Портал Воскресный день
Издательство «Белый город»
Контактная информация
(495) 641-31-00
(495) 302-54-13
Сегодня 26.03.2017
Книга дня
Русская история в картинах. Алексей Кившенко
Картина дня
Портрет девочки Макаров Иван Кузьмич

Авторская колонка (Колонка хранителя музея)

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11
08.06.2016
Выдающийся русский живописец и рисовальщик, мастер жанровой, исторической и портретной живописи; художественный критик, вдохновитель Товарищества передвижных выставок и основатель Артели художников Иван Николаевич Крамской родился 8 июня 1837 года
Колонка хранителя музея
В истории русской художественной культуры второй половины XIX века Крамской известен не только как большой и талантливый художник, но и как авторитетный общественный деятель и блестящий художественный критик. Василий Верещагин писал о нем: «Портреты его очень хороши… сходством, действительно иногда поразительным. Я не знаю у нас другого художника, который так схватывал бы характер лица»…
05.06.2016
Шестого июня родился талантливый русский художник-жанрист, академик живописи Константин Аполлонович Савицкий
Колонка хранителя музея
Сверхзадачей искусства в 1870-е годы признавалось создание «хоровой картины» (выражение В.В. Стасова) на современный сюжет. В картине Савицкого «Встреча иконы» (1878) сюжет позволяет развернуть многофигурную сцену с относительно большим разнообразием типов: крестьяне высыпали за околицу навстречу почитаемой иконе…
03.06.2016
Четвертого июня родился Диего Родригес де Сильва-и-Веласкес — испанский художник, величайший представитель золотого века испанской живописи
Колонка хранителя музея
Лучше всего о работе испанского живописца говорят слова Теофиля Готье. Оказавшись перед полотном Диего Веласкеса «Фрейлины», французский писатель воскликнул: «Где же картина?»…
01.06.2016
Выдающийся русский художник, мастер исторической, пейзажной и жанровой живописи, педагог Василий Дмитриевич Поленов родился 1 июня 1844 года
Колонка хранителя музея
Картины Поленова широко известны, но порой трудно поверить, что у всех этих работ общий автор: как поставить рядом лирический «Московский дворик» и огромную композицию «Христос и грешница»? Живописец выступает то как создатель условно-исторических картин на сюжеты западноевропейского Средневековья, то как пейзажист, любимый учениками руководитель пейзажного класса в Московском училище живописи, ваяния и зодчества, то как толкователь христианской истории…
31.05.2016
Выдающийся русский живописец, мастер портрета и иконописец Михаил Васильевич Нестеров родился 31 мая 1862 года
Колонка хранителя музея
«* * * …Как-то с террасы абрамцевского дома моим глазам представилась такая русская, русская красота… Там где-то розоватые осенние дали, поднимается дымок, ближе — капустные малахитовые огороды, справа — золотистая роща. Кое-что изменить, добавить, и фон для моего Варфоломея такой, что лучше не выдумать. И я принялся за этюд. Он удался, а главное, я, смотря на этот пейзаж и работая свой этюд, проникся каким-то особым чувством „подлинности“, историчности его… Я уверовал так крепко в то, что увидел, что иного и не хотел уже искать… * * * Оставалось найти голову для отрока, такую же убедительную, как пейзаж. Я всюду приглядывался к детям и пока что писал фигуру мальчика, фигуру старца. Писал детали рук с дароносицей и добавочные детали к моему пейзажу — березки, осинки… И вот однажды, идя по деревне, я заметил девочку лет десяти, стриженую, с большими широко открытыми удивленными голубыми глазами, болезненную. Рот у нее был какой-то скорбный, горячечно дышащий. Я замер, как перед видением. Я действительно нашел то, что грезилось мне: это и был „документ“, „подлинник“ моих грез. Ни минуты не думая, я остановил девочку, спросил, где она живет, и узнал, что она комякинская, что она дочь Марьи, что изба их вторая с краю… Образ был найден… * * * (М.В. Нестеров. „Давние дни“)
29.05.2016
Двадцать девятого мая родился русский жанровый живописец, академик ИАХ, один из учредителей Санкт-Петербургской артели художников Александр Иванович Морозов
Колонка хранителя музея
