Портал Воскресный день
Издательство «Белый город»
Контактная информация
(495) 641-31-00
(495) 302-54-13
Сегодня 29.03.2017
Семейный клуб
Новости
Анонсы
Авторская колонка ВД
Наши друзья
Как стать нашим другом?
Семейный календарь
Анонсы
11.12.2016
11 декабря 2016 года в Большом концертном зале Российской академии музыки им. Гнесиных состоится премьера музыкально-этнографического проекта «ВСТРЕЧИ в стиле ЭТНО» 11 декабря в Большом концертном зале Российской академии музыки им. Гнесиных состоится премьера музыкально-этнографического проекта «ВСТРЕЧИ в стиле ЭТНО». Идея этого события — создать творческую площадку для диалога этнических музыкантов разных стран, в основе деятельности которых лежит аутентичная народная традиция. Воскресным вечером (19.00) в одном из лучших акустических залов Москвы встретятся музыканты Литвы и России, в звучащий диалог вступит аутентичная музыка и ее авторские интерпретации.
27.11.2016
Фестиваль «Филипповки» пройдёт в Московском городском Дворце детского и юношеского творчестваФестиваль Филипповки традиционно проводится в конце ноября во Дворце творчества на Воробьевых горах и собирает на своем мероприятии множество детских коллективов, исполнителей и мастеров. Много музыки, игр, танцев и веселая атмосфера фестиваля Фелипповки делают его одним из центральных детских фольклорных мероприятий Москвы…
12.11.2016
XI Международный общественно-культурный Форум «Живая традиция» пройдёт в Москве12–14 ноября 2016 года в Москве под девизом «Держаться корней» состоится XI Международный общественно-культурный Форум «Живая традиция», посвященный празднику Казанской иконы Божией Матери и государственному празднику России — Дню народного единства. Организаторы: общероссийская общественная организация «Российский фольклорный союз», Государственный республиканский центр русского фольклора при поддержке Министерства культуры РФ. В 2007 году Форум получил благословение Патриарха Московского и всея Руси.
Все анонсы
Книга дня
Орест Кипренский Астахова Н. В.,сост.
Картина дня
Портрет князя Никиты Петровича Трубецкого Кипренский Орест Адамович
Воскресный день » Семейный клуб » Авторская колонка ВД »

Девятнадцатого декабря (6 декабря по ст.ст.) православные христиане празднуют день памяти святителя Николая Чудотворца

18.12.2016
Никола с житием. Середина XVI в.

 

В да­ле­ком IV ве­ке в го­ро­де Ми­ры Ли­кий­ские ар­хи­е­пи­с­ко­пом был ве­ли­кий угод­ник Бо­жий Ни­ко­лай. За его бес­ко­неч­ную до­б­ро­ту и рев­но­ст­ное слу­же­ние Бо­гу Го­с­подь на­гра­дил его да­ром чу­дот­во­ре­ния. По­то­му его так и зо­вут Ни­ко­лай Чу­дот­во­рец. А в том, что он дей­стви­тель­но ве­ли­кий чу­дот­во­рец, мо­жет убе­дить­ся вся­кий, мо­ля­щий­ся ему о по­мо­щи.

…В 325 го­ду рим­ский им­пе­ра­тор Кон­стан­тин Ве­ли­кий со­звал Все­лен­ский Со­бор и при­гла­сил на не­го всех ар­хи­е­ре­ев, уце­лев­ших во вре­мя го­не­ний на хри­с­ти­ан. На этом Со­бо­ре вы­сту­пил со зло­вред­ным уче­ни­ем свя­щен­ник Арий. Он ут­вер­ждал, что Сын Бо­жий был так же, как и все мы, со­тво­рен Бо­гом От­цом. То есть он от­ри­цал, что Ии­сус Хри­с­тос — Бог Сын. Сво­им ис­кус­ством го­во­рить кра­си­во Арий смог да­же ув­лечь в это лже­уче­ние не толь­ко мно­гих про­стых лю­дей, но и не­ко­то­рых свя­щен­ни­ков и да­же ар­хи­е­ре­ев. Свя­ти­тель Ни­ко­лай, быв­ший на Со­бо­ре, дол­го и тер­пе­ли­во пы­тал­ся вра­зу­мить Ария, но тот про­дол­жал упор­ство­вать. Но мог ли свя­ти­тель тер­петь та­кое бо­го­хуль­ст­во до бес­ко­неч­но­с­ти? Ис­чер­пав все бо­гос­лов­ские до­во­ды, Ни­ко­лай Угод­ник при­бег к бо­лее силь­но­му до­во­ду — по­про­сту дал по­ще­чи­ну не­че­с­ти­во­му Арию! За этот по­сту­пок, по на­сто­я­нию Ария, его ли­ши­ли са­на ар­хи­е­пи­с­ко­па. Но не­ко­то­рым из ар­хи­е­ре­ев — уча­ст­ни­ков Со­бо­ра — бы­ло ви­де­ние: Спа­си­тель и Бо­го­ро­ди­ца воз­вра­ща­ют свя­ти­те­лю Ни­ко­лаю зна­ки ар­хи­е­рей­ско­го до­сто­ин­ства — Еван­ге­лие и омо­фор. Ура­зу­мев, что дер­з­но­ве­ние свя­ти­те­ля угод­но Го­с­по­ду, от­цы Со­бо­ра вос­ста­но­ви­ли его в са­не ар­хи­е­пи­с­ко­па. По­то­му-то на ико­нах свя­ти­те­ля Ни­ко­лая над его ли­ком в ле­вом верх­нем уг­лу мы ча­с­то ви­дим Хри­с­та с Еван­ге­ли­ем, а в пра­вом уг­лу — Бо­го­ма­терь с омо­фо­ром.

Хо­тя свя­ти­тель Ни­ко­лай по­чи­та­ет­ся по­все­ме­ст­но не толь­ко хри­с­ти­а­на­ми, но и пред­ста­ви­те­ля­ми дру­гих ре­ли­гий, все же осо­бым по­чи­та­ни­ем ок­ру­же­но его имя на Ру­си. Жив­шие по со­сед­ству с рус­ски­ми языч­ни­ки да­же на­зы­ва­ли его «рус­ским Бо­гом» и ча­с­то об­ра­ща­лись к не­му за по­мо­щью. И он, ко­неч­но, им по­мо­гал. О люб­ви рус­ских к свя­ти­те­лю Ни­ко­лаю го­во­рят и мно­го­чис­лен­ные Ни­коль­ские хра­мы, мо­на­с­ты­ри и се­ла с на­зва­ни­ем «Ни­коль­ское», Ни­коль­ские кре­ст­ные хо­ды и на­род­ные рас­ска­зы и пес­ни о чу­де­сах, им яв­лен­ных.

Пра­во­слав­ные хри­с­ти­а­не очень лю­бят ико­ны свя­ти­те­ля Ни­ко­лая. В на­ро­де при­ня­то раз­ли­чать ико­ны «Ни­ко­лы Зим­не­го» (празд­ник 19 де­ка­б­ря) и «Ни­ко­лы Веш­не­го» (празд­ник 22 мая). Ни­ко­ла Зим­ний, рас­суж­дал на­род, — он ведь «в шап­ке» (в ми­т­ре), на­вер­ное, по­то­му, что хо­лод­но зи­мой, а Веш­не­му (ве­сен­не­му) Ни­ко­ле и без ми­т­ры теп­ло. В этих на­ив­ных суж­де­ни­ях про­яв­ля­ет­ся про­сто­сер­деч­ная дет­скость ве­ры и люб­ви на­ро­-да к свя­то­му.

В дав­ние вре­ме­на хо­ди­ли по го­ро­дам и се­лам ка­ли­ки пе­ре­хо­жие и пе­ли:

Ми­ко­ла, Ми­ко­ла свя­ти­тель,

Мо­жай­ский, За­рай­ский,

Мо­рям по­кро­ви­тель,

Зем­лям ис­по­вед­ник…


Из на­ибо­лее из­ве­ст­ных чу­дот­вор­ных икон свя­ти­те­ля яв­ля­ет­ся древ­няя рез­ная ико­на «Ни­ко­лы Мо­жай­ско­го». На­зы­ва­ет­ся об­раз так по­то­му, что свя­ти­тель Ни­ко­лай спас го­род Мо­жайск. Да-да, так и бы­ло…

…В 1303 го­ду к под­мо­с­ков­но­му го­ро­ду Мо­жай­ску по­до­шло ор­дын­ское вой­ско и оса­ди­ло го­род, со­би­ра­ясь за­хва­тить его. Го­ро­жа­не ста­ли горячо мо­лить­ся лю­би­мо­му свя­то­му, про­ся по­мо­щи и за­ступ­ни­че­с­т­ва. Вдруг в воз­ду­хе над го­ро­дом воз­ник­ло див­ное зна­ме­ние: свя­ти­тель Ни­ко­лай явил­ся в гроз­ном ви­де, дер­жа в од­ной ру­ке меч, а в дру­гой — об­раз хра­ма. Вра­жье вой­ско бы­ло так на­пу­га­но, что тут же сня­ло оса­ду и об­ра­ти­лось в бег­ство. В па­мять чу­дес­ной за­щи­ты Мо­жай­ска бла­го­дар­ные го­ро­жа­не за­ка­за­ли луч­ше­му сво­е­му ма­с­те­ру со­здать но­вый об­раз Свя­ти­те­ля Ни­ко­лая.

На ико­нах Свя­ти­тель Ни­ко­лай все­г­да изо­бра­жен в сво­ем ар­хи­е­рей­ском омо­фо­ре. Но Мо­жай­ский об­раз не­обы­чен: в от­ли­чие от при­выч­ных нам жи­во­пис­ных икон, он яв­ля­ет­ся рез­ным: вы­ре­зан из де­ре­ва и за­тем уже рас­пи­сан кра­с­ка­ми. Свя­ти­тель Ни­ко­лай изо­бра­жен та­ким, ка­ким он пред­стал в чу­дес­ном зна­ме­нии — в пол­ный рост, в ар­хи­е­рей­ском об­ла­че­нии, с ме­чом в од­ной ру­ке и хра­мом в дру­гой. Об­раз этот не­обы­чай­но сла­вен и глу­бо­ко по­чи­та­ем на Ру­си.

Ны­не чу­дот­вор­ный об­раз Ни­ко­лы Мо­жай­ско­го хранит­ся в Тре­ть­я­ков­ской га­ле­рее. А в Мо­жай­ске, в Но­во-Ни­коль­ском со­бо­ре, по­ста­ви­ли но­вую рез­ную ико­ну — точ­ную ко­пию про­слав­лен­но­го об­ра­за. Бла­го­дать от чу­дот­вор­ной Мо­жай­ской ико­ны пе­ре­хо­дит и на мно­го­чис­лен­ные ко­пии ее, в том чис­ле и те, ко­то­рые яв­ля­ют­ся не рез­ны­ми, а жи­во­пис­ны­ми.

В на­шей стра­не ико­на вы­не­сла да­же свою ме­ру ис­пы­та­ний. В Мо­с­ков­ском Крем­ле есть Ни­коль­ские во­ро­та. Над ни­ми ви­се­ла боль­шая ико­на Ни­ко­лы Мо­жай­ско­го. В 1918 го­ду боль­ше­ви­ки при­ка­за­ли ра­бот­ни­кам Крем­ля закрыть лик свя­ти­те­ля крас­ным по­лот­ни­щем. При­ка­за­ние бы­ло ис­пол­не­но, но вско­ре на гла­зах у из­ум­лен­ных оче­вид­цев по­лот­но ста­ло разъ­ез­жать­ся по­по­лам, слов­но бы кто-то ра­зо­рвал его. То­г­да бы­ли при­сла­ны снай­пе­ры-крас­но­ар­мей­цы с при­ка­зом… рас­стре­лять ико­ну! Они ста­ра­тель­но стре­ля­ли в упор, но ни од­на пу­ля так и не по­па­ла в лик свя­ти­те­ля — все от­ме­ти­ны от пуль ве­е­ром рас­по­ло­жи­лись за пре­де­лом ним­ба! Об этом чу­де со­хра­ни­лось мно­же­с­т­во сви­де­тельств, а в ар­хи­вах сбе­ре­га­ют­ся фо­то­гра­фии «рас­стре­лян­но­го об­ра­за».

В День народного единства, 4 ноября 2010 года, ко всеобщей радости, состоялось освящение отреставрированной надвратной иконы «Никола Можайский» на Никольской башне Кремля.

 По материалам книги  Н.В. Скоробогатько. «Чудотворные иконы»


Книги по теме: 



Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
Если Вам есть что сказать — пожалуйста зарегистрируйтесь.
Если Вы уже зарегистрированы — пожалуйста войдите в систему.
« назад
Вход для пользователей
Новости
27.10.2015
Тематический концерт IV межрегионального фестиваля «Улица» состоялся в театре «Русская песня»Последний тематический концерт IV межрегионального фестиваля традиционной инструментальной музыки «Улица» состоялся в театре фольклора «Русская песня» 27 октября 2015 года. Он был посвящён русским молодёжным гуляниям ХХ века.
14.09.2014
Атмановские кулачки.28–30 августа в селе Атманов Угол Сосновского района Тамбовской области развернулись масштабные традиционные игры «Атмановские кулачки-2014», которые прошли в рамках престольного праздника села — Успения Пресвятой Богородицы.
15.06.2014
C 13 по 15 июня в деревне Пожарище Нюксенского района Вологодской области вновь проходит областной фольклорный праздник «Живая старина».Летом в деревне Пожарище Нюксенского района уже много лет проводится праздник «Живая старина». Впервые он был организован в 1995 году и впоследствии стал доброй традицией. В основе праздника лежит демонстрация разнообразных форм народной культуры в естественной обрядовой ситуации традиционного праздника «Троицкое заговенье»
Все новости
Вопрос в редакцию
© 2012, Воскресный день
Сайт для заботливых родителей, учителей и воспитателей.
Юридическая информация

Сайт финансируется издательством «Воскресный день»

Проект издательства «Белый город»

создание сайтов - Webis Group