закрыть
ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ

Данный сайт использует технологию cookie-файлов. Дальнейшее использование ресурса будет означать автоматическое согласие с нашей Политикой конфиденциальности.
Портал Воскресный день
Издательство «Белый город»
Контактная информация
(495) 641-31-00
(495) 302-54-13
Сегодня 25.09.2017
Семейный клуб
Новости
Анонсы
Авторская колонка ВД
Наши друзья
Как стать нашим другом?
Семейный календарь
Анонсы
24.09.2017
ВСТРЕЧИ в стиле ЭТНО (2017)Рады вам сообщить, что 24 СЕНТЯБРЯ на одной из лучших акустических площадок Москвы – в Концертном зале Российской академии музыки имени Гнесиных – состоится продолжение по-своему уникального музыкально-этнографического проекта «ВСТРЕЧИ в стиле ЭТНО», в этот раз представляющего собой музыкальный диалог венгерской и русской фольклорных традиций.
16.09.2017
Многолетие — епархиальный фольклорный фестивальФестиваль организован Переславской епархией Русской Православной Церкви совместно с Администрацией г. Переславля-Залесского и ТРК «Попов луг» и проводится с целью сохранения и повышения роли традиционной православной культуры как основной составляющей единого современного культурного пространства.
15.05.2017
Третий всероссийский форум–фестиваль добровольческих инициатив в сфере культурного наследия и традиционной народной культуры пройдёт в МосквеС 15 мая по 30 июня в Москве состоится “Третий всероссийский форум–фестиваль добровольческих инициатив в сфере культурного наследия и традиционной народной культуры”. В нем примут участие ведущие специалисты в области традиционной народной культуры, фольклорно-этнографические коллективы и исполнители. Организатор Форума — Российский научно-исследовательский институт культурного и природного наследия имени Д. С. Лихачева при поддержке Министерства культуры Российской Федерации.
Все анонсы
Книга дня
Шассерио Прокофьева М.
Картина дня
Христианские мученики в Колизее Флавицкий Константин Дмитриевич
Воскресный день » Семейный клуб » Авторская колонка ВД »

«Расскажи, Масленица, как блиночки пекла, сколько сдобы клала…». Масленичная неделя. 20−26 февраля

20.02.2017
Б.М. Кустодиев. Масленица. 1920

    Масленица — весенний праздник, уходящий своими корнями в глубокую древность, — изначально являлся символом прихода весны на смену зиме. С приходом христианства в славянские страны, этот праздник не умер, произошло интересное смешение языческих обычаев и православной идеологии. «Масленица» − название народное. В богослужебных книгах и календаре она называется Сырной седмицей, потому что по уставу можно вкушать только сыро-молочную пищу и рыбу, проникаясь светлым предчувствием Великого поста, который наступал вслед за Масляной (Масленичной) неделей. 
Значительная часть обычаев на масленицу так или иначе была связана с темой семейно-брачных отношений: на масленицу чествовали молодоженов, поженившихся в течение прошедшего года. Молодым устраивали своеобразные смотрины в селе: ставили их к столбам ворот и заставляли целоваться у всех на глазах, “зарывали” в снег или осыпали снегомасленицу. Масленичная неделя проходила также во взаимных визитах двух недавно породнившихся семейств.
    Наиболее важным днем масленичной недели было воскресенье — заговенье перед началом Великого поста. В России этот день называли Прощеным воскресеньем, когда близкие люди просили друг у друга прощения за все причиненные им обиды и неприятности.
    Основным эпизодом последнего дня были “проводы масленицы”, нередко сопровождаемые возжиганием костров. В России к этому дню делали чучело Зимы из соломы или тряпок, наряжали его обычно в женскую одежду, несли через всю деревню, иногда посадив чучело на колесо, воткнутое сверху на шест; выйдя за село, чучело либо топили в проруби, либо сжигали или просто разрывали на части, а оставшуюся солому раскидывали по полю. Иногда вместо куклы по селу возили живую “Масленицу”: нарядно одетую девушку или женщину, старуху или даже старика — пьяницу в рванье. Затем под крик и улюлюканье их вывозили за село и там высаживали или вываливали в снег (“проводили Масленицу”).
    Там же, где не делали чучела, обряд “проводов масленицы” состоял, главным образом, в возжигании общесельских костров на возвышенности за селом или у реки. В костры помимо дров бросали, всякое старье — лапти, бороны, кошели, веники, бочки и другие ненужные вещи, предварительно собранные детьми по всей деревне. 
В центральных областях России “проводы масленицы” сопровождались удалением за пределы культурного пространства скоромной пищи, символизирующей масленицу. Поэтому в кострах действительно иногда сжигали остатки блинов, масла, лили туда молоко, однако чаще просто говорили детям, что в костре сгорели все скоромные блюда (“молоко сгорело, в Ростов улетело”). Некоторые обычаи были адресованы детям и должны были их принудить к послушанию: на Нижегородчине в последнее воскресенье масленичной недели в центре села устанавливали шест, на который влезал мужик с веником и, делая вид, что бьет кого-то, кричал: “Не проси молока, блинов, яичницы”.
    Прощание с Масленицей завершалось в первый день Великого поста — Чистый понедельник, который считали днем очищения от греха и скоромной пищи. В Чистый понедельник обязательно мылись в бане, а женщины мыли посуду и “парили” молочную утварь, очищая ее от жира и остатков скоромного.

