Портал Воскресный день
Издательство «Белый город»
Контактная информация
(495) 641-31-00
(495) 302-54-13
Сегодня 26.05.2017
Книга дня
Жуковский Станислав. Большая коллекция Алдонина Р.П.
Картина дня
Старая усадьба. Май Жуковский Станислав Юлианович

Архив за 2016 г.

Страницы: 1 2 3 4 5 6
25.02.2016
Портреты адмирала Н.С. Мордвинова кисти А.Г. Варнека
Колонка хранителя музея
Автор настоящей публикации хотел бы рассказать о некоторых секретах портрета Мордвинова из собрания НИМ РАХ и высказать свою точку зрения о том, как он связан с портретом-двойником.
25.02.2016
Памяти известного русского художника-портретиста Александра Григорьевича Варнека
Колонка хранителя музея
Замечательный русский живописец Александр Григорьевич Варнек (до 1833 года — Варник), картинами (особенно портретами и автопортретами) которого восхищались при их демонстрации, со временем был основательно подзабыт любителями прекрасного. В каком-то смысле он сам «виноват», что с ним стали знакомиться вновь в ХХ веке, ибо относительно рано отошел от практической живописи, занимаясь преподавательской работой (в разное время возглавлял в Академии художеств классы миниатюрной, портретной, исторической и портретной живописи) и работой хранителя рисунков и эстампов Императорского Эрмитажа и Академии художеств.
04.04.2016
Портрет Карла Брюллова за мольбертом (?)
Колонка хранителя музея
Автор статьи предполагает, что загадочный «Портрет К. Брюллова за мольбертом» написал Варнек-младший, основываясь, прежде всего, на том, что последний находился под влиянием Брюллова, делал и хранил копии фрагментов с картины «Последний день Помпеи». Кроме того, эта версия не противоречит тому, что кто-то до поступления портрета в музей приписал его кисти Александра Варнека, но не учел того, что автором может быть сын А.Г. Варнека.
11.04.2016
«Глядя на мир, нельзя не удивляться!» Козьма Прутков и его кредо
Колонка редактора интернет-магазина
…Самое замечательное в этом человеке, в этом действительном статском советнике, было то, что он совмещал роль сатирика с ролью сатирического персонажа, был одновременно субъектом и объектом критики, и это, естественно, удваивало его славу. Не потому ли он до сих пор пользуется симпатией читателей, что он не только объект критики, но и субъект? Еще одно важное качество Козьмы Пруткова (по наблюдению Владимира Жемчужникова) — „патриотическое предпочтение даже худшего родного лучшему чужестранному“…
30.05.2016
Тридцатого мая 1841 года родился Константин Константинович Абаза, русский военный педагог и писатель, автор популярных исторических очерков
Колонка редактора интернет-магазина
В конце XIX века известный педагог К.К. Абаза создал общедоступную военно-историческую хрестоматию. Автор просто и живо пишет о главных событиях военной истории России от эпохи Древней Руси до второй половины XIX века. Книги К.К. Абазы носят яркий гуманистический характер, воспитывают в читателях любовь к своей стране, мужество, находчивость и смекалку, стремление к достижению поставленной цели, спустя более ста лет со времени их создания, остаются интересны и специалистам-историкам, и простым читателям.
