Портал Воскресный день
Издательство «Белый город»
Контактная информация
(495) 641-31-00
(495) 302-54-13
Сегодня 23.06.2017
Книга дня
Русская история в картинах. Выпуск 10. Николай I. 1825–1855 гг.
Картина дня
Портрет императора Николая I на коне Тимм Василий Федорович

Авторская колонка (Колонка хранителя музея)

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11
10.10.2016
Французский живописец и рисовальщик, основоположник и крупнейший мастер стиля рококо Жан Антуан Ватто родился 10 октября 1684 года
Колонка хранителя музея
Антуан Ватто прожил недолгую жизнь, скончавшись от чахотки в 36 лет. По свидетельствам современников, художник избегал общества, отказывался встречаться с поклонниками, тяготился покровительством меценатов. Эти особенности личности отразились и в его полотнах — удивительно тонких, проникновенных, скрывающих за беспечным весельем сложные переживания и одиночество. Ватто вошел в историю живописи как мастер галантных празднеств. Это определение было сформулировано специально, когда в 1717 году его принимали в члены Академии живописи, поскольку традиционной жанровой трактовке его картины не поддавались. Он родился в семье кровельщика во фламандском городке Валансьене, незадолго до того вошедшем в состав Франции. Первые уроки живописи получил на родине, а в 1702 году на свой страх и риск (и даже, за неимением средств — пешком) отправился в Париж… Почти на каждой картине Ватто можно увидеть одинокого человека, погруженного в раздумья. С наибольшей остротой это изначальное, абсолютное одиночество воплощено в картине «Жиль». Она посвящена актерам итальянской комедии, расположившимся на отдых. Фигура в традиционном белом костюме с пелериной и в круглой шляпе застыла на фоне неба… Сочетание психологической достоверности и романтической грезы — чудесной, готовой вот-вот растаять, — пронизывает все творчество Ватто, придавая ему необыкновенную эмоциональную наполненность…
09.10.2016
Десятого октября родился русский самобытный художник-жанрист Иван Иванович Творожников (1848−1918)
Колонка хранителя музея
В первые годы Творожников много работал в области церковной живописи. Его произведения имеются во многих храмах. Он расписывал храм Христа Спасителя в Москве, Исаакиевский Собор в Санкт-Петербурге. Творожников был талантливым живописцем, являлся действительным членом Петербургской Академии художеств с 1906 года. Основная тема картин Творожникова — нелегкая трудовая жизнь народа, крестьянская доля. Художник показывает крестьян в повседневных буднях, в минуты отдыха. Но чаще всего его героями становятся обездоленные люди, лишенные крова: нищие старики и дети. Наиболее известна на эту тему картина «Бабушка и внучка»: поздняя осень, на дороге стоят бабушка в заплатанной одежде и внучка в тонкой кофточке, продуваемой ветром в этот дождливый и серый день. С глубоким сочувствием, любовью и болью показал Творожников своих героев.
09.10.2016
Девятого октября родился русский художник, философ, мистик, писатель, путешественник, археолог и общественный деятель Николай Константинович Рерих (9.10.1874–13.12.1947)
Колонка хранителя музея
«Художник, которого невольно хочется сопоставить с Рерихом, — Врубель. Я не говорю о сходствах. Ни характером живописи, ни внушениями замыслов Рерих не напоминает Врубеля. И, тем не менее, на известной глубине мистического постижения они — братья. Различны темпераменты, различны формы и темы творчества; дух воплощений — един. Демоны Врубеля и ангелы Рериха родились в тех же моральных глубинах. Из тех же сумраков бессознательности возникла их красота…» — писал Сергей Маковский.
07.10.2016
Седьмого октября родилась итальянская художница и миниатюристка Венецианской школы, представительница стиля рококо в искусстве Италии и Франции Розальба Джованна Каррьера (7.10.1675–15.4.1757)
Колонка хранителя музея
Работы художницы были необычайно популярны в Европе при монарших дворах и у знати: все ее портреты исполнены нежнейшего очарования, ее персонажи улыбчивы, красивы (и весьма приукрашены), их внутренний мир полон тонкого очарования, женственности, легкости, столь близкими художественному мировоззрению рококо…
06.10.2016
Памяти Сергея Константиновича Зарянко (1818–1870) – известного русского художника-портретиста
Колонка хранителя музея
Зарянко был превосходным портретистом своего времени. И хотя его имя не столь популярно, как имена Брюллова или Тропинина, портреты, созданные им – заметная эпоха в истории русской живописи. Но мы привыкли соизмерять значимость портретиста с известностью изображенных им людей. Так, портрет И.В. Крылова кисти К.П. Брюллова или портрет А.С. Пушкина кисти В.А. Тропинина знакомы нам со школьных лет. Зарянко же не написал ни одного портрета широко известного ныне человека. Но это нисколько не умаляет достоинств созданного им творческого метода. Математически точные, почти фотографические портреты и сегодня подкупают нас своим совершенством.
