Портал Воскресный день
Издательство «Белый город»
Контактная информация
(495) 641-31-00
(495) 302-54-13
Сегодня 26.03.2017
Книга дня
Русская история в картинах. Алексей Кившенко
Картина дня
Портрет девочки Макаров Иван Кузьмич

Авторская колонка (Колонка хранителя музея)

Страницы: 1 2 3 4 5 9 10 11
08.02.2017
Восьмого февраля родился знаменитый английский портретист Джордж Доу, которым по праву гордится не только европейская, но и отечественная школа изобразительного искусства
Колонка хранителя музея
Благодаря великим художникам, работавшим в жанре портрета, увековечившим черты современников, мы имеем возможность познакомиться с людьми ушедшей эпохи, понять их характеры, разглядеть детали костюма и прикоснуться к их неведомой внутренней жизни. Написанный с фотографической точностью, живописный портрет, благодаря психологическому проникновению в личность портретируемого, являет нам срез времени и характера, помогает понять эпохальные события и роль личности в истории…
07.02.2017
Седьмого февраля родился русский художник-передвижник, живописец-жанрист, график, педагог Владимир Егорович Маковский
Колонка хранителя музея
«Направление Федотова, Перова и Маковского в значительной мере не живописное, а литературное», – считал глава передвижничества Иван Крамской. Маковский был типичным «средним» передвижником, только отдававшим предпочтение не теме, как в 1860-х годах Перов, а сюжету, иногда самому незначительному. В его картинах нет привычного для ранних передвижников резкого обличительства, нет боли и скорби. Полотна Маковского, скорее, правдивые, благодушные свидетельства жизни обывателей, часто окрашенные теплым юмором. Это – картины-новеллы. Они столь фотографически точны, образный ряд в них дан так широко, типажи выписаны настолько реалистично и досконально, что по ним можно ощутить сам дух минувшей эпохи – времени Толстого, Чехова, Горького…
05.02.2017
Пятого февраля родился немецкий художник, рисовальщик и иллюстратор, один из ярчайших представителей стиля бидермайер Карл Шпицвег
Колонка хранителя музея
Самый яркий мастер раннего немецкого реализма первой половины XIX века Карл Шпицвег (5.2.1808–23.9.1885) был высокоодаренным художником-самоучкой и вошел в историю европейского искусства прежде всего как крупный живописец-пленэрист. Шпицвег привлек внимание профессионалов и ценителей живописи тонким юмором и легкой грустью своих полотен. Сцены в интерьере Шпицвега тонко передают дух своего времени, повествуя о гармонично устроенной жизни его почтенных чудаковатых персонажей, сентиментальных романтиков и крестьянских трудолюбивых девушек…
04.02.2017
Русский художник-портретист, акварелист, создавший портретную галерею высшего общества Российской Империи середины XIX века, Владимир Иванович Гау родился 4 февраля 1816 года
Колонка хранителя музея
Владимир Иванович Гау — «портретный летописец» эпохи 1840–1850-х годов — более трех десятилетий плодотворно работал, создав более шестисот акварельных портретов Императорской фамилии и всех знаменитостей петербургского общества. Его работы находятся в собраниях многих музеев, являются предметом гордости коллекционеров в России и за рубежом. Владимир Гау менее известен, чем его современник Петр Соколов, творчество которого связано с Пушкинской эпохой, или Александр Брюллов, оставивший нам прекрасную галерею портретов эпохи. Сведения о живописце немногочисленны и в его биографии остается много белых пятен…
30.01.2017
Тридцатого января родился мастер панорамного пейзажа, гравер и офортист Бернардо Паоло Франческо Эрнесто Беллотто
Колонка хранителя музея
