закрыть
ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ

Данный сайт использует технологию cookie-файлов. Дальнейшее использование ресурса будет означать автоматическое согласие с нашей Политикой конфиденциальности.
Портал Воскресный день
Издательство «Белый город»
Контактная информация
(495) 641-31-00
(495) 302-54-13
Сегодня 25.09.2017
Семейный клуб
Новости
Анонсы
Авторская колонка ВД
Наши друзья
Как стать нашим другом?
Семейный календарь
Анонсы
24.09.2017
ВСТРЕЧИ в стиле ЭТНО (2017)Рады вам сообщить, что 24 СЕНТЯБРЯ на одной из лучших акустических площадок Москвы – в Концертном зале Российской академии музыки имени Гнесиных – состоится продолжение по-своему уникального музыкально-этнографического проекта «ВСТРЕЧИ в стиле ЭТНО», в этот раз представляющего собой музыкальный диалог венгерской и русской фольклорных традиций.
16.09.2017
Многолетие — епархиальный фольклорный фестивальФестиваль организован Переславской епархией Русской Православной Церкви совместно с Администрацией г. Переславля-Залесского и ТРК «Попов луг» и проводится с целью сохранения и повышения роли традиционной православной культуры как основной составляющей единого современного культурного пространства.
15.05.2017
Третий всероссийский форум–фестиваль добровольческих инициатив в сфере культурного наследия и традиционной народной культуры пройдёт в МосквеС 15 мая по 30 июня в Москве состоится “Третий всероссийский форум–фестиваль добровольческих инициатив в сфере культурного наследия и традиционной народной культуры”. В нем примут участие ведущие специалисты в области традиционной народной культуры, фольклорно-этнографические коллективы и исполнители. Организатор Форума — Российский научно-исследовательский институт культурного и природного наследия имени Д. С. Лихачева при поддержке Министерства культуры Российской Федерации.
Все анонсы
Книга дня
Шассерио Прокофьева М.
Картина дня
Мавританский танец Шассерио, Теодор
Воскресный день » Семейный клуб » Семейный календарь »