04.10.2016
Русский живописец, академик, почётный вольный общник Императорской Академии художеств, основоположник историко-бытового жанра в русской живописи Вячеслав Григорьевич Шварц родился 4 октября 1838 года
Колонка хранителя музея
Вячеслав Григорьевич Шварц умер совсем молодым, на тридцать первом году жизни. Восемь-девять лет — таков срок его самостоятельной художественной деятельности, полной непрерывных творческих исканий, стремительных дерзаний и таких успехов, которые снискали молодому живописцу имя одного из крупнейших художников шестидесятых годов XIX века. Творчество Шварца ознаменовало собою важный этап развития реализма в русской исторической живописи. В течение всей жизни он последовательно, упорно разрабатывал темы из отечественной истории. Интерес к ней, к национальным особенностям русского быта, к удивительной красоте старинных одежд: всё это выделяет произведения Шварца среди работ его предшественников…
03.10.2016
Третьего октября 1852 года родился Кириак Константинович Костанди, русский живописец, передвижник
Колонка хранителя музея
Если Левитан открыл одухотворенную красоту северной природы, то Костанди – южной. Он первый выразил в живописи тонкую и горячую красоту одесского пейзажа, увидев ее изумительно точным глазом, пережив ее смятенным сердцем. Краски Костанди чисты, ярки, звучны, как краски уральских самоцветных камней. Но мастер не жертвовал ради живописности душой и сердцем: его идеалами были человечность и гуманизм. В этом секрет неувядаемой силы работ Костанди.
28.09.2016
Двадцать девятого сентября 1835 года родился русский художник, акварелист, рисовальщик, мастер жанровых и исторических сцен Михаил Петрович Клодт
Колонка хранителя музея
Родоначальником династии Клодтов был вестфальский дворянин Колен фон-Клодт, живший в середине XV в. Иоганн Клодт в четвертом колене был известным генералом войска герцога Брауншвейг-Люнебургского. Его сын Иост Клодт был человеком большого ума и отличным дипломатом. Он служил канцлером в Курляндии сразу после учреждения курляндского герцогства. Ливонский гермейстер Готгардт Кеттлер был многим ему обязан за оказанные ему важные услуги. В 1561 году Готгардт Кеттлер подарил Иосту Клодту поместье и замок Юргенсбург, и с этого времени фамилия фон Клодтов стала писаться Клодт-фон-Юргенсбурги. От Иоанна-Адольфа в пятом колене, в 1805 году родился барон Петр Карлович Клодт-фон-Юргенсбург (1805–1867), один из лучших скульпторов в Европе. Начальное образование получил в отеческом доме в Омске, а потом воспитывался в Санкт-Петербургском артиллерийском училище. Будучи юнкером, любительски занимался лепкою и резьбой из дерева маленьких фигур лошадей. Современные жители Петербурга знают его по памятникам И.А. Крылову, императору Николаю I и, главным образом, по его «Укротителям коней» (1850) – четырем бронзовым группам на береговых устоях Аничкова моста в Санкт-Петербурге, которые стали одним из символов этого города. Отлитые из чугуна, стоят они и в подмосковных Кузьминках, бывшей усадьбе князей Голицыных. Сын Петра Карловича Михаил Петрович (29.9.1835–20.1.1914) доводился племянником барону Константину Карловичу Клодту, так же, как и все бароны – потомственному военному, а вдобавок и рисовальщику, образователю первых русских ксилографов. Следовательно, Михаил Петрович приходился двоюродным братом выдающемуся русскому пейзажисту — Михаилу Константиновичу Клодту. В силу наследственного дара и весьма творческого родственного окружения — путь в искусство для юноши был естественным, и молодой Михаил Петрович Клодт выбирает живопись…
28.09.2016
Двадцать девятого сентября родился выдающийся итальянский художник, реформатор европейской живописи XVII века, один из крупнейших мастеров барокко Микеланджело Меризи да Караваджо
Колонка хранителя музея