    Понедельник — встреча   
В этот день из соломы делали чучело, надевали на него старую женскую одежду, насаживали это чучело на шест и с пением возили на санях по деревне. Затем Масленицу ставили на снежной горе, где начиналось катание на санях. Песни, которые поют в день встречи, очень жизнерадостны. Да вот, например:

А мы Масленицу встречали,
Повстречали, душа, повстречали,
На горушке побывали,
Блином гору выстилали,
Сыром гору набивали,
Маслом гору поливали,
Поливали, душа, поливали.

Вторник — заигрыш 
С этого дня начинались разного рода развлечения: катания на санях, народные гулянья, представления. В больших деревянных балаганах (помещения для народных театральных зрелищ с клоунадой и комическими сценами) давали представления во главе с Петрушкой и масленичным дедом. На улицах попадались большие группы ряженых, в масках, разъезжавших по знакомым домам, где экспромтом устраивались веселые домашние концерты. Большими компаниями катались по городу, на тройках и на простых розвальнях. Было в почете и другое нехитрое развлечение — катание с обледенелых гор.

Среда — лакомка 
Она открывала угощение во всех домах блинами и другими яствами. В каждой семье накрывали столы с вкусной едой, пекли блины, в деревнях вскладчину варили пиво. Повсюду появлялись театры, торговые палатки. В них продавались горячие сбитни (напитки из воды, меда и пряностей), каленые орехи, медовые пряники. Здесь же, прямо под открытым небом, из кипящего самовара можно было выпить чаю.

Четверг — разгул (перелом, широкий четверг) 
На этот день приходилась середина игр и веселья. Возможно, именно тогда проходили и жаркие масленичные кулачные бои, кулачки, ведущие свое начало из Древней Руси. Были в них и свои строгие правила. Нельзя было, например, бить лежачего (помните пословицу «лежачего не бьют»), вдвоем нападать на одного (двое дерутся — третий не лезь), бить ниже пояса (поговорка есть: «удар ниже пояса») или бить по затылку. За нарушение этих правил грозило наказание. Биться можно было «стенка на стенку» (опять поговорка) или «один на один» (как у французов тет-а-тет — «с глазу на глаз»). Велись и «охотницкие» бои для знатоков, любителей таких поединков. С удовольствием наблюдал такие бои Иван Грозный. Для такого случая это увеселение готовилось особенно пышно и торжественно.

