже в этой статье замечу, что однажды данный портрет был востребован  через несколько лет после его выполнения. Случилось это после 1813 г., когда в Петербург  приехал гравер итальянец Франческо Вендрамини (1780–1856), выполнивший в столице  множество гравированных портретов представителей петербургской знати. В галерее его работ имеется, в частности, гравированный портрет президента Академии художеств графа А.С. Строганова с оригинала Варнека. Известно, что запечатлел Вендрамини на своей гравюре также и облик графа С.О. Потоцкого [9]. Но каким оригиналом воспользовался он при изготовлении гравюры, неизвестно. Сопоставляя гравированное изображение с живописными изображениями С.О. Потоцкого, автор статьи пришел к выводу, что оригиналом был тот самый загадочный портрет  графа, о котором идет речь в настоящей статье. Привожу оба изображения рядом и оставляю вопрос их сходства на суд специалистов и читателей.  

В.А. Варнек, к.ф.-м.н.,  ИНХ СО РАН

 

ЛИТЕРАТУРА

1. Турчин В.С. Варнек Александр Григорьевич, 1782–1843. М., 1985. С. 14, С. 110.
2. Русское и западно-европейское искусство XVII – начала XX веков из собрания Научно-исследовательского музея Российской Академии художеств. Каталог выставки, посвященной 300-летнему юбилею Санкт-Петербурга. – М. 2002.  – С. 34, С. 37, С. 45. 
3. Немцы и Академия художеств.  Каталог выставки. – М. 2003. –  С. 33.
4. Русские портреты XVIII и XIX столетий.  Издание Великого князя Николая Михайловича. – СПб. Экспедиция заготовки государственных бумаг. Т. 2. Табл. 150.
5. Целищева Л.Н.  Степан Семенович Щукин. –  М. Искусство. 1999. С. 156. 
6. Банников А.П., Сапожников С.А. // Собиратели и хранители прекрасного: Энциклопедический словарь российских коллекционеров от Петра I до Николая II. 1700 –  1918 гг. М.: ЗАО Центрполиграф, 2007. (О коллекционере С.О. Потоцком).  С. 399. 
7. Каменский П.П. Мастерские русских художников // Отечественные записки. 1839. — Т. 2. Отд. IV. С. 15. 
8. Варнек В.А. Портреты адмирала Мордвинова Н.С. кисти А.Г. Варнека. Авторская колонка сайта «Воскресный день», 2016 г. 
9. Морозов А.В. Каталог моего собрания гравированных и литографированных портретов. М., 1913. Т. 3.




Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
Если Вам есть что сказать — пожалуйста зарегистрируйтесь.
Если Вы уже зарегистрированы — пожалуйста войдите в систему.
« назад


Вход для пользователей
Вопрос в редакцию
* Отправляя данные, вы соглашаетесь с Политикой конфиденциальности
© 2017, Воскресный день
Сайт для заботливых родителей, учителей и воспитателей.
Юридическая информация

Сайт финансируется издательством «Воскресный день»

Проект издательства «Белый город»

Политика конфиденциальности

создание сайтов - Webis Group