Портал Воскресный день
Издательство «Белый город»
Контактная информация
(495) 641-31-00
(495) 302-54-13
Сегодня 28.04.2017
Семейный клуб
Новости
Анонсы
Авторская колонка ВД
Наши друзья
Как стать нашим другом?
Семейный календарь
Анонсы
05.04.2017
АЛЕКСАНДР МАТОЧКИН В НИЖНЕМ НОВГОРОДЕДорогие друзья! Спешим обрадовать вас, что 5 апреля 2017 в Нижний Новгород приезжает известный специалист по сказыванию былин в аутентичном варианте, создатель и преподаватель школы сказительства, собиратель, певец, специалист по традиционной культуре Александр Маточкин (Санкт-Петербург)
11.12.2016
11 декабря 2016 года в Большом концертном зале Российской академии музыки им. Гнесиных состоится премьера музыкально-этнографического проекта «ВСТРЕЧИ в стиле ЭТНО» 11 декабря в Большом концертном зале Российской академии музыки им. Гнесиных состоится премьера музыкально-этнографического проекта «ВСТРЕЧИ в стиле ЭТНО». Идея этого события — создать творческую площадку для диалога этнических музыкантов разных стран, в основе деятельности которых лежит аутентичная народная традиция. Воскресным вечером (19.00) в одном из лучших акустических залов Москвы встретятся музыканты Литвы и России, в звучащий диалог вступит аутентичная музыка и ее авторские интерпретации.
27.11.2016
Фестиваль «Филипповки» пройдёт в Московском городском Дворце детского и юношеского творчестваФестиваль Филипповки традиционно проводится в конце ноября во Дворце творчества на Воробьевых горах и собирает на своем мероприятии множество детских коллективов, исполнителей и мастеров. Много музыки, игр, танцев и веселая атмосфера фестиваля Фелипповки делают его одним из центральных детских фольклорных мероприятий Москвы…
Все анонсы
Книга дня
Французская живопись. XIX век Майорова Н. О., Скоков Г. К.
Картина дня
Охота на тигра Делакруа, Эжен
Воскресный день » Семейный клуб » Семейный календарь »

Никола Зимний

19.12.2016

Никола зимний — день народного календаря, в который почитают святого Николая Чудотворца. Отмечают его 6 (19) декабря.

 В этот день, по преданию, «Никола-угодник спускается с небесных полей на оснеженную землю и шествует по лицу Земли Русской, обходя её — обыденкой (в один день) — из конца в конец. И убегают от него, ещё загодя, все духи тьмы». Говорят, что на Николу зима с гвоздём ходит, крыши ладит, где снегом поукроет, где снегом подоткнёт, а где и гвоздь вколотит, чтобы снеговая дранка не сорвалась, чтобы в печной трубе пело и гудело — зима ледяной смолой латает крыши, окутывает снегом поплотнее. 

 В северных губерниях Европейской России существовал обычай закалывать в честь Николая Угодника бычка-«микольца», которого специально три года откармливали всей деревней. Мясо бычка частично передавалось в церковь, частично съедалось во время коллективного пиршества, устраивавшегося в этот день мужчинами. 

 «У того ли, у Николы Можайского, 

Те мужики новгородские соходилися,

На братчину, на Никольщину,

Начинают пить канун, пива ячные»…

Так пелось в старинной песне, занесенной Киршею Даниловым в его «Древние русские стихотворения». 

 Пирогами встречали день Николы и зиму потчевали. Во многих местах России с Николина дня справляли так называемую «никольщину». Праздновали в течение нескольких дней, обязательно вскладчину, с большим количеством пива или браги из зерна нового урожая. В отличие от прочих — это праздник стариковский, большаков семей и представителей деревенских и сельских родов. Общее веселье и охота на пиво длятся не менее 3–4 дней, при съезде всех ближайших родственников, и непременно приглашались соседи. Неладно бывает тому, кто отказывается от складчины и уклоняется от празднования: такого хозяина изводят насмешками в течение круглого года. «На Никольщину зови друга, зови ворога — оба будут друзья. На братчину ездят незваны. Братчина судит, ватага – рядит. Николщина красна пивом да пирогами». За общим столом решались вопросы общины, спорщики примирялись и угощали, делились новостями, велись беседы о мироустройстве. Молодёжь гуляла, забавлялись зимними потехами. 

Зимний Никола был в старину днем первого хлебного торга. «Цены на хлеб строит Никольский торг!», «Никольский обоз для боярской казны дороже золота!», «У доброго мужика и на Никольщину торг стоит!».

 Св.Николая-чудотворца зовет люд православный великим угодником Божиим и обращается к его защите и заступничеству во всякой беде-напасти, крепко веруя в необоримую силу его святой молитвы перед Господом. Но наиболее всего прибегает русский народ под покров «Николы», путешествуя на водах. В старинной новгородской былине о «Садке, богатом госте, и Царе Морском» упоминается об этом свойстве великого угодника Божия. Разыгрался на гуслях Садко, в подводном дворце владыки поддонного сидючи; расплясался под его игру гусельную Царь Морской, и поднялась на море буря великая — что ни час, то грознее. Но вмешался тут Николай-Угодник; «Гой еси ты, Садко-купец, богатый гость!» — обращается он явившись во сне, к гусляру подневольному:

 «А рви ты свои гусли звончаты; 

Расплясался у тебя Царь Морской,

А сине море всколебалося,

А и быстры реки разливалися,

Топят много бусы, корабли, 

Топят души напрасные…»

 Послушался Садко, «изорвал он струны золотые и бросает гусли звончаты, перестал Царь Морской скакать и плясать: утихло море синее, утихли реки быстрые». 

 В преданиях балканских славян (сербов, болгар и др.), передается, что по окончании мироздания, при дележе вселенной между силами небесными, Бог-Саваоф передал св.Николаю-чудотворцу — в его полную власть — «все воды и броды». 

 Существует и до сих пор еще бродит в народе, обок с каликами-перехожими и памятливыми «сказителями» старых былей и небылиц, любопытный сказ о состязаньи Николы-угодника с Ильею-громовником. В давние времена, — повествует перенесший этот сказ из уст народа на печатные страницы своих «Поэтических воззрений славян на природу» А.Н.Афанасьев, — жил-был мужик, Николин день завсегда почитал, а в Ильин нет-нет, да и работать станет; Николе-угоднику и молебен отслужит, и свечу поставит, а про Илью-пророка и думать забыл. Вот раз как-то идет Илья-пророк с Николою полем этого самого мужика, идут они да смотрят — на ниве зеленя стоят такие славные, что душа не нарадуется. «Вот будет урожай, так урожай!» — говорит Никола. — «А вот посмотрим!» — отвечает Илья: «Как спалю я молнией, как выбью градом все поле, так будет мужик правду знать да Ильин день почитать!» Поспорили и разошлись в разные стороны. Никола-угодник сейчас к мужику: «Продай, — говорит, скорее минскому попу весь хлеб на корню; не то ничего не останется, все градом повыбьет!»… Мужик послушался. Прошло ни много, ни мало времени: собралась-понадвинулась грозная туча, страшным градом и ливнем разразилась она над нивою мужика, весь хлеб — как ножом срезала. На другой день идут мимо Илья с Николою, и говорит Илья: «Посмотри, каково разорил я мужиково поле!» А Никола-угодник — в ответ ему, что хлеб де мужиком давно на корню продан. «Постой же, — я опять поправлю ниву, будет она в двое лучше прежнего!» Никола опять к мужику и заставил его выкупить побитое поле. Меж тем, откуда что взялось — стала мужикова нива поправляться: от старых пошли новые, свежие побеги. Дождевые тучи то и дело носятся над полем и поят землю: чудный уродился хлеб — высокий да густой, сорной травы совсем не видать, а колос налился полный-полный, так и гнется к земле. Пригрело солнышко, и созрела рожь — словно золотая стоит в поле. Много нажал мужик снопов, много наклал копен, уж собрался возить да в скирды складывать. На ту пору идет Илья с Николою: узнает Илья, что поле мужиком выкуплено, и говорит: «Постой же отыму я у хлеба спорость! Сколько бы ни поклал мужик снопов, больше четверика зараз не вымолотить!“ — Никола-угодник идет к мужику и советует ему, во время молотьбы, больше как по одному снопу не класть на ток. Стал мужик молотить, что ни сноп, то и четверик зерна; все закрома, все клети засыпал рожью, и все еще много остается; пришлось строить новые амбары…». 

 Св. Николай-чудотворец представляется воображению народа то в образе «доброго деда» (Никола Милостивый), то в виде сурового старца; то облик его проходит богатырской поступью, напоминающею «походочку» Микулы Селяниновича, сына Матери-Сырой-Земли. 

 Кроме того, что Никола считался народным святым, он воспринимался и как национальный святой Московского царства, покровитель всего народа. В этом плане особо почитаемым можно назвать иконографический тип Николы Можайского, характеризующийся изображением святого с мечом в одной руке и храмом или городом — в другой. Древнейшее резное изображение этого типа находилось в г. Можайске в храме во имя святителя Николая; его почитание связывалось с событиями нашествия татар. Согласно местному преданию, когда враги устремились к Можайску, они и жители города увидели над церковью явление Николу с мечом и обнесенным стеной храмом в руках. Татары бежали, а после этого события у врат храма было сделано резное изображение Николы Можайского, почитаемого как градоспасителя.

 



Комментарии пользователей
Оставить свой комментарий
« назад


Вход для пользователей
Новости
27.10.2015
Тематический концерт IV межрегионального фестиваля «Улица» состоялся в театре «Русская песня»Последний тематический концерт IV межрегионального фестиваля традиционной инструментальной музыки «Улица» состоялся в театре фольклора «Русская песня» 27 октября 2015 года. Он был посвящён русским молодёжным гуляниям ХХ века.
14.09.2014
Атмановские кулачки.28–30 августа в селе Атманов Угол Сосновского района Тамбовской области развернулись масштабные традиционные игры «Атмановские кулачки-2014», которые прошли в рамках престольного праздника села — Успения Пресвятой Богородицы.
15.06.2014
C 13 по 15 июня в деревне Пожарище Нюксенского района Вологодской области вновь проходит областной фольклорный праздник «Живая старина».Летом в деревне Пожарище Нюксенского района уже много лет проводится праздник «Живая старина». Впервые он был организован в 1995 году и впоследствии стал доброй традицией. В основе праздника лежит демонстрация разнообразных форм народной культуры в естественной обрядовой ситуации традиционного праздника «Троицкое заговенье»
Все новости
Вопрос в редакцию
© 2012, Воскресный день
Сайт для заботливых родителей, учителей и воспитателей.
Юридическая информация

Сайт финансируется издательством «Воскресный день»

Проект издательства «Белый город»

создание сайтов - Webis Group