Ученик и племянник великого ведутиста Каналетто, Беллотто работал во многих городах Италии, большую известность приобрел при дворах в Дрездене, в Мюнхене и в Варшаве. Поэтичны его виды Флоренции и Турина, очаровавшие художника колоритом своих живописных уголков со старыми мостиками через реки По в Турине и Арно во Флоренции. В манере, отличающейся от Каналетто, Беллотто более четко передавал пластику распределения света и тени. Его ведуты исполнены в темной, коричнево-желтой гамме, в них легко читаются объемы построек, а фигурки людей, утрачивая подвижность и нарядность, как в работах Каналетто, приобретают большую жанровую конкретность и выразительность. Унаследовав от своего учителя и дяди пристальность к детали, Беллотто достигает в своих картинах прямо-таки топографической точности. Именно эту особенность его кисти ценили императрица Мария Терезия в Вене и король Станислав Август Понятовский в Варшаве, при дворах которых Беллотто работал в качестве придворного художника. Искусствоведы отмечают некую «сухость» и буквальность, присущие графике и пейзажам художника, однако именно благодаря такому объективизму в истории остались почти фотографические свидетельства, позволяющие реконструировать устройство и быт европейских городов XVIII века…
29.01.2017
Двадцать девятого января родился русский художник-передвижник, мастер жанровой живописи Василий Максимович Максимов
Колонка хранителя музея
«Сам народ написал свою картину», – сказал о его произведениях Крамской. Наиболее полно талант Максимова раскрылся в картине «Приход колдуна на крестьянскую свадьбу» (1875). Это эпическое полотно из народной жизни, с обилием персонажей, создающих «хоровое начало», отмечено глубоким знанием деревенского быта. Поэтические образы жениха и невесты, ястребиный профиль колдуна, выразительные типы стариков написаны с конкретных людей и отличаются большой жизненной правдой. Сами крестьяне, позировавшие Максимову, говорили ему: «Ты наш, если и напишешь, то не для смеху». Художник задумал картину большой – 116 х 188 см. Сама ее величина создавала трудности при работе в тесной избе. Крестьяне, которые ему позировали, были свободны только в зимнее время, когда освещение становилось скудным. Но художник блестяще справился со сложной композицией «Колдуна“, он работал над картиной несколько лет – с 1871 по 1875 год, доделывал ее даже после того, как она была приобретена Третьяковым. Многолетний труд принес художнику заслуженную славу. Полотно было экспонировано на IV Передвижной выставке 1875 года, а в 1878 году послано на Международную парижскую выставку…»
27.01.2017
Загадки Куинджи
Колонка хранителя музея
Получив от Бога редкий живописный дар, Куинджи выработал свою систему творчества; осознать ее целиком до сих не могут последователи художника. В памяти людей Архип Куинджи остался добрым, отзывчивым, щедрым человеком. С буйным темпераментом, необузданного нрава, «необычайно умным» (высказывание И.Е. Репина), но все же цельным, неподражаемо-оригинальным. А еще – поэтом природы, магом пейзажа. Гением. Неповторимым художником света.
25.01.2017
185 лет назад 25 января родился знаменитый русский живописец-пейзажист Иван Иванович Шишкин
Колонка хранителя музея
«…И.И. Шишкин был необыкновенным знатоком и любителем леса. Он до совершенства знал анатомию деревьев разных пород, всегда говорил, если видел неправильность в рисунке дерева: “Такой березы не может быть” или “эти сосны бутафорские”. Некоторые упрекали его в сухости. Такое мнение, пожалуй, может быть оправдано по отношению к некоторым офортам, над которыми он проводил много времени в последние годы жизни. Но живописные его работы, несмотря на применение сложнейшей техники, всегда смотрелись свежо. Казалось, вы внезапно вошли в лес, ощущая как глазами, так и всем телом его близость… Шишкин как был, так и до сих пор является крупнейшим русским художником-реалистом, знатоком лесного царства. И, как это ни странно, из его многочисленных учеников лишь Андрей Николаевич Шильдер был действительно крупным мастером. Он обладал прекрасной техникой как в рисунке, так и в живописи, но самостоятельной — не шишкинской… Во время летних работ, когда совместно с профессором писали несколько его учеников, он по очереди подходил смотреть их работы и делал свои замечания. Некоторые из учеников, несмотря на ценность каждого его критического слова, готовы были, как говорится, провалиться сквозь землю. Шильдер сам рассказывал, что он, человек нервный, иногда, завидя издали фигуру Ивана Ивановича, направляющегося в его сторону, не мог удержаться и, оставив этюд и палитру, буквально уползал в кусты, как уж, а потом изворачивался, как мальчишка, объясняя свое отсутствие. Да! Ученики боялись Шишкина…» (Н.А. Киселев. «Среди передвижников»)