Пятница — тёщины вечера 
Целый ряд масленичных обычаев был направлен на то, чтобы ускорить свадьбы, содействовать молодежи в нахождении себе пары. А уж сколько внимания и почестей оказывалось на масленице молодоженам!
Традиция требует, чтобы они нарядные выезжали «на люди» в расписных санях, наносили визиты всем, кто гулял у них на свадьбе, чтобы торжественно под песни скатывались с ледяной горы (и в этом тоже был тайный смысл). Однако самым главным событием, связанным с молодоженами и справляемым по всей Руси, было посещение тещи зятьями, для которых она пекла блины и устраивала настоящий пир.
В некоторых местах «тещины блины» происходили на лакомки, т. е. в среду на масленичной неделе, но могли приурочиваться к пятнице.
Если в среду зятья гостили у своих тещ, то в пятницу зятья устраивали «тещины вечерки» — приглашали на блины. Являлся обычно и бывший дружка, который играл ту же роль, что и на свадьбе, и получал за свои хлопоты подарок. Теща обязана была прислать с вечера все необходимое для печения блинов: сковороду, половник и пр., а тесть посылал мешок гречневой крупы и коровье масло. Неуважение зятя к этому событию считалось бесчестием и обидой и было поводом к вечной вражде между ним и тещей.

Суббота — золовкины посиделки 
Золовка — это сестра мужа. Откуда пошло такое название? Может, от слова зло? Ведь она всегда подмечала в жене своего брата слишком много отрицательных черт, а порой и не скрывала своей неприязни к ней? Что ж, случалось и такое…
Итак, в этот субботний день молодые невестки принимали у себя родных (жены сыновей для матери их мужей были невестками, т.е. пришедшими не отсюда, с их деревни, например, а невесть откуда, — так было принято кое-где раньше: «Не брать в жены своих, местных»).

Воскресенье — проводы, целовальник, прощенный день 
В книге М. Забылина «Русский народ» рассказывается, как еще в начале XVII века иностранец Маржерет наблюдал следующую картину: если в течение года русские чем-то оскорбили друг друга, то, встретившись в «прощенное воскресенье», они непременно приветствовали друг друга поцелуем, и один из них говорил: «Прости меня, пожалуй». Второй же отвечал: «Бог тебя простит». Обида была забыта.
Нет такого человека, который, регулярно общаясь, не огорчил бы другого словом, делом или нечуткостью. Прощеное воскресенье – последний день перед Великим сорокадневным постом, а цель  поста —  очиститься от грехов и возродиться духовно. Это время покаяния. Чтобы Бог простил нам наши грехи, мы должны простить всем людям их «прегрешения» перед нами.

http://www.maslenitsa.ru/

Книги по теме:



Комментарии пользователей
Оставить свой комментарий
« назад
Вход для пользователей
Новости
27.10.2015
Тематический концерт IV межрегионального фестиваля «Улица» состоялся в театре «Русская песня»Последний тематический концерт IV межрегионального фестиваля традиционной инструментальной музыки «Улица» состоялся в театре фольклора «Русская песня» 27 октября 2015 года. Он был посвящён русским молодёжным гуляниям ХХ века.
14.09.2014
Атмановские кулачки.28–30 августа в селе Атманов Угол Сосновского района Тамбовской области развернулись масштабные традиционные игры «Атмановские кулачки-2014», которые прошли в рамках престольного праздника села — Успения Пресвятой Богородицы.
15.06.2014
C 13 по 15 июня в деревне Пожарище Нюксенского района Вологодской области вновь проходит областной фольклорный праздник «Живая старина».Летом в деревне Пожарище Нюксенского района уже много лет проводится праздник «Живая старина». Впервые он был организован в 1995 году и впоследствии стал доброй традицией. В основе праздника лежит демонстрация разнообразных форм народной культуры в естественной обрядовой ситуации традиционного праздника «Троицкое заговенье»
Все новости
Вопрос в редакцию
* Отправляя данные, вы соглашаетесь с Политикой конфиденциальности
© 2012, Воскресный день
Сайт для заботливых родителей, учителей и воспитателей.
Юридическая информация

Сайт финансируется издательством «Воскресный день»

Проект издательства «Белый город»

Политика конфиденциальности

создание сайтов - Webis Group