Микеланджело Меризи да Караваджо (29.9.1571–18.7.1610) – один из выдающихся мастеров искусства Италии рубежа XVI–XVII столетий. Он по праву считается родоначальником итальянской живописи Сейченто, то есть XVII века – первого из столетий, принадлежащих Новому времени. Творчество Караваджо наиболее ярко отразило значительные художественные изменения, происходившие в культуре Италии на исходе Возрождения и наступления новой эпохи, давшей миру новые знания о природе и человеке. В мировоззрении художников рубежа XVI–XVII веков существовало желание утвердить ценность бытия и, в то же время, следуя эстетическим установкам Возрождения, соотносить натуру с неким идеалом красоты и гармонии, каким виделась природа. С появлением Караваджо это ренессансное тождество двух начал начинает постепенно распадаться: жизнь превращается в объект искусства. Для самого Караваджо и его последователей – караваджистов, подражавших его манере, главным станет изображение конкретной реальности…
24.09.2016
Талантливый российский живописец, мастер исторического жанра, Константин Дмитриевич Флавицкий родился 25 сентября 1830 года
Колонка хранителя музея
Константин Дмитриевич Флавицкий прожил короткую, но на редкость насыщенную творческую жизнь. Несмотря на довольно многочисленные работы библейской тематики, художник вошел в историю как мастер одного, но весьма знаменитого, полотна «Княжна Тараканова», которое, даже будучи исторически недостоверным, обладает несомненной художественной ценностью и принадлежит к шедеврам отечественного искусства. Картина «Княжна Тараканова» написана на почти легендарный сюжет. Она посвящена русской авантюристке, объявившей себя дочерью Елизаветы Петровны и графа Раумовского и начавшей претендовать на российский престол. Тараканова была заточена графом Алексеем Орловым в темницу и скончалась там в 1775 году. Одна из легенд гласит, что княжна утонула в Петропавловской крепости во время наводнения. Легенда красивая, но не соответствует истине, так как наводнение произошло в 1777 году, спустя два года после смерти княжны…
19.09.2016
Двадцатого сентября родился талантливый французский художник, автор монументальных росписей, выдающийся иллюстратор, рисовальщик и офортист Теодор Шассерио
Колонка хранителя музея
Одним из великих французских художников, заново открытым после долгого полузабвения», назвали Теодора Шассерио устроители его обширной ретроспективы, которая с триумфом в 2002–2003 годах проделала путь из Парижа через Страсбург в Соединенные Штаты. Еще при жизни ему, современнику знаменитых антагонистов – Энгра и Делакруа – чаще всего отказывали в творческой самобытности, видя в его искусстве лишь отраженный свет этих ярчайших маяков первой половины XIX столетия. Формирование Шассерио проходило в годы, когда прежние героические ценности оказались девальвированы, когда власть «финансовых наполеонов» насаждала в молодом буржуазном государстве потребительство и прагматизм, когда идеалом нового общества явился, по словам О. Бальзака, Растиньяк, а не Вертер. Наряду с Делакруа Шассерио – последний универсальный мастер позапрошлого века. Он станковист и автор монументальных росписей, иллюстратор, рисовальщик, офортист, литограф, акварелист…
17.09.2016
Семнадцатого сентября 1827 родился Федор Андреевич Бронников, русский исторический живописец
Колонка хранителя музея
Искусствовед В.А. Никольский в 1904 году писал, что «Бронникову удавалось нередко создавать в своих картинах очень сильное настроение, каким отличается, например “Освящение гермы (межевого столба)” (1874), где передана утренняя прозрачность и свежесть воздуха. Тою же утренней свежестью дышит и его картина “Гимн пифагорейцев восходящему солнцу”. Но не менее силен был Бронников и в передаче мрачных настроений: образцом может служить его картина “Campo scellerato (Проклятое поле), место казни в Древнем Риме. Распятые рабы” (1878)». Бронников обращался и к бытовым сюжетам из жизни современной ему Италии, во многом приближаясь к передвижникам. Таковы его работы: «У часовни» (1858), «Карнавал в Риме» (1860), «Старик-нищий» (1869), «Раздача пищи бедным перед монастырскими воротами» (1873), «Художники в приемной богача» (1876) и другие. О его картинах, представленных на передвижной выставке 1885 года, критики писали: «Изяществом техники и большой законченностью отличаются произведения Бронникова. Он принадлежит к прежней “идеальной” школе, которая удерживает этого художника, искренно любящего правду, от передачи неприглядных черт в изображаемом им сюжете. Его “Нищий у дверей богача”, его “Итальянский пастух” доказывают это наглядно. Того и другого можно назвать красивыми старцами, что не мешает понимать неприглядность положения обоих».