24.01.2017
Памяти выдающегося русского живописца, мастера исторической живописи Василия Ивановича Сурикова (24.01.1848–19.03.1916)
Колонка хранителя музея
В творчестве и личности Василия Ивановича Сурикова русская жизнь осуществила изумительный парадокс: к нам в двадцатый век она привела художника, детство и юность которого прошли в XVI и в XVII веке русской истории… Один из секретов Сурикова − цельного и подлинного художника-реалиста, посвятившего жизнь самому неверному из видов искусства, исторической живописи, − в том, что он никогда не восстанавливал археологически формы жизни минувших столетий, а добросовестно писал то, что сам видел собственными глазами, потому что он был действительным современником и Ермака, и Стеньки Разина, и боярыни Морозовой, и казней Петра… (Василий Суриков в воспоминаниях современников)
23.01.2017
185 лет со дня рождения французского живописца, гравёра, одного из родоначальников импрессионизма Эдуарда Мане
Колонка хранителя музея
«До Мане», «после Мане» – такие выражения полны глубочайшего смысла. С его именем заканчивается один период и начинается другой. Мане действительно был «отцом» современной живописи, тем, от кого исходил определяющий импульс, повлекший за собой все остальное. В истории искусства удалось бы насчитать совсем немного революций, подобных той, какую совершил он, – революции основополагающей, чреватой целым рядом серьезнейших последствий. Однако этот революционер не мечтал ни о чем ином, кроме официальных почестей. Буржуа, завсегдатай бульвара, человек тонкого ума, денди, привыкший проводить время в кафе Тортони, приятель дам полусвета – таким был живописец, опрокинувший основы искусства своего времени… Считалось, что он искал скандальной известности; на самом деле скандалы причиняли ему много горя и страданий… Жизнь Мане далеко не так ясна и очевидна, как о ней думали… Нервный, легковозбудимый, снедаемый скрытым беспощадным недугом, погубившим так много великих художников и писателей прошлого века, Мане был человеком, одержимым творчеством. «Революционер вопреки самому себе“? Да, конечно, но в той только мере, в какой человек наперекор собственному желанию осознает себя самого или скорее принимает на себя то, что ему предназначено. Мане хотел бы для себя успехов Кабанеля, но он не мог писать так, как Кабанель. Он противился своей судьбе, но судьбу эту он нес в себе…» (Анри Перрюшо. Предисловие к книге «Эдуард Мане»)
19.01.2017
Девятнадцатого января родился выдающийся русский живописец и график, мастер портрета Валентин Александрович Серов
Колонка хранителя музея
Впечатление от серовских картин — чисто живописного и, пожалуй, именно музыкального свойства, недаром он сын двух даровитых музыкантов и сам чутко понимает музыку. Искусство Серова вовсе ничего не имеет в себе литературного, описательного. Его основные черты: простота и непосредственность. В Серове нет даже каких-либо нарочитых намерений, хотя бы чисто красочного, живописного характера. Нельзя поэтому описать ни его гамму красок, ни его колористическую систему… своим отвращением к какой-либо формуле самый разительный контраст «живописным кухмистерам»: Ленбаху, Бодри, Констану и т. п. художникам, выросшим на подражании старым мастерам, почти на плагиате. На картинах Серова все ясно, светло и по тому самому хорошо, красиво. Нет ни соуса, ни дымки; его произведения не напоминают вкусных пряников или превосходно приготовленных блюд, но действуют как прекрасная, чистая, ключевая вода. После целого века блуждания по археологии и истории, после долгого рабства в плену у «передового» войска и после всех грустных обстоятельств, не давших живописи XIX века вырасти и развиться нормальным образом, искусство Серова и ему подобных художников является как бы давно желанным выздоровлением, как бы ясным, освежающим утром, сменившим душную грозовую ночь. Еще, скорее, можно говорить о портретах Серова, так как они все отличаются замечательной характеристикой, тонким вниканием в психологию изображенного лица… (Александр Бенуа)