Живым примером органической связи с искусством первой половины XIX века является творчество Александра Ивановича Морозова, который выступил продолжателем традиций Венецианова. Творчество этого художника привлекает поэтическим изображением русской природы и народного быта… Первые работы Морозова критика и публика приняли очень доброжелательно. К числу лучших работ Морозова принадлежит картина «Выход из церкви в Пскове» (1864), рисующая жизнь провинциального города. Художник над ней много и тщательно работал, известны многочисленные натурные эскизы. В предварительном рисунке Морозов ограничился показом нищих, окруживших стоящую у паперти карету. В законченном варианте очень метко охарактеризованы люди различных сословий. Но социальный контраст не акцентирован художником. Все растворяется в радостном ощущении погожего летнего дня.
27.05.2016
Талантливый русский художник из крепостных, мастер портретной живописи Иван Петрович Аргунов родился в 1729 году
Колонка хранителя музея
Вынужденный повиноваться графской воле, Аргунов десятилетиями исполнял обязанности, не имеющие отношения к живописи: с конца 1760-х годов он — управитель шереметевского дома на Миллионной улице в Петербурге; в 1788 году вдруг «перебрасывается» в Москву для управления московским домом Шереметева, заведуя всем штатом крепостных, занимавшихся хозяйственными делами графа. От случая к случаю востребуется его ремесленное умение, но не портретное искусство. Его творчество поэтому не имеет естественной преемственности периодов, внятной логики развития и совершенствования живописного и портретного опыта…
25.05.2016
Двадцать пятого мая родился талантливый русский живописец польского происхождения, представитель историко-ретроспективной ветви модерна Станислав Юлианович Жуковский
Колонка хранителя музея
После смерти Левитана Жуковский стал одним из самых известных художников-пейзажистов, работавших в импрессионистской манере. Он гордился, что его называют русским импрессионистом, но не любил, когда его работы сравнивают с полотнами французских родоначальников этого жанра. Станислав Юлианович искренне считал, что русскую природу надо писать по-русски: «Моне, Сезанн и другие – прекрасные и очень искренние художники, – говорил он. – Но я не выношу, когда пишут русскую природу, подгоняя ее под полотна Сезанна. Когда я вижу такие произведения, я делаюсь буквально больным»…
24.05.2016
Двадцать четвертого мая родился замечательный русский живописец-пейзажист, педагог, один из членов-учредителей Товарищества передвижников Алексей Кондратьевич Саврасов
Колонка хранителя музея
Сохранился фотопортрет художника, сделанный незадолго до смерти. На нем — гордый старик с суровым взглядом, в котором читается одновременно и драма его жизни, и протест против нее. Вглядитесь в эти глаза, в рабочие руки, сумевшие перенести на холст красоту земли Русской. Судьба этого художника впитала все парадоксы человеческой натуры и до сих пор вызывает споры о мере таланта и скорби, отпущенных человеку…
23.05.2016
Выдающийся русский живописец, мастер парадного и камерного портрета Дмитрий Григорьевич Левицкий родился 24 мая 1735 года
Колонка хранителя музея
Дмитрий Левицкий — самый значительный отечественный портретист второй половины XVIII века. Его триумфальное появление в русском искусстве сродни взлету самой живописи в России. В 1770 году на выставке Академии художеств шесть портретов малоизвестного живописца Д. Левицкого наряду с работами А. Лосенко стали центром внимания членов Академии, высоких гостей и простых посетителей.
21.05.2016
545 лет назад родился Альбрехт Дюрер, выдающийся немецкий живописец, рисовальщик, гравер, теоретик искусства, один из величайших мастеров западноевропейского искусства Ренессанса
Колонка хранителя музея
Когда к Дюреру пришла европейская слава и признание, его гравюры без зазрения совести копировали и продавали по всей Европе. Восхищенный сенат Венеции предложил Альбрехту Дюреру ренту в 200 флоринов за условия принятия им гражданства наисветлейшей республики, однако художник предпочел вернуться в родной Нюрнберг, где прожил до самой смерти…
17.05.2016
Русский живописец-пейзажист, академик ИАХ, председатель Общества А.И. Куинджи Константин Яковлевич Крыжицкий родился 17 мая 1858 года
Колонка хранителя музея
К.Я. Крыжицкому выпало жить и работать в непростое время — на рубеже веков, в эпоху рождения новых теорий, новых взглядов на жизнь и искусство. Для большинства его коллег это означало непримиримую борьбу с теми, кто не разделял их позиций. Реализм — или модернизм, «передвижники» — или «Мир искусства»! Крыжицкий оказался в числе тех немногих, кто в этих условиях взял на себя практически непосильную задачу: примирить враждующих, напомнив, что они, как бы ни различались их идейные и эстетические принципы, — прежде всего Художники…