30.05.2016
Тридцать первого мая родился русский писатель, автор рассказов о природе для детей Константин Георгиевич Паустовский (31.5.1892—14.7.1968)
Колонка редактора интернет-магазина
«…В 1879 году полиция выселила Левитана из Москвы в дачную местность Салтыковку. Вышел царский указ, запрещавший евреям жить в „исконной русской столице“. Левитану было в то время восемнадцать лет. Лето в Салтыковке Левитан вспоминал потом как самое трудное в жизни. Стояла тяжелая жара. Почти каждый день небо обкладывали грозы, ворчал гром, шумел от ветра сухой бурьян под окнами, но не выпадало ни капли дождя. Особенно томительны были сумерки. На балконе соседней дачи зажигали свет. Ночные бабочки тучами бились о ламповые стекла. На крокетной площадке стучали шары. Гимназисты и девушки дурачились и ссорились, доигрывая партию, а потом, поздним вечером, женский голос пел в саду печальный романс: „Мой голос для тебя и ласковый и томный…“ Левитан был беден, почти нищ. Клетчатый пиджак протерся вконец. Юноша вырос из него. Руки, измазанные масляной краской, торчали из рукавов, как птичьи лапы. Все лето Левитан ходил босиком. Куда было в таком наряде появляться перед веселыми дачниками! И Левитан скрывался. Он брал лодку, заплывал на ней в тростники на дачном пруду и писал этюды, — в лодке ему никто не мешал. Писать этюды в лесу или в полях было опаснее… Годы учения в Училище живописи и ваяния окончились. Левитан написал последнюю, дипломную работу — облачный день, поле, копны сжатого хлеба. Саврасов мельком взглянул на картину и написал мелом на изнанке: „Большая серебряная медаль“… Неприязнь к Саврасову преподаватели переносили на его любимого ученика — Левитана. Кроме того, талантливый еврейский мальчик раздражал иных преподавателей. Еврей, по их мнению, не должен был касаться русского пейзажа, — это было делом коренных русских художников. Картина была признана недостойной медали. Левитан не получил звания художника, ему дали диплом учителя чистописания. С этим жалким дипломом вышел в жизнь один из тончайших художников своего времени, будущий друг Чехова, первый и еще робкий певец русской природы…» (К.Г. Паустовский. «Исаак Левитан»)
31.05.2016
Выдающийся русский живописец, мастер портрета и иконописец Михаил Васильевич Нестеров родился 31 мая 1862 года
Колонка хранителя музея
«* * * …Как-то с террасы абрамцевского дома моим глазам представилась такая русская, русская красота… Там где-то розоватые осенние дали, поднимается дымок, ближе — капустные малахитовые огороды, справа — золотистая роща. Кое-что изменить, добавить, и фон для моего Варфоломея такой, что лучше не выдумать. И я принялся за этюд. Он удался, а главное, я, смотря на этот пейзаж и работая свой этюд, проникся каким-то особым чувством „подлинности“, историчности его… Я уверовал так крепко в то, что увидел, что иного и не хотел уже искать… * * * Оставалось найти голову для отрока, такую же убедительную, как пейзаж. Я всюду приглядывался к детям и пока что писал фигуру мальчика, фигуру старца. Писал детали рук с дароносицей и добавочные детали к моему пейзажу — березки, осинки… И вот однажды, идя по деревне, я заметил девочку лет десяти, стриженую, с большими широко открытыми удивленными голубыми глазами, болезненную. Рот у нее был какой-то скорбный, горячечно дышащий. Я замер, как перед видением. Я действительно нашел то, что грезилось мне: это и был „документ“, „подлинник“ моих грез. Ни минуты не думая, я остановил девочку, спросил, где она живет, и узнал, что она комякинская, что она дочь Марьи, что изба их вторая с краю… Образ был найден… * * * (М.В. Нестеров. „Давние дни“)
01.06.2016
Надежда сверх надежды. Интервью с Феликсом Разумовским, автором и ведущим телепрограммы «Кто мы?», вот уже четверть века выходящей на телеканале «Культура».
Колонка редактора интернет-магазина
До поры до времени мы воспринимаем исторические события как нечто, не имеющее отношения к нам самим, отдельное от нас: ну вот царская Россия, вот революция, Гражданская война, вот все то, что произошло после, вот Великая Отечественная… И вот мы, смотрящие на все это уже со стороны. Но однажды мы осознаем, что наши личности и наши судьбы — прямое следствие этих событий; что мы — дети своей эпохи, а она есть результат предшествовавших ей эпох. С этого смыслового момента начинается некий «сбор камней» — мы пытаемся осознать, что, когда и как произошло с нами, именно с нами, задолго, может быть, до рождения наших родителей, не говоря о нас самих. Мы всматриваемся в далекие времена — уже не как в отвлеченные, более или менее занимательные или трагические картины, а как в книгу собственных наших судеб. Так появляется чувство принадлежности к народу, сопричастности его истории. Именно этому служит историческая телепрограмма «Кто мы?», вот уже четверть века (для телевидения — невиданный срок!) идущая на телеканале «Культура». Ее автор и ведущий Феликс Разумовский отвечает на некоторые важные вопросы на страницах журнала «Православие и современность»