19.01.2017
Девятнадцатого января родился французский художник-живописец, яркий представитель постимпрессионизма Поль Сезанн
Колонка хранителя музея
После великолепных по исполнению полотен Поля Сезанна натюрморт значительно усилил позиции и стал одним из ведущих жанров для многих крупнейших мастеров XX века. Впоследствии искусствоведы придумают для творчества П. Сезанна, как и П. Гогена, В. Ван Гога, А. Тулуз-Лотрека, Ж. Сёра, специальное определение «постимпрессионизм» — термин скорее удобный, нежели точный. Сезанн и другие продолжили миссию импрессионистов — существенно раздвинули границы живописи. Поэтому многие новаторы искусства, художники последующих времен, называли Поля Сезанна своим главным учителем… «Лувр — это книга, по которой мы учимся читать. Мы, однако, не должны довольствоваться только прекрасными формулами наших знаменитых предшественников. Выйдем за их пределы, чтобы изучать прекрасную природу, постараемся освободить от них наш дух и выразить себя, следуя своему личному темпераменту», — писал Поль Сезанн…
16.01.2017
Семнадцатого января родился Антонио дель Поллайоло — флорентийский живописец, скульптор, ювелир и гравёр, представитель флорентийской школы позднего кватроченто
Колонка хранителя музея
Два брата Антонио (около 1431/1432 – 1498, настоящее имя Антонио ди Якопо д’Антонио Бенчи) и Пьеро дель Поллайоло (1443 – 1496, настоящее имя Пьеро ди Якопо д’Антонио Бенчи) владели во Флоренции мастерской, которая занималась изготовлением ювелирных украшений, рисунков для художников, гравюр, изделий из бронзы и терракоты, рисунков для ткацкого производства, эскизов для церковных облачений. В конце пятнадцатого века мастерская братьев Поллайоло была хорошо известна во Флоренции. Старший брат Антонио дель Поллайоло был разносторонне одаренным человеком, и великолепным ювелиром, изготовлявшим изящные произведения из золота и серебра. Ему принадлежит декоративное убранство Алтаря кардинала Португальского (1466–1468), написанного совместно с братом Пьеро. Пьеро, согласно документам того времени, помогал брату при создании некоторых картин и остался в тени славы старшего брата. Единственная дошедшая до нас подписанная работа Пьеро – статуя Коронование Марии (1483). Предметом спора исследователей является авторство женских портретов, созданных братьями. Технический и стилистический анализ работ позволили сделать вывод, что портреты в Берлине и Милане можно отнести к Антонио, в то время как автором работ, хранящихся во Флоренции и Нью-Йорке, был Пьеро. Портреты Антонио относятся к числу наиболее важных работ эпохи кватроченто в жанре портрета…
15.01.2017
Пятнадцатого января родился известный итальянский художник-пейзажист, один из лидеров символизма в национальной живописи Джованни Сегантини
Колонка хранителя музея
Джованни Сегантини – один из крупных живописцев Италии XIX века или эпохи отточенто, как называют XIX столетие на его родине. Наряду со своими современниками – художником Джованни Больдини и скульптором Медардо Россо, Сегантини был одним из тех немногих итальянских мастеров, которые получили мировую известность. Произведения Джованни Сегантини в 1880–1890-е годы постоянно экспонировались и удостаивались призов на международных выставках в Париже, Лондоне, Берлине, Мюнхене, Вене, Венеции, Милане. Крупнейшие европейские художественные журналы помещали статьи известных критиков о его творчестве. Увлекаясь новейшими европейскими художественными тенденциями, Сегантини всегда оставался приверженцем национальной классической живописной традиции. В его искусстве проявились желание преодолеть провинциализм итальянской культуры конца XIX столетия и одновременно романтическую страстность в понимании ценности и строгом следовании национальной традиции. Сегантини был крупнейшим и, можно сказать, последним итальянским художником-романтиком, ведь эстетические идеи романтизма продолжали жить в искусстве Италии до конца столетия. И как никто другой Джованни Сегантини сумел выразить в своей живописи, унаследованные им от романтизма чувство духовной свободы художника и огромную лирическую глубину в восприятии природы…