04.09.2016
Крупнейший немецкий художник-романтик, один из основоположников европейского романтического пейзажа Гаспар Давид Фридрих родился 5 сентября 1774 года

Колонка хранителя музея
Фридрих был наследником эстетических идей ранних немецких романтиков: членов группы «Буря и натиск» И.Г. Гердера, Ф. Шиллера, И.В. Гёте, представителей йенского и гейдельбергского романтизма. Искусство было для немецких романтиков результатом творчества художника, который созидает в порыве мистического откровения… Крупнейший пейзажист раннего немецкого романтизма, Фридрих изображал, как правило, поросшие лесом горы Баварии или пустынное побережье Померании с человеческими фигурами, как бы затерянными среди природы. Подчиняя пейзажные мотивы эффектам рассеянного, таинственного мерцающего или феерически вспыхивающего освещения (чаще лунного, чем солнечного), Фридрих воплощал стихийную мощь, грозную и почти мистическую беспредельность мироздания, тонкое созвучие сил природы движениям человеческой души, чувство прорыва в неведомое…
03.09.2016
Третьего сентября 1734 года родился один из выдающихся британских живописцев XVIII столетия Джозеф Райт из Дерби (1734–1797)
Колонка хранителя музея
Современные достижения науки и индустриализации вдохновляли Джозефа Райта из Дерби (1734–1797) – художника необычного таланта, в творчестве которого «реалистическая трезвость» и интерес к прогрессу удивительно сочетались с ярко выраженными романтическими чертами. Райт родился в городе Дерби, расположенном в одном из больших центров промышленной революции, в семье преуспевающего адвоката, обучался живописи Лондоне у Томаса Хадсона. Большую часть жизни художник провел в провинции, среди его друзей было много знаменитых деятелей науки и культуры, промышленников, изобретателей: ученый, врач и философ Эразм Дарвин, геолог Джон Уайтхерст, реформатор керамического производства Джозайя Веджвуд, химик Джозеф Пристли, писатель Томас Гисборн, предприниматель и изобретатель Ричард Аркрайт. Любознательный и пытливый умом Райт подолгу общался с ними, присутствовал при научных экспериментах, состоял членом прогрессивного «Лунного общества».
30.08.2016
Памяти замечательного русского художника, выдающегося мастера лирического пейзажа Исаака Ильича Левитана
Колонка хранителя музея
«Вдумчивый по природе, ищущий не только внешней „похожести“, но и глубокого, скрытого смысла, так называемых „тайн природы“, ее души, он шел быстрыми шагами вперед и стал большим мастером. Левитан был „реалист“ в глубоком, непреходящем значении этого слова: реалист не только формы, цвета, но и духа темы, нередко скрытой от нашего внешнего взгляда. Плёс и последующие за ним годы — жизнь в Тверской губернии — были самыми богатыми и плодотворными в его короткой жизни… Редкий год Третьяков не брал чего-либо из новых работ Левитана для своей галереи, потому сейчас Государственная Третьяковская галерея имеет лучшее собрание „левитанов“… Перед нами Левитан, признанный, любимый. С него пишет прекрасный, очень похожий портрет Серов, лепит тогда еще молодой скульптор Трубецкой статуэтку, и все же Левитана надо назвать „удачливым неудачником“. Что тому причиной? Его ли темперамент, романтическая натура или что еще, но художник достиг вершины славы именно в тот час, когда незаметно подкралась к нему тяжелая болезнь (аневризм сердца)… (Михаил Нестеров. „Давние дни“)
29.08.2016
Двадцать девятого августа родился выдающийся французский художник, общепризнанный лидер европейского академизма XIX века Жан Огюст Доминик Энгр (29.8.1790–4.1.1867)
Колонка хранителя музея
На фоне блистательного расцвета французской живописи ХIХ века выделяются, бесспорно, доминирующие ключевые фигуры – Энгр и Делакруа. При этом оба они были во многом не только соперниками, но и антиподами. Делакруа – признанный вождь романтической школы, бунтарской и ищущей новые пути, Энгр – «хранитель верных доктрин, а не новатор»…