01.06.2016
Выдающийся русский художник, мастер исторической, пейзажной и жанровой живописи, педагог Василий Дмитриевич Поленов родился 1 июня 1844 года
Колонка хранителя музея
Картины Поленова широко известны, но порой трудно поверить, что у всех этих работ общий автор: как поставить рядом лирический «Московский дворик» и огромную композицию «Христос и грешница»? Живописец выступает то как создатель условно-исторических картин на сюжеты западноевропейского Средневековья, то как пейзажист, любимый учениками руководитель пейзажного класса в Московском училище живописи, ваяния и зодчества, то как толкователь христианской истории…
03.06.2016
Четвертого июня родился Диего Родригес де Сильва-и-Веласкес — испанский художник, величайший представитель золотого века испанской живописи
Колонка хранителя музея
Лучше всего о работе испанского живописца говорят слова Теофиля Готье. Оказавшись перед полотном Диего Веласкеса «Фрейлины», французский писатель воскликнул: «Где же картина?»…
05.06.2016
Шестого июня родился талантливый русский художник-жанрист, академик живописи Константин Аполлонович Савицкий
Колонка хранителя музея
Сверхзадачей искусства в 1870-е годы признавалось создание «хоровой картины» (выражение В.В. Стасова) на современный сюжет. В картине Савицкого «Встреча иконы» (1878) сюжет позволяет развернуть многофигурную сцену с относительно большим разнообразием типов: крестьяне высыпали за околицу навстречу почитаемой иконе…
06.06.2016
Шестого июня мы празднуем день рождения великого русского поэта Александра Сергеевича Пушкина (6.06.1799–10.02.1837)
Колонка редактора интернет-магазина
Стихотворение „Разговор книгопродавца с поэтом“ впервые было напечатано в виде предисловия к отдельному изданию 1-й главы „Евгения Онегина“ в 1825 году. При первой публикации была сделана выноска: „Заметим для щекотливых любителей приличий, что Книгопродавец и Поэт – оба лица вымышленные. Похвалы первого – не что иное, как светская вежливость, притворство, необходимое в разговоре или в журнале“. Заключая в себе характеристику поэтического творчества, это стихотворение имеет ценное автобиографическое значение. „Разговор с книгопродавцем, — писал Пушкину Плетнев 22 января 1825 года, – верх ума, вкуса и вдохновения. Я уж не говорю о стихах: меня убивает твоя логика. Ни один немецкий профессор не удержит в пудовой диссертации столько порядка, не поместит столько мыслей и не докажет так ясно своего предложения. Между тем, какая свобода в ходе“.
08.06.2016
Выдающийся русский живописец и рисовальщик, мастер жанровой, исторической и портретной живописи; художественный критик, вдохновитель Товарищества передвижных выставок и основатель Артели художников Иван Николаевич Крамской родился 8 июня 1837 года
Колонка хранителя музея
В истории русской художественной культуры второй половины XIX века Крамской известен не только как большой и талантливый художник, но и как авторитетный общественный деятель и блестящий художественный критик. Василий Верещагин писал о нем: «Портреты его очень хороши… сходством, действительно иногда поразительным. Я не знаю у нас другого художника, который так схватывал бы характер лица»…
10.06.2016
Десятого июня родился французский живописец, пейзажист, жанрист и портретист Гюстав Курбе, один из крупнейших художников-реалистов Франции XIX века
Колонка хранителя музея
Яркое и одиозное дарование Гюстава Курбе, казалось, появилось лишь затем, чтобы вдохнуть в слишком изнеженное и трепетное искусство французов толику мужественности и крепкого аромата деревенского бодрящего воздуха. Его искусство, грубоватое, сильное и мужицкое, находит себе тысячи сочувствующих в северных странах, где поколения зрителей воспитывались на гедонистическом искусстве Рубенса и на мощном реализме Хальса и Рембрандта…
16.06.2016
16 июня 1864 года родился талантливый русский живописец-жанрист, офортист-иллюстратор и педагог Сергей Васильевич Иванов
Колонка хранителя музея
Замечательный живописец и рисовальщик, человек обостренно чуткой совести, он был прямым продолжателем традиций критического реализма среди мастеров его поколения, искавших новые формы искусства. Немало верст и по орловской, и по сибирским губерниям прошел Иванов, всегда создававший свои произведения по впечатлениям от увиденного. Он запечатлел переселенцев и в начале долгого пути, полных радужных надежд на счастье («На новые места»), и настигнутых бедой, вынужденных кормиться «Христа ради». Он писал «счастливцев», нашедших место в вагоне для скота («Переселенка в вагоне»), и горемык, утративших всякую надежду на лучшее и пытающихся хотя бы вернуться к прежней, скудной, но привычной жизни («Обратные переселенцы»).
17.06.2016
160 лет со дня рождения замечательного русского художника, руководителя батальной мастерской Академии художеств, создателя панорам «Оборона Севастополя» и «Бородинская битва» Франца Алексеевича Рубо
Колонка хранителя музея
Наиболее видной фигурой в русской академической батальной живописи конца XIX — начала XX века был автор многочисленных батальных полотен, главным образом на сюжеты кавказских войн России, и больших батальных панорам: «Штурм аула Ахульго», «Оборона Севастополя», «Бородинское сражение», основоположник русской школы панорамной живописи Франц Алексеевич Рубо. Его произведения являются ценным вкладом в русское изобразительное искусство, особенно, в батальную живопись. Панорамы Ф. Рубо, отражая важнейшие страницы истории России, её военных побед, имеют не только патриотическую, историко-познавательную ценность, они служат образцом этого вида изобразительного искусства…
18.06.2016
Памяти замечательного русского художника-передвижника, мастера пейзажного жанра, профессора Петербургской Академии художеств Александра Александровича Киселева
Колонка хранителя музея
Обладая редкостным живописным талантом, Александр Киселев прославился и как прекрасный теоретик искусства. В 1890 году он становится заведующим отделом изобразительного искусства московского литературно-художественного журнала «Артист», на страницах которого появились критические статьи художника: «Французская живопись (по поводу французской выставки 1891 года в Москве)», «Этюды по вопросам искусства (Письма к читателю)», «В.Г. Перов. Опыт характеристики» и другие. Наиболее глубокими по своим оценкам были статьи Киселёва, посвященные творчеству Владимира Маковского и Ивана Шишкина…
19.06.2016
175 лет со дня рождения русского жанрового живописца-передвижника, академика Императорской Академии художеств, участника «бунта четырнадцати» Кирилла Викентьевича Лемоха
Колонка хранителя музея
Сколько удивительно искренних образов детей мы встречаем в русской живописи! Но понять и особенно запечатлеть в живописи психологию детей нелегко. Этим даром обладали очень немногие. Одним из них был Кирилл Лемох. Он не открывал в искусстве новых тем, но критики отмечали его глубокое понимание детского мира. Он писал сценки из жизни бедноты, но это не мешало ему пользоваться уважением Николая II и его семьи…
20.06.2016
Двадцатого июня родился известный итальянский живописец, гравер, поэт и музыкант Сальватор Роза
Колонка хранителя музея
Талантливый итальянский живописец Сальватор Роза был истинным мастером XVII столетия. Роза был чрезвычайно разносторонне одаренным человеком – художником-живописцем и гравером, поэтом, актером, музыкантом. Он создавал полотна на мифологические, религиозные и исторические сюжеты, писал пейзажи, сцены битв, портреты, был автором серии офортов «Каприччи». Сатиры Розы «Живопись», «Поэзия», «Музыка», «Война», «Зависть», «Вавилония» служат источником изучения нравов и этических идеалов века…
21.06.2016
Двадцать первого июня родился замечательный русский живописец и график, мастер батальных и жанровых сцен, издатель знаменитого «Русского художественного листка» Василий Федорович Тимм
Колонка хранителя музея
Василий Тимм был прирожденный рисовальщик или, как их тогда называли в 1840-х годах – «карандашист». Отдавшись всецело своему призванию, он остался верен ему до конца жизни. Ему принадлежит идея и воплощение великолепного иллюстрированного издания «Русский художественный листок», которое выходило в 1851–1862. Целью этого издания, как говорил Тимм, было «передавать все, что только может быть схвачено карандашом замечательного, как в минувшей, так в особенности в современной жизни русского народа, и притом передавать в рисунках верных, не вымышленных, снятых с натуры — словом быть художественною летописью России»…
Страницы: 1 2 3 4 5 6
« 2014 2015 2016 2017 2018 »
Янв Фев Мар Апр Май Июн Июл Авг Сен Окт Ноя Дек
 


Вход для пользователей
Вопрос в редакцию
© 2012, Воскресный день
Сайт для заботливых родителей, учителей и воспитателей.
Юридическая информация

Сайт финансируется издательством «Воскресный день»

Проект издательства «Белый город»

создание сайтов - Webis Group