14.01.2017
Четырнадцатого января родился русский художник, академик пейзажной живописи, вошедший в историю в качестве первого художника-пейзажиста среднего Урала Петр Петрович Верещагин
Колонка хранителя музея
14 января 1834 г. в Перми в семье потомственного живописца-ремесленника, иконописца Петра Прокофьевича Верещагина родился сын, имя которому дали такое же, как у отца — Петр. Год спустя, 13 января 1835 года, в семье появится сын Василий, а в 1842 году — сын Митрофан. Все трое окончили Императорскую Академию художеств в Санкт-Петербурге и стали художниками. Первые уроки живописи Петр вместе с братом Василием получил у отца, а после его смерти в 1843 г. их наставником стал дед по матери, иконописец И.В. Бабин. В 1856 году поступил в Академию Василий, в 1857-м — Митрофан, а вот старший из Верещагиных, Петр Петрович поступил туда только в 1858 году. Избрав своей специальностью ландшафтную живопись, он обучался в классе пейзажа у известного ландшафтного живописца Сократа Воробьева, много лет прожившего в Италии… Ландшафтная живопись при ее кажущейся простоте требовала от живописца максимального напряжения сил, блестящего знания перспективы, серьезных основ не только пейзажной, но и жанровой живописи. Правила Академии художеств того времени предписывали пейзажистам «представляемые картины обставлять фигурами и животными». Верещагин довольно быстро отказался от традиционного нейтрального стаффажа* и начал включать в свои работы реальные бытовые сценки, используя свои наброски с натуры. В своих замечательных карандашных рисунках он фиксировал все, что могло в будущем пригодиться для создания больших полотен… По поручению Товарищества Уральской горнозаводской железной дороги художник пишет серию этюдов Урала и реки Чусовой — вдоль строившейся здесь железной дороги (1875–1876). В ряде полотен воспроизведены губернский город Пермь, Нижнетагильский и Верхне-Нейвинский заводы, деревни Подволочная, Кирпичная, Шалгина. В нескольких произведениях запечатлено строительство железнодорожной линии. Большинство живописных работ уральского цикла Верещагина изображают реку Чусовую с высокими скалистыми берегами – «камнями» по-местному (Камень «Остряк», Камень «Ермак», Камень «Высокий» и др.)…
12.01.2017
Двенадцатого января родился русский живописец, академик, заслуженный профессор батальной живописи, член Совета Императорской Академии художеств Богдан Павлович Виллевальде
Колонка хранителя музея
Одним из выдающихся мастеров батальной картины был Богдан (Готфрид) Павлович Виллевальде… Виллевальде написал немало картин, иллюстрирующих победы русской армии… И все-таки склонность художника к военно-бытовому жанру время от времени давала о себе знать. В непродолжительных перерывах между работой над заказными полотнами, художник писал как многофигурные композиции с участием всадников, так и малофигурные сценки, иллюстрирующие чаще всего те или иные стороны жизни военных. Очень часто, особенно в 1880–1890-е годы, мастер называл свои картины поговорками либо фразами, которые могли произносить его герои – обычные русские воины. Возможно, это был своеобразный ответ стареющего, но еще полного сил художника на успех картин В.В. Верещагина. Если у последнего картины назывались «Не замай! Дай подойти», «У крепостной стены. Пусть войдут!», то Виллевальде подобными названиями пытался проиллюстрировать быт русских солдат, башкир и казаков, находившихся в составе русской армии: «Сегодня ты, а завтра я! Кульм, 1813 год», «Казак везде дома. Франция, 1815», «Но бойтесь, мы казаки. Саксония, 1813», «Бог с ним, отпусти!», «Вот он – Наполеон!»…
11.01.2017
Одиннадцатого января родился замечательный русский художника-пейзажист Михаил Константинович Клодт