15.05.2016
Памяти Виктора Михайловича Васнецова
Колонка хранителя музея
В пору жанровых увлечений подспудно набирает силу интерес Виктора Васнецова к национальной истории и фольклору. На рубеже 1860—1870-х годов сделаны первые иллюстрации к русским народным сказкам; к началу 1870-х относятся наброски будущих композиций «Витязь на распутье» и «Богатыри». Недолгое пребывание в Париже по приглашению; по возвращении он представил на передвижной выставке «Витязя на распутье» (1882). С той поры былинные сюжеты сделались его прерогативой. Именно былинные: даже когда Васнецов обращается к реальной истории («После побоища Игоря Святославича с половцами», 1880; «Царь Иван Васильевич Грозный», 1897), эта история трактуется им через призму легенды, сказки, народного предания, видится в обобщенных, песенно-идеальных ориентирах. Что вовсе не исключает стремления к «археологической» точности деталей, от кольчуг и щитов до тканых облачений… Свою хрестоматийно известную картину «Богатыри» художник закончил в 1898 году, на рубеже нового столетия… «Васнецову обрадовались потому, что тирания лаптя и сермяги всем слишком надоела. Если в Васнецове и нет настоящей, грандиозной творческой мощи, то в нем, несомненно, большая сила новатора, открывшего, несмотря на вопли и протесты, целую область для художественной разработки… <...> Успеху Васнецова способствовало, впрочем, еще одно обстоятельство, не особенно веское по существу, но имевшее временно большую силу, а именно: модное увлечение в начале 90-х годов мистицизмом, которое так кстати совпало с возрождением официальной религиозности…» (А. Бенуа. «В.М. Васнецов. Сказки. Религиозная живопись. Владимирский собор»)
14.05.2016
Пятнадцатого мая родился русский живописец, профессор, академик Императорской Академии художеств, один из учредителей Товарищества передвижных художественных выставок Валерий Иванович Якоби
Колонка хранителя музея
В течение 1856—1861 годов художник прошел весь курс академического обучения и получил одну за другой все награды, установленные для полного его окончания: малую серебряную медаль за картину «Разносчик фруктов», большую серебряную медаль за картину «Татарин, продавец халатов» (1859), малую золотую медаль за картину «Светлый праздник нищего» (1860) и большую золотую медаль за картину «Привал арестантов» (1862), произведшую большое впечатление на публику и поразившую ее своей правдивостью… Ранние картины Якоби оказались заметным событием в тогдашней художественной и общественной жизни. Они стали непосредственным продолжением критической социальной живописи Василия Перова. Возможно, почувствовав со временем некую вторичность своих «социальных» полотен, художник изменил направление поисков, и этот выбор впоследствии был, увы, роковым для его творческой судьбы…
13.05.2016
Четырнадцатого мая мы вспоминаем знаменитого английского живописца, графика, портретиста и пейзажиста Томаса Гейнсборо (14.5.1727, крещен – 2.8.1788)
Колонка хранителя музея
Джон Констебл так охарактеризовал творчество Гейнсборо: «Ему не было дела до подробностей, целью его было передать чувство прекрасного, и он этого полностью достиг». «Гейнсборо, подобно другим великим поэтам, был прирожденным живописцем, – писал его друг Филипп Тикнесс. – Так, он рассказывал мне, что в детстве, когда еще и не помышлял стать художником, на несколько миль в округе не было такой живописной группы деревьев, или даже одинокого прекрасного дерева, или зеленой изгороди, оврага, скалы, придорожного столба на повороте тропинки, которые не запечатлелись бы в его воображении настолько, чтобы он не мог зарисовать их со всей точностью наизусть»…
11.05.2016
Двенадцатого мая родился английский живописец, иллюстратор, поэт и переводчик Данте Габриэль Россетти
Колонка хранителя музея
Принято считать, что глава «Братства прерафаэлитов», поэт-романтик и художник-символист, Россетти стоял у истоков английского символизма и декаданса. Основное творческое наследие Россетти посвящено его жене и натурщице Элизабетт Элеонор Сиддал, художнице и поэтессе. Россетти-иллюстратор и Россетти-поэт ярко дополняют друг друга, а трагическая философия хрупкости прекрасного в его произведениях оставляет открытым вопрос ухода художника от социальной проблематики…