27.08.2016
Двадцать седьмого августа 1862 года родился выдающийся русский художник-передвижник, замечательный колорист, мастер портретной и жанровой живописи Абрам Ефимович Архипов

Колонка хранителя музея
Абрам Ефимович Архипов вошел в историю русского искусства конца XIX — начала XX века как художник тонкого поэтического таланта, посвятивший свое творчество русской деревне, крестьянской теме. Современник Левитана, Коровина, Виноградова, Нестерова, Серова, выходец из Рязанской губернии, Архипов несколько выпадает из этой талантливой «стайки», хотя и не уступает ни в технике письма, ни в лиричности своих ранних картин, ни в признании современников. Достаточно сказать, что такой потрясающе талантливый художник и человек с тонким художественным вкусом, как Михаил Нестеров, всю свою жизнь не уставал следить за творческим успехом Архипова и восхищаться им в своих письмах родным, друзьям, художникам и просто добрым знакомым…
25.08.2016
Двадцать шестого августа родился Эрнест Карлович Липгарт (1847–1932), академик живописи, хранитель картинной галереи Эрмитажа (1906–1929), человек разносторонних дарований.
Колонка хранителя музея
Его имя хорошо известно искусствоведам-итальянистам. Многочисленные статьи по искусству Возрождения, атрибуции и в первую очередь атрибуция «Мадонны Бенуа» Леонардо да Винчи, снискали ему заслуженную славу как ученому. Его огромной заслугой являются поступления в эрмитажную картинную галерею, сделанные благодаря его стараниям, среди которых можно назвать уже упоминавшуюся «Мадонну Бенуа», «Похищение сабинянок» Тьеполо, «Апостолов Петра и Павла» Эль Греко, «Св. Себастьяна» Перуджино, «Бегство в Египет» Тициана, а также ряда картин из собрания Строгановых и великой княгини Марии Николаевы…
20.08.2016
Двадцать первого августа родился выдающийся французский живописец-жанрист эпохи Просвещения Жан-Батист Грёз
Колонка хранителя музея
Среди плеяды блестящих французских рисовальщиков эпохи Просвещения – Антуана Ватто, Франсуа Буше, Шарля Натуара, Жана-Батиста Удри, Юбера Робера, Жана Оноре Фрагонара, Габриэля де Сент-Обена – Грёз занимает особое место. Его графическое наследие насчитывает около 700 листов, хранящихся в музейных и частных собраниях. Произведения Грёза имелись в собраниях Екатерины II и Павла I. По гравюре П.Ш. Ингуфа с известного полотна Грёза «Паралитик» работали на занятиях рисунком ученики Петербургской Академии художеств. ого мастера очень ярко отразило характер искусства века Просвещения, его оптимизм, утопизм и одновременно внутреннюю сложность. В вечном диалоге с Дидро Грёз был пассивной стороной, не имея возможности отвечать на оценки великого критика. Но яркие и меткие пассажи Дидро о Грёзе и само искусство этого художника остались вечными раритетами века Просвещения, шедеврами слова и живописи, о сходстве и различии которых так много размышляли просветители…
18.08.2016
18 августа 1848 года родился Гюстав Кайботт, французский живописец и коллекционер
Колонка хранителя музея
Некоторые из импрессионистов сочетали занятия искусством с организационной деятельностью, как Писсарро или Сислей. Таков же был и Гюстав Кайботт (1848–1894), богатый холостяк, инженер-кораблестроитель, талантливый художник. Он оказался в первом ряду щедрых меценатов импрессионистов. Познакомившись сначала с Моне, потом и с Ренуаром, он подружился с ними, покупал их картины. В 1876 году после выставки присоединился к их содружеству.
Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11
« 2015 2016 2017 2018 2019
Янв Фев Мар Апр Май Июн Июл Авг Сен Окт Ноя Дек
 


Вход для пользователей
Вопрос в редакцию
© 2012, Воскресный день
Сайт для заботливых родителей, учителей и воспитателей.
Юридическая информация

Сайт финансируется издательством «Воскресный день»

Проект издательства «Белый город»

создание сайтов - Webis Group