Колонка хранителя музея
Михаил Константинович Клодт (барон Клодт фон Юргенсбург) – выдающийся русский художник-пейзажист второй половины XIX века. Он был одним из первых российских художников, объединивших жанровую картину с эпическим пейзажем. С виртуозным мастерством Клодт воссоздал в своих пейзажах целостный образ России. Работы художника поэтичны и воздушны, светлы и умиротворенны, чего, увы, не скажешь о его жизни, которая была с явным «привкусом трагедии»… Трагическая судьба Михаила Константиновича сопрягалась с его замкнутым характером, принципиальностью и честностью, с одной стороны, и уязвимостью, горячностью, склонностью к депрессии, с другой. Неудачи в личной жизни, материальные проблемы, конфликты в Академии художеств, где он преподавал, связанные с тем, что Клодт не порывал с передвижниками, а главное – его острая восприимчивость и бескомпромиссность, — привели к переменам в характере и образе жизни…
10.01.2017
Франческо Пармиджанино (11.1.1503–24.8.1540)
Колонка хранителя музея
Пармиджанино называли «принцем маньеризма». Живопись мастера украшала резиденции королей — Версаль, Эскориал, венский Бельведер. Крупнейшие мастера кисти, исповедующие иные стилевые пристрастия, — Рубенс, Ван Дейк, Веласкес — не раз цитировали его в своих работах. Именно Пармиджанино разработал и воплотил в творчестве эстетический идеал маньеризма, противопоставив его ренессансной «верности природе».
09.01.2017
Девятого января родился русский художник, академик пейзажной живописи Императорской Академии художеств, член Товарищества передвижных художественных выставок Владимир Федорович Аммон
Колонка хранителя музея
Владимир Федорович Аммон родился в Москве в семье немецкого предпринимателя, потомка французского гугенотского семейства, Фердинанда (Фёдора) Готлиба Аммона. Старшим братом художника был историк, археограф, переводчик Герман Фёдорович Аммон. Художественное образование Владимир Федорович получил в Москве: вначале в Рисовальной школе графа Строганова, открытой для подготовки учителей рисования в 1825 году, затем в Московском училище живописи и ваяния, фактически основанном в 1843 году. Наставником Владимира Аммона по училищу был известный в то время живописец Карл Иванович Рабус. Природные способности и стремление стать мастером сделали из молодого человека достойного представителя пейзажной живописи — направления в русском изобразительном искусстве, которое во второй половине XIX века совершит стремительный бросок к вершинам этого жанра. Пейзажи В.Ф. Аммона (а он часто называл их по-русски видами) привлекали внимание не только любителей, но и авторитетов из Академии художеств: в 1850 году живописец получает за работу «Вид Академии наук и Дворцовой набережной в Петербурге» звание художника…
02.01.2017
Второго января родился выдающийся русский художник, мастер портрета и жанровой живописи, один из членов-учредителей Товарищества передвижных художественных выставок Василий Григорьевич Перов (Васильев). 2.1.1834–10.6.1882
Колонка хранителя музея
«Когда-то, очень давно, имя Перова гремело так, как позднее гремели имена Верещагина, Репина, Сурикова, Васнецова. О Перове говорили, славили его и величали, любили и ненавидели его, ломали зубы „критики“, и было то, что бывает, когда родился, живет и действует среди людей самобытный, большой талант. В Московской школе живописи, где когда-то учился Перов, а потом, в последние годы жизни, был — профессором в натурном классе, все жило Перовым, дышало им, носило отпечаток его мысли, слов, деяний. За редким исключением все мы были преданными, восторженными его учениками… « (Михаил Нестеров)
Страницы: 1 2 3 4 5 9 10 11
« 2015 2016 2017 2018 2019
Янв Фев Мар Апр Май Июн Июл Авг Сен Окт Ноя Дек
 


Вход для пользователей
Вопрос в редакцию
© 2012, Воскресный день
Сайт для заботливых родителей, учителей и воспитателей.
Юридическая информация

Сайт финансируется издательством «Воскресный день»

Проект издательства «Белый город»

создание сайтов - Webis Group