10.05.2016
Русский художник-график, иллюстратор, мастер жанровой живописи и иконописец Григорий Гагарин родился 11 мая 1810 года
Колонка хранителя музея
Григорий Григорьевич Гагарин – личность универсальная. Редко кто из современников сочетал в себе столь разнообразные дарования, воплотившиеся в разных сферах творческой деятельности. Этот талантливый, европейски образованный художник проявил себя и в живописи, и в графике, он иллюстрировал произведения Пушкина, Лермонтова, и в архитектуре – в строительстве храмов русско-византийского стиля, которые сам же часто и расписывал. Не менее важны научные изыскания Гагарина в области археологии, а также его деятельность в роли вице-президента императорской Академии художеств… В 1837 году в Мюнхене, у постели умирающего отца, художник застала весть о трагической гибели Пушкина в далеком Петербурге. Много лет спустя в знак памяти поэта художник создаст иллюстрации к «Кавказскому пленнику» и «Бахчисарайскому фонтану». После смерти отца Гагарин занял его должность посла в Германии. Николай I включил сына знаменитого дипломата в число свиты, сопровождавшей его в путешествии на Кавказ, предпринятом на корабле «Минерва» в апреле 1837 года… В 1840 году большинство из «шестнадцати», в том числе и Гагарин (в качестве чиновника по особым поручениям), отправились на Кавказ. Гагарин ехал на Кавказ тем же почтовым трактом, что и Лермонтов, миновал те же военные посты и казачьи станицы, те же почтовые станции и постоялые дворы. К этому периоду относятся зарисовки солдат и чеченцев, которых художник встречал в поездках по Большой и Малой Чечне, в казачьих станицах и на горных тропах. Рисунки, выполненные на цветной бумаге акварелью и белилами, производят впечатление совершенно законченных самостоятельных произведений. Склонность к малым формам изображений в данном случае понятна: походный быт, полотняные палатки, постоянное перемещение из одного места в другое… Лишь много лет спустя, в Петербурге, на основе натурных зарисовок Гагарин выполнит несколько живописных произведений из истории Кавказской войны…
02.05.2016
Третьего мая родился талантливый русский живописец, график, иллюстратор, иконописец, художник-монументалист Николай Андреевич Кошелев
Колонка хранителя музея
В течение нескольких лет Николай Кошелев работает над росписями Храма Христа Спасителя в Москве. Но наибольший интерес среди произведений религиозной тематики представляет цикл «Крестный путь», написанный для храма Святого Александра Невского в Иерусалиме. Восемнадцать полотен представляют собой не традиционные иконы в собственном смысле слова – это монументальный художественный цикл на тему Крестного пути Спасителя…
30.04.2016
Русский живописец-жанрист, мастер пейзажного жанра, рисовальщик Петр Александрович Суходольский родился 1 мая 1835 года
Колонка хранителя музея
Сведения о Петре Суходольском крайне скупы в виду утраты архивов и картин в период революции 1917 года, затем — в Великую Отечественную войну; художника не баловала вниманием критика при жизни, современных исследований его творчества также очень мало, и нам остается судить о его творчестве по главному беспристрастному свидетельству – полотнам и рисункам, что сохранились в главных галереях России и частных коллекциях. Известно, что П.А. Суходольский входил в число любимых живописцев императора Александра III…
27.04.2016
«Искусство — значит поэзия…» Эжен Делакруа
«Дневник» (1822—1863)

Колонка хранителя музея
«Живопись — не что иное, как мост, переброшенный от души художника к душе зрителя. Холодная точность не есть искусство. Блистательный вымысел, обладающий выразительностью и обаянием, — вот в чем искусство. Пресловутая добросовестность большинства художников есть не что иное, как в совершенстве постигнутое искусство заставить нас скучать…»
Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11
« 2015 2016 2017 2018 2019
Янв Фев Мар Апр Май Июн Июл Авг Сен Окт Ноя Дек
 


Вход для пользователей
Вопрос в редакцию
© 2012, Воскресный день
Сайт для заботливых родителей, учителей и воспитателей.
Юридическая информация

Сайт финансируется издательством «Воскресный день»

Проект издательства «Белый город»

создание сайтов - Webis Group