Иванов день

07.07.2017

В народной традиции празднование рождества Иоанна Крестителя соединилось с языческим празднованием солнцеворота и культом Купалы. Иванов день отмечали как праздник природы, которая к этому времени достигает высшей точки своего расцвета. После Ивана Купалы ее буйство постепенно «идет на убыль». Момент перехода был мифологизирован: старое уходит, новое еще не наступило — мир становится аморфным, размывается граница между «тем» и «этим» светом, на земле и на небе происходят чудеса. Празднование Иванова дня начиналось после захода солнца в день Аграфены Купальницы. По поверью, в Иванову ночь и Иванов день окружающий человека мир на короткое время становится другим: солнце, небо, земля, вода, растения и животные изменяют свой привычный облик, открывают людям свои тайны, отдают им накопленное богатство. В праздничную ночь земля обнажает свои недра, позволяя человеку увидеть скрытое от него в другое время: обнаружить клады, услышать звон колоколов церквей, которые ушли в землю. Вода приобретает волшебные целительные свойства. Растения наполняются особой магической силой, переходят с места на место и разговаривают друг с другом. Животные в эту ночь говорят на человеческом языке, слепая змея медянка получает зрение и становится опасной человеку. В Иваново утро солнце играет — переливается разными цветами, подскакивает над горизонтом, исчезает, снова появляется, останавливается и снова катится по небу. Человек, увидевший его игру, будет здоров и счастлив. В Иванов день, как считалось, на один миг «раскрывается» небо и с небес на землю выглядывает Бог. Если человек станет свидетелем этого чуда и успеет загадать желание, то оно обязательно исполнится. В полные чудес Иванову ночь и Иванов день мужчины и женщины, парни и девушки отправлялись в луга, леса, к рекам и озерам. В Иванов день принято было собирать цветы и лекарственные травы. Они использовались для лечения болезней, для гаданий и ворожбы. С лечебными целями собирали такие травы, как золотуха — «растет на борах, на раменских местах при осинниках, листиками маленько в пядь, на одном корени волотей по десяти, а сама что золотом перевита от корени», суровец — «растет при водах в локоть вышины, красноват, листки, что елочки», шам — «листки язычком, видом, что капуста». Сбор трав оформлялся под стать ритуальному действию: в течение двух-трех дней перед Ивановым днем полагалось говеть (т. е. поститься, читать молитвы, ходить в церковь) и идти за травами рано утром, до восхода солнца, прочитав «божью молитву». Придя на место, нужно было обратиться к земле с просьбой: «Земля-мати, благослови меня травы брати, и трава мне мати!» Во многих губерниях России лекарственные травы женщины собирали в одних рубахах, с распущенными по плечам волосами. По возвращении из леса растения относили в храм для освящения. Для гадания собирали лишь определенные виды растений: иван-да-марью («иваньковский цвет») — растение с двуцветными синими (фиолетовыми) и желтыми лепестками, богатку — цветок со светло-желтой круглой пушистой головкой, а также набор из 12 различных трав. Эти травы, по поверью, могли раскрыть судьбу сорвавшего их человека. Для этого богатку или иван-да-марью ночью затыкали в избе за матицу — потолочную балку, а утром смотрели, распустилась ли богатка пышным цветком, не завяли ли цветки иван-да-марьи. Если нет — значит, человека ожидает радостная судьба, в противном случае ему грозили болезни или даже смерть. Букет из 12 трав девушки клали под подушку в надежде увидеть во сне своего суженого. Сбором трав для ворожбы занимались колдуны и колдуньи, а также люди, отчаявшиеся решить свои проблемы обычным способом. «Ворожейными» травами считались: плакун-трава, которая якобы заставляет плакать нечистых духов, изгоняет нечистую силу, открывает доступ к кладам; адамова голова, дающая большую власть над людьми; одолень-трава, которая позволяет одолеть все препятствия, стоящие на пути; разрыв-трава — трава, открывающая все двери, разрезающая металл; намлисей, защищающий в бою и делающий человека полководцем; ревака, с помощью которой никогда не утонешь, и др. Сбор волшебных трав сопровождался различного рода магическими действиями, произнесением заговоров. Среди колдовских трав особенно почитался папоротник, который, по поверью, ровно в полночь на один миг расцветал в глухом лесу, где не слышно петушиного крика. По легенде, широко известной всем русским, человек, которому удастся его сорвать, получит огромные знания, сокрытые в природе. Он будет знать все события, которые происходят в мире, все колдовские и природные тайны, научится понимать язык деревьев, животных и птиц, сможет превращаться в невидимку. В Иванову ночь до самого утра купались в реках, озерах и прудах. Считалось, что во время ивановского купания человек приобретал силу, здоровье, красоту, очищался от всех болезней. Престарелые люди вместо купания обливали себя водой из колодцев. Во многих деревнях существовал также обычай обрызгивать или обливать водой всех людей, появлявшихся на деревенской улице. Наряду с этим были распространены и ритуальные омовения в банях, которые топили вечером накануне Иванова дня. Воду для таких омовений настаивали на душистых травах, парились веником, который делали не только из березы, но и добавляли ветви плодовых деревьев, травы, цветы. В некоторых местностях России в Иванову ночь купали коней, чтобы они были сильными, до восхода «иваньковского» солнца поливали капустные грядки, чтобы в них не заводились черви. Характерным развлечением Ивановой ночи в западных и западно-южнорусских губерниях было разжигание костров. Костры начинали приготавливать в день Аграфены Купальницы, их зажигали в момент захода солнца и тушили уже к восходу солнца в Иванов день. Костры имели значение избавительного, очистительного, обережного и продуцирующего действия. Огонь, устремляющийся вверх, соотносили с ростом и умножением. По высоте пламени гадали, чей лен будет выше, а урожай больше. Считалось также, что огонь ивановского костра может соединить брачные пары. В Калужской губернии, например, в костер бросали борону, которая на мифологическом уровне имела брачную семантику, и говорили: «Дыгарайтя, а наших девок рызбирайтя!» Парень и девушка, которые, взявшись за руки, перепрыгнут через костер, будут вечно любить друг друга. Если во время прыжка у девушки падал с головы венок, а парень его подхватывал, то он имел право к ней свататься. Огонь становился метафорой жизни. В Иванову ночь девушками совершались различные магические действия, направленные на ускорение сватовства и замужества. В Орловской губернии, например, девушки пропахивали бороной вокруг села дорогу, чтобы к ним скорее приезжали сваты. В Смоленской губернии борозду проводили от дома девушки к дому нравящегося ей парня, чтобы он быстрее посватался. Иванова ночь воспринималась народной традицией и как страшная ночь: в это время активизировалась вся нечистая сила. В Ярославской губернии, например, считали, что в Иванов день водяной старается утащить на дно всех купальщиков. Крестьяне, стараясь защититься от демонических сил, втыкали в дверную колоду нож, ветви можжевельника, татарник, читали различные заговоры и заклинания, отгоняющие нечистую силу. 




Комментарии пользователей
Оставить свой комментарий
« назад


Вход для пользователей
Новости
27.10.2015
Тематический концерт IV межрегионального фестиваля «Улица» состоялся в театре «Русская песня»Последний тематический концерт IV межрегионального фестиваля традиционной инструментальной музыки «Улица» состоялся в театре фольклора «Русская песня» 27 октября 2015 года. Он был посвящён русским молодёжным гуляниям ХХ века.
14.09.2014
Атмановские кулачки.28–30 августа в селе Атманов Угол Сосновского района Тамбовской области развернулись масштабные традиционные игры «Атмановские кулачки-2014», которые прошли в рамках престольного праздника села — Успения Пресвятой Богородицы.
15.06.2014
C 13 по 15 июня в деревне Пожарище Нюксенского района Вологодской области вновь проходит областной фольклорный праздник «Живая старина».Летом в деревне Пожарище Нюксенского района уже много лет проводится праздник «Живая старина». Впервые он был организован в 1995 году и впоследствии стал доброй традицией. В основе праздника лежит демонстрация разнообразных форм народной культуры в естественной обрядовой ситуации традиционного праздника «Троицкое заговенье»
Все новости
Вопрос в редакцию
* Отправляя данные, вы соглашаетесь с Политикой конфиденциальности
© 2012, Воскресный день
Сайт для заботливых родителей, учителей и воспитателей.
Юридическая информация

Сайт финансируется издательством «Воскресный день»

Проект издательства «Белый город»

Политика конфиденциальности

создание сайтов - Webis Group