Портал Воскресный день
Издательство «Белый город»
Контактная информация
(495) 641-31-00
(495) 302-54-13
Сегодня 26.04.2017
Книга дня
Джозеф Мэллорд Уильям Тёрнер Астахов Ю .А.
Картина дня
Мол в Кале: подходит английский пакетбот Тёрнер, Джозеф Мэллорд Уильям

Архив за 2016 г.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7
25.02.2016
Портреты адмирала Н.С. Мордвинова кисти А.Г. Варнека
Колонка хранителя музея
Автор настоящей публикации хотел бы рассказать о некоторых секретах портрета Мордвинова из собрания НИМ РАХ и высказать свою точку зрения о том, как он связан с портретом-двойником.
25.02.2016
Памяти известного русского художника-портретиста Александра Григорьевича Варнека
Колонка хранителя музея
Замечательный русский живописец Александр Григорьевич Варнек (до 1833 года — Варник), картинами (особенно портретами и автопортретами) которого восхищались при их демонстрации, со временем был основательно подзабыт любителями прекрасного. В каком-то смысле он сам «виноват», что с ним стали знакомиться вновь в ХХ веке, ибо относительно рано отошел от практической живописи, занимаясь преподавательской работой (в разное время возглавлял в Академии художеств классы миниатюрной, портретной, исторической и портретной живописи) и работой хранителя рисунков и эстампов Императорского Эрмитажа и Академии художеств.
04.04.2016
Портрет Карла Брюллова за мольбертом (?)
Колонка хранителя музея
Автор статьи предполагает, что загадочный «Портрет К. Брюллова за мольбертом» написал Варнек-младший, основываясь, прежде всего, на том, что последний находился под влиянием Брюллова, делал и хранил копии фрагментов с картины «Последний день Помпеи». Кроме того, эта версия не противоречит тому, что кто-то до поступления портрета в музей приписал его кисти Александра Варнека, но не учел того, что автором может быть сын А.Г. Варнека.
11.04.2016
«Глядя на мир, нельзя не удивляться!» Козьма Прутков и его кредо
Колонка редактора интернет-магазина
…Самое замечательное в этом человеке, в этом действительном статском советнике, было то, что он совмещал роль сатирика с ролью сатирического персонажа, был одновременно субъектом и объектом критики, и это, естественно, удваивало его славу. Не потому ли он до сих пор пользуется симпатией читателей, что он не только объект критики, но и субъект? Еще одно важное качество Козьмы Пруткова (по наблюдению Владимира Жемчужникова) — „патриотическое предпочтение даже худшего родного лучшему чужестранному“…
06.05.2016
Величайший русский композитор, дирижер, педагог Петр Ильич Чайковский родился 7 мая 1840 года
Колонка редактора интернет-магазина
«После его смерти, а отчасти, кажется, даже и при жизни было много говорено о его доброте, действительно редкостной и составившей хотя далеко не главную, но, во всяком случае, одну из причин той обширной популярности, которою он пользовался и помимо своих артистических заслуг… Петр Ильич никогда не идеализировал себя и не имел о себе никакого высокомерного представления. Но я совсем не нахожу, чтобы это качество составляло фундамент его натуры или давало ключ к ее разгадке. Я никак не могу отождествить его образ с образом безупречной сестры милосердия, хотя очень хорошо знаю, что бывали случаи, когда он проводил день за днем у изголовья умирающего друга…» (Г.А. Ларош. «Воспоминания о Петре Ильиче Чайковском»)
08.05.2016
«Я не участвую в войне — она участвует во мне…»
Стихи поэтов-фронтовиков

Колонка редактора интернет-магазина
* * * Сороковые, роковые, военные и фронтовые, Где извещенья похоронные и перестуки эшелонные. Гудят накатанные рельсы. Просторно. Холодно. Высоко. И погорельцы, погорельцы кочуют с запада к востоку… А это я на полустанке в своей замурзанной ушанке, Где звёздочка не уставная, а вырезанная из банки. Да, это я на белом свете, худой, весёлый и задорный. И у меня табак в кисете, и у меня мундштук наборный. И я с девчонкой балагурю, и больше нужного хромаю, И пайку надвое ломаю, и всё на свете понимаю. Как это было! Как совпало — война, беда, мечта и юность! И это всё в меня запало и лишь потом во мне очнулось!.. Сороковые, роковые, свинцовые, пороховые… Война гуляет по России, а мы такие молодые! (Давид Самойлов)
10.05.2016
Русский художник-график, иллюстратор, мастер жанровой живописи и иконописец Григорий Гагарин родился 11 мая 1810 года
Колонка хранителя музея
Григорий Григорьевич Гагарин – личность универсальная. Редко кто из современников сочетал в себе столь разнообразные дарования, воплотившиеся в разных сферах творческой деятельности. Этот талантливый, европейски образованный художник проявил себя и в живописи, и в графике, он иллюстрировал произведения Пушкина, Лермонтова, и в архитектуре – в строительстве храмов русско-византийского стиля, которые сам же часто и расписывал. Не менее важны научные изыскания Гагарина в области археологии, а также его деятельность в роли вице-президента императорской Академии художеств… В 1837 году в Мюнхене, у постели умирающего отца, художник застала весть о трагической гибели Пушкина в далеком Петербурге. Много лет спустя в знак памяти поэта художник создаст иллюстрации к «Кавказскому пленнику» и «Бахчисарайскому фонтану». После смерти отца Гагарин занял его должность посла в Германии. Николай I включил сына знаменитого дипломата в число свиты, сопровождавшей его в путешествии на Кавказ, предпринятом на корабле «Минерва» в апреле 1837 года… В 1840 году большинство из «шестнадцати», в том числе и Гагарин (в качестве чиновника по особым поручениям), отправились на Кавказ. Гагарин ехал на Кавказ тем же почтовым трактом, что и Лермонтов, миновал те же военные посты и казачьи станицы, те же почтовые станции и постоялые дворы. К этому периоду относятся зарисовки солдат и чеченцев, которых художник встречал в поездках по Большой и Малой Чечне, в казачьих станицах и на горных тропах. Рисунки, выполненные на цветной бумаге акварелью и белилами, производят впечатление совершенно законченных самостоятельных произведений. Склонность к малым формам изображений в данном случае понятна: походный быт, полотняные палатки, постоянное перемещение из одного места в другое… Лишь много лет спустя, в Петербурге, на основе натурных зарисовок Гагарин выполнит несколько живописных произведений из истории Кавказской войны…
11.05.2016
Двенадцатого мая родился английский живописец, иллюстратор, поэт и переводчик Данте Габриэль Россетти
Колонка хранителя музея
Принято считать, что глава «Братства прерафаэлитов», поэт-романтик и художник-символист, Россетти стоял у истоков английского символизма и декаданса. Основное творческое наследие Россетти посвящено его жене и натурщице Элизабетт Элеонор Сиддал, художнице и поэтессе. Россетти-иллюстратор и Россетти-поэт ярко дополняют друг друга, а трагическая философия хрупкости прекрасного в его произведениях оставляет открытым вопрос ухода художника от социальной проблематики…
13.05.2016
Тринадцатого мая родился русский поэт, художник, публицист, богослов, философ-славянофил, член-корреспондент Петербургской Академии наук Алексей Степанович Хомяков
Колонка редактора интернет-магазина
Разносторонность его была поистине ренессансной. Судите сами: он был поэтом и драматургом, художником, богословом, философом, историком, написавшим «Записки по всемирной истории» («Семирамиду») в 3-х томах; полиглотом-лингвистом, знавшим множество древних и новых европейских языков; охотником, блестящим стрелком, замечательным наездником; кинологом, специалистом по разным породам густопсовых, о чем свидетельствует его обстоятельная статья об охотничьих собаках; изобретателем особого дальнобойного ружья; изобретателем паровой машины с «сугубым давлением», за которую получил патент в Англии; изобретателем гомеопатического средства от холеры; устроителем винокуренного завода; создателем специального катка для укатывания зимних дорог; геологом, отыскавшим в Тульской губернии полезные ископаемые и т. д. и т. п.
13.05.2016
Четырнадцатого мая мы вспоминаем знаменитого английского живописца, графика, портретиста и пейзажиста Томаса Гейнсборо (14.5.1727, крещен – 2.8.1788)
Колонка хранителя музея
Джон Констебл так охарактеризовал творчество Гейнсборо: «Ему не было дела до подробностей, целью его было передать чувство прекрасного, и он этого полностью достиг». «Гейнсборо, подобно другим великим поэтам, был прирожденным живописцем, – писал его друг Филипп Тикнесс. – Так, он рассказывал мне, что в детстве, когда еще и не помышлял стать художником, на несколько миль в округе не было такой живописной группы деревьев, или даже одинокого прекрасного дерева, или зеленой изгороди, оврага, скалы, придорожного столба на повороте тропинки, которые не запечатлелись бы в его воображении настолько, чтобы он не мог зарисовать их со всей точностью наизусть»…
14.05.2016
Пятнадцатого мая родился русский живописец, профессор, академик Императорской Академии художеств, один из учредителей Товарищества передвижных художественных выставок Валерий Иванович Якоби
Колонка хранителя музея
В течение 1856—1861 годов художник прошел весь курс академического обучения и получил одну за другой все награды, установленные для полного его окончания: малую серебряную медаль за картину «Разносчик фруктов», большую серебряную медаль за картину «Татарин, продавец халатов» (1859), малую золотую медаль за картину «Светлый праздник нищего» (1860) и большую золотую медаль за картину «Привал арестантов» (1862), произведшую большое впечатление на публику и поразившую ее своей правдивостью… Ранние картины Якоби оказались заметным событием в тогдашней художественной и общественной жизни. Они стали непосредственным продолжением критической социальной живописи Василия Перова. Возможно, почувствовав со временем некую вторичность своих «социальных» полотен, художник изменил направление поисков, и этот выбор впоследствии был, увы, роковым для его творческой судьбы…
15.05.2016
Памяти российского учёного, педагога, просветителя, профессора Московского университета, ботаника и математика, члена-корреспондента Санкт-Петербургской Академии наук Сергея Александровича Рачинского (15.5.1833—15.5.1902)
Колонка редактора интернет-магазина
Занимаясь начальным образованием крестьянских детей, педагог Сергей Рачинский заметил постоянное стремление смышлёных ребятишек к умственному развитию. И неожиданно для самого себя он нашёл для этого эффективные и простые в условиях сельской школы упражнения — устный счёт. Устные вычисления оказались таким увлекательным занятием, что, по признанию самого Рачинского, дети просто замучили его просьбами давать им всё новые и новые задания…
15.05.2016
Памяти Виктора Михайловича Васнецова
Колонка хранителя музея
В пору жанровых увлечений подспудно набирает силу интерес Виктора Васнецова к национальной истории и фольклору. На рубеже 1860—1870-х годов сделаны первые иллюстрации к русским народным сказкам; к началу 1870-х относятся наброски будущих композиций «Витязь на распутье» и «Богатыри». Недолгое пребывание в Париже по приглашению; по возвращении он представил на передвижной выставке «Витязя на распутье» (1882). С той поры былинные сюжеты сделались его прерогативой. Именно былинные: даже когда Васнецов обращается к реальной истории («После побоища Игоря Святославича с половцами», 1880; «Царь Иван Васильевич Грозный», 1897), эта история трактуется им через призму легенды, сказки, народного предания, видится в обобщенных, песенно-идеальных ориентирах. Что вовсе не исключает стремления к «археологической» точности деталей, от кольчуг и щитов до тканых облачений… Свою хрестоматийно известную картину «Богатыри» художник закончил в 1898 году, на рубеже нового столетия… «Васнецову обрадовались потому, что тирания лаптя и сермяги всем слишком надоела. Если в Васнецове и нет настоящей, грандиозной творческой мощи, то в нем, несомненно, большая сила новатора, открывшего, несмотря на вопли и протесты, целую область для художественной разработки… <...> Успеху Васнецова способствовало, впрочем, еще одно обстоятельство, не особенно веское по существу, но имевшее временно большую силу, а именно: модное увлечение в начале 90-х годов мистицизмом, которое так кстати совпало с возрождением официальной религиозности…» (А. Бенуа. «В.М. Васнецов. Сказки. Религиозная живопись. Владимирский собор»)
16.05.2016
Шестнадцатого мая родился общественный деятель, историк, публицист, один из руководителей Кирилло-Мефодиевского общества, автор многотомного издания «Русская история в жизнеописаниях её деятелей» Николай Иванович Костомаров
Колонка редактора интернет-магазина
Принято считать, что знаменитое произведение выдающегося английского писателя Джорджа Оруэлла «Скотный двор», созданное в 1945 году, — сочинение с совершенно оригинальным сюжетом. Однако задолго до Оруэлла русский историк Николай Костомаров использовал этот сюжет в своем очерке «Скотский бунт». Это произведение, изданное всего один раз — в 1917 году, с тех пор нигде не упоминается — оно просто забыто. Впрочем, как и многие из работ великого историка, человека необычной судьбы…
17.05.2016
Русский живописец-пейзажист, академик ИАХ, председатель Общества А.И. Куинджи Константин Яковлевич Крыжицкий родился 17 мая 1858 года
Колонка хранителя музея
К.Я. Крыжицкому выпало жить и работать в непростое время — на рубеже веков, в эпоху рождения новых теорий, новых взглядов на жизнь и искусство. Для большинства его коллег это означало непримиримую борьбу с теми, кто не разделял их позиций. Реализм — или модернизм, «передвижники» — или «Мир искусства»! Крыжицкий оказался в числе тех немногих, кто в этих условиях взял на себя практически непосильную задачу: примирить враждующих, напомнив, что они, как бы ни различались их идейные и эстетические принципы, — прежде всего Художники…
17.05.2016
Выдающийся русский историк, ректор Московского университета, академик ИАН, автор фундаментального труда «История России» в 29 томах Сергей Михайлович Соловьев родился 17 мая 1820 года
Колонка редактора интернет-магазина
Сергей Михайлович Соловьев — крупнейший историк дореволюционной России. Его выдающийся вклад в развитие русской исторической мысли признавали ученые самых разных школ и направлений. «В жизни ученого и писателя главные биографические факты — книги, важнейшие события — мысли. В истории нашей науки и литературы было немного жизней, столь же обильных фактами и событиями, как жизнь Соловьева», — так писал о Соловьеве его ученик, историк В.О. Ключевский. Действительно, несмотря на сравнительно недолгую жизнь, Соловьев оставил огромное творческое наследие — опубликовано свыше 300 его произведений общим объемом более тысячи печатных листов…
21.05.2016
545 лет назад родился Альбрехт Дюрер, выдающийся немецкий живописец, рисовальщик, гравер, теоретик искусства, один из величайших мастеров западноевропейского искусства Ренессанса
Колонка хранителя музея
Когда к Дюреру пришла европейская слава и признание, его гравюры без зазрения совести копировали и продавали по всей Европе. Восхищенный сенат Венеции предложил Альбрехту Дюреру ренту в 200 флоринов за условия принятия им гражданства наисветлейшей республики, однако художник предпочел вернуться в родной Нюрнберг, где прожил до самой смерти…
23.05.2016
Выдающийся русский живописец, мастер парадного и камерного портрета Дмитрий Григорьевич Левицкий родился 24 мая 1735 года
Колонка хранителя музея
Дмитрий Левицкий — самый значительный отечественный портретист второй половины XVIII века. Его триумфальное появление в русском искусстве сродни взлету самой живописи в России. В 1770 году на выставке Академии художеств шесть портретов малоизвестного живописца Д. Левицкого наряду с работами А. Лосенко стали центром внимания членов Академии, высоких гостей и простых посетителей.
23.05.2016
24 мая мы вспоминаем святых равноапостольных братьев Кирилла и Мефодия, реформаторов славянской азбуки и создателей церковнославянского языка, проповедников христианства
Колонка редактора интернет-магазина
Ежегодно в конце мая в нашей стране отмечаются Дни славянской письменности и культуры. История их возникновения неразрывно связана с именами святых равноапостольных Кирилла и Мефодия, учителей Словенских. Имена великих просветителей благоговейно чтутся в России, Болгарии, Сербии и других странах. В 1862 году русская общественность впервые отметила день памяти святых Кирилла и Мефодия как общенациональный праздник. Традиция празднования в честь словенских Первоучителей была надолго прервана трагическими событиями начала ХХ века. Лишь в 1985 году, день 24 мая был официально объявлен в нашей стране праздником славянской письменности и культуры.
24.05.2016
Двадцать четвертого мая родился замечательный русский живописец-пейзажист, педагог, один из членов-учредителей Товарищества передвижников Алексей Кондратьевич Саврасов
Колонка хранителя музея
Сохранился фотопортрет художника, сделанный незадолго до смерти. На нем — гордый старик с суровым взглядом, в котором читается одновременно и драма его жизни, и протест против нее. Вглядитесь в эти глаза, в рабочие руки, сумевшие перенести на холст красоту земли Русской. Судьба этого художника впитала все парадоксы человеческой натуры и до сих пор вызывает споры о мере таланта и скорби, отпущенных человеку…
Страницы: 1 2 3 4 5 6 7
« 2014 2015 2016 2017 2018 »
Янв Фев Мар Апр Май Июн Июл Авг Сен Окт Ноя Дек
 


Вход для пользователей
Вопрос в редакцию
© 2012, Воскресный день
Сайт для заботливых родителей, учителей и воспитателей.
Юридическая информация

Сайт финансируется издательством «Воскресный день»

Проект издательства «Белый город»

создание сайтов